Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»
Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор»
Цель урока: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом. Задачи:
1. Прививать любовь к чтению.
2. Нравственно воспитывать детей.
3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм.
Урок ориентирован на потребности учащихся 5 класса, решает очень важные воспитательные задачи, знакомит подростка с высокими нравственными и моральными образцами поведения, которые предлагаются на уроке. Урок начинается проблемной ситуацией посредством стихотворного эпиграфа. Активно идёт работа со словом, подчёркивается красота русского языка
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» »
Урок литературы
по рассказу А. Куприна «Чудесный доктор» 5 класс.
Цель: познакомить детей с мастером слова Куприным, с его рассказом.
Задачи:
1. Прививать любовь к чтению.
2. Нравственно воспитывать детей.
3. Развивать устную речь ребёнка, артистизм.
4. Учить умению видеть и понимать детали.
Оформление доски:
1. Тема урока закрыта.
2. Портрет Куприна.
3. Эпиграфы:
Порой нам снится то, что в жизни
невозможно, а жизнь преподносит
то, что и не снилось.
И. Шевелёв
Не успокаиваться в случае удачи,
Не приходить в отчаянье в беде.
Сенека
Во всех случаях лучше надеяться
чем отчаиваться.
И. Гёте
I. Вступительное слово учителя
Ребята, к сегодняшнему уроку вы познакомились с рассказом А. Куприна «Чудесный доктор». Сегодня мы продолжим разговор об эпическом произведении малой формы - о рассказе.
1. Немного об авторе.
Александр Иванович Куприн – известный писатель-прозаик конца 19- начала 20в. Он работал в разных жанрах – и в жанре рассказа, повести, и в жанре романа. Вам ещё предстоит прочитать его повести «Олеся», «Поединок», рассказ «Гранатовый браслет», новеллу «Гамбринус» и многое другое. Писатели и поэты того времени восхищались его «ярким, лёгким, - по словам Ивана Бунина, - и без излишеств щедрым языком».
2. Словарная работа.
А теперь обратимся к рассказу «Чудесный доктор».
Давайте посмотрим, как внимательно вы читали текст рассказа. За правильный ответ – жетончик.
Что узнаём мы о нём и его семье? (У него два сына, две дочери – одна умерла, - и грудной ребёнок, жена на подённой работе…)
- В каких условиях живёт семья Мерцаловых? (Выразительное чтение отрывков.)
- Почему же так они жили, что случилось? (Отца уволили с работы, болеет Машутка – нет лекарств, пищи.)
- Пытались ли они исправить положение? Почему ничего не вышло? (Пересказы детей.)
- Да, Мерцалов не видел выхода. Найдите то место, где описывается состояние души Мерцалова. (Страница 82 – хочет умереть.)
- И вот в этом состоянии Мерцалов очутился в городском саду.
2. Инсценировка.
- А сейчас посмотрите инсценировку «Мерцалов и незнакомец на скамеечке».
Задание: обратите внимание, как точно передадут играющие состояние героев.
3. Работа в парах: Друг с другом вы должны побеседовать и оценить игру ваших товарищей:
Что понравилось? Как удалось им передать чувства героев? С чем вы не согласны? Что бы вы хотели изменить, сыграть по-другому? (Заслушать две-три пары)
- Помог ли незнакомец семье Мерцаловых? Чем помог?
- Почему незнакомец, уходя от Мерцалова, не назвал своего имени? Почему дал деньги открыто?
4. Сообщение о Пирогове.
- В конце рассказа мы узнаём, что этим незнакомцем был доктор Пирогов. Кто же такой Пирогов? (Один ученик рассказывает подготовленное сообщение о Пирогове)
- Почему доктор назван «чудесным»? Что означает это слово?