- развивать речь посредством объяснения лексического значения слов, ответов на вопросы, пересказа прочитанного;
- коррегировать внимание при работе над текстом (выборочное чтение, по ролям, по цепочке, слушание);
- коррегировать мышление посредством работы с зашифрованным текстом.
Воспитательные:
- воспитывать стремление к нравственно-духовному совершенствованию, способствовать формированию таких нравственных качеств как доброта, любовь, сострадание, милосердие.
Оборудование: текст изучаемого рассказа, слайдовое сопровождение урока, интерактивный комплекс.
Здоровьесберегающие методики и технологии: технология личностно-ориентированного обучения, смена динамических поз, гимнастика для глаз, физкультминутка.
Ход урока
I. Организационный момент. (Цель: создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей)
Эпиграф: «Каждый человек может быть добрым, сострадательным и красивым душой» (А. Куприн)
- Здравствуйте, ребята! Вот звонок нам дал сигнал: поработать час настал. Так что время не теряем и урок наш начинаем.(По условному сигналуучителя ученики садятся на свои места) - В литературу открывая двери, мы стоим на правильном пути, Чтобы в светлое поверить, чтобы истину найти. II. Сообщение темы урока. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Сегодня мы продолжаем с вами работать над произведением, с которым познакомились на прошлом уроке. Назовите это произведение и его автора. (А. И. Куприн «Чудесный доктор)
- «Урок добра и милосердия» Так я обозначила тему сегодняшнего занятия, поэтому ключевыми понятиями на нашем уроке будут… Помогайте мне!
- Доброта, милосердие, любовь, сочувствие, сострадание (учитель размещает эти слова на доске)
- А эпиграфом к уроку станут слова А. И. Куприна (учитель зачитывает эпиграф)
- Ребята, читая дома рассказ, задумывались ли вы над тем, почему автор даёт именно такое название своему произведению? Как вы понимаете значение слова «чудесный?
- Посмотрите внимательно на экран и расшифруйте данные слова:
свтчнй рждствнскй (святочный, рождественский)
- Является ли таким рассказ Куприна? Вспомните признаки святочного рассказа.
События, описанные в рассказе, происходят в канун Рождества, во время Святок.
Герои рассказа – дети, нуждающиеся в помощи.
Появление чуда, счастливый финал.
- Верно. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. События, описываемые автором в рассказе, произошли перед Рождеством.
III. Работа над содержанием рассказа.
1. Беседа по вопросам.
- Но почему Куприн опубликовал свой рассказ с подзаголовком «Истинное происшествие»? ( В своем рассказе автор подчеркивает реальность случая. Говорит о том, когда и где это произошло.)
- Прочитайте самое начало рассказа. ( «В Киеве лет около 30 тому назад…»)
- Новый год и Рождество – самые любимые праздники взрослых и детей. В это время всем хочется верить в чудеса, в изменения к лучшему. А сейчас вспомните о своём настроении перед праздником. Ведь Новый год и Рождество были совсем недавно.
- Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в реальной жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество. В начале рассказа герои, несмотря на приближающийся праздник, в отчаянии.
– Что мы узнаем о мальчиках из первого эпизода? Давайте прочитаем эту сцену у витрины магазина
2. «Чтение по цепочке»
– Куда спешили Гриша и Володя? ( Они спешили домой, стараясь не обращать внимание на предпраздничную суету, которая царила в городе. Освещённые окна домов, сияющие ёлки мелькали перед глазами бегущих детей.)
- Давайте немного задержимся и понаблюдаем за движущимися предметами.
3. Гимнастика для глаз (на экране) ( Наблюдение за летящими снежинками, яркими сверкающими шарами на новогодней ёлке.)
–Итак, что же ожидало мальчиков дома? В каких условиях они жили? ( Они жили в подземелье с мокрыми стенами и т.д.) - Могли ли они надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? (Нет. В их семье не было денег даже на еду.)
- Автор противопоставляет героев, их семью миру сытых и равнодушных людей, которые заняты подготовкой к предстоящим праздникам и ни на кого не обращают внимание. Давайте прочитаем, какой разговор состоялся между матерью и детьми дома.
4. Чтение по ролям. (Чтение по ролям от слов: «Когда мальчики вошли» до слов; «… разогреть – то нечем…»)
- А сейчас давайте послушаем рассказ о главе семьи Мерцаловых, и о том, какие ещё предпринимались попытки исправить сложившуюся трудную ситуацию? 5.Пересказ (ученик) – Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, и глава семейства не видит выхода из неё.
6. Чтение учителем отрывка из рассказа. (Звучит «Лунная соната» Л.Бетховена. На фоне музыки учитель читает отрывок от слов «Незаметно для себя» до слов: «Кто-то шёл по аллее»
– Зачем писатель ведет своего измученного, голодного героя в городской сад?
Все это, во-первых, служит контрастом: царственная, спокойная, роскошная природа (красота пейзажа создается с помощью эпитетов и метафор) и нищенское существование семьи Мерцаловых, во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, которую он ощутил в городском саду, и он уже был готов исполнить свое намерение.
– Что же остановило героя от страшного поступка? (Встреча с доктором).
- Эта судьбоносная встреча стала настоящим чудом, как вспоминал о ней со слезами на глазах повзрослевший Григорий Мерцалов. «Точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью»
7. Физкультминутка ( Сегодня физкультминутку для вас, ребята, приготовила….. Будьте внимательны, повторяйте все движения)
Прилетели ангелочки,Становились на носочки!Вправо, влево потянулисьИ друг другу улыбнулись.Крылышки расправили,В стороны направилиИ присели до земли,Словно тяжести несли.Полетели в высоту,Чтобы там поймать звезду.Глубоко вздохнули, Плечи развернули,Повели руками Чуть над головами.А теперь им всем пораДелать добрые дела.
- Ангел – всегда считался символом добра и милосердия. Для семьи Мерцаловых таким «ангелом» стал доктор.
8. Выборочное чтение.
- Как создается портрет «чудесного доктора» в рассказе? (Постепенно)
- Давайте найдём в тексте определения, которые подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьёзное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).
– Ребята, приходилось ли вам когда-нибудь испытать чувство обиды, одиночества и страха из-за того, что вы не в состоянии ничего изменить? (ответы уч-ся)
- Если бы вы попали в беду, что бы вы хотели получить от окружающих вас людей? (Чтобы пожалели, сказали ласковые слова, помогли изменить трудную ситуацию к лучшему)
- Давайте вспомним, как повёл себя при встрече с Мерцаловым доктор. ( Внимательно выслушал собеседника, желая «проникнуть в самую глубь души», и сразу же проявил готовность помочь незнакомцу и его семье. Доктор проявил сочувствие. )
9. Проверка домашнего задания. Словарная работа.
- Дома вы должны были найти в толковом словаре слова: сочувствие и сострадание и подумать, какое значение приставки со- в этих словах.
Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
Приставка со- имеет значение «соединение», «совместное действие» Сочувствовать, сострадать - значит чувствовать вместе, переживать вместе, страдать.
- Верно. Раскрытие в человеке таких качеств как Доброта, Любовь, Сострадание и Сочувствие включает в себя понятие Милосердие. Вдумайтесь в смысл этого слова. Милосердие – милое (доброе, любящее) сердце.
- Какую картину увидел доктор, когда вошёл в подвал, где жили Мерцаловы? (Испуганных долгим отсутствием отца и неподвижностью матери детей, больную девочку, плачущего голодного грудного ребёнка)
- Что сразу же предпринял доктор? ( Послал мальчиков к соседям за дровами, а Мерцалова за горячей пищей в трактир; осмотрев больную, выписал рецепт.) - Под руководством «чудесного доктора» все меняется как в сказке, семья возвращается к жизни. А доктор действует так быстро, что Мерцаловы опомниться не успевают, как он быстро одевается и исчезает.
- Прочитайте, какой совет даёт доктор на прощанье семье Мерцаловых. ( На проекторе зашифрованный текст: «Не падайте никогда духом»)
- Согласны ли вы с этим высказыванием? (Да. Из любой трудной ситуации всегда можно найти выход)
– Какой сюрприз ждал Мерцаловых после исчезновения доктора? (Под чайным блюдцем вместе с рецептом лежали деньги) – Назвал ли доктор свою фамилию? ( Нет, хотя Мерцалов просил доктора назвать своё имя.)
- Как Мерцаловы узнают имя «чудесного доктора»? (На аптечном ярлычке, прикреплённом к лекарству)
– Ребята, а как вы думаете, почему доктор сам не назвал себя? (Он был скромным, оказал помощь нуждающимся людям от души, а не за благодарность)
- А это, ребята, и есть ещё одна характерная черта проявления милосердия. Истинное милосердие – это желание приносить пользу людям, не думая о вознаграждении.Давайте послушаем сообщение о Николае Ивановиче Пирогове, которое приготовил к сегодняшнему уроку………………………….
10. Сообщение ученика о Н. И. Пирогове. - Николай Иванович Пирогов, профессор медицины, основоположник военной хирургии, родился в1810 году в Москве. Он участвовал в обороне Севастополя во время Крымской войны. Способность к состраданию помогала ему находить новые способы лечения раненых. Пирогов первым применил наркоз во время операции на поле боя, изобрёл гипсовые повязки. Его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. При участии Пирогова была создана община сестёр милосердия. Он лечил всех: от императора Александра до простых людей. Бедные люди шли к нему толпами. Он помогал им как мог. Выписать бедняку рецепт и не дать ему денег на лекарство, было нелепо. И он попросту раздавал деньги беднякам. Часто фамилию своего благодетеля больные узнавали по надписи на аптечном ярлыке. В народе Николая Ивановича Пирогова часто называли «Чудесным доктором»
–Итак, какую же роль сыграл Н.И.Пирогов в жизни семьи Мерцаловых, и как в дальнейшем сложилась судьба каждого члена семьи? (Доктор помог семье в трудную минуту. Страшно подумать, что произошло бы с семьёй, если бы он не встретился с Мерцаловым.) Зачитывается последний абзац рассказа о судьбе героев.
IV. Подведение итогов и комментированное выставление оценок за работу на уроке.
– Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? О чем заставляет нас задуматься автор? ( В рассказе глубокое размышление писателя о добре и зле, сочувствии и равнодушии. После прочтения этого рассказа, понимаешь, что надо быть внимательным к окружающим людям и помогать им по мере возможности. Никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами, надо верить в чудеса )
– Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален в наши дни? (Да, потому что доброта, любовь, сострадание, милосердие – это вечные ценности. Такие люди, как доктор Пирогов, есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих )
- Ребята, давайте послушаем замечательные стихи, которые так подходят к теме нашего урока. Пусть они будут для каждого из вас жизненным девизом.
Учащиеся читают наизусть стихи.
1.Не стой в стороне равнодушно, Когда, у кого - то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому - то, кому -то поможет Твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, Что годы живешь ты не зря.
2. Дарите людям доброту, Заботу и любовь, И пониманье и мечту – Дарите вновь и вновь!
Пусть о награде мысли нет И никогда не будет, Ответный сердца тёплый свет Тебе подарят люди.
И жизнь изменится твоя, Удачливее станет, Когда потоком на тебя Волна любви нагрянет! Дарите людям доброту…
- Ребята! У вас на партах лежат сердечки, напишите на них свои пожелания близким вам людям, подарите им свою любовь и заботу. ( Пока ученики пишут, фоном звучит песня«Доброта» (Муз. Д. Дунаева, Сл. Т. Беловой) Все сердечки с пожеланиями прикрепляются магнитами к доске по контуру большого сердца. )
- Ребята! Пусть сердце каждого из вас будет таким же большим, любящим и открытым. Вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы - молодцы! (Выставляются оценки )
V. Объяснение домашнего задания. Написать мини сочинение на тему: «Проявление доброты и милосердия в наши дни»
- Ребята! И в завершение урока я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, всегда старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим. Радуйтесь своими добрыми делами сами и радуйте других, ведь отдавая частичку своего сердца, проявляя милосердие к людям, вы становитесь богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди добрых, милосердных людей и быть самим такими же.