Тема: А.С.Пушкин. «Маленькие трагедии». «Моцарт и Сальери»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: 1) Расширить знания учащихся по драматургии Пушкина; познакомить с «Маленькими трагедиями»; понять идейно-художественное своеобразие трагедии «Моцарт и Сальери»; продолжить обучение анализу драматургического произведения.
2) Развивать образно-аналитическое мышление; умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать.
3) Понять общечеловеческий смысл пьесы – утверждение несовместимости гения, всегда человечного, гуманного, и злодейства. Приобщать учащихся к высокому искусству: классической музыке, живописи. Высветить человечность гения самого Пушкина.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукция М.Врубеля «Моцарт и Сальери», записи с музыкой Моцарта, «Реквием».
^ Ход урока.
Создание образно-эмоциональной атмосферы.
Вводное слово учителя: Давно ли вы слушали Моцарта? Я хочу предложить вам сейчас послушать его музыку, потому что сегодня у нас на уроке одна из «Маленьких трагедий» Пушкина «Моцарт и Сальери». Музыка даст нам возможность, хотя бы на какое-то время почувствовать волнующий мир композитора. (Идёт прослушивание, затем беседа о том, что чувствовали, понравилась ли музыка).
^ Актуализация имеющихся знаний.
Расскажите о времени создания «Маленьких трагедий».
(Болдинская осень, 1830 год, время грозных мировых катаклизмов. Пушкин, задумываясь о происходящем, искал всему этому внутренний смысл, размышлял о том, что сильнее: законы «ужасного» века или высокие порывы души человеческой? Одна за другой рождались трагедии, которые он назвал «маленькими» и которым суждено было стать великими).
Назовите драматические этюды, входящие в «Маленькие трагедии»
- Особенности композиции цикла? Как вы думаете, почему Пушкин использует только эти элементы сюжета?
(Все четыре трагедии, действительно, маленькие; состоят из двух сцен: кульминации и развязки. В этих сценах человеческий характер раскрывается наиболее полно, всей своей сутью).
- Какие сцены представлены в пьесе «Моцарт и Сальери»?
Сальери решает дать Моцарту яд и исполняет своё решение… Согласитесь, чтобы решиться на такое злодейство, наверное, нужны были очень основательные мотивы.
Что же толкнуло Сальери на преступление? Почему Моцарт не подозревает зла?
^ Организация исследовательской работы учащихся.
Выдвигаются гипотезы: - зависть;
- тщеславие.
Намечается план работы: проанализировать поступки героев; их отношение к жизни, к людям, друг к другу; к искусству.
^ Первый этап: прослушать сообщения о Моцарте и Сальери и составить представление о героях по документальным источникам.
Второй этап: работа по тексту. Учащиеся делятся на группы, первая группа характеризует Моцарта, вторая – Сальери; затем один из группы выступает с собранным материалом перед классом. В ходе проделанной работы у учащихся в тетрадях появляется примерно следующая таблица.
План
Моцарт
Сальери
Выводы: 1. Моцарт не подозревает в Сальери зла, так как он прост и человечен, добр и доверчив. Несмотря на свою избранность, не ощущает себя сверхчеловеком, не ставит выше других. Для Моцарта жизнь и музыка – два созвучия бытия. Бытие устроено гармонично. Земная жизнь разделяется на «прозу и поэзию», в ней есть жизнь низкая и жизнь высокая. Высокая жизнь содержит признаки небесной, давая представление об идеале и райском блаженстве. Лишь немногим, избранным, даётся счастье передать гармонию бытия. Остальные люди погружены в заботы дня; но без таких людей не мог бы «мир существовать».
2. Причины, толкнувшие Сальери на преступление: зависть, тщеславие, честолюбие, безверие. Сальери считает себя избранником, служителем музыки, именно «избранность» позволяет ему править судьбами людскими.
Из сообщения ученика о рационалистической философии и эстетике 18 века учащиеся выделяют ещё одну причину: «рассудочность столетия». Данная философия утверждала, что всё в мире расчислено. Сальери тоже разделил Моцарта - человека и Моцарта – композитора. Он не в силах принять единство в Моцарте гениального и обыкновенного, в этом он усматривает роковую «ошибку» природы и решает исправить её.
^ Третий этап. Углубление знаний.
Проблемный вопрос: «Подозревает ли Моцарт Сальери?»
Работа в группах. Поиск ответа на поставленный вопрос идёт в следующих направлениях. 1 группа – работает с репродукцией М.Врубеля «Моцарт и Сальери».
2 группа – анализирует состояние Моцарта по тексту.
3 группа – находит информацию о том, что такое реквием.
Выводы. В последней сцене композитор расстроен, тревожен. Таким же он изображён и на репродукции Врубеля. Моцарта не оставляло предчувствие, что «Реквием» он писал для себя. Он даже угадывает, правильно выговаривает способ смерти... Но свои же подозрительные мысли сам и останавливает, не даёт им хода. В Сальери Моцарт не подозревает зла, так как считает, что « гений и злодейство – две вещи несовместные», а в Сальери он видит «сына гармонии».
Заключительный этап. Проблемный вопрос: «Прав ли Моцарт, утверждая, что «гений и злодейство – две вещи несовместимые?»
^ Творческое задание: опишите психологическое состояние Сальери. Что он чувствует? Как вы понимаете его последние слова?
Дополнительные вопросы: «Почему на глазах Сальери появляются слёзы? Почему во фразе «гений и злодейство – две вещи несовместные», произносимой Моцартом, стоит тире, а у Сальери его нет? Смысл легенды о Буонаротти? Почему Пушкин оставляет финал произведения открытым?
^ Творческое задание: попробуйте «дорисовать» финал судьбы Сальери.
Сообщение по книге «Хроника Харона» о версиях смерти Моцарта. (Все учёные соглашаются в том, что Моцарт был отравлен. Существует несколько версий случившегося: 1) якобы убил из-за ревности адвокат; 2) Моцарт принимал лекарства, которые и привели к смерти; 3) классическая версия – « Антонио Сальери», так как он сам признался в отравлении Моцарта. Не все принимают эту версию, так как Сальери в конце жизни был безумно одинок, болен психически; публика охладела к нему).
Выводы. Убил ли Сальери на самом деле, или выдавал желаемое за действительное, но, видимо, совесть его была нечиста, если всю жизнь его что-то мучило, тревожило, привело к душевной болезни. Итог этой жизни трагичен. Возмездие неминуемо, и заключается оно в муках совести, а для Сальери - и в признании его «невысокого» таланта.
Рефлексия
- Прав ли Пушкин, утверждая несовместимость гения и злодейства?
(Анализ анкет учащихся, заполнявшихся перед изучением темы; изменились ли мнения к концу урока; с чем согласны – не согласны)
- Как вы думаете, почему Пушкин снял первоначальное название пьесы «Зависть»?
5. Задание на дом
- Мини-сочинение « Моцарт и Пушкин». Попробуйте провести параллель между автором и героем. Есть ли что-то общее в судьбах, характерах, в отношении к искусству. Отношение автора к герою.
6. Прослушивание отрывка из «Реквиема» Моцарта.