kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 7 классе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:  на основании текста «Песни…» М.Ю. Лермонтова сделать вывод о том, из каких составляющих складываются взаимоотношения  главных героев, предположить, как они трансформируются впоследствии, проследить как испытания, выпавшие на долю Калашникова, помогли ему отстоять свою честь и достоинство 

Задачи урока:

Воспитательные:  

- воспитание интереса и уважения к русской истории и литературе;

- воспитание ценностного отношения к семье;

- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

- воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.

Развивающие:     

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умения работать в парах;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие навыков монологической речи;

- развитие личностной рефлексии;

Образовательные:

- организовать усвоение знаний по теме    «  Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

- совершенствовать навык работы с информацией, уметь выделять главное, видеть композиционные части произведения, уметь определять изобразительно – выразительные средства в тексте.

- обогащение словарного запаса учащихся.

 Планируемые результаты:

Личностные. Формирование представлений о нравственных ценностях. Осознание значения литературы в процессе познания окружающего мира. Осознание семейных ценностей для формирования человеческой личности.

Метапредметные. Развитие умения самостоятельно определять цели своего  обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Совершенствовать навыки сотрудничества во время обучения.

Предметные. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры. Осмысление нравственных ценностей, влияние их на мировоззрение читателей.

Формируемые УУД:

 Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

                                                

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя образовательная школа № 1

Ульяновская область р.п. Новоспасское







Конспект урока по литературе , проведённый в 7 А классе МБОУ СОШ № 1 на тему : « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»











Составила

Вдовина Вероника Николаевна

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории




р.п. Новоспасское, 2014




Тема урока « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

Класс – 7

Время – 1 час

Место в системе уроков – на этапе изучения творчества М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок применения полученных знаний

Технологии: проектная, технология развития критического мышления

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Основные виды деятельности учащихся и учителя:

-- беседа

-- проектная деятельность

-- анализ проблемных ситуаций

-- создание письменного высказывание по теме

-- составление кластера.

Цель урока: на основании текста «Песни…» М.Ю. Лермонтова сделать вывод о том, из каких составляющих складываются взаимоотношения главных героев, предположить, как они трансформируются впоследствии, проследить как испытания, выпавшие на долю Калашникова, помогли ему отстоять свою честь и достоинство . .


Задачи урока:

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к русской истории и литературе;

- воспитание ценностного отношения к семье;

- воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

- воспитание осознания ситуации выбора, ответственности за него на основе нравственных ценностей и идеалов.


Развивающие:

- развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать;

- развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

- развитие умения работать в парах;

- развитие творческих, речевых способностей учащихся;

- развитие навыков монологической речи;

- развитие личностной рефлексии;


Образовательные:

- организовать усвоение знаний по теме « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

- совершенствовать навык работы с информацией, уметь выделять главное, видеть композиционные части произведения, уметь определять изобразительно – выразительные средства в тексте.

- обогащение словарного запаса учащихся.



Планируемые результаты:

Личностные. Формирование представлений о нравственных ценностях. Осознание значения литературы в процессе познания окружающего мира. Осознание семейных ценностей для формирования человеческой личности.

Метапредметные. Развитие умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Совершенствовать навыки сотрудничества во время обучения.

Предметные. Приобщение к духовно – нравственным ценностям русской литературы и культуры. Осмысление нравственных ценностей, влияние их на мировоззрение читателей.



Формируемые УУД:

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.


Познавательные УУД

1. Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации – фактуальную, текстовую и концептуальную.

2. Пользоваться приёмами изучающего чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться приёмами ознакомительного и просмотрового чтения.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.


Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации, создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

5. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

6. Слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

7. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.


Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

Оборудование:

- текст произведения;

- конверт с чистым листом;

- « Словарь русского языка С.И. Ожегова.»

Подготовительная работа перед уроком.

Перед уроком было дано задание подготовить сообщение о проведении кулачного боя в Москве 16 века, составить челобитную Ивану Грозному об отмене опричнины , сообщение о Домострое




Ход урока.

Начальный этап.

Организационный момент.

- определение готовности к уроку;

- приветствие.

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Надеюсь , что наш урок будет для вас полезным, ознаменуется интересными открытиями.

Основной этап урока.

Вопрос М.Ю. Лермонтову

- На протяжении нескольких уроков мы изучали творчество М.Ю. Лермонтова, знакомились с его произведением « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Сейчас у вас есть возможность задать 1 – 2 вопроса М.Ю. Лермонтову. Откройте конверты, возьмите листочки и запишите вопросы. ( Дети записывают свой вопросы на листочках). Отложите конверты, к ним мы вернёмся позже.

2) Актуализация изученного материала, создание проблемной ситуации.

- На прошлом уроке мы изучали « Песню…», казалось бы, о многом вы уже знаете .

- Какое чувство осталось у вас после чтения поэмы?

- Какая она Москва 16 века?

- Кто в «Песне..» является настоящим героем? Почему?

3) Создание проблемной ситуации

Готовясь к сегодняшнему уроку, я перечитывала сочинения учеников прошлых выпусков.

Хочу зачитать вам выдержку из одной работы:

« Я считаю, что Степан Парамонович Калашников совершил неверный поступок, иды на смертный бой с опричником Кирибеевичем. Он обрекает себя в любом случае на верную смерть, неважно победой закончится кулачный бой или поражением. А ведь у него есть жена, малые детки любезные, младшие братья! Не лучше ли было пережить поступок опричника, тем более никто не пострадал?»

- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока? ( « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»)

- Какие цели нужно поставить перед собой на уроке? ( узнать, что такое конфликт в литературном произведении, понять, что воспевает М.Ю. Лермонтов в « Песне…», осмыслить поступок купца Калашникова, извлечь нравственные уроки из поэмы)

4) Разрешение проблемной ситуации.

- Дайте определение слову конфликт. Посмотрите лексическое значение данного слова в словаре С.И. Ожегова.

- Конфликт в литературном произведении – столкновение, на котором построено развитие сюжета в произведении.

- Что вы можете сказать о конфликте в « Песне…» ( конфликт

« Кирибеевич – Калашников», « Калашников – царь»).

5) Составление кластера.

- Чтобы ответить на проблемный вопрос , составим кластер героев.

(Составление кластеров « купец Калашников» - «Кирибеевич» )

6) Этапы анализа произведения ( работа с текстом)

- Поэма начинается с экспозиции. В ней главное место отведено царю. А что нового сказал Лермонтов о царе?

- Какие изобразительные средства употребляет Лермонтов для характеристики царя?

- Почему хмурится Грозный царь?

- Что вы знаете об опричниках? Вы получили задание составить челобитную царю И. Грозному об отмене опричнины – зачитайте.

- Завязка действия – это признание опричника Кирибеевича.

- Почему не весел молодой опричник? О чём он поведал царю? Какую правду утаил, почему?

- Что советует Кирибеевичу Грозный?

6 )Анализ эпизода, связанного с образом С. Калашникова.

- А сейчас я предлагаю вам перенестись в лавку купца Степана Парамоновича Калашникова. Посмотрите сценку в исполнении учащихся. ( Сценка по 2 части поэмы).

- Проанализируем увиденное. Что вы можете сказать о купце в этой сценке, как он ведёт себя по отношению к жене? Чем он возмущён? Что вы помните о Домострое. Послушайте сообщение о Домострое. ( ученица рассказывает о своде правил)

7) Сообщение о Домострое.

Нелегка была доля женщины в древней Руси. До замужества она не имела права выходить за пределы родительского дома. Замуж выдавали по родительской воле, и до самой свадьбы она не знала человека , с которым придется жить всю жизнь. В доме на стене мужа её ждал «дурак». Так называлась плеть, предназначенная для жены. О муже, который не бил жены благочестивые люди говорили, что он «о своей душе не радит и сам погублен будет и дом свой погубит».

Несмотря на такие порядки жена не была рабой. Во всём, что касалось домашних дел, жена была полновластной хозяйкой, или , как тогда говорили» госпожой». Воспитание детей, огород, кухня были на её попечении. Муж редко вмешивался в эту сторону жизни.

Однако во всём, что касалось отношений с миром, который находился за воротами усадьбы жена была абсолютно бесправна. Не могла ничего покупать, знакомиться и разговаривать с кем – либо без разрешения мужа, даже пойти в церковь можно было только с разрешения мужа.

- Сделаем вывод оправдан ли гнев купца? Каким предстает перед нами Калашников? ( по характеру это сложный противоречивый человек). Каким он видит выход из создавшейся ситуации?

8) Работа в парах для решения ситуативного задания.

- Сложность и противоречивость характеров литературных героев всегда привлекала режиссёров. Но у «Песни про купца Калашникова» история особая. Нет ни фильма, снятого по ней, почти не ставятся спектакли. Хотя известно, что в 1908 году сняли чёрно – белый немой фильм, но и он был утерян. Очень интересно было бы посмотреть фильм или спектакль по этому произведению.

Представим, что вы режиссёр театра, готовите постановку спектакля «Песня про купца Калашникова». Составьте рекомендации для актёров, претендующих на роль купца.

На что вы обратите особое внимание ( как должен выглядеть актёр, как себя вести, разговаривать, какую черту в характере следует подчеркнуть).

- А теперь в парах поработайте над составлением рекомендаций.

9) Чтение « Рекомендаций для актёров»

3. Заключительный этап.

- В 3 части мы узнаем о столкновении между Калашниковым и Кирибеевичем на кулачном бое. Что вы знаете о кулачном бое?

1) (Сообщение ученицы о правилах ведения кулачного боя на Руси)

- Кулачный бой – потеха, представляющая собой бой кулаками. Существовала в России с глубокой древности до начала 20 века. Кулачные бои проводились по праздникам, разгул боёв начинался во время Масленицы. Летом бой бой проходил площадях, зимой – на замёрзших реках, озёрах. В боях участвовал и простой народ и торговцы.

Русские бойцы использовали только удары кулаками. Существовали определённые правила , по которым нельзя было бить лежачего человека, бить в висок, использовать любое оружие, следовало драться голыми руками. За несоблюдение правил строго наказывали. Несмотря на это , поединки иногда заканчивались плачевно: участник мог получить увечья, бывали и смертельные исходы . ( По материалам журнала « Русская старина», 1913г №6,7)

Ответ на проблемный вопрос урока

- С каким настроением идёт на кулачный бой купец Калашников?

( Буду насмерть биться до последних сил,

А побьёт он меня – выходите вы

За святую правду – матушку,

Не сробейте братцы любезные!)

- С каким настроением Кирибеевич?

( потешить царя И. Грозного, он уверен, что нет равного ему по силе).

- Почему одержал победу Калашников?

Исход битвы решило моральное превосходство Калашникова. Главным нравственным законом русского народа всегда было святое убеждение : «Не в силе Бог, но в правде». Степан Парамонович готов насмерть биться за «святую правду – матушку». Выходя на поедигнок Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: « Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!».

- А теперь вернёмся к проблемному вопросу нашего урока « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

( У Калашникова не было другого выхода, не было у него надежды на Закон. То, что глава обесчещенной семьи убил « обидчика волей – вольною» д.б. известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора.)

3)Рефлексия

- Вернёмся к нашим письмам, написанным в начале урока . попробуйте сами ответить на поставленные вопросы

4) Самооценка

- Оцените свою работу на уроке, подумайте о вашем вкладе в урок. ( учащиеся оценивают себя, обосновывая свою оценку)

4. Подведение итогов урока.

- Какие нравственные уроки вам преподал М.Ю. Лермонтов в своём произведении?

- Чем обогатило вас наше сегодняшнее общение?

- Как вы думаете выполнили мы завет Лермонтова, воплощённый в его обращении к потомкам:

Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно,

Хочу, чтоб труд мой вдохновенный

Когда – нибудь увидел свет…

Домашнее задание ( по выбору учащихся)

1.Написать сочинение – рассуждение « Мог ли конфликт Калашникова с Кирибеевичем разрешиться мирным путём ?»

2. Написать сценарий кинофильма по « Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

3. Нарисовать костюмы декорации, подобрать музыку к спектаклю « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».










Список литературы, используемой при подготовке к уроку :

С.А. Андреев-Кривич. Всеведенье поэта. Изд-во «Советская Россия», М., 1973.

Ельцова О. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе по программе под редакцией А. Г. Кутузова. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

Есин А. Б. и др. Школьный словарь литературоведческих терминов и понятий. 5 – 9 кл. – М.: Дрофа, 1995.

Золотарёва И. В., Егорова Н. В.Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: “ВАКО”, 2007.

Карамзин Н. М. История Государства Российского. В 12 т. Т. 9. – М.: Наука, 1997.

Коровина В. Я. Читаем, думаем, смотрим. Вопросы и задания по литературе. 7 класс. – М.: Просвещение, 1996.

Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Методические советы / В.Я. Коровина. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2001. – 176 с.

Лебедева А.А. К истории кулачных боёв // « Русская старина», 1913г. № 6,7

М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. Сост А.А. Шагалов. М., «Просвещение». 1976.

Лермонтовская энциклопедия. М. , 1981

ОжеговС.И. Словарь русского языка. М., 1985

Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. Ч. 1. А – Л. – М.: Просвещение, 1990.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок литературы в 7 классе.

Автор: Вдовина Вероника Николаевна

Дата: 03.02.2015

Номер свидетельства: 166450

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства