kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока литературы в 6 классе по произведению А.И. Куприна "Чудесный доктор" с использованием современных образовательных технологий.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема милосердия в рассказе А.И. Куприна "Чудесный доктор". Методическая разработка урока литературы по произведению А.И. Куприна "Чудесный доктор"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока литературы в 6 классе по произведению А.И. Куприна "Чудесный доктор" с использованием современных образовательных технологий.»

Технологическая карта урока литературы (6 класс)

Учитель: Кузьмичева А.А.

Класс: 6

Предмет: литература

Тема урока: Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Тип урока: урок – закрепление полученных знаний

Цель урока

Создание условий для осмысления нравственной проблематики рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».


Задачи


- Способствовать пониманию авторского замысла;

- Способствовать формированию навыков анализа художественного текста, развитию умений анализа, синтеза, а также развитию связной устной речи;

- Содействовать воспитанию таких нравственных качеств личности, как доброта, сострадание, милосердие.

Планируемые результаты обучения

Предметные УУД:

- Знать факты биографии А. И. Куприна, сюжет рассказа;

- Понимать смысл названия рассказа, авторский замысел;

- Уметь давать характеристику героя, строить связное устное высказывание.

Метапредметные УУД:

- Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать учебные задачи, планировать пути достижения целей;

- Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

- Уметь анализировать, систематизировать учебный материал, делать выводы, строить логическое рассуждение;

- Уметь работать в паре и индивидуально.

Личностные УУД:

 - Проявлять ответственное отношение к учению, соотносить поступки героев и события рассказа с общепринятыми нормами поведения, высказывать своё отношение к героям, оценивать их поступки в соответствии с определённой ситуацией, проявлять эмпатию.

Ресурсы

Портрет А. И. Куприна, иллюстрации к рассказу, раздаточный материал.

Формы организации деятельности учащихся

Фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы

Словесные: рассказ, работа с книгой, беседа, частичная дискуссия.

Наглядные: иллюстративная демонстрация.

Метод практического обучения: сопоставление героев.

Педагогические технологии

Проблемное обучение, технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.Мотивация

учебной деятельности (1 мин)

Устное сообщение учителя, настрой на деловой ритм урока

Рада приветствовать вас на нашем уроке. Улыбнитесь друг другу широко-широко. Настроитесь на работу. Пожелайте друг другу справиться с заданиями. Пожмите друг другу руки.

Настраиваются на серьёзную работу






Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин)















3. Постановка учебной задачи (3 мин)












4. Построение проекта выхода из затруднения (1 мин)

1.Беседа

Послушайте куплет песни, подумайте, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?( о добре)

Что такое добро? Подберем Синонимы. «Добро» - сострадание, сочувствие, милосердие, гуманизм.

От каких слов образовано «милосердие»?

А зачем помогать кому-то, разве надо? Хорошо подумайте.





Итак, на какой же вопрос мы сегодня должны дать ответ? (Нужно ли делать добро, быть милосердными?)

Произведение «Чудесный доктор» нам поможет разобраться в этом вопросе. Попробуйте сформулировать тему урока.

–Откройте тетради запишите: дату и тему урока: Тема милосердия в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»

Эпиграф: Жизнь дана на добрые дела. Как вы понимаете это выражение? И снова мы вернулись к вопросу: зачем в жизни делать добро?


Давайте наметим план действий, которые помогут нам ответить на вопрос. Сформулируйте задачи урока:

1. Вспомнить сюжет

2. Дать характеристику героям

3. Выявить идею текста

4. Сделать выводы

«Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук»

Слушают аудиозапись


Высказывают свое мнение,










После обобщения всех ответов

предлагают варианты темы урока, ставят цель и задачи урока,










намечают план действий



Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.












Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.








Регулятивные:

- целеполагание,

- планирование,

- прогнозирование.


5. Реализация построенного проекта

Биография (3 мин)


Сюжет(5 мин)
























Герои (3 мин)























6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)









Физкультминутка

(1 мин)













(2 мин)





















Смысл названия, идея


(3мин)




















7. Самостоятельная работа (1 мин)

1. Индивидуальное сообщение учащегося по биографии Куприна



2. .Аналитическая беседа по содержанию произведения ( групповая работа).


1 группа

- Как Мерцалов стал безработным?

Как герой пытался заработать деньги?

Могли ли люди ему помочь? Почему не помогли?

Как можно было помочь Мерцаловым?

2 группа

-В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем?

- Как вы оцениваете мысли Мерцалова о самоубийстве?

3 группа

Как именно доктор помог Мерцаловым?

Как он представился? Что взял за работу?


3. Задание в парах: (игра «Темная лошадка»): узнайте героя произведения по описанию и назовите его. Ученикам дается цитата из произведения.

Например:

«Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах.» (Профессор Пирогов)

«Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца.» (Мерцалов)






5. Работа с иллюстрациями.

Какой эпизод изобразил художник. Расскажите от лица одного из мальчиков.

Что привлекло мальчиков? Почему


В подземелье Мерцаловых.

Как автор описывает жилище Мерцаловых? Найдите эпитеты, рисующие неприметную жизнь (пустые щи).

Какой прием использует автор? (антитеза)

Кто помогает семье? Где происходит встреча героев? (в зимнем саду)





- Представьте, что мы с вами тоже в сказочном саду.

вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,

Налево – ёлок длинный ряд,

А сверху – облака на диво,

Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,

Нечаянно снег вдруг уронили

И снова к небу потянулись,

Затем опять к земле пригнулись

И распрямились.




Почему одну и ту же картину Мерцалов и незнакомец воспринимают по-разному?Как реагирует доктор на приступ отчаянной злобы?

Какие качества проявляются в поступке доктора? (добрый, отзывчивый, сочувтсвующий, щедрый, внимательный, бескорыстный= милосердный)

Какой совет дает доктор Мерцалову? (Не падайте духом никогда – верьте в чудо) Как вы понимаете это выражение?

Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь?

Можно ли согласиться со словами, что то «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»?





6. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста.

На что всегда сначала мы должны посмотреть для определения основной мысли текста? (название).

- Как называется рассказ? Почему именно так его назвал Куприн?

- подберите синонимы к слову «чудесный» (волшебный, удивительный, необычный, очаровательный, поразительный, исключительный)

Почему Куприн из этих слов выбирает именно чудесный? (объединяет остальные признаки)

Кто из героев рассказа совершает чудеса?

Почему герои рассказа нуждались в этих чудесах?

Какое чудо совершает Пирогов?

Для доктора этот поступок – чудо? (это обычное чудо)

Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим)




Ответьте письменно на вопрос: «Кем работает теперь Григорий Емельянович Мерцалов? (Он работает в банке ответственным лицом)




















Обсуждают вопросы в парах,

Высказывают свое мнение












Слушают, делают выводы










































Рассматривают иллюстрации, строят свое высказывание, выборочно пересказывают текст







Беседа с выборочным чтением текста

Поиск версий ответов.





















Составляют кластер





Высказывают свое мнение,

Обобщают высказывания, делают выводы.








Поиск ответа в тексте








1. Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- смысловое чтение

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности





































































Познавательные:

построение логической цепи рассуждения

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности





























8. Закрепление изученного

(3 мин)














9. Рефлексия (5 мин)
















Вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале урока.

Этот вопрос стоял перед доктором?

Зачем же все-таки помогать другим, совершать добро, проявлять милосердие?

Совершая добрые, милосердные поступки, мы совершенствуемся сами, не черствеем.

Как вы думаете каких людей больше: таких как Пирогов или как швейцар, добрых или черствых? Почему?



Вспомните свой добрый поступок, запишите. (на листочках сердцах). О добрых делах не принято говорить, поэтому я не буду просить вас озвучить то, что вы записали. Я раздам вам конверты –копилки, куда вы вложите этот листок. Записывайте свои хорошие поступки в течение недели для начала и складывайте в конверт, Через неделю подведите итоги. чудо может совершить любой человек, если он будет внимателен к людям и милосерден.



Высказывают свое мнение








Высказывают свою позицию


















Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

- построение логической цепи рассуждения

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция




Регулятивные:

оценка процессов и результатов деятельности

10.Дифференцированное домашнее задание

(1 мин)

Домашнее задание:

  1. Творческий пересказ рассказа от лица одного из героев.

  2. Подготовить сообщение о человеке в истории нашей страны, который снискал славу человека, горячо любившего людей, старавшегося помочь им своим служением

Развернутый ответ на вопрос: «Надо ли в сегодняшней жизни следовать совету Пирогова: “... главное – не падайте никогда духом”?»( на выбор)

Записывают в дневники

Регулятивные:

- волевая саморегуляция


Итог урока. Выставление оценок

Выставление отметок

Выставление отметок





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кузьмичева Алла Александровна

Дата: 23.04.2025

Номер свидетельства: 668931


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства