kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 11 классе по теме "Я будущего хочу сегодня" (по товрчеству В.В.Маяковского) поможет учащимся в процессе выполнения практической работы познакомиться с новаторством поэзии поэта. учителю необходимо только организовать работу по анализу стихотворений В.Маяковского. Ученики выявят новаторстов поэта в области формы, рифмы, содержания. Попутно на уроке будут повторены воспросы из теории литературы. Урок разработан с учетом ситемно-деятельностного подхода.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«самоанализ_урока_11_класс»

Самоанализ урока литературы в 11 классе по теме «Я будущего хочу сегодня»

Класс, в котором проводился данный урок, имеет средний уровень обучаемости. Учащиеся данного класса находятся на двух уровнях читательского восприятия произведения:

  1. Логико-понятийный уровень: для него характерны рассудочность, равнодушие к эмоционально-образным компонентам. Ученики увлекаются рассуждениями на нравственно-этические темы, отрываясь от фактов произведения. Эмоциональные реакции сдержаны, работа творческого воображения отсутствует. (Филиппова Нина, Калюжный Э., Епифанцев А.)

  2. Эмоционально-образный уровень: учащихся этого типа восприятия отличает эмоциональное отношение к прочитанному, но основанное на субъективных ассоциациях. Ученики сопереживают героям, работа воображения активна, но образы героев понимаются произвольно, в соответствии с личностными переживаниями. (Маслова В., Евдокимова А., Шинкарева Ю., Першин А.)

Кроме этого, ученики 11 класса относятся к «эмоциональному» типу. Они с интересом работают по тексту произведения, улавливают характер выразительных средств того или иного автора, но им труднее дается составление планов, работа над выводами.

Поэтому урок строился исходя из особенностей восприятия учащихся данного класса.

Данный урок входит в систему уроков по изучению произведений писателей 20 века. Учащиеся знакомы с развитием художественных и идейно-нравственных традиций развития русской классической литературы, знают, что человек и эпоха – основная проблема искусства. Ознакомлены с разнообразием литературных направлений, стилей, школ, групп. Этот урок построен с таким расчетом, что учащиеся в ходе практической работы смогут выявить новаторство поэзии В.Маяковского.

Тип урока – изучение новой темы. Для проведения этого урока выбрана форма – урок-практикум. Предлагаемый урок подготовлен с учетом личностно-ориентированного подхода к обучению. Разумеется, в своей работе я ориентировалась на идею этой технологии, а также на определенный учебный момент и конкретный класс. Прослеживался также деятельностный подход, который осуществлялся через анализ стихотворений, поиск ответов на вопросы, сопоставление, поиск средств выразительности, связный ответ, практическую работу, заполнение технологической карты урока. Таким образом, в центре внимания были различные формы учебной деятельности учеников.

Дифференцированный подход осуществлялся через формулировку вопросов, заданий.

Тема и специфика урока определяется его целями, а также подбором материала для анализа произведения.

На уроке использованы следующие методы и приемы: наглядный метод посредством использования мультимедиа, словесный метод, создание проблемной ситуации, метод индивидуальной и дифференцированной работы. Формы работы: фронтальная работа, работа в парах, сообщения учащихся, самостоятельная работа, индивидуальная работа. Виды деятельности способствовали оптимизации использования учебного времени, рационально распределены в течение урока: это и прослушивание стихотворений, и работа с текстом, и анализ стихотворений, и устные виды работ, и работа по заполнению таблицы. Проведена минутка релаксации согласно требованиям здоровьесберегающих технологий.

Используемые технологии: технология индивидуально-дифференцированного обучения, здоровьесберегающая технология, информационная технология – способствовали обеспечению личностно-ориентированного подхода.

Привлечение в качестве дополнительного материала прослушивания аудиозаписи произведений Маяковского, сопоставление стихотворений Есенина и Маяковского, анализ произведений вслед за автором позволило приблизить учащихся к пониманию новаторского характера поэзии Маяковского.

Я думаю, что поставленные к уроку цели достигнуты в полной мере.









Просмотр содержимого документа
«урок_в_11_классе_по_Маяковскому»

17


План-конспект урока-практикума в 11 классе с применением ИКТ

«Я хочу будущего сегодня»

Поэтическое новаторство В.Маяковского



Кузнецова Н.И.



Цели: Организовать деятельность по анализу лирического произведения с точки зрения содержания и формы, по рассмотрению вопроса новаторства поэзии Маяковского, по развитию навыка связной речи и выразительного чтения; способствовать закреплению знаний теории литературы; содействовать в воспитании интереса к изучению поэзии Маяковского.


Оборудование урока: литературная газета, электронная презентации, технологические карты, ксерокопии стихотворений, сборники стихов Маяковского.

Методические приемы: лекция с элементами беседы, чтение и анализ стихотворений, комментированное чтение, практическая работа

Ход урока

Оргмомент. Звучит отрывок (в записи) из поэмы В.Маяковского “Во весь голос” (литературная композиция о творчестве В. Маяковского“Уважаемые товарищи потомки…” Автор: Е.Коношенко, исполняет В. Никулин).

Слушайте,
товарищи потомки,
агитатора,
горлана-главаря.
Заглуша
поэзии потоки,
я шагну
через лирические томики,
как живой
с живыми говоря.
Уважаемые
товарищи потомки!
Роясь
в сегодняшнем
окаменевшем г….
наших дней изучая потемки,
вы,
возможно,
спросите и обо мне.
И, возможно, скажет
ваш ученый,
кроя эрудицией
вопросов рой,
что жил-де такой
певец кипяченой
и ярый враг воды сырой.
Профессор.
снимите очки-велосипед!
Я сам расскажу
о времени
и о себе.

Учитель

Осенней ночью 1912г. на Сретенском бульваре в Москве прогуливались двое: коренастый, плотный мужчина лет тридцати и высокий, худой, неважно одетый молодой человек. Они о чем-то спорили. Остановились. Молодой человек, скрывая волнение и оттого не совсем уверенно владея своим великолепным рокочущим басом, прочитал стихи. Сказал спутнику, что это стихи одного его знакомого. На ночном бульваре разыгралась бурная сцена.

- Да это же вы сами написали! – воскликнул коренастый мужчина. – Да вы же гениальный поэт.

Утром следующего дня молодой человек– Владимир Маяковский – был публично объявлен гениальным. “Пришлось писать”. И тогда появилось “первое профессиональное”стихотворение “Ночь”, потом – “Утро”.Спутником Маяковского был Давид Бурлюк.

А 17 ноября в артистическом подвале “Бродячая собака” состоялось первое публичное выступление Маяковского с чтением стихотворений.

Чем же «зацепил» Маяковский своих современников? Какие особенности стихотворений были для них неожиданными? Попробуем разобраться с этим на сегодняшнем уроке.

XX век без Маяковского представить невозможно. Маяковский «окрасил» собой целую эпоху, он был самым известным и талантливым поэтом-футуристом (не будь Маяковского, футуризм не получил бы такой известности). Нескольким поколениям советских читателей Маяковский был знаком прежде всего как автор советских лозунгов и плакатов, «Стихов о советском паспорте», поэмы о Ленине и т. д. И.В.Сталин в 30-е годы назвал Маяковского лучшим и талантливейшим советским поэтом. И последовавшее затем насильственное внедрение Маяковского в сознание советских людей превратило его в официозную фигуру. Б.Пастернак писал, что «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине», и «это было его второй смертью». Но Маяковский не вмещается в то определение, которое дал ему Сталин, и как поэт Маяковский был гораздо сложнее и интереснее, чем многим представлялось.

Сразу после похорон Маяковского М.Цветаева писала: «Боюсь, что, несмотря на народные похороны, на весь почёт ему, на весь плач по нём Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».

Слайд 1

Какая страсть вела в поэзию юного Маяковского, какие противоречия раздирали его душу, почему он так нетерпеливо рвался в будущее, в «коммунистическое далеко» и к чему, наконец, пришёл, почему и сегодня вызывает споры и разногласия? Какое содержание вместилось в неполных 37 лет его жизни, какие волнения обуревали эту мощную, но в то же время в чём-то слабую натуру?

Сегодня на уроке нам предстоит ответить на эти вопросы и рассмотреть новаторство поэзии Маяковского.

Слайд 2

У Маяковского было много биографов, но, наверное, никто не мог бы рассказать о нем лучше его самого. Дома вы познакомитесь с автобиографией поэта, которую он назвал «Я сам». Вспомним биографию поэта и особенности его поэтики.

Первое появление в литературе имени Маяковского связано с футуризмом— авангардным течением в литературе XX века. Русский футуризм— это очень пестрое, неоднородное явление.

Что вы помните о футуризме, о его эстетической программе? (выступление учащегося)

Слайд 3, 4

В 1912 году М. вступает в литературно-художественную группу футуристов (новое литературное направление) «Гилея». Программным для футуристов был эпатаж. Одна из газет так описывала появление футуристов: "Вчера на Сумской улице творилось нечто сверхъестественное: громадная толпа запрудила улицу. Что случилось? Пожар? Нет. Это среди гуляющей публики появились знаменитые вожди футуризма - Бурлюк, Каменский, Маяковский. Все трое в цилиндрах, из-под пальто видны желтые кофты, в петлицах пучки редиски..." Для эпатажа футуристы придумывали необычные названия своим манифестам. Публичные выступления начинались и заканчивались ударом в гонг. Казимир Малевич являлся с деревянной ложкой в петлице, Крученых носил на веревке через шею диванную подушку, Маяковский – в желтой кофте. В альманахе «Пощечина собственному вкусу» футуристы пытаются разорвать связь с традициями русской классики.

Как можно понять призыв футуристов «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих классиков с парохода современности»? (Смысл лозунга состоял в том, что, оставаясь в границах старых, разработанных и узаконенных классиками художественных средств, невозможно отразить стремительно меняющуюся новую реальность)

Это были поиски новых форм, новой эстетики. Это был бунт, бунт эстетический, и его отпечаток несут многие ранние стихотворения поэта. Однако гений Маяковского не умещается целиком в рамки футуристической теории и практики.

Словарь дает такое толкование слову «новатор»

Слайд 6

Новатор, -а, м. Человек, который вносит новые, прогрессивные идеи, приемы в какой-нибудь области деятельности. Новатор производства. Художник-новатор.

Какого поэта можно назвать новатором? (Находит новые формы, слова, того, кто пишет стихи, не укладывающиеся в привычные рамки и шаблоны).

Друг Маяковского и, пожалуй, самый строгий критик его стихов, Роман Якобсон,
лингвист мирового масштаба, в своей статье «Замечания» так определил суть
поэтического новаторства Маяковского:

Слайд 7

Многое он адресовал поэтам в XXX век. И новизна его стихов обращена в будущее: и специфика образности, и метафоризация, и широкое использование неологизмов, и дерзкие эксперименты в области метрики стиха.

Роман Якобсон

Роман Якобсон назвал, без сомнения, основные черты поэтического новаторства Маяковского. Попытаемся разобраться в них на нашем уроке-практикуме.

Прослушивание стихотворений Есенина и Маяковского. Выявление разницы стихотворной речи.

В чем особенности поэзии Маяковского?

Если рассматривать содержание, то Маяковский освоил новые темы революции, гражданской войны, социалистического строительства, причём в таком аспекте. Который был характерен только для него. Это выразилось в соединении лирического и сатирического взгляда на действительность. Приведите примеры названий стихотворений о революции, гражданской войне.

Маяковский использовал приёмы ораторской и разговорной речи: приведите примеры
1.
Специфика образности.

Вы получили домашнее задание. Проанализировали образные ряды ранних стихов Маяковского, так называемого дореволюционного периода творчества (1912—1917)


| Как можно определить предмет поэзии? (Внешний мир и образ «я»,
противопоставленный ему). Показательным в этом отношении является стихотворение «Нате!» (1913 год).

Слайд 8

«Нате!» (1913)

Представим, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда поэт бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публики.

Какими словами представлен предметный мир этого стихотворения? (Щи, белила, «вещи», «калоши»— предметы потребления)

Кто противостоит лирическому герою? (Мещанская толпа— собирательный образ)

Каков пафос этого стихотворения? (Обличительный, социальный)

Чтение стихотворения «Нате!» учителем

Ваши впечатления о стихотворении.

Какой основной прием использован в стихотворении? (антитеза) На чем оно построено?

Рассмотрим метафоры. Что такое метафора? (сообщение учащегося)

Как понимаете метафору «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»?

Почему создается впечатление, что жир «ваш», но он не принадлежит человеку?

Какую эмоциональную окраску содержат обращения – мужчина, женщина?

Что по - Маяковскому главное для человека? (еда, сытость)

Как понимаете «раковина вещей»? (полное погружение человека в быт)

Почему автор сопоставляет людей с моллюсками? (лишены внутренней формы, принимают любое обличье, это бесформенная субстанция)

Что олицетворяет «стоглавая вошь»? (мерзкое насекомое, бесцветное, толпа многочисленна)

Итак, обобщим, какой представлена толпа?

«А я вам открыл столько стихов шкатулок» Для чего нужны шкатулки? (хранить) Что? (драгоценности)

Что для лирического героя является самым драгоценным? (его бесценные слова – самое драгоценное, самоцветы)

«Открыл» Почему он их не хранит? О какой черте характера это говорит? (душевная щедрость)

Почему называет себя «мотом и транжиром»? Как понимаете эти слова?

Какая интонация звучит в этих строках? (усмешки или упрека, понимает, что поэзия никому не нужна)

«Бабочка поэтиного сердца» Какие ассоциации вызывает образ бабочки? (хрупкость, красота, незащищенность, легкость, полет, теплота, трепетность)

Как понимаете авторский неологизм «поэтиное»?

Итак, каким представлен образ лирического героя? (щедрым, настоящим поэтом, хрупким и беззащитным)

В четвертой строфе этот образ резко меняет свою окраску. Лирический герой называет себя грубым гунном. Кто такие гунны? (тюркские племена, которые вторглись в Европу)

Почему герой свое выступление, когда он щедро дарит свои бесценные слова, называет кривляньем, шутовством? Это чье восприятие?

Получается, что герой и бабочка, и гунн. Кто же он на самом деле?

В данном случае мы видим, что герой одевает маску. Зачем? А в каких случаях люди вообще надевают маски? (маска шокирует публику, маска защищает, помогает оценить толпу)

А для чего необходима показная грубость? (герой показывает, что в состоянии защитить себя).

В чем лирический герой видит свое предназначение? (носитель высоких идеалов, должен служить людям. ) Вспомните пушкинского «Пророка» «Глаголом жги сердца людей». На что должно быть направлено слово поэта? (воспламенять сердца людей, нести правду, любовь, справедливость).


Слайд 9


Чтение стихотворения «А вы могли бы?» . прослушивание. Ваши впечатления. Что захотелось сказать? Какие образы возникают при чтении стихотворения?

Как понимаете выражение «карта будня»? Что такое карта? (5 значений: чертёж поверхности земли, лист колоды, игра, бланк, картон с текстом).

Про какую карту сказано в стихотворении?

Что же выражает «карта будня»?(Схематичность, упорядоченность, строгая расчисленность, расписание хода жизни).

Что образует выплеснутая краска на карте? (Неведомый материк) «Я смазал карту будня» Какое противопоставление (противоборство) наблюдаем? (Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира)

«Я показал на блюде студня косые скулы океана». Что такое «блюдо студня»?

Что означает это выражение вне контекста стихотворения? (Закусочное блюдо-холодец).

В стихотворении создается метафорический образ. Какой? (Нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое).

Что противопоставляется студню? (Океан). Что символизирует океан? (Жизнь, великолепие, величественность, энергия, свобода). Как понимаете выражение «косые скулы океана»? Скула? (кость под глазницей). Какие ассоциации возникают с метафорой «косые скулы океана»? (волны)

А вообще «косые скулы» это про кого? про женщину? мужчину?

Какой тип мужчин обладает косыми скулами? (Собранный, твёрдый, мужественный). Так что же означает «Я показал на блюде студня косые скулы океана»?

Что означает метафора «жестяная рыба»? (Холодный, жестокий, механический мир).

«Зовы новых губ» Что имел в виду поэт? (Губы зовущих людей)

Как зарождается чувство надежды? на что? (Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа).

Как в содержании лирический герой («Я») противопоставлен всем остальным?

Как вы думаете, какой человек мог позволить выплеснуть краску на карту, увидеть скулы океана на студне, а на жестяной рыбе зовы губ? (Великий, цельный, особенный, одинокий)

«А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» Глядя на водосточную трубу, что вы видите? (Изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение).

Какой человек мог увидеть в водосточной трубе флейту? и непросто увидеть, но и сыграть на ней ноктюрн? (Ноктюрн - небольшое лирическое преимущ. фортепьянное муз. произведение.) (Поэт, настоящий мастер, лирик, одинокий, тоскующий человек). С какой интонацией можно прочитать последнюю фразу? ( С упрёком другим, с акцентированием собственного превосходства; с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн).

Пронаблюдайте за местоимением «Я». Сколько раз употребляется? Обратите внимание на местоимение «Вы». Что заметили? Почему «Я» не выделено, а «ВЫ» занимает целую строку?

Подведём итоги. Почему же стихотворение называется «А вы могли бы?» Как раскрывается образ лирического героя? Объясните смысл названия.

Вывод по стихотворениям

Мир вокруг лирического героя Маяковского бесчеловечен, жесток и духовно убог. Человек нравственный, благородный душой бесконечно одинок в таком обществе. Однако он не столько отчаивается и чуждается своего окружения, сколько пытается бороться с ним. Поэт объявляет себя глашатаем новых истин и сталкивается с отчуждением окружающих его людей. Эпатажная выходка лирического героя вызвана опять-таки стремлением быть услышанным, во что бы то ни стало.


Что же нового внес Маяковский в систему образов? Заполнение таблицы.

2.Рассмотрим вопрос о расширении словарного состава стихотворений, об использовании неологизмов.

Что такое неологизмы? (выступление учащегося)

Приведите примеры неологизмов, которые вы нашли в стихотворениях В.Маяковского. (домашняя работа).

Приводят примеры

Многие неологизмы и фразеологические сращения Маяковского вошли в состав русского языка («о времени и о себе», «хрестоматийный глянец», «прозаседавшиеся», «наступить на горло собственной песне»)

Почему такое обилие неологизмов? (Попытка по-новому осмыслить жизнь, дать необычное название обычному, попытка создать язык будущего (эстетика футуризма)).

Что нового в поэзии Маяковского в области словарного состава стихотворений? Заполнение таблицы.

Столь необычное содержание требовало необычной формы. И Маяковский проводит дерзкие эксперименты в этой области.

3. Внутренняя форма стиха

Стихотворная речь – ритмически строго организованная речь. Есть специальные законы ритмической организованной речи – системы стихосложения. Основными факторами ритма являются ударение и слог. В зависимости от преобладающего фактора стихосложение может быть тоническим, силлабическим, силлабо-тоническим.

Расскажите о тоническом стихосложении (ритм определяется закономерным чередованием ударений),

силлабическом (учитывается количество слогов в стихотворной строке),

силлабо – тоническом (ударение и слог в равной степени участвуют в формировании ритма).

В области внутренней структуры стиха Маяковский продолжает и завершает общий для поэзии начала века процесс деканонизации силлабо-тонического стихосложения. Он использовал силлаботоническую систему стихосложения и тоническую систему. Однако у Маяковского количество ударений в строке может меняться в зависимости от интонации. В то же время стремление подсказать читателю нужную интонационную установку привело поэта к своеобразной разбивке строки на отдельные отрезки – «лесенке» Маяковского.

Найти в стихотворениях примеры силлаботоники.

В статье «Как делать стихи» Маяковский изложил свои взгляды на поэзию и слегка приоткрыл завесу над тайнами своего новаторства:

  • Сначала выбирает ритм (придумывает)

  • Затем наполняет его смыслом в соответствии с темой стихотворения.

В любом, даже классическом произведении, можно найти множество ритмических интонаций. На изменения ритма влияет постановка паузы. Паузы бывают логические, ритмические, психологические. У Маяковского в разных произведениях тоже есть смена ритма, которая заключается в смене паузы. Он свободно варьирует тоническим стихом, но он у него не ломается, а рассыпается. Например, у Пушкина:

Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты

Если убрать последнее слово, то стих рассыплется. Посмотрите на стихотворение Маяковского «Стихотворение о советском паспорте»:

/ / / / - 4

/ / / - 3

/ / / / - 4

/ / -2

Маяковский паузе дает еще одну нагрузку – она инструмент трансформации тонического стиха.


Слайд 7


Мадмуазель молчала,

грохот наваливал на трактир,

на потолок, на нас. Это,

кружа

веселье карнавалово, весь

в парижанках

гудел Монпарнас.

Что нового внес Маяковский в области внутренней формы стиха? Заполнение таблицы.

4. Форма стиха

Строка Маяковского делится не на стопы, а на ритмико-смысловые доли. Каждая доля выделяется интонационно и логически. Особое значение приобретает пауза, отделяющая доли друг от друга. Отсюда—знаменитая «лесенка», к которой Маяковский окончательно перешел с 1923 года и которая служит графической иллюстрацией огромной роли паузы, дробящей стих на раздельные ритмические фрагменты.

В дореволюционный период Маяковский использовал два вида формы стиха: классический и ломаный стих.

Привести примеры стихотворений.

Ломаный стих – это изобретение декадентов. Причина создания ломаного стиха:

В каждой строке каждое слово несет разную смысловую нагрузку. В поэзии слово, имеющее наиболее важное значение, выносится на конец строки, так как последнее слово рифмуется со словами других строк. Не всегда можно добиться того, чтобы наиболее значимые слово стояло последним. Оно может начинать строку, или в одной строке может оказаться 2 и несколько важных слов, разных по значимости, но их все равно нужно выделить. Создатели ломаного стиха пришли к выводу о том, что стихотворную строку нужно сломать на столько кусочков, сколько в строке значимых слов. Для того чтобы не потерять ритмический рисунок, нужно было знать границы строки. Маяковский нашел свой способ: изобрел свою форму стиха. Он по-иному расположил ломаный стих, тем самым обнажив смысл стихотворения.

Для чего Маяковский использовал «Лесенку». Заполнение таблицы.

5. В области рифмы.

Акцент на смысловую ударность, внимание к содержанию стиха усиливается неожиданной рифмовкой. Расскажите, что вы знаете о рифмах. (выступление учащегося)

Найти в стихотворениях примеры парной, перекрестной рифмы. («Военно-морская любовь», «Гимн обеду»)

Часто рифмуются не только концы строк, но и середина и конец.

Слайд 8

Вошла ты, резкая, как

«Нате!»,

муча перчатки замш,

сказала:

знаете—

я выхожу замуж.

Что нового в области рифмовки? Заполнение таблицы.

Маяковского часто обвиняли в авангардизме. Да он и сам не скрывал, что «оторвался от масс», \ слишком далеко «забежал вперед», обогнал свое время:

Мне скучно здесь

одному

впереди,

Поэту не надо

многого.

Пусть только

время

скорее родит

Такого, как я,

быстроногого.

«Я хочу быть понят своей страной»,— говорил Маяковский. Как вы считаете, был он понят современниками? А нами? (рассказать о реакции современников на его стихи)

ВЫВОДЫ

1. Творчество Маяковского шире футуристической теории и практики.

2. Футуристическая направленность проявилась в революционности форм, отказе от традиций, свободе от содержания и идей.

3. Новаторство Маяковского проявилось в специфике образности, метафоризации — противопоставление героя и мещанского общества, духовного и материального. Пафос отрицания подчеркивает протест против существующего миропорядка.

5. Метафоризация поэзии и эксперименты в области метрики тоже служат этой цели— развенчать и преобразовать пошлый мир.

6. Поэзия Маяковского— попытка приблизить будущее. Ориентирована на потомков.

Давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока и поняли, в чем заключается новаторство поэзии Маяковского.

Работа по карточкам.

  1. Сопоставьте вступление к поэме Маяковского «Облако в штанах» с его стихотворением «Нате!». Что между ними общего?

  2. В стоке «Мама! Ваш сын прекрасно болен» - Маяковский прибегает к:

А) метафоре;

Б) иронии;

В) оксюморону;

Г) антитезе


  1. В статье «Можно ли стать сатириком?» Маяковский писал, что слово должно быть «заострено». Один из приемов этого «заострении» - соединение лексически несоединимых слов. Найдите примеры использования этого приема в стихотворениях «О дряни», «Прозаседавшиеся». Какой сатирический эффект достигается при этом?


  1. Какой прием использовал В.Маяковский в строке: «В сто сорок солнц закат пылал…»?


А) литота;

Б )гипербола;

В) гротеск;

Г) олицетворение

Подведение итогов урока. Домашнее задание:

1. Учебник (стр.322—324). Вопросы и рекомендации для самостоятельного анализа.


2. Несмотря на авангардизм творчества Маяковского, Владимир Корнилов
утверждал, что у него есть предшественники, а искать их нужно в 18 веке.
Кто они?




  1. Основной темой ранних произведений является тема трагического одиночества, проблема непонимания поэта.

  2. Важнейшие эмоциональные ощущения раннего Маяковского – боль, страдание; они возникают от столкновения поэта с окружающим миром. Несовершенство жизни, несовершенство человека приводит лирического героя Маяковского в отчаяние.

  3. Ранней лирике Маяковского свойственен дух бунтарства и эпатажа.

  4. Маяковский – поэт-новатор: новаторство проявляется и в построении произведения, и в создании рифмы, и в использовании средств художественной выразительности и авторских неологизмов.

  5. Вопросы:

  6. 1. Где родился В.В.Маяковский и какое образование получил?

  7. В дворянской семье; отец служил лесничим на Кавказе; после его смерти семья жила в Москве. Маяковский учился в классической гимназии в Кутаиси (1901-1906, затем в Московской гимназии (1906-1908), откуда был отчислен за неуплату. Дальнейшее образование – художественное: обучался в подготовительном классе Строгановского училища (1908), в студиях художников С.Ю.Жуковского и П.И.Келина, в фигурном классе Училища живописи, ваяния и зодчества (1911-1914); исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов.

  8. 2. Как начиналась литературная деятельность Маяковского?

  9. В 1911 г. – завязывается дружба с художником и поэтом Д.Бурлюком, организовавшим в 1912 году литературно-художественную группу футуристов «Гилея».

  10. 1912г. – первые публикации стихов Маяковского в альманахе группы «Гилея» «Пощечина общественному вкусу».

  11. 3. Отличались ли по форме стихи Маяковского от стихов других поэтов?

  12. - Воинственно изломанный, грубый, стилистически сниженный язык («любовь на скрипки ложите»).
    - ЛГ, эпатирующий обывателя резкостью, ломкой языка и богохульством («Арканом в небе поймал бога»), остается романтиком, одиноким, нежным, страдающим, чувствующим ценность «мельчайшей пылинки живого».
    - Ориентированы на прочтение с эстрады, на вечерах, диспутах.
    - Короткие рубленые строки.
    - «Рваный синтаксис».
    - «Разговорность».

  13. 4. К какому литературному течению примыкал В.В.Маяковский и в чем заключалась суть этого течения?

  14. Футуризм; в нарочито эпатирующей форме заявлявшей о разрыве с традициями русской классики, о необходимости создания нового языка литературы, соответствующей эпохе.

  15. 5. Как назывался манифест этого литературного направления и кто его автор?

  16. «Пощечина общественному вкусу»; В. Маяковский, В. Хлебников, А. Крученых и Д. Бурлюк.

  17. При ответе на 4 и 5 вопрос – слайд 3 «Футуризм и Маяковский»

  18. 6. Каково было отношение Маяковского к революции?

  19. Революция была принята Маяковским как осуществление возмездия за всех оскорбленных в прежнем мире, как путь к земному раю.

  20. 7. Помимо писательской деятельности, чем еще занимался Маяковский в годы советской власти?

  21. - В 1918 г. организует группу «Комфут»(коммунистический футуризм), участвует в газете «Искусство комунны».

  22. - 1923 г. - создает «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), издает журналы «ЛЕФ» (1923-1925) и «Новый ЛЕФ» (1927-1928)

  23. - Пишет злободневную сатиру, стихи и частушки для агитационных плакатов(«Окна РОСТА»,1918-1921) (Российское Телеграфное Агенство.

  24. 8. В русскую литературу В. Маяковский вошел только как автор стихов?

  25. - Поэм: «Облако в штанах» (1915), «Хорошо!» (1927), «В.И.Ленин» (1924), «150 000 000» (1921), «Во весь голос» (1930) и др.

  26. - Комедии: «Клоп» (1928), «Баня» (1929).


- Каков тон этого стихотворения? (Довольно-таки резкий)

- Чем обусловлена резкость общего тона стихотворения?

Резкость общего тона стихотворения обусловлена выраженным в нем чувством социального протеста, его антибуржуазной направленностью. Маяковский ненавидит буржуазно-помещичью толпу, которая пришла на вечер поэта в поисках развлечений, обличает ее уродство, пошлость, тупость. Эта многоголосая толпа, сливающаяся в представлении поэта в сплошную безликую массу жира, враждебна его демократическому мироощущению. Автор сознает, что, обращаясь к этой толпе со стихами, он бесполезно растрачивает самое для него ценное – поэтическое слово.

- Как строятся отношения поэта и публики, пришедшей на вечер поэзии?

Мужчина с остатками обеда в усах, густо набеленная женщина, выглядывавшая из своих нарядов, как бесформенная устрица из раковины – все эти зажиревшие, бездушные обыватели готовы из праздного любопытства затоптать нежное, как бабочка, сердце поэта. И они-то, эти обыватели, считают себя культурно-утонченными, а поэзию В.Маяковского объявляют грубой, варварской! Он и не намерен угождать их пошлому вкусу: он открыто , в лицо им бросает свой стих, исполненный гнева и презрений. Так некогда и М.Ю.Лермонтов бросал в лицо светской черни свой стих, «облитый горечью и злостью».

Представляете, какой скандал разгорелся на открытии кабаре «Розовый фонарь», когда Маяковский бросил это «Нате!» в лицо благопристойной буржуазной публике.

- Как вы понимаете смысл метафоры «бабочка поэтиного сердца»?

2. А теперь мы обратимся еще к одному стихотворению ранней лирики поэта – к стихотворению «Послушайте!» (1914)

- Чтение стихотворения.

- Чем оно по общему тону отличается от предыдущего?

ЛГ не противостоит толпе, он пытается быть понятым.

- Как вы понимаете центральный образ стихотворения – образ звезды?

Этот образ символизирует смысл жизни. Когда в конце стихотворения поэт утверждает: «значит – это необходимо, // чтобы каждый вечер // загоралась хоть одна звезда?!» – он утверждает необходимость таких человеческих ценностей, как добро, любовь, красота.

У В.В.Маяковского было обостренное ощущение красоты мироздания, космоса. Но главной ценностью мира для него всегда был человек. Поэтому даже в звездах для него самое главное то, что они могут и должны быть источником радости, столь необходимой человеку. А образ далекого от людских страданий бога «с жилистой рукой», к которому врывается человек, полемически направлен против традиционных христианских представлений.

- Как можно объяснить, что звезды названы «плевочками»?

Неожиданно примененное к звездам «эпатирующее» (нарочитораздражающее резкостью, непринятостью) определение «плевочки» – это самозащита иронией от подсказываемой традицией затасканной условно-романтической «поэтичности». Оно не «снижает», не разрушает образ ночного неба, а помогает увидеть его с заплеванного асфальта городских улиц, по которым бродит одинокий поэт.

- Каково душевное состояние лирического героя стихотворения? (Взволнован)

- Какими средствами передана в стихотворении взволнованность лирического героя?

В стихотворении много восклицательных и вопросительных знаков, много коротких предложений, состоящих из одного слова(«Послушайте!», «Не страшно?», «Да?!»), передающих эмоциональный накал высказываний лирического героя.

Стихотворение написано АКЦЕНТНЫМ СТИХОМ, структура которого опирается не на количество стоп, а на равное количество логически сильных ударных слогов.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
урок литературы в 11 классе

Автор: Кузнецова Наталья Ивановна

Дата: 16.07.2015

Номер свидетельства: 222987

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Урок литературы в 7 классе по теме  «Долюшка женская» в стихах Н.А.Некрасова. «В полном разгаре страда деревенская …». "
    ["seo_title"] => string(127) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-tiemie-doliushka-zhienskaia-v-stikhakh-n-a-niekrasova-v-polnom-razgharie-strada-dierievienskaia"
    ["file_id"] => string(6) "146730"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1419250688"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства