kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Басни И.А.Крылова 

Цель урока:  обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.

Задачи урока:

1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

  2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

  формировать  умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

 3) воспитывать  культуру работы в группе, интерес к классической литературе,  положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.

Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.

Ход урока.

I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока.                        Мотивация учебной деятельности обучающихся

                                        Забавой он людей исправил,

                                           Сметая с них пороков пыль.

                                           Он баснями себя прославил

                                           И слава эта – наша быль.

                                           И не забудут этой  были,

                                           Пока по-русски говорят,

                                           Её давно мы затвердили,

                                           Её и внуки затвердят!         (Слайд №1)

Итак, кому посвятил эти строки  П. А. Вяземский?

 Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф  в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.)     (Слайд №2)

А как нам достичь этой цели?

II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1

 (Ответ:

  1. «Демьянова уха»,
  2. «Обоз»,
  3. «Две бочки»,
  4. «Слон и Моська»,
  5. «Кошка и Соловей»,
  6. «Волк и Журавль»,
  7. «Ворона и Курица»,
  8. «Тришкин кафтан»,
  9. «Слон на воеводстве»,
  10. «Мор зверей»,
  11. «Квартет».

                                        (Отправитель - Мартышка))

что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом)          (Слайд №3)

-  Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп)          (Слайд №4)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен)                              (Слайд №5)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)                                

                                                                       (Слайды №6-7)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов.                       (Слайды №8-9)

А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде)    (Слайд №10)

-До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?

III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания)              Приложение №2

IV.  Задание  «Найди пару»

         (Слайд №11)

V.  «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)

1.Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.

2. Ищу  пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!

3. Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!

4. Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!

5.Срочно сниму тёплую квартиру до весны!

6.Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, -  Верните, пожалуйста,  на ель!

Видеопауза.  

После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят  мультфильм «Ворона и Лисица».

VI. Физминутка.

VII. Творческий отчёт.

 - Ребята, басни  И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням.                                А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)

- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?

VIII. Литературное состязание.

 (Слайды 12-22)

X. Подведение итогов. Рефлексия.

 (Слайд  23)

Учитель:

Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество  И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?

Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)

Учитель:

 -Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?

X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

 (Разгадать кроссворд или сочинить басню.)

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«домашнее задание 1»

Домашнее задание.


РАЗГАДАЙТЕ КРОССВОРД





1













2












3











4








5









6










1. Кто сказал: «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите!»


2. «Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка затеяли сыграть…»

3. «Вороне где-то бог послал кусочек…»

4. «На ту беду … близехонько бежала».

5. «Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» О ком это?


6. Кто сказал: «Кумушка, мне странно это: да работала ль ты в лето?»




Просмотр содержимого документа
«доска объявлений»


1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.






2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!





3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!





4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!





5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!





6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!



Просмотр содержимого документа
«карточки на стол»




ВОРОНА


ОБЕЗЬЯНА



СТРЕКОЗА


ЛИСИЦА



ЗЕРКАЛО


ЯГНЁНОК



ВОЛК


МУРАВЕЙ



ЛИСТЫ


ПЕТУХ



КУКУШКА


КОРНИ



ОСЁЛ


МУЖИК


Просмотр содержимого документа
«конспект урока»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БОРЩЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»












УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ










УЧИТЕЛЬ: Кузнецова С.В.






С. БОРЩЕНЬ

БОЛЬШЕСОЛДАТСКИЙ Р-ОН

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ



Тема: Басни И.А.Крылова


«Его басни переживут века!» (К.Н.Батюшков)


Цель урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.


Задачи урока:


1) закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2) развивать речь и творческое мышление обучающихся;

формировать умения взаимодействовать в коллективной деятельности;

3) воспитывать культуру работы в группе, интерес к классической литературе, положительное отношение к честным, благородным, добрым поступкам.



Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков.


Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выставка книг, иллюстрации к басням, выполненные обучающимися, карточки.


Ход урока.


I. Организационный момент. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

Учитель:

-Здравствуйте, ребята, уважаемые коллеги! Ребята, сколько сегодня у нас гостей. Они пришли посмотреть, как мы умеем дружно, хорошо, сообща трудиться на уроке.

Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

А начать наш урок мне бы хотелось строками замечательного стихотворения русского поэта, прозаика Петра Андреевича Вяземского. Слушайте внимательно, потому что это поможет вам сформулировать тему нашего урока, поставить цель и определить задачи.

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль.

Он баснями себя прославил

И слава эта – наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят! (Слайд №1)


Итак, кому посвятил эти строки П. А. Вяземский?

Чему мы посвятим наш урок? Кто готов сформулировать тему нашего урока?


Эпиграфом к нашему уроку я выбрала известные вам слова поэта Константина Николаевича Батюшкова. Запишите тему урока и эпиграф в тетрадь и подумайте, какую цель мы поставим перед собой?

(Повторить всё, что мы знаем о баснях И.А.Крылова.) (Слайд №2)


А как нам достичь этой цели?

(Внимательно слушать учителя, друг друга и выполнять все задания)


Правильно, молодцы! Сегодня на уроке мы ещё раз обратимся к творчеству великого баснописца, обобщим знания о басне, как литературном жанре и побудем в роли чтецов, художников, актёров, покажем знание и понимание басен.

Для подготовки к уроку мы старательно готовились, каждый проделал огромную работу, все волнуются. Ребята, волноваться не нужно. Я каждому из вас желаю удачи!


II. Актуализация знаний. «Мозговой штурм»

Учитель:

-Ребята, перед началом урока мне передали конверт. Это необычное письмо адресовано вам. Один из героев произведений И. А. Крылова решил попробовать себя в роли баснописца и предлагает на ваш суд свой первый шедевр. Давайте попробуем угадать, о каких произведениях И. А. Крылова в нём идёт речь и кто автор сего послания.

(Раздаю листочки с текстом «письма». Приложение № 1

(Ответ:

  1. «Демьянова уха»,

  2. «Обоз»,

  3. «Две бочки»,

  4. «Слон и Моська»,

  5. «Кошка и Соловей»,

  6. «Волк и Журавль»,

  7. «Ворона и Курица»,

  8. «Тришкин кафтан»,

  9. «Слон на воеводстве»,

  10. «Мор зверей»,

  11. «Квартет».

(Отправитель - Мартышка))


- Ребята, как мы оценим творчество Мартышки? Удалось ей сочинить басню? А что называется басней? Давайте дадим определение.

К какому роду литературы относится басня?

Что лежит в основе басни? (аллегория)

А что такое аллегория?

Из каких частей состоит басня? (основное повествование и мораль)

А что такое мораль? ( Мораль – это начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом) (Слайд №3)


- Ребята, на предыдущих уроках вы узнали, что басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Кто же был родоначальником басенного жанра? (древнегреческий баснописец Эзоп) (Слайд №4)

  • А помните ли вы имя французского поэта, который прославился как баснописец?

( поэт Жан де Лафонтен) (Слайд №5)

  • Ребята, а вспомните, кто писал басни в России?

( М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. И. Майков, И. И. Хемницер)

(Слайды №6-7)

  • Однако самый любимый баснописец у детей и взрослых в нашей стране, несомненно, И. А. Крылов. (Слайды №8-9)

  • А почему И. А. Крылов обратился к жанру басни?

( Он был непримирим к недостаткам человеческой жизни, а открыто высказываться об этом было нельзя. Басня помогла ему высмеять скупость, лживость, лицемерие).

  • Да, ребята, ни один литератор не пользовался такой славой, как Крылов. Высоко оценил его творчество А. С. Пушкин, назвав Крылова «самым народным поэтом, превзошедшим всех баснописцев». «Дедушка Крылов»,- называл народ своего баснописца. В Санкт - Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому Крылову (изображение на слайде) (Слайд №10)



  • До этого ни одному писателю памятников не сооружалось. Средства на памятник собирал весь народ.

Подумайте, почему Крылов был удостоен такой чести?

Обратите внимание, как изображён Крылов?

А знаете ли вы, кто создавал этот памятник?



III. История создания памятника И. А. Крылову (Реализация индивидуального задания) Приложение №2




IV. Задание «Найди пару»

Ну, а теперь давайте вспомним басни И.А.Крылова. Для начала соединим героев различных басен.

(Для проведения конкурса необходимы карточки-имена героев басен, чистый лист бумаги, клей-карандаш.)

Обучающимся предлагаются перепутанные карточки с именами героев басен И. Крылова.

Задача: составить пары, которые звучат в названиях басен (например, Стрекоза - Муравей), наклеить пары на лист бумаги.

Время выполнения – 3 минуты. (Слайд №11)



ВОРОНА

ОБЕЗЬЯНА

СТРЕКОЗА

ЛИСИЦА

ЗЕРКАЛО

ЯГНЁНОК

ВОЛК

МУРАВЕЙ

ЛИСТЫ

ПЕТУХ

КУКУШКА

КОРНИ

ОСЁЛ

МУЖИК




V. «Доска объявлений»

– Прочитайте, объявления. Кому из героев басен они могли принадлежать? Назовите, из какой басни этот герой. После каждой угаданной басни ребята читают наизусть каждую из них. Первую слушаем в исполнении актера Валентина Гафта (аудиозапись)

1.

Возьмём уроки игры на музыкальных инструментах.



2.

Ищу пособие по правильному использованию очков. Пишите крупнее, я плохо вижу!



3.

Поступим учиться в автошколу с целью научиться управлять транспортом и получить водительские права!



4.

Сяду на диету и запишусь в экологический кружок для охраны дубов!



5.

Срочно сниму тёплую квартиру до весны!



6.

Потеряла сыр, пока пела. Просьба к тому, кто нашёл, - Верните, пожалуйста, на ель!



Ответы: 1. Мартышка Осёл, Козёл, Медведь «Квартет»,

2. Мартышка «Мартышка и очки»,

3. Лебедь, Рак, Щука «Лебедь, Щука и Рак»,

4. Свинья «Свинья под дубом»,

5. Стрекоза «Стрекоза и Муравей»,

6. Ворона «Ворона и Лисица»



Видеопауза.

После прочтения последнего объявления обучающиеся смотрят мультфильм «Ворона и Лисица».

VI. Физминутка.

VII. Творческий отчёт.

- Ребята, басни И.А. Крылова нашли своё отражение и в изобразительном искусстве. Многие художники писали иллюстрации к его басням. А известны ли вам их имена? (А.М.Суворов, Г.Куприянов, Е.М.Рачев)

- Ребята, а теперь обратите внимание на доску. Чьи это рисунки?

В своих рисунках вы тоже отразили сюжеты из басен И. А. Крылова. Перед началом урока вы с ними познакомились. Какой из рисунков больше всего понравился? Кому из ребят удалось наиболее точно передать характер героев?


VIII. Литературное состязание.

Учитель:

- А теперь вас ждёт литературное состязание! Кто в нём будет самым активным? Басни Крылова легко запоминаются. Многие фразы из басен стали крылатыми словами. Мы часто произносим их, даже не думая, что слова эти впервые произнесли герои Крылова.

Ребята, а какие слова мы называем “крылатыми”? А для чего мы используем их в речи? (Слайды 12-22)


IX. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

-Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале урока? Достигли мы поставленной цели? Так в чем же секрет басен И.А.Крылова? (Слайд 23)


Ребята, но ведь басни были написаны более 160 лет назад. Зачем же нам, детям XXI века, в век мобильной связи, компьютеризации изучать творчество И. А. Крылова, его басни?

А разве не бывает людей без недостатков?


Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, горе-музыканты Осёл, Козёл да косолапый Мишка. И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью.


Ребята, а давайте сформулируем правила, которыми должен руководствоваться человек в жизни, опираясь на нравоучения И. А. Крылова.

А легко ли следовать этим правилам? Почему?

Будете ли вы следовать правилам, покажет жизнь, но я надеюсь, что нравоучения И. А. Крылова помогут вам стать лучше. И закончим наш урок строками замечательного стихотворения М. Исаковского “Кто не слыхал его живого слова?” (Чтение стихотворения учителем.)


Учитель:

-Спасибо за урок, подготовку к уроку, за вашу активность, внимательное отношение к творчеству великого баснописца.

Как вы оцениваете свою работу на уроке?


X. Домашнее задание. Обучающиеся выбирают сами.

(Разгадать кроссворд или сочинить басню.)



11



Просмотр содержимого документа
«приложения»

Приложение № 1

Басня

Созвал как-то Демьян на демьянову уху весь лесной народ. Привезли целый обоз рыбы. Сварили две бочки ухи. И вот к обеду идут Слон и Моська, Кошка и Соловей, Волк и Журавль, Ворона и Курица. Курица по такому случаю надела тришкин кафтан. Второй Слон не пришёл – Слон на воеводстве был. Не проверил Демьян перед варкой свежесть рыбы, забеспокоился, как бы не начался в лесу мор зверей. Но, к счастью, всё добром закончилось. Мораль сей басни такова: начал дело, выполни его безупречно от начала до конца!

Последовательница Ивана Андреевича,

подающая надежды начинающая писательница, прима из квартета




Приложение № 2


О создании памятника.


Средства на памятник собирал весь народ, а организаторы устроили конкурс на лучший проект памятника. В конкурсе победил барон Пётр Карлович Клодт. Он работал над памятником вместе с Карлом Брюлловым, который создал портрет Крылова, и художником Александром Алексеевичем Агиным, нарисовавшим героев басен. Для этого Агин составил список зверей – крыловских героев, а затем собрал «натурщиков» у себя. Свидетели рассказывали, какое это было столпотворение: зверюшки и птицы мяукали, лаяли, хрюкали, мычали, кудахтали...



Просмотр содержимого документа
«самоанализ урока»

Самоанализ урока литературы, проведенного в 5 классе по теме «Басни И.А.Крылова» учителем Кузнецовой С. В. МКОУ «Борщенская СОШ» Большесолдатского района Курской области.

На сегодняшний день современный урок немыслим без «тактики сотрудничества»: ученик-учитель-ученик. Чтобы вовлечь детей в учёбу, необходимы всё новые и новые формы урока, где за основу берётся формирование универсальных учебных действий обучающихся.

Такая форма проведения урока существенно повышает мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, обеспечивает работу всего класса, позволяет учащимся раскрыть свои способности. Урок литературы, проведенный сегодня в 5 классе, показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий можно выполнять уже сегодня, в ходе учебной деятельности, работая по стандартам 2004 года.

Класс работает по программе, основанной на программно-методических материалах по литературе Коровиной В.Я., по учебнику-хрестоматии для общеобразовательных учреждений в 2-х частях, автором-составителем которого является Коровина в.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.

Тема урока: «И.А.Крылов и его басни».

Это был третий урок по данной теме. Урок систематизации и обобщения знаний и умений. При разработке урока учитывались возрастные особенности детей, реальные возможности обучающихся 5 класса, количество которых – 4 человека. Из них два мальчика, две девочка. Уровень познавательной и учебной мотивации хороший. Психологический климат в классе открытый. Обучающиеся относятся друг к другу доброжелательно, преобладает сотрудничество. Лидеров в классе нет. В коллективе класса развиты коммуникативные навыки. Отрицательных качеств в коллективе не выявлено.

Дети к данному уроку имели определенный багаж знаний, который помог им систематизировать и обобщить изученный материал.


Цель данного урока: обобщить полученные знания о басне как эпическом жанре.


Для достижения цели были поставлены Задачи:

1. Предметные:

- закрепить знания обучающихся о жанре басни и баснях Крылова, полученные на предыдущих уроках;

2. Метапредметные:

а) познавательные УУД:

-развитие внимания, мышления, зрительной памяти учащихся;

- работа с информацией;

б) коммуникативные УУД:

- формировать умение работать в группе;

- развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

в) регулятивные УУД:

- учить детей контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике;

- формировать умения выполнять свои действия по образцу;


Личностные:

- формирование умения адекватно оценивать свою работу;

- воспитывать уважение к мнению других, самостоятельность, творческую активность, любовь к родному языку, уважение к родителям.

1. Урок начался с организационного момента и мотивации. Создание благоприятной рабочей обстановки, психологический настрой развивает положительную мотивацию к обучению. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию. Такое начало позволяет повысить интерес учащихся к уроку литературы.

На этом этапе урока мы формируем личностные УУД.


2. На следующем этапе происходит актуализация знаний: прочитав письмо, дети определяют, из каких басен в него включены слова, определяют, можно ли его назвать басней. Вспоминают, что такое басня, мораль, аллегория. Организуется подготовка к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, это карточки со словами. Мы формируем познавательные и регулятивные УУД.


3. Следующий этап урока – это реализация индивидуального задания. Обучающаяся делает сообщение о создании памятника И.А.Крылову.

На этом этапе мы формируем все виды УУД.


4. Следующий этап – обобщение и систематизация знаний.


а) Учащиеся в коммуникативной форме выполняют задание «Найди пару», в ходе которого необходимо составить пары героев крыловских басен, ставят цель: устранить возникшее затруднение. Ребята выбирают нужные карточки и соединяют героев, работают парами.

На этом этапе мы формируем познавательные и коммуникативные УУД.


б) Следующее задание – «Доска объявлений» - заключается в том, чтобы, прочитав объявление в шуточной форме, ребята угадали, кто и из какой басни является его автором. Затем идет чтение этой басни наизусть. Первую басню обучающиеся прослушали в исполнении актера Валентина Гафта, далее дети сами читают наизусть. Последняя басня – просмотр мультфильма.

На этом этапе мы формируем все виды УУД.


5. На следующем этапе проводили физминутку.

Мы формируем регулятивные, коммуникативные УУД.


6. Следующий этап – творческий отчет. Работа с рисунками обучающихся.

Мы формируем все виды УУД.


7.Следующий этап – литературное состязание на знание крылатых выражений. Из басен И.А.Крылова. Работа с компьютерной презентацией. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Мы формируем все виды УУД.


8.На следующем этапе - домашнее задание предлагается выбрать разное по сложности. Это позволяет объяснить самому себе «что я хочу» (цели и мотивы) и «что я могу» (результаты), т.е. формируем личностные УУД.


10. Урок заканчивается рефлексией. Учащиеся формулируют собственное мнение и позицию и определяют степень успешности выполнения своей работы, что является необходимым условием самостоятельной деятельности.

На данном этапе мы формируем регулятивные УУД.


На уроке все учащиеся старались включиться в диалог, ребята высказывали свои мысли. Я считаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения. Все задания урока позволили работать над формированием метапредметных универсальных учебных действий (личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных), что и является залогом успешности самостоятельной деятельности обучающихся.





4



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»

Забавой он людей исправил,  Сметая с них пороков пыль.  Он баснями себя прославил,  И слава эта – наша быль.  И не забудут этой были,  Пока по-русски говорят,  Её давно мы затвердили,  Её и внуки затвердят!  П.А.Вяземский

Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль. Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль. И не забудут этой были, Пока по-русски говорят, Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят! П.А.Вяземский

«ЕГО БАСНИ ПЕРЕЖИВУТ ВЕКА!»   К.Н. Батюшков

«ЕГО БАСНИ ПЕРЕЖИВУТ ВЕКА!» К.Н. Батюшков

  • ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
  • (1769-1844)
Басня   — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.  Мораль басни  — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.  Аллегория  — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.  Примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек.            

Басня   — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл. Мораль басни  — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом. Аллегория  — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек.           

История басни как жанра  Гесиод ( VIII – VII вв до нашей эры).   Эзоп, живший в VI веке до нашей эры.     Веласкес. Эзоп

История басни как жанра

  • Гесиод ( VIII VII вв до нашей эры).
  • Эзоп, живший в VI веке до нашей эры.

Веласкес. Эзоп

Французские баснописцы  Буало   Жан де Лафонтен

Французские баснописцы

Буало

Жан де Лафонтен

Русские баснописцы VIII века  М.В.Ломоносов А.Сумароков  И. Хемницер   И.Дмитриев

Русские баснописцы VIII века

М.В.Ломоносов А.Сумароков

И. Хемницер

И.Дмитриев

Л.Н.Толстой  К.Прутков  С.В.Михалков

Л.Н.Толстой

К.Прутков

С.В.Михалков

Произведения Крылова

Произведения Крылова

Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге.  Памятник Крылову в Летнем саду

Литературные заслуги его увековечены памятником, поставленным ему в Летнем саду в С.-Петербурге.

Памятник Крылову в Летнем саду

Соедини героев басни Ворона Стрекоза Зеркало Волк Листы Кукушка Осёл  Обезьяна Лисица Ягненок Муравей Петух Корни Мужик

Соедини героев басни

Ворона

Стрекоза

Зеркало

Волк

Листы

Кукушка

Осёл

Обезьяна

Лисица

Ягненок

Муравей

Петух

Корни

Мужик

Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.

Язык басен И. А. Крылова очень богат афоризмами. Они меткие, образные. Употребляя афоризмы в своей речи, мы делаем её более выразительной и эмоциональной.

ЧТО ТАКОЕ АФОРИЗМ?

ЧТО ТАКОЕ АФОРИЗМ?

  • Афоризмы – это законченные мысли, которые отличаются своею оригинальностью. Они существуют в лаконичной форме, которая хорошо запоминается и неоднократно повторяется другими людьми.
“ А ларчик просто открывался ”  Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему.

А ларчик просто открывался

Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему.

“ А Васька слушает, да ест ”  Эту фразу произ- носят, когда один человек стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то своё.

А Васька слушает, да ест

Эту фразу произ- носят, когда один человек стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то своё.

“ А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь ”  Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты. “ Квартет ” 1811г.

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь

Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты.

Квартет 1811г.

“ Демьянова уха ”  Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.

Демьянова уха

Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.

“ Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку ”  Используется, когда два человека просто так хвалят друг друга.

Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку

Используется, когда два человека просто так хвалят друг друга.

“ От радости в зобу дыханье спёрло ”  Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова. “ Ворона и Лисица ” 1808 г.

От радости в зобу дыханье спёрло

Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова.

“ Ворона и Лисица ” 1808 г.

“ Чем кумушек  сч итать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотить ся ”  Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого.

Чем кумушек сч итать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотить ся

Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого.

“ Тришкин кафтан ”  Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую.  Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую. “ Тришкин кафтан ” 1815 г.

Тришкин кафтан

Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую.

Употребляется в ситуации, когда кто-либо, желая исправить одну вещь, портит при этом другую.

“ Тришкин кафтан ” 1815 г.

“ А воз и ныне там ”   Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось. “ Лебедь, Рак и Щука»

А воз и ныне там

Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

“ Лебедь, Рак и Щука»

СЕКРЕТЫ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА

СЕКРЕТЫ БАСЕН И.А.КРЫЛОВА

  • Написаны простым языком.
  • Поучительны.
  • Интересны и доступны.
  • Легко запоминаются.
  • Не обидны.
  • Воздействуют – не хочется быть похожими на героев.
  • Актуальны.
Из какой басни фраза? 1.Лето красное пропела  2.С ним была плутовка такова  3.А воз и ныне там  4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье  5. «Соседка, перестань срамиться», – ей шавка говорит

Из какой басни фраза?

1.Лето красное пропела

2.С ним была плутовка такова

3.А воз и ныне там

4.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

5. «Соседка, перестань срамиться», – ей шавка говорит

Эзоп «Ворона и лисица»  Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве.  Лисица увидела, и ей захотелось заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос.  Ворону и захотелось показать ей, что есть у него ещё и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом.  А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, если бы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать!»

Эзоп «Ворона и лисица»

Ворон унёс кусок мяса и уселся на дереве.

Лисица увидела, и ей захотелось заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него ещё и голос.

Ворону и захотелось показать ей, что есть у него ещё и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом.

А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, если бы у тебя ещё и ум был в голове, - ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать!»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Использованные материалы  Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2013г. Уроки литературы Кирилла и Мефодия.   5 класс Интернет-ресурсы:  http://it- n.ru , http://school- collection.edu.ru ,  http:// window.edu.ru  http:// kostyor.ru

Использованные материалы

  • Золотарева И. В., Егорова Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М. : Вако, 2005.
  • Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия в двух частях. Часть 1. Авторы-составители В. Я. Коровина и др.- М. : Просвещение, 2013г.
  • Уроки литературы Кирилла и Мефодия.

5 класс

  • Интернет-ресурсы:

http://it- n.ru , http://school- collection.edu.ru , http:// window.edu.ru

http:// kostyor.ru

  • Мультфильм по басне «Ворона и Лисица».
  • Аудиозапись басни «Квартет» в исполнении В.Гафта из альбома «И.А.Крылов. Басни»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока литературы в 5 классе по теме "Басни И.А.Крылова".

Автор: Кузнецова Светлана Валентиновна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141567


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства