1. Индивидуальное сообщение учащегося по биографии Куприна 2. .Аналитическая беседа по содержанию произведения ( групповая работа). 1 группа - Как Мерцалов стал безработным? Как герой пытался заработать деньги? Могли ли люди ему помочь? Почему не помогли? Как можно было помочь Мерцаловым? 2 группа -В каком состоянии был Мерцалов накануне встречи с незнакомцем? - Как вы оцениваете мысли Мерцалова о самоубийстве? 3 группа Как именно доктор помог Мерцаловым? Как он представился? Что взял за работу? 3. Задание в парах: (игра «Темная лошадка»): узнайте героя произведения по описанию и назовите его. Ученикам дается цитата из произведения. Например: «Кто-то шел по аллее. Сначала был виден огонек то вспыхивающей, то потухавшей сигары. Потом Мерцалов мало-помалу мог разглядеть старика небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах.» (Профессор Пирогов) «Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца.» (Мерцалов) 5. Работа с иллюстрациями. Какой эпизод изобразил художник. Расскажите от лица одного из мальчиков. Что привлекло мальчиков? Почему В подземелье Мерцаловых. Как автор описывает жилище Мерцаловых? Найдите эпитеты, рисующие неприметную жизнь (пустые щи). Какой прием использует автор? (антитеза) Кто помогает семье? Где происходит встреча героев? (в зимнем саду) - Представьте, что мы с вами тоже в сказочном саду. вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг. Направо – горные вершины, Налево – ёлок длинный ряд, А сверху – облака на диво, Внизу сугробов встал отряд. Деревья ветви распушили, Нечаянно снег вдруг уронили И снова к небу потянулись, Затем опять к земле пригнулись И распрямились. Почему одну и ту же картину Мерцалов и незнакомец воспринимают по-разному?Как реагирует доктор на приступ отчаянной злобы? Какие качества проявляются в поступке доктора? (добрый, отзывчивый, сочувтсвующий, щедрый, внимательный, бескорыстный= милосердный) Какой совет дает доктор Мерцалову? (Не падайте духом никогда – верьте в чудо) Как вы понимаете это выражение? Какой факт биографии одного из сыновей Мерцалова свидетельствует о том, что известный врач Пирогов стал для него примером для подражания на всю жизнь? Можно ли согласиться со словами, что то «великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? 6. Аналитическая беседа по выявлению идеи текста. На что всегда сначала мы должны посмотреть для определения основной мысли текста? (название). - Как называется рассказ? Почему именно так его назвал Куприн? - подберите синонимы к слову «чудесный» (волшебный, удивительный, необычный, очаровательный, поразительный, исключительный) Почему Куприн из этих слов выбирает именно чудесный? (объединяет остальные признаки) Кто из героев рассказа совершает чудеса? Почему герои рассказа нуждались в этих чудесах? Какое чудо совершает Пирогов? Для доктора этот поступок – чудо? (это обычное чудо) Какую мысль автор хотел донести до нас, читателей (Нужно быть внимательнее к окружающим) Ответьте письменно на вопрос: «Кем работает теперь Григорий Емельянович Мерцалов? (Он работает в банке ответственным лицом) |