Ни один литератор в России не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни. Данный урок рекомендован как обобщающий по изучению творчества И.А.Крылова в 5 классе. Он направлен на закрепление и обобщение знаний о басне как литературном жанре, развитие навыков выразительного чтения басен, умения находить в басне мораль, делать выводы.
Игры, инсценирование басен помогут сделать урок ярким и интересным, способствовать приобщению школьников к творчеству великого баснописца.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе »
Тема урока: «Баснописец, каких не было…» (урок-конкурс)
Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова, их художественном своеобразии и нравственной ориентации; повторить основные принципы построения басни.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.
Иллюстративный материал: кроссворд, рисунки, иллюстрации к басням.
Ход урока
I. Организационный момент
Ребята, сегодня у нас последний урок по разделу «Жанр басни в мировой и русской литературе», последний урок по басням И.А.Крылова. Так совпало, что мы проводим его в рамках декады русского языка и литературы, и на этом уроке у нас присутствуют гости.
Давайте поделимся с ними полученными знаниями, откроем еще раз прекрасный мир басен, созданный И.А.Крыловым.
Наш урок так и называется – «Баснописец, каких не было…»
(слайд 1)
На этом уроке мы закрепим и обобщим наши знания о баснях, поиграем, посмотрим инсценированные вами басни.
II. Слово учителя, опрос.
Итак, посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова, прочитайте его высказывание: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»
- Как вы понимаете, что такое порок? (предосудительный недостаток, позорящее свойство)
- Какие пороки любил «пощипать» Крылов? (жадность, лень, хвастовство, хитрость, глупость и т. д.)
Ни один литератор в России не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни. Высоко ценил его талант А.С.Пушкин. Прочитайте слова поэта. «Самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев»
Прежде чем говорить о бессмертных баснях Крылова, давайте вспомним, кто является родоначальником этого жанра в мировой литературе?
(слайды 2,3)
III. 1. Расскажите кратко о И.А.Крылове. (рассказывает подготовленный ученик)
2. Стихотворение М.Исаковского «Кто не слыхал его живого слова…» (подготовленный ученик)
-Что же такое басня? (слайд 4)
- C помощью чего в басне подчеркивается нравоучительный смысл?
-Назовите основные признаки басни (слайд 5)
- Чем басни помогают нам? (высмеивают недостатки, помогают узнавать жизнь, ориентироваться в ней)
VI. Разгадывание кроссворда.
1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)
2. Вид литературного произведения. (Басня.)
3. Известный русский баснописец. (Крылов.)
4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)
5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)
6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)
V.Конкурс «Знатоки басен» (слайды 6-15) Задача учащихся – назвать недостающие слова или предложения, отгадать название басни.
VI. Инсценирование подготовленных басен (Реализация индивид. дом. заданий – «Ворона и лисица», «Демьянова уха»)
- Какова мораль этих басен?
(нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать себя, свои способности, возможности; нельзя навязывать без меры другому человеку что-либо, пользы от этого не будет)
Все, что насильно навязывается, называется «Демьянова уха». Это выражение стало крылатым.
VII. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык изпроизведений И. А. Крылова).(слайд 16)
1. «Да работала ль ты в лето?»
«Так поди же, попляши!»
2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,
Тебе бы видно было».
3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова» и другие.
VIII. Литература и изобразительное искусство.
Работа по иллюстрациям. (Демонстрация иллюстраций, рисунков уч-ся.)
Вопросы: Назовите басни, содержание которых вы видите на иллюстрациях.
IX. Строки басен, ставшие пословицами и поговорками (слайд 17)
«Слона-то я и не приметил»
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»
«Рыльце у тебя в пуху»
(обучающиеся объясняют их смысл)
X. Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен (слайд 18)
Ребята, в каком городе поставлен памятник И.А.Крылову? (в Петербурге, в Летнем саду) (слайды 19, 20)
XI. Рефлексия
– чему учат басни Крылова? (любить Отечество, бороться с недостатками; скромности, доброте, мудрости жизни)
- нужны ли басни Крылова в наше время? (да, потому что и сегодня каждый человек должен работать над собой, искоренять недостатки)
- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова басен И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.
(звучит стихотворение П.А.Вяземского о И.А.Крылове – слайд 21)
Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню.