kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 8 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Цель урока: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Словарная работа.
Образ в литературе- художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.
Романтический герой- образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).
Ямб- двусложная стропа с удалением на втором слоге (-- --).
Оборудование: иллюстрации к поэме «Мцыри», текст поэмы «Мцыри».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе »

Тема: Свободный, мятежный, сильный дух героя. Мцыри как романтический герой.

Цель урока: дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Словарная работа.
Образ в литературе- художественное обобщение, выраженное в частном. Показ общих качеств в индивидуальном.
Романтизм- творческий метод, состоящий в стремлении художника противопоставить не удовлетворяющей его действительности необычные образы и сюжеты, образы, рожденные мечтой художника.
Романтический герой- образ героя, для которого характерна активная жизненная позиция, стремление вмешаться в жизнь и изменить ее (у активных романтиков).
Ямб- двусложная стропа с удалением на втором слоге (-- --).
Оборудование: иллюстрации к поэме «Мцыри», текст поэмы «Мцыри».

Ход урока.
... что за огненная душа, что
за могучий дух,
что за исполинская натура
у этого Мцыри!
В.Г. Белинский
I Реализация домашнего задания.
Жизнь Мцыри в монастыре. Характер и мечты юноши-послушника.
Комментарий учителя.
Лермонтов не дает подробного описания монастырской жизни Мцыри. Монастырская жизнь означала, прежде всего, уход от людей, от Мира, полный отказ от собственной личности, «служение богу», выражающееся в однообразно чередующихся постах и молитвах. Главное условие жизни в монастыре- послушание. Принявший монашеский обет оказывался навсегда отрезанным от человеческого общества; возвращение монаха к жизни запрещалось.
Для героя монастырь- символ неволи, тюрьма с сумрачными стенами «кельями душными». Остаться жить в монастыре означало для него навсегда отказаться от родины и свободы, быть обреченным на вечное рабство и одиночество («быть рабом и сиротой»). Автор не раскрывает характера мальчика, попавшего в монастырь: он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем дает несколько штрихов его поведения и личность пленника- горца вырисовывается отчетливо. Он вынослив («Без жалоб он томился - даже слабый стон из детских губ не вылетел»), горд, недоверчив, потому что видит в окружающих монахах своих врагов, ему с самых ранних лет знакомы недетские чувства одиночества и тоски. Есть и прямая авторская оценка поведения мальчика, усиливающая впечатление,-
Какова цель побега? Что значит, для Мцыри быть свободными?
Цитаты:
а) Давным -давно задумал я
Взглянуть на дальние поля,
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьма
На этот свет родимся мы.
б) ... Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть не знакомый, но родной
в) Я мало жил, и жил в плену
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если смог.
г) ... Я цель одну-
Пройти родимую страну-
Имел в душе.
Вывод: представления о свободе связано у Мцыри с мечтой о возвращении на родину. Быть свободным- значит для него вырваться из монастырского плена и вернуться в родной аул, убежать «из семьи чужой». Живя в монастыре, юноша не переставал видеть «живые сны»;
Про милых, близких и родных,
Про волю дикую степей,
Про легких, бешенных коней,
Про битвы чуждые меж скал...
В душе его постоянно жил образ неизвестного, но желанного «чудного мира тревог и битв».

II Работа над образом Мцыри (беседа по тексту поэмы).
1. Слово учителя.
Поэма М.Ю. Лермонтова- романтическая. Ее герой не похож на окружающих его людей, он отрицает их жизненные ценности, стремится к иному. Докажите эту мысль строчками из исповеди Мцыри.
Мцыри признается старику-монаху:
Я знал одной лишь думой власть,
Одну- но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв...
Главная страсть героя- стремление жить полно, в мире борьбы и свободы, вне стен монастыря, на далекой любимой родине.
2. Работа с текстом:
- что увидел и что узнал Мцыри о жизни во время скитаний?
(Ответ в 6 главе, половина 9-ой, 10-ой,11-ой).
Вывод: Личность Мцыри, характер его отражаются в том, какие картины привлекают его и как о них говорит. Его поражает богатство и многообразие природы, контрастирующие с однотонностью монастырской обстановки. И в пристальном внимании , с каким герой смотрит на мир, ощущается его любовь к жизни, ко всему прекрасному в ней, сочувствие всему живому.
3. Роль пейзажа в поэме.
Пейзаж в поэме играет существенную роль, тем более он дан в восприятии героя, значит, становится средством характеристики Мцыри
- Перечитайте описание утра из 11 главы. Что особенного вы отметите. Что можно сказать о человеке, так воспринимающем природу?
Читайте текст от слов «Кругом меня увел божий сад...» до слов « Я в нем глазами и душой тону...»
Пейзаж необыкновенно красив, для героя он вдвойне привлекателен тем, что для Мцыри первое утро на воле. С этого утра начинается для него познания мира, и романтический настроенный юноша населяет ее фантастическими незримыми существами, знающими тайны «неба и земли». Синеву и чистоту небес герой также воспринимает необыкновенно, готов видеть «ангела полета». Поэтически возвышенная душа и стремление к свободе позволяют Мцыри сравнивать вольную жизнь, дикую природу с раем. Перед смертью это сравнение приобретает еще более мятежный, бунтарский характер. Мцыри готов к грядущей после смерти «рай вечности» променять на осуществление своей мечты.
-В романтических произведениях исключительный герой действует в исключительных обстоятельствах.
Перечитайте отрывок из 6-ой главы поэмы «Мцыри». Докажите, что поэт нарисовал романтический пейзаж. Какие художественные средства использовал М.Ю. Лермонтов?
(Читается отрывок из 6-ой главы со слов 2Я видел груды темных скал...» до слов « В снегах горящих, как алмаз, седой, незыблемый Кавказ...»
Этот пейзаж, конечно, можно назвать романтический, потому что каждая деталь необыкновенно, экзотична- «-горные хребты, причудливы, как мечты», курятся на заре; по берегам горного потока- «груды темных скал», снежных вершин гор скрываются в облаках).
4. Анализ художественных приемов.
Главные художественные приеме в поэме- олицетворение и сравнение.
Развернутая метафора- олицетворение о двух берегах горного потока лежит русская народная загадка (« Два братца в воду глядятся, никогда не сойдутся»).
Сравнение: вершины гор «курились, как алтари»: снега горят, «как алмаз»; облака сравниваются с караваном белых птиц. Пейзаж показан глазами героя и передает мысль и чувства.
Первая картина- разделенные потоком берега- одиночество, отчаяние.
Заключительная - облака, направляющие на восток, к Кавказу,- непреодолимое стремление на родину.
-Нашел ли Мцыри ответ на вопросы, «прекрасна ли земля»? Зачем живет человек на земле?
(Мцыри увидел природу в ее многообразии , ощутил ее жизнь, испытал радость общения с ней. Да, мир, прекрасен!- таков смысл рассказа Мцыри о видении. Его монолог-гимн красок и звуков, полон радости, дает Мцыри ответ на второй вопрос: зачем создан человек, зачем он живет. Человек рожден для воли, а не для тюрьмы- вот вывод.)

III Групповая работа.
Анализ эпизодов, где действует Мцыри.
Ощущение счастья у Мцыри вызвано не только тем, что он видел, но и тем, что он успел совершить.
а) Бегство из монастыря, попытка найти дорогу в родной край.
б) Встреча с грузинкой.
в) Бой с барсом.
Бегство из монастыря во время грозы дало наслаждение ощутить дружбу «меж бурным сердцем и грозой», общение природой принесло радость (ему было весело вздохнуть «ночную свежесть тех лесов»); в битве с барсом он познал счастье борьбы и восторг победы; встреча с грузинкой вызвала «сладкую тоску». Все эти переживания Мцыри объединяет одним словом- жизнь!... «Что делал я на воле: «Жил».
-Что значит жить для героя?
(находится в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать и главное- испытывать блаженство «вольной святой». В этих переживаниях очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри).

В начале урока говорилось о Мцыри - пленнике, жившем в монастыре. Уже тогда это был сильный и гордый юноша, одержимый «пламенной страстью»- любовью к родине и свободе. Но важно заметить, что тогда, в монастыре, он и сам не знал многого о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет.
-Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?
-Какие художественные средства использует поэт, рисуя своего героя?
Приведите примеры.
Гиперболы:
«О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил...»
Метафоры:
«Я эту страсть во тьме ночной вскормил слезами и тоской», «Я грыз сырую грудь земли...»
Сравнение:
«Я сам, как зверь, был чужд людей
И полз и прятался, как змей».
Развернутые сравнения:
Мцыри с конем и тепличным цветком.
Эпитеты:
«Но юность вольная сильна,
И смерть казалась не страшна!» и т.д.
Богатство изобразительных и выразительных средств поэмы находится в тесной связи с богатствами внутреннего мира героя.

Задание:
-Найдите в статье В.Г. Белинского « Стихотворение М. Лермонтова» строки, в которых критик говорит о языке поэмы.
(«Можно без преувеличения сказать, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул и ветров- что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда он писал эту поэму»)
-Каким размером, с помощью каких рифм, написана поэма? Как это влияет на характер стихотворной речи?
(Поэма написана четырехстопным ямбом. Рифмы только мужские. Это помогает пересказать взволнованность речи рассказчика (ведь перед нами исповедь) и, кроме того придает мужественность, чеканность, красоту стихам).
Задание:
-Найдите в статье В.Г. Белинского строки, в которых он пишет о размере поэмы.
(«Это четырехстопный ямб... героя поэмы».)
В результате беседы, наблюдений над текстом и обобщений учителя ученики приходят к выводу, что Мцыри- это могучая, пламенная, романтическая натура. Главное в нем - страстность. Пламенность, стремление к счастью, невозможному для него свободы и родины, непримиримость к жизни и неволе, бесстрашие, смелость, отвага и мужество. Мцыри поэтичен, по- юношески нежен, чист и целен в своих устремлениях.
-Почему погиб Мцыри? Почему, несмотря на гибель героя, мы не воспринимаем поэму как произведение мрачное, исполненное отчаянием и безнадежности?

IV Значение поэмы.
1. Слово учителя.
Вся поэма представляет собой страстный призыв к борьбе за свободу, она призывает не мирится с рабскими условиями существования, отрывающими человека от природы, от родного народа, от родины и обрекающими его на прозябание, на пассивное отношение к жизни. В конкретных исторических условиях 30-х годов такой вызов звучал как смелый вызов смирившимся современникам, т.к. чувства и переживания Мцыри - это чувства и переживания самого поэта. Поэма Лермонтова ставила перед читателями вопросы о судьбе и правах личности, о смысле существования. Образ Мцыри заставлял современников отказаться от равнодушия и апатии, он звал увидеть и почувствовать красоту подвига.
Поэма приводила к мысли о необходимости изменить жизнь, сделать ее такой же прекрасной, какой она открывалась Мцыри, когда он вырвался из «келий душных». Появление поэмы в условиях реакции говорило о решительном протесте Лермонтова и других передовых людей того времени против условий жизни, созданных в России. Монастырь, где томился Мцыри, воспринимался как символ России времен Николая I.
Поэму многие заучивали наизусть, например, сильно увлекся поэмой В.Г.Белинский. А близко стоявшие к Лермонтову люди, как А.П. Жан - Гирей и А.Н. Муравьев, лично знавшие творческую историю поэмы «Мцыри», признавали, что никогда никакое произведение не производило на них столь сильное впечатление, как «Мцыри»
2.Сообщение ученика.
«Наши современники о произведении Лермонтова».
Материал в учебнике стр. 158

V Домашнее задание.
1. Подготовить для выразительного чтения наизусть отрывок из «Мцыри»
2. Подготовиться к тесту по поэме «Мцыри».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Урок литературы в 8 классе

Автор: Кузнецова Елена Александровна

Дата: 30.09.2014

Номер свидетельства: 115669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства