kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Н.А.Некрасов "Славная осень"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Н.А. Некрасов. «Славная осень»

Цели: 1. Продолжать формировать навык выразительного чтения на примере

художественного произведения Н.И Некрасова «Славная осень!»;

2.Совершенствовать все виды речевой деятельности : слушания, говорения, чтения;

помочь детям понять и почувствовать красоту родной природы через музыку,

живопись и поэзию ;

3.Развивать творческие способности, образную речь, память.

Задачи урока:

формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим

текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к

природе;

развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия;

обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии ).

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

1) карточки  с речевой  разминкой, с трудными словами из стихотворения, со

словами:   эпитет,  сравнение;  2) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова,

3) мультимедиа, ноутбук, экран, грамзаписи  с разными мелодиями.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём. 
Урок чтения начнём.

ІІ.Сообщение темы и целей урока.

Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

ІІ.Проверка дом. зад.

1. Чтение сочинений о любимом времени года.

  • Дома вы должны были написать небольшое эссе о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?
  • Прочтите свои эссе.(дети читают эссе о любимом времени года)

- Всякий ли человек может писать о природе?

- А каким должен быть этот человек?

2. Вопросно- ответная беседа: (Слайд)

– Когда и где родился А.С. Пушкин?

– На каком языке говорили в семье Пушкин?

– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?

– Кто учил его писать по-русски?

– Кто ему рассказывал сказки?

1.Опрос домашнего стихотворения “Уж небо осенью дышало”.

– О каком периоде осени  говорится в стихотворении?

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

2. Биография писателя.(Слайд)

Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.

Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта, (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.

Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» - вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.

3. Чтение стихотворения учителем наизусть.

(Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

4. Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении?

- А вот, какие картины, нарисовали ваши одноклассники к этому стихотворению с помощью красок.

- А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения?

- А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения?

- Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

5. Словарная работа. Работа в парах.(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

БОДРИТ – придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР – свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

6. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

-Определите тему стихотворения.

- Что такое тема?

- Определите идею стихотворения.

- Что такое идея произведения?

7. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

- А сейчас откройте тетради, у нас с вами уже начерчена табличка, которую мы заполним сейчас все вместе. Отметьте число и запишите название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!»

- Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать.

А для начала вспомним:

- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете?

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

образ

характеристика

Худ средства

Вывод

осень

славная

воздух

Здоровый

Ядрёный

Бодрит

Лёд

речка

Неокрепший

Тающий сахар

студёная

лес

Мягкая постель

Простор

листья

Желты свежи

Ковёр

дни

Ясные, тихие

- Мы сейчас с вами, составляя таблицу, попробовали вчитаться в каждое слово стихотворения, понять, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ, попытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить же, конечно, картины осенней природы, которые автор изобразил словами.

- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях?

8. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2-3 человека)

- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

ІV. Рефлексия

- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению.  Картину  какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?

- А теперь  мы с вами поиграем в игру «Музыкальная загадка».

- Подумайте, какая  мелодия наиболее подходит к этому времени года и к стихотворению?

- Почему?

Работа с карточкой – помощником.

- Придвиньте к себе карточки.

- Подумайте, зачем автор написал это стихотворение?  Покажите номер ответа.

Индивидуальные карточки:

1.Чтобы сказать о том,  что настала осень.

2.  Чтобы передать свою радость.

3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы.

4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание у читателей.

- Почему так думаете?

Вывод:

- Так   только ли грустное настроение может вызывать осень?

Доска:  чудесное,  прекрасное, радостное.

- Отчего это зависит?

Итог:  Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Я надеюсь, что сегодняшний урок хотя бы немножко заставил вас полюбить осень, увидеть в ней ту красоту, которая скрывается от наших глаз, почувствовать её душой и сердцем.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды.
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года.
Надо благодарно принимать.

Домашнее задание

V.Подведение итогов.

Выучить стихотворение наизусть.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Н.А.Некрасов "Славная осень"»

Тема. Н.А. Некрасов. «Славная осень»

Цели: 1. Продолжать формировать навык выразительного чтения на примере

художественного произведения Н.И Некрасова «Славная осень!»;

2.Совершенствовать все виды речевой деятельности : слушания, говорения, чтения;

помочь детям понять и почувствовать красоту родной природы через музыку,

живопись и поэзию ;

3.Развивать творческие способности, образную речь , память.

Задачи урока:

формировать основы читательской деятельности: умение работать с поэтическим

текстом, учить видеть и понимать красоту природы, выражать своё отношение к

природе;

развивать навыки выразительной речи, умение определять понятия;

обогащать читательский опыт (расширение читательских знаний о поэзии ).

Тип урока: Комбинированный

Оборудование:

1) карточки  с речевой  разминкой, с трудными словами из стихотворения, со

словами:   эпитет,  сравнение;  2) иллюстрации осени, портрет Н.А. Некрасова,

3) мультимедиа, ноутбук, экран, грамзаписи  с разными мелодиями.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём. 
Урок чтения начнём.

ІІ.Сообщение темы и целей урока.

Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.

ІІ.Проверка дом. зад.

1. Чтение сочинений о любимом времени года.

  • Дома вы должны были написать небольшое эссе о любимом времени года. Кто из вас писал об осени?

  • Прочтите свои эссе.(дети читают эссе о любимом времени года)

- Всякий ли человек может писать о природе?

- А каким должен быть этот человек?

2. Вопросно- ответная беседа: (Слайд)

– Когда и где родился А.С. Пушкин?

– На каком языке говорили в семье Пушкин?

– Когда А. Пушкин начал сочинять стихи?

– Кто учил его писать по-русски?

– Кто ему рассказывал сказки?

1.Опрос домашнего стихотворения “Уж небо осенью дышало”.

– О каком периоде осени говорится в стихотворении?

IV. Знакомство с новым материалом.

1. Слово учителя.

- Сегодня мы прочтём ещё одно осеннее стихотворение, которое написал Алексей Николаевич Некрасов и постараемся проникнуться теми чувствами, которые хотел передать нам автор. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца.

- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

2. Биография писателя.(Слайд)

Хотелось бы несколько слов сказать о его биографии. Детство и юность Н.А. Некрасова прошло на Волге, где впервые и увидел Некрасов бурлаков, которые, согнувшись, медленно брели вдоль реки и тянули за собой тяжёлую баржу. Их изнурительный труд волновал впечатлительного мальчика до слёз.

Несмотря на то, что Некрасов был сыном помещика, жизнь его была нелегка. Он рано познакомился с жестокостью и грубостью. Отец поэта Алексей Сергеевич Некрасов был человек суровый и своенравный, он очень жестоко эксплуатировал своих крестьян. Когда однажды мать поэта , (она Елена Андреевна была женщиной удивительно мягкой, доброй, прекрасно образованной и полной противоположностью своему грубому мужу) заступилась за крестьян, отец наказал её, привязав в жаркий день к дереву и не позволял даже принести ей воды. Однако этот запрет маленький Некрасов нарушил. Он был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы, её посвящал в свои сокровенные мечты. Елена Андреевна серьёзно занималась воспитанием своих детей, много читала им, играла для них на фортепиано и пела.

Отец Алексей Сергеевич не разрешал детям общаться с крестьянскими ребятишками. Но в его отсутствие Некрасов убегал к сверстникам в деревню, и эта детская дружба сохранилась на долгие годы. « За нашим садом начинались крестьянские избы…Толпа ребят, как магнитом притягивала брата» - вспоминает сестра поэта Нина Алексеевна. В последствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участие в их играх, которые нередко оканчивались дракой. Когда Некрасов уже учился в гимназии и приезжал в деревню на каникулы, общение с приятелями возобновлялись: он пропадал целыми днями, бродил с ними по лесам и отправлялся на реку удить рыбу. Некрасова с крестьянами связывала многолетняя дружба, и, будучи уже поэтом, он посвящал им свои стихи. Он любил приезжать после шумного Петербурга в родные места, поохотиться, повстречаться со знакомыми крестьянами. Николай Алексеевич Некрасов привозил им из города подарки, детям игрушки, вникал в их нужды, переживал их радости и горести, помогал советом и добрым словом.

3. Чтение стихотворения учителем наизусть.

(Звучит тихая музыка, на фоне которой читается стихотворение)

- Закройте глаза и постарайтесь представить картины осенней природы, которые изобразил автор в своём стихотворении.

4. Проверка первичного восприятия.

- Какие же картины возникли в вашем воображении?

- А вот, какие картины, нарисовали ваши одноклассники к этому стихотворению с помощью красок.

- А какие чувства у вас возникли при слушании этого стихотворения?

- А почему именно такие чувства и такое настроение возникло у вас при слушании этого стихотворения?

- Чувства поэта, его думы и мысли постигаются из поэтических строк. Чтобы понять, о чём хочет сказать автор в своём поэтическом произведении, нужен особый душевный настрой, особенное сердечное внимание к прочтению. Давайте вместе попробуем разобраться в прочитанном. Как обычно работу над любым произведением мы начинаем со словарной работы.

5. Словарная работа. Работа в парах.(Слова и их значения записаны на отдельных карточках и лежат в конвертах у каждого на столе, нужно соединить слово и его значение)

- Ребята, в стихотворении есть слова, значение которых, как я думаю, вам, наверно, не совсем ясны. Эти слова лежат в конверте №1. Возьмите этот конверт. Прочитайте слова. Попробуйте объяснить значение этих слов друг другу. А теперь возьмите другой конверт №2. В этом конверте также на карточках записаны значения этих слов. Попробуйте соотнести слово с его лексическим значением. А потом мы проверим.

СЛАВНАЯ – хороший, приятный, симпатичный

ЯДРЁНЫЙ – свежий, чистый

БОДРИТ – придавать бодрость

СТУДЁНЫЙ- очень холодный

ПРОСТОР – свобода, раздолье

ПОБЛЁКНУТЬ (ещё не успели) –не лишённый свежести и яркости.

НЕОКРЕПШИЙ (лёд) – слабый, хрупкий.

6. Повторное чтение стихотворения самими уч-ся.

- А теперь прочитайте стихотворение самостоятельно и:

-Определите тему стихотворения.

- Что такое тема?

- Определите идею стихотворения.

- Что такое идея произведения?

7. Работа в тетради. Заполнение таблицы.

- А сейчас откройте тетради, у нас с вами уже начерчена табличка, которую мы заполним сейчас все вместе . Отметьте число и запишите название таблицы «Н.А. Некрасов «Славная осень!»

- Чтобы выразить состояние своей души: восторг, восхищение осенней красотой поэты и писатели использует различные художественно-изобразительные средства, которые мы попытаемся сейчас с вами отыскать.

А для начала вспомним:

- Какие художественно – изобразительные средства вы знаете?

Н.А. Некрасов «Железная дорога»

образ

характеристика

Худ средства

Вывод

осень

славная





воздух

Здоровый

Ядрёный

Бодрит

Лёд

речка

Неокрепший

Тающий сахар

студёная

лес

Мягкая постель

Простор

листья

Желты свежи

Ковёр

дни

Ясные, тихие

- Мы сейчас с вами, составляя таблицу, попробовали вчитаться в каждое слово стихотворения, понять, почему именно эти слова выбрал поэт, описывая тот или иной образ, попытались понять, что чувствовал автор в момент написания этого произведения, и представить же, конечно, картины осенней природы, которые автор изобразил словами.

- Так для чего же поэт использует сравнения, эпитеты и другие художественно-выразительные средства в своих произведениях?





8. Выразительное чтение стихотворения учащимися. (2-3 человека)

- В этом стихотворении звучит тема божественной красоты окружающей природы.

Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Некрасов – он любит и простой народ и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом.

ІV. Рефлексия

- В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению.  Картину  какого художника можно было бы использовать в качестве иллюстрации? Почему?

- А теперь  мы с вами поиграем в игру «Музыкальная загадка».

- Подумайте, какая  мелодия наиболее подходит к этому времени года и к стихотворению?

- Почему?

Работа с карточкой – помощником.

- Придвиньте к себе карточки.

- Подумайте, зачем автор написал это стихотворение?  Покажите номер ответа.

Индивидуальные карточки:

1.Чтобы сказать о том,  что настала осень.

2.  Чтобы передать свою радость.

3. Чтобы привлечь внимание к красоте природы.

4. Чтобы вызвать взаимное сопереживание у читателей.

- Почему так думаете?

Вывод:

- Так   только ли грустное настроение может вызывать осень?

Доска:  чудесное,  прекрасное, радостное.

- Отчего это зависит?

Итог: Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.

Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба. Я надеюсь, что сегодняшний урок хотя бы немножко заставил вас полюбить осень, увидеть в ней ту красоту, которая скрывается от наших глаз, почувствовать её душой и сердцем.

И хочется закончить наш урок словами:

У природы нет плохой погоды.
Каждая погода благодать,
Дождь ли снег,
Любое время года.
Надо благодарно принимать.

Домашнее задание

V.Подведение итогов.

Выучить стихотворение наизусть.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Н.А.Некрасов "Славная осень"

Автор: Утемуратова Тохтагуль Тагабергеновна

Дата: 21.01.2017

Номер свидетельства: 382147


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства