kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 6 классе по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Произведение Куприна "Чудесный доктор" для учащихся 6 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 6 классе по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»»

Конспект урока литературы в 6 классе по рассказу

А. И. Куприна «Чудесный доктор»



Тема урока: «Урок добра и милосердия»

Цель урокараскрыть тему и идею произведения А. И. Куприна "Чудесный доктор", расширить представление учащихся о внутренней красоте человека.

Задачи урока:

Образовательные:

- продолжить работу над формированием навыков вдумчивого чтения художественного произведения,

- формировать умение анализировать текст, понимать авторский замысел.

Коррекционно-развивающие:

- развивать речь посредством объяснения лексического значения слов, ответов на вопросы, пересказа прочитанного;

- коррегировать внимание при работе над текстом (выборочное чтение, по ролям, по цепочке, слушание);

- коррегировать мышление посредством работы с зашифрованным текстом.

Воспитательные:

- воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию, способствовать формированию таких нравственных качеств как доброта, любовь, сострадание, милосердие.

Оборудование: текст изучаемого рассказа, слайдовое сопровождение урока, интерактивный комплекс.

Здоровьесберегающие методики и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, смена динамических поз, гимнастика для глаз, физкультминутка.

Ход урока

I. Организационный момент. (Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей)

Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А. Куприн)

- Здравствуйте, ребята! Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и урок наш начинаем. (По условному сигналу учителя ученики садятся на свои места) В литературу открывая двери, мы стоим на правильном пути, Чтобы в светлое поверить, чтобы истину найти.
II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся.

- Сегодня мы продолжаем с вами работать над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке. Назовите это произведение и его автора. (А. И. Куприн «Чудесный доктор)

- «Урок добра и милосердия» Так я обозначила тему сегодняшнего занятия, поэтому ключевыми понятиями на нашем уроке будут… Помогайте мне!

- Доброта, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание (учитель размещает эти слова на доске)

- А эпиграфом к уроку станут слова  А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф)

- Ребята, читая дома рассказ, задумывались ли вы над тем, почему автор даёт именно такое название своему произведению? Как вы понимаете значение слова «чудесный?

Чудесный - являющийся чудом, сверхъестественный, волшебный.

- Посмотрите внимательно на экран и расшифруйте данные слова:

свтчнй рждствнскй (святочный, рождественский)

- Является ли таким рассказ Куприна? Вспомните признаки святочного рассказа.

  1. События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок.

  2. Герои рассказа – дети, нуждающиеся в помощи.

  3. Появление чуда, счастливый финал.

- Верно. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. События, описываемые автором в рассказе, произошли перед Рождеством.

III. Работа над содержанием рассказа.

1. Беседа по вопросам.

- Но почему Куприн опубликовал свой рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»?  ( В своем рассказе автор подчеркивает реальность случая. Говорит о том, когда и где это произошло.)

- Прочитайте самое начало рассказа. ( «В Киеве лет около 30 тому назад…»)

- Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей.  В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. А сейчас вспомните о своём настроении перед праздником. Ведь Новый год и Рождество были совсем недавно.

-  Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в реальной жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.

– Что  мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина 

2. «Чтение по цепочке»

– Куда спешили Гриша и Володя? ( Они спешили домой, стараясь не обращать внимание на предпраздничную суету, которая царила в городе. Освещённые окна домов, сияющие ёлки мелькали перед глазами бегущих детей.)

- Давайте немного задержимся и понаблюдаем за движущимися предметами.

3. Гимнастика для глаз (на экране) ( Наблюдение за летящими снежинками, яркими сверкающими шарами на новогодней ёлке.)

–Итак, что же ожидало мальчиков дома? В каких условиях они жили? ( Они жили в подземелье с мокрыми стенами и т.д.) - Могли ли они надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни?  (Нет. В их семье не было денег даже на еду.)   

-  Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей, которые заняты подготовкой к предстоящим праздникам и ни на кого не обращают внимание. Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между матерью и детьми дома.

4. Чтение по ролям. (Чтение по ролям от слов: «Когда мальчики вошли» до слов; «… разогреть – то нечем…»)

- А сейчас давайте послушаем рассказ о главе семьи Мерцаловых, и о том, какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию?  5. Пересказ (ученик) – Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и глава семейства не видит выхода из неё.

6. Чтение учителем отрывка из рассказа. (Звучит  «Лунная соната» Л.Бетховена. На фоне музыки учитель читает отрывок от слов «Незаметно для себя» до слов: «Кто-то шёл по аллее»

 – Зачем  писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?

Все это, во-первых, служит контрастом: царственная, спокойная, роскошная природа (красота пейзажа создается с помощью эпитетов и метафор) и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, которую он ощутил в городском саду, и он уже был готов исполнить свое намерение.

 – Что  же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором).

- Эта судьбоносная встреча стала настоящим чудом, как вспоминал о ней со слезами на глазах повзрослевший Григорий Мерцалов. «Точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью»

7. Физкультминутка ( Сегодня физкультминутку для вас, ребята, приготовила….. Будьте внимательны, повторяйте все движения)

Прилетели ангелочки, Становились на носочки! Вправо, влево потянулись И друг другу улыбнулись. Крылышки расправили, В стороны направили И присели до земли, Словно тяжести несли. Полетели в высоту, Чтобы там поймать звезду. Глубоко вздохнули, Плечи развернули, Повели руками Чуть над головами. А теперь им всем пора Делать добрые дела.

- Ангел – всегда считался символом добра и милосердия. Для семьи Мерцаловых таким «ангелом» стал доктор.

8. Выборочное чтение.

- Как создается портрет «чудесного доктора» в рассказе? (Постепенно)

- Давайте найдём в тексте определения, которые подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

– Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)

- Если бы вы попали в беду, что бы вы хотели получить от окружающих вас людей? (Чтобы пожалели, сказали ласковые слова, помогли изменить трудную ситуацию к лучшему)

- Давайте вспомним, как повёл себя при встрече с Мерцаловым доктор. ( Внимательно выслушал собеседника, желая «проникнуть в самую глубь души», и сразу же проявил готовность помочь незнакомцу и его семье. Доктор проявил сочувствие. )

9. Проверка домашнего задания. Словарная работа.

- Дома вы должны были найти в толковом словаре слова: сочувствие и сострадание и подумать, какое значение приставки со- в этих словах.

Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, вызываемая чьим–нибудь несчастьем, горем.

Приставка со- имеет значение «соединение», «совместное действие» Сочувствовать, сострадать - значит чувствовать вместе, переживать вместе, страдать.

- Верно. Раскрытие в человеке таких качеств как Доброта, Любовь, Сострадание и Сочувствие включает в себя понятие Милосердие. Вдумайтесь в смысл этого слова. Милосердие – милое (доброе, любящее) сердце.

- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы? (Испуганных долгим отсутствием отца и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)

- Что сразу же предпринял доктор? ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.)
- Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.

- Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых. ( На проекторе зашифрованный текст: «Не падайте никогда духом»)

- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)

 – Какой  сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора? (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги)  – Назвал ли доктор свою фамилию? ( Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)

- Как  Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»? (На аптечном ярлычке, прикреплённом к лекарству)

   – Ребята, а как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя? (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)

- А это, ребята, и есть ещё одна характерная черта проявления милосердия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу людям, не думая о вознаграждении. Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, которое приготовил к сегодняшнему уроку………………………….

10. Сообщение ученика о Н. И. Пирогове.
- Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»

 –Итак, какую же роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых, и как в дальнейшем сложилась судьба каждого члена семьи? (Доктор помог семье в трудную минуту. Страшно подумать, что произошло бы с семьёй, если бы он не встретился с Мерцаловым.) Зачитывается последний абзац рассказа о судьбе героев.

IV. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке.

– Какова,  на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор? (  В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности. Никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса )

 – Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни? (Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих )

- Ребята, давайте послушаем замечательные стихи, которые так подходят к теме нашего урока. Пусть они будут для каждого из вас жизненным девизом.

Учащиеся читают наизусть стихи.

1.Не стой в стороне равнодушно,
Когда, у кого - то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если кому - то, кому -то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.

2. Дарите людям доброту,
Заботу и любовь,
И пониманье и мечту –
Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет
И никогда не будет,
Ответный сердца тёплый свет
Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,
Удачливее станет,
Когда потоком на тебя
Волна любви нагрянет!
Дарите людям доброту…

- Ребята! У вас на партах лежат сердечки, напишите на них свои пожелания близким вам людям, подарите им свою любовь и заботу. ( Пока ученики пишут, фоном звучит песня «Доброта» (Муз. Д. Дунаева, Сл. Т. Беловой) Все сердечки с пожеланиями прикрепляются магнитами к доске по контуру большого сердца. )

- РебятаПусть сердце каждого из вас будет таким же большим, любящим и открытым. Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы! (Выставляются оценки )

V. Объяснение домашнего задания. Написать мини сочинение на тему: «Проявление доброты и милосердия в наши дни»

- Ребята! И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим. Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди добрых, милосердных людей и быть самим такими же.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы в 6 классе по рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Автор: Мавлютова Розалия Сабитовна

Дата: 08.05.2020

Номер свидетельства: 549038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Урок литературы в 6 классе. Великая сила человеческого милосердия. (Урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_litieratury_v_6_klassie_vielikaia_sila_chieloviechieskogho_milosierdiia_uro"
    ["file_id"] => string(6) "411575"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1493133669"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Конспект урока литературы в 6 классе "Тема служения людям в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_6_klasse_tema_sluzheniia_liudiam_v_rasskaze_a_i_kupr"
    ["file_id"] => string(6) "579274"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619388882"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Презентация к уроку литературы в 6 классе (А.И. Куприн)"
    ["seo_title"] => string(58) "priezientatsiia_k_uroku_litieratury_v_6_klassie_a_i_kuprin"
    ["file_id"] => string(6) "422611"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1497954216"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Благородство в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор" "
    ["seo_title"] => string(55) "blaghorodstvo-v-rasskazie-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "142305"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418263405"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Роль счастливого случая в рассказе А.И.Куприна "Чудесный доктор" "
    ["seo_title"] => string(68) "rol-schastlivogho-sluchaia-v-rasskazie-a-i-kuprina-chudiesnyi-doktor"
    ["file_id"] => string(6) "142306"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418264113"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства