Тема Русская басня в XX веке.
Цель урока Знакомство с произведениями баснописцев 20 века .
Задачи урока: - повторить тему «Басни», познакомиться с произведениями С.Михалкова, О. Кванина;
- найти сходство между баснями 19 и 20 века;
- развивать коммуникативную, информационную
компетенции, навык выразительного чтения;
- прививать интерес к современной литературе, к литературе Вологодского края,
формировать нравственную компетенцию.
Тип урока - комбинированный
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 этап | Проверка домашнего задания | Лексическая работа: центон 1)читает центон 2) проводит викторину по теме «Басни» (презентация) | на доске - кластер по теме «Басни» (д.з.), связный рассказ о басне (работа над понятиями теории литературы); слушают, смотрят, находят знакомые строки, называют басню выразительно читают басню И.А.Крылова (по выбору) | |
2 этап | Новый материал | Тема урока - русская басня 20 века Формулируем цель урока 2) Работа с текстом басни «Грибы» - объясните лексическое значение слов: самоуверенность, бахвальство, скромность; - нарисуйте устный портрет персонажей басни; | * Определяют цель урока * Презентация о С.В.Михалкове; * Выразительно читают басню «Грибы» (наизусть) * объясняют значение слов; * устное словесное рисование портретов героев басни; | Регулятивные УУД 1. Самостоятельно определять проблему и цели урока. Вырабатывать критерий оценки и определять степень успешности своей работы. Работать, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свои действия. Познавательные УУД 1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Коммуникативные УУД 1. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека. 2. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра. 3. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. 4. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями. Личностные результаты 1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному. 2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства. |
| | - Какие черты присущи героям басни? - Каков иносказательный смысл басни? | *отвечают на вопросы. | |
| | 3) Групповая работа с текстом прозаической басни С.Михалкова «Зеркало» и одноименной басни И.А.Крылова. | 1 группа готовит инсценирование басни И.А Крылова «Зеркало» 2 группа - исследовательская работа (сравнивает басню «Зеркало» И.А.Крылова и С.В.Михалкова). 3 группа готовит ответы на вопросы: •какова мораль басни? •назовите ситуации в жизни, похожие на сюжеты басен С.Михалкова. | |
| | 4) Чем отличается басня от стихотворения? | • читают произведение С. Погореловского «Трудное положение»; • басня это или стихотворение? • доказывают свою точку зрения. | |
| | знакомит с вологодским баснописцем О.С.Кваниным; лексическая работа: микробасня. | Самостоятельно анализируют микробасни О.Кванина (на листках, по группам). | Технология оценивания |
3 этап | Итог урока | - Чему учились на уроке? - Какое сходство с баснями 19 века можете найти? - Зачем нам нужны басни? - Были ли трудности? -Что было интересно на уроке? - Оцените свою работу на уроке. По каким критериям будете оценивать себя? | | АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ (вопросы к ученику): 1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)? 4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)? Какую оценку ты себе ставишь? |
4 этап | Домашнее задание | Вы сочинили интересные сказки. Теперь сочините басню или микробасню, использовав мораль или сюжет одной из понравившихся басен. | | |
Приложения
Центон.
В июле, в самый зной, в полуденную пору
Сыпучими песками в гору
Из дальних странствий возвратясь,
По улицам слона водили,
Как видно, напоказ:
Известно, что слоны в диковинку у нас,-
Так за слоном толпы зевак ходили...
Какой-то повар-грамотей
С поварни убежал своей
Со всех дворов собак сбежалося с полсотни,
Как вдруг из подворотни
Проказница-мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет.
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело — только мука.
Однажды лебедь, рак да щука, собака, лев да волк
с лисой
Везти с поклажей воз взялись и вместе все в него
впряглись.
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу,
Поклажа бы для них, казалось, и легка,
Да лебедь рвется в обдака,
Рак пятится назад, а щука тянет в воду.
Центон — произведение, главным образом стихотворное,
составленное из отрывков и строк,
собранных из различных произведений одного
или нескольких авторов.
Раздаточный материал.
О.С.Кванин. Микробасни.
Гриб, зачервивевший под сонной лапой ели,
Был горд собою:
Не нашли, не съели.
- Спусти такому, заклевать бы мог!
- Я неразменна!
3. С. Погореловский
Трудное положение.
В тревоге и смятении встречает сына мать:
Ну, что по поведению?
Да троечка опять!
Ах, что за наказание!?
А я чем виноват?
Домашнее задание
Писал мне старший брат,
Ты делала сложение,
Делил и множил дед.
Но хуже с поведением:
Помощников-то нет!
4. Басня И.А Крылова «Зеркало и обезьяна» (распечатать)
5. Портреты О.С.Кванина, С.Михалкова