kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом. Задачи:

1. Прививать любовь к чтению.

2. Нравственно воспитывать детей.

3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм. 

Урок ориентирован на потребности учащихся 5 класса, решает очень важные воспитательные задачи, знакомит подростка с высокими нравственными и моральными образцами поведения, которые предлагаются на уроке. Урок начинается проблемной ситуацией посредством стихотворного эпиграфа. Активно идёт работа со словом, подчёркивается красота русского языка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» »

Урок литературы

по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» 5 класс.

Цель: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом.

Задачи:

1. Прививать любовь к чтению.

2. Нравственно воспитывать детей.

3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм.

4. Учить умению видеть и понимать детали.

Оформление доски:

1. Тема урока закрыта.

2. Портрет Куприна.

3. Эпиграфы:

Порой нам снится то, что в жизни

невозможно, а жизнь преподносит

то, что и не снилось.

И. Шевелёв

Не успокаиваться в случае удачи,

Не приходить в отчаянье в беде.

Сенека

Во всех случаях лучше надеяться

чем отчаиваться.

И. Гёте



I. Вступительное слово учителя

Ребята, к сегодняшнему уроку вы познакомились с рассказом А. Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы продолжим разговор об эпическом произведении малой формы - о рассказе.

1. Немного об авторе.

Александр Иванович Куприн – известный писатель-прозаик конца 19- начала 20в. Он работал в разных жанрах – и в жанре рассказа, повести, и в жанре романа. Вам ещё предстоит прочитать его повести «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет», новеллу «Гамбринус» и многое другое. Писатели и поэты того времени восхищались его «ярким, лёгким, - по словам Ивана Бунина, - и без излишеств щедрым языком».

2. Словарная работа.

А теперь обратимся к рассказу «Чудесный доктор».

Давайте посмотрим, как внимательно вы читали текст рассказа. За правильный ответ – жетончик.

Посмотрим, как вы поняли некоторые слова:

досужий- ? (вымысел) – появившийся от безделья.

предания- ? (того семейства) – рассказы о былом.

плачевно- ? (поручение мамы окончилось) – безрезультатно.

пустые щи- ? без мяса, на воде.

измождённое - ? (лицо) – утомлённое.

швейцар - ? (не пустил мальчиков) – сторож при подъезде дома, учреждения.

зарабатывать перепиской - ? – переписывать бумаги.

подённая работа - ? – нанимали на один день.

риза - ? – одежда священника.

трактир - ? –ресторан.

сочельник - ? – канун Рождества, Крещения.

II. Анализ рассказа.

1. Беседа по содержанию.

- Главный герой рассказа – Мерцалов.

Что узнаём мы о нём и его семье? (У него два сына, две дочери – одна умерла, - и грудной ребёнок, жена на подённой работе…)

- В каких условиях живёт семья Мерцаловых? (Выразительное чтение отрывков.)

- Почему же так они жили, что случилось? (Отца уволили с работы, болеет Машутка – нет лекарств, пищи.)

- Пытались ли они исправить положение? Почему ничего не вышло? (Пересказы детей.)

- Да, Мерцалов не видел выхода. Найдите то место, где описывается состояние души Мерцалова. (Страница 82 – хочет умереть.)

- И вот в этом состоянии Мерцалов очутился в городском саду.

2. Инсценировка.

- А сейчас посмотрите инсценировку «Мерцалов и незнакомец на скамеечке».

Задание: обратите внимание, как точно передадут играющие состояние героев.

3. Работа в парах: Друг с другом вы должны побеседовать и оценить игру ваших товарищей:

Что понравилось? Как удалось им передать чувства героев? С чем вы не согласны? Что бы вы хотели изменить, сыграть по-другому? (Заслушать две-три пары)

- Помог ли незнакомец семье Мерцаловых? Чем помог?

- Почему незнакомец, уходя от Мерцалова, не назвал своего имени? Почему дал деньги открыто?

4. Сообщение о Пирогове.

- В конце рассказа мы узнаём, что этим незнакомцем был доктор Пирогов. Кто же такой Пирогов? (Один ученик рассказывает подготовленное сообщение о Пирогове)

- Почему доктор назван «чудесным»? Что означает это слово?

5. Словарная работа.

На экране:

ЧУДЕСНЫЙ

1) ЯВЛЯЮЩИЙСЯ ЧУДОМ, СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЙ, ВОЛШЕБНЫЙ.

2) ПРОНИКНУТЫЙ ФАНТАСТИКОЙ, ПОЛНЫЙ ЧУДЕС; УДИВИТЕЛЬНЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ.

3) ЧУДНЫЙ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ.

- В толковом словаре даны такие пометы слова «чудесный». Подумайте, какое значение имеет это слово в рассказе А. Куприна, обоснуйте своё мнение.

6. Работа над темой урока.

- Какой совет даёт доктор, уходя от Мерцаловых? (зачитать).

- Как вы поняли этот совет?

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока, что закрыто на доске? («Никогда не следует падать духом»)

III. Работа с эпиграфами.

- Обратите внимание на эпиграфы к уроку. Какой из них может служить своеобразным итогом наших раздумий над рассказом А. Куприна? (размышления детей)

IV. Оценки (по жетонам)

В течение урока учитель выдавал учащимся жетоны за правильные ответы, индивидуальные выступления, инсценировки. Подводятся итоги урока:

1. Понравился ли урок? Чем?

2. О чём бы вам хотелось ещё поговорить?

3. Что бы вам хотелось рассказать дома родителям о нашем уроке?

Задание на дом:

Напишите письмо одному из героев рассказа, побеседуйте с ним на темы, освещённые Куприным.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»

Автор: Петрова Людмила Николаевна

Дата: 26.08.2014

Номер свидетельства: 113021

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок литературы в 6 классе. Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_6_klassie_vielikaia_sila_chieloviechieskogho_milosierdiia_uro"
    ["file_id"] => string(6) "411575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493133669"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация для урока литературы на тему "Твори добро! ( по рассказу А.И.Куприна "Чудесный доктор") "
    ["seo_title"] => string(101) "priezientatsiia-dlia-uroka-litieratury-na-tiemu-tvori-dobro-po-rasskazu-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "108185"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403600557"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока литературы в 6 классе "Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_tema_sluzheniia_liudiam_v_rasskaze_a_i_kupr"
    ["file_id"] => string(6) "579274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619388882"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Урок литературы в 6 классе по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»"
    ["seo_title"] => string(67) "urok_literatury_v_6_klasse_po_rasskazu_a_i_kuprina_chudesnyi_doktor"
    ["file_id"] => string(6) "549038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1588930370"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Святочный рассказ А.И. Куприна "Чудесный доктор"""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekturokasviatochnyirasskazaikuprinachudiesnyidoktor"
    ["file_id"] => string(6) "339081"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1470922794"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства