kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе. Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы для 6 класса. В основе урока лежит святочный рассказ Куприна "Чудесный доктор"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе. Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6» г. Югорска ХМАО - Югра

















Конспект урока по литературе
в 6 классе



Великая сила человеческого милосердия.

(Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»)






Кузнецова Ольга Леонтьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №6» г. Югорска











г. Югорск
2017

Урок литературы в 6 классе.

Великая сила человеческого милосердия. (Урок  по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Форма проведения: урок – размышление.

Цели урока:

  • Развитие навыков смыслового чтения: извлечение информации из прочитанного, ее интерпретация; анализ содержания и некоторых художественных особенностей текста; самостоятельная оценка поступков героев; понимание авторского замысла.

  • Организация духовного общения, содержанием и смыслом которого является самостоятельное открытие обучающимися нравственных законов человеческого общества, формирование системы их духовно-нравственных ценностей, расширение социального опыта.

  • Развитие эмоциональной сферы и эмпатийной культуры шестиклассников.

Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.

Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста; постановка вопросов этического и нравственного характера, проблемный анализ рассказа, пересказ; метод духовного контакта, рефлексивно-аналитические задания (формулировка главных мыслей урока, прием “яркое пятно”).

Формируемые универсальные учебные действия

  • Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование.

  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии.

  • Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности.

  • Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.

Оборудование урока: портрет А.И. Куприна, мультимедийная презентация.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Прочитать рассказ А.И. Куприна “Чудесный доктор”.

  2. Выделить главные эпизоды рассказа.

  3. Написать письмо Елизаветы Ивановны Савелию Петровичу, бывшему хозяину главы семейства (индивидуальное творческое задание).

  4. Подготовить художественный пересказ эпизода “В подземелье у Мерцаловых” (индивидуальное задание).

  5. Подготовить чтение по ролям эпизода “Встреча Мерцалова с незнакомцем в парке” (групповое задание).

I. Организационный момент.

II. Вызов.

Прием «Яркое пятно».

На слайд выводятся портреты известных людей (Мать Тереза, Е.П. Глинка, Чулпан Хаматова, Юлия Вревская (первая сестра милосердия)). Учащимся задается вопрос: «Что, на ваш взгляд, объединяет этих людей?»

Ответы обучающихся. С помощью учителя ребята должны прийти к выводу, что объединяет всех представленных на слайде людей такое качество, как милосердие.

- А что же такое милосердие? Как вы понимаете это слово?

Обучающимся предлагается заполнить первую часть Бортового журнала

Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5




На основе Бортового журнала строится общий кластер, раскрывающий смысл понятия.

Определение темы и целей урока.

- Дома вы познакомились с рассказом Куприна «Чудесный доктор», сейчас поговорили о милосердии. Попробуйте сформулировать тему нашего урока и его цели.

- Ответы учащихся (учитель корректирует ответы обучающихся).

- Итак, тема нашего урока – Великая сила милосердие в рассказе Куприна «Чудесный доктор».

Цели:

- познакомиться со сведениями о писателе;

- проанализировать рассказ Куприна «Чудесный доктор»;

- определить, какую роль играет милосердие в жизни героев рассказа.

III. Осмысление

Разговор о произведении никак не может состояться без беседы об авторе, который его написал.

Слово о писателе (прием «Портрет»)

- Как вам кажется, каким был автор, написавший рассказ «Чудесный доктор»?

- Ответы обучающихся.

- Посмотрите на портреты людей на слайде и попытайтесь определить, к какому человеку могут относиться качества, перечисленные вами. (Демонстрируются портреты русских писателей, обучающиеся выполняют задание).

- Ответы обучающихся.

Учитель указывает на портрет Куприна и предлагает обучающимся самостоятельно познакомиться с биографией писателя, определив ключевые качества его личности. ( Идет работа с информацией о писателе, слова выписываются в тетрадь, строится кластер «Куприн»).

Куприн: доброта, чуткость, любовь ко всему, человечность, счастье, душевность.

Обучающимся предлагается сравнить качества, указанные в кластере с теми, которыми они определяли автора рассказа ранее.

Анализ рассказа

- Рассказ «Чудесный доктор» был написан Александром Куприным в 1897 году, в то время он жил в Киеве.

Ребята, как вы поняли, сюжет рассказа – вымысел автора или реальные события?

Ответы обучающихся с опорой на текст.

- Где и в какое время происходят события рассказа? (Киев, канун Рождества)

- Кто или что является его главным героем? (семья Мерцаловых)

- На какие части можно разделить жизнь семьи Мерцаловых?

- Кто или что разделил жизнь семьи на 2 части?

На экран выводится схема, которую учащиеся должны заполнить, работая в группах, опираясь на текст, а после – озвучить.

до после

Мерцаловы



- Найдите в тексте и прочитайте встречу с тем, кто изменил жизнь семьи.

- Как ведет себя доктор, оказавшись в доме семьи, что он делает?

- Какими качествами обладал доктор?

- Можем ли мы назвать его волшебником, который появился в доме Мерцаловых в канун Рождества? В чем заключалось его волшебство?

- Какое качество является главным в характере доктора? (милосердие или сострадание)

- Почему автор назвал своего доктора Чудесным?

- Какая реальная личность скрывается за образом доктора ?

- Попытайтесь предположить, как могла бы сложиться судьба этой семьи, если бы не встретился «чудесный» доктор.

IV. Домашнее задание.

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

V. Рефлексия

Завершая работу, давайте вспомним, какими были цели нашего урока, достигли ли мы их?

- Ответы учащихся.

- В ходе анализа рассказа мы с вами должны были ответить на вопрос: какую роль играет милосердие в жизни главных героев рассказа?

Какой ответ на этот вопрос сейчас мы можем дать? - Ответы учащихся.

Учитель предлагает обучающимся заполнить вторую часть Бортового журнала, сформулировав свои мысли в форме синквейна. (Ребята озвучивают свои записи)

- Наш урок подходит к концу. Был ли он полезен для вас, над чем заставил задуматься?

Вспомните, с чего мы начали наш урок? (возвращаемся к первому слайду)

- Можем ли мы добавить на слайд фотографию профессора Пирогова и писателя Куприна и почему?

- Ответы обучающихся.





























Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5




Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5




Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5




Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5




Знаю

Узнал

Милосердие







1. Милосердие

2

3

4


5












Мерцаловы













Мерцаловы













Мерцаловы








Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»

Домашнее задание

- Приготовить сообщение о профессоре Пирогове (индивид задание)

- Написать письмо чудесному доктору.

- Написать мини-сочинение «Нужно ли милосердие в современном мире?»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузнецова Ольга Леонтьевна

Дата: 25.04.2017

Номер свидетельства: 411575


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства