kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Ни один литератор в России не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни. Данный урок рекомендован как обобщающий по изучению творчества И.А.Крылова в 5 классе. Он направлен на закрепление и обобщение знаний о басне как литературном жанре, развитие навыков выразительного чтения басен, умения находить в басне мораль, делать выводы.

   Игры, инсценирование басен помогут сделать урок ярким и интересным, способствовать приобщению школьников к творчеству великого баснописца.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе »



Тема урока: «Баснописец, каких не было…»
(урок-конкурс)

Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о баснях И. А. Крылова, их художественном своеобразии и нравственной ориентации; повторить основные принципы построения басни.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою.

Оборудование:компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Иллюстративный материал: кроссворд, рисунки, иллюстрации к басням.

Ход урока


I. Организационный момент


Ребята, сегодня у нас последний урок по разделу «Жанр басни в мировой и русской литературе», последний урок по басням И.А.Крылова. Так совпало, что мы проводим его в рамках декады русского языка и литературы, и на этом уроке у нас присутствуют гости.

Давайте поделимся с ними полученными знаниями, откроем еще раз прекрасный мир басен, созданный И.А.Крыловым.

Наш урок так и называется – «Баснописец, каких не было…»

(слайд 1)

На этом уроке мы закрепим и обобщим наши знания о баснях, поиграем, посмотрим инсценированные вами басни.


II. Слово учителя, опрос.

Итак, посмотрите еще раз на портрет И.А.Крылова, прочитайте его высказывание: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать…»


- Как вы понимаете, что такое порок? (предосудительный недостаток, позорящее свойство)


- Какие пороки любил «пощипать» Крылов? (жадность, лень, хвастовство, хитрость, глупость и т. д.)


Ни один литератор в России не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни. Высоко ценил его талант А.С.Пушкин. Прочитайте слова поэта. «Самый народный поэт, превзошедший всех баснописцев»


Прежде чем говорить о бессмертных баснях Крылова, давайте вспомним, кто является родоначальником этого жанра в мировой литературе?

(слайды 2,3)


III. 1. Расскажите кратко о И.А.Крылове. (рассказывает подготовленный ученик)


2. Стихотворение М.Исаковского «Кто не слыхал его живого слова…» (подготовленный ученик)


-Что же такое басня? (слайд 4)


- C помощью чего в басне подчеркивается нравоучительный смысл?


-Назовите основные признаки басни (слайд 5)


- Чем басни помогают нам? (высмеивают недостатки, помогают узнавать жизнь, ориентироваться в ней)


VI. Разгадывание кроссворда.

1. Человек, пишущий басни. (Баснописец.)

2. Вид литературного произведения. (Басня.)

3. Известный русский баснописец. (Крылов.)

4. Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления. (Олицетворение.)

5. Веселая добродушная насмешка. (Юмор.)

6. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. (Аллегория.)


V.Конкурс «Знатоки басен» (слайды 6-15) Задача учащихся – назвать недостающие слова или предложения, отгадать название басни.


VI. Инсценирование подготовленных басен (Реализация индивид. дом. заданий – «Ворона и лисица», «Демьянова уха»)


- Какова мораль этих басен?

(нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать себя, свои способности, возможности; нельзя навязывать без меры другому человеку что-либо, пользы от этого не будет)


Все, что насильно навязывается, называется «Демьянова уха». Это выражение стало крылатым.

VII. Игра «Копилка крылатых слов и выражений» (вошедших в язык из произведений И. А. Крылова). (слайд 16)

1. «Да работала ль ты в лето?»

«Так поди же, попляши!»

2. «Когда бы вверх могла поднять ты рыло,

Тебе бы видно было».

3. «Сыр выпал – с ним была плутовка такова» и другие.

VIII. Литература и изобразительное искусство.

Работа по иллюстрациям. (Демонстрация иллюстраций, рисунков уч-ся.)

Вопросы: Назовите басни, содержание которых вы видите на иллюстрациях.

IX. Строки басен, ставшие пословицами и поговорками (слайд 17)

  • «Слона-то я и не приметил»

  • «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку»

  • «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет»

  • «Рыльце у тебя в пуху»

(обучающиеся объясняют их смысл)



X. Соотнесите черты характера человека с животными, героями басен (слайд 18)


Ребята, в каком городе поставлен памятник И.А.Крылову? (в Петербурге, в Летнем саду) (слайды 19, 20)

XI. Рефлексия

– чему учат басни Крылова? (любить Отечество, бороться с недостатками; скромности, доброте, мудрости жизни)

- нужны ли басни Крылова в наше время? (да, потому что и сегодня каждый человек должен работать над собой, искоренять недостатки)

- Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова басен И.А.Крылова, которые помогут вам стать лучше.

(звучит стихотворение П.А.Вяземского о И.А.Крылове – слайд 21)


Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 5 классе

Автор: Темлякова Венера Марсовна

Дата: 21.04.2015

Номер свидетельства: 204431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства