Урок литературы "О сказке народной и литературной" 7 класс
Урок литературы "О сказке народной и литературной" 7 класс
О сказке народной и литературной
Урок литературы в 7 классе казахской школы
На своих уроках я работаю по технологии уровневой дифференциации. Эффективность использования данной технологии на уроках состоит в том, что на каждом уроке осуществляется личностный подход к каждому ученику. Такие уроки чаще всего становятся уроками - исследованиями, где проводится аналитическая работа над текстом и выполняются разноуровневые задания. При составлении заданий для учеников я учитываю принцип: от простого к сложному. У каждого ученика есть широкие возможности выполнения заданий: минимальная - задания 1-2 уровня, максимальная - задания 3-4 уровня. Задания разрабатываю по четырем уровням:
1 уровень – ученический. Здесь предусматриваются задания на воспроизведение и актуализация усвоенных на предыдущем уроке знаний без их видоизменения.
2 уровень – алгоритмический. Выполняются задания на систематизацию и упорядочение изученного ранее материала.
3 уровень – эвристический. Выполняя задания познавательно-поискового типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания.
4 уровень - творческий. Задания требуют от учеников работы воображения, активного мышления.
Предлагаю вниманию учителей план урока литературы в 7 классе казахской школы.
Цели урока:
Способствовать выработке навыков различения сказки народной и литературной;
Развивать умения поисковой работы по тексту, активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащать словарный запас;
Воспитывать у учащихся интерес к чтению произведений художественной литературы.
II Актуализация пройденного материала – 1 уровень (обратная связь).
Вставьте пропущенные слова:
Фольклор - …………. народное ………….
Фольклор появился ……, когда еще люди не умели ……., а передавали из ……
в …….
Виды фольклора - …., …., …., ……
Сказки делятся на …., …., и о ……
- Чем отличается народная сказка от литературной ?
- Значит, сегодня мы узнаем, что такое литературная сказка.
III Объявление темы урока, постановка целей урока.
IV Работа по новой теме.
1. Анализ текста – 2 уровень
Чтение текста:
Хорошая сказка всегда правдива, хотя и действуют в ней волшебники. В поведении сказочных героев скрыт намек – «добрым молодцам урок». Ведь для того писатели сказки придумывают, чтобы научить нас добру, узнавать друзей и врагов, бороться за справедливость. Во всех литературных сказках мы чувствуем великую детскую доброту авторов, которые умеют дарить людям радость.
Когда в далекие времена сочинялись сказки, они не записывались, а сохранялись в памяти народа. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ, а сказки назывались народными. Но есть сказки, авторы которых нам хорошо известны. Сами себя они называют писателями – сказочниками. По образцу народных сказок они создали свои сказки. Такие сказки сохраняют имя автора и называются литературными. В литературной сказке нельзя ничего менять, у нее есть автор. Все мы любим сказки А.С.Пушкина, П.Ершова, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро. Создавая свои сказки, они обращались к народному творчеству, учились у народа. Литературные сказки похожи на народные, но мы узнаем автора, видим, что каждый писатель пишет по-своему. У каждого писателя своя манера сказочного повествования, свой неповторимый голос, своя интонация. Но всех их объединяет то, что они умеют разглядеть в обычном необыкновенное, умеют разговаривать с нами на языке сказки весело и занимательно.
Задания к тексту.
Выборочное чтение:
Чему учат сказки?
Какие сказки называются народными?
Какие сказки называются литературными?
Каких авторов сказок вы знаете?
Как писатель пишет свои сказки?
Для чего писатели – сказочники придумывают свои сказки?
Составление диаграммы Венна:
Народная Общие признаки Литературная
Нет автора учат добру, есть автор,
добро ничего нельзя
побеждает зло, менять
борьба за
справедливость
V Закрепление нового материала.
Тестовые вопросы:
Устное народное творчество – это:
а) рассказ
б) фольклор
в) повесть
2. Вид устного народного творчества:
а) повесть
б) сказка
в) рассказ
3. С чего начинается сказка?
а) присказка
б) концовка
в) стихотворение
4. Какое число часто встречается в сказках?
а) 5
б) 3
в) 8
5. Какая сказка народная?
а) «Гадкий утенок»
б) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
в) «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
5. 3 уровень
Запишите предложения, вставляя пропущенные слова:
В ………. сказках происходят чудеса.
Заяц, волк, лиса – герои ………… сказок.
В ………. сказках высмеиваются недостатки людей.
Заполни таблицу:
Сказки Народная Литературная
Сходство
Различия
1 4 уровень
Творческое задание
Напишите сказку «В лесу родилась елочка».
VI Итог урока. Рефлексия.
- Как ты думаешь, чем отличается народная сказка от литературной?
- Для чего нужны нам сказки?
VIII Оценивание. Домашнее задание.
Закончить сказку «В лесу родилась елочка».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "О сказке народной и литературной" 7 класс »
Уста муг минбери
О сказке народной и литературной
Урок литературы в 7 классе казахской школы
Акылбекова Гульзада Джетпыспаевна
Учитель русского языка и литературы
Алматинская область
Енбекшиказахский район
Тургенская казахская средняя школа
(переименована: « казахская средняя школа имени А.Жексембекова)»
На своих уроках я работаю по технологии уровневой дифференциации. Эффективность использования данной технологии на уроках состоит в том, что на каждом уроке осуществляется личностный подход к каждому ученику. Такие уроки чаще всего становятся уроками - исследованиями, где проводится аналитическая работа над текстом и выполняются разноуровневые задания. При составлении заданий для учеников я учитываю принцип: от простого к сложному. У каждого ученика есть широкие возможности выполнения заданий: минимальная - задания 1-2 уровня, максимальная - задания 3-4 уровня. Задания разрабатываю по четырем уровням:
1 уровень – ученический. Здесь предусматриваются задания на воспроизведение и актуализация усвоенных на предыдущем уроке знаний без их видоизменения.
2 уровень – алгоритмический. Выполняются задания на систематизацию и упорядочение изученного ранее материала.
3 уровень – эвристический. Выполняя задания познавательно-поискового типа, учащиеся совершенствуют и углубляют усвоенные ранее знания.
4 уровень - творческий. Задания требуют от учеников работы воображения, активного мышления.
Предлагаю вниманию учителей план урока литературы в 7 классе казахской школы.
Цели урока:
Способствовать выработке навыков различения сказки народной и литературной;
Развивать умения поисковой работы по тексту, активизировать мыслительную деятельность учащихся, обогащать словарный запас;
Воспитывать у учащихся интерес к чтению произведений художественной литературы.
II Актуализация пройденного материала – 1 уровень (обратная связь).
Вставьте пропущенные слова:
Фольклор - …………. народное ………….
Фольклор появился ……, когда еще люди не умели …….., а передавали из ……
в …….
Виды фольклора - ….., ….., ….., ……
Сказки делятся на ….., ….., и о ……
- Чем отличается народная сказка от литературной ?
- Значит, сегодня мы узнаем, что такое литературная сказка.
III Объявление темы урока, постановка целей урока.
IV Работа по новой теме.
1. Анализ текста – 2 уровень
Чтение текста:
Хорошая сказка всегда правдива, хотя и действуют в ней волшебники. В поведении сказочных героев скрыт намек – «добрым молодцам урок». Ведь для того писатели сказки придумывают, чтобы научить нас добру, узнавать друзей и врагов, бороться за справедливость. Во всех литературных сказках мы чувствуем великую детскую доброту авторов, которые умеют дарить людям радость. Когда в далекие времена сочинялись сказки, они не записывались, а сохранялись в памяти народа. Никто не знал имен их создателей, поэтому мы говорим, что творцом сказок был народ, а сказки назывались народными. Но есть сказки, авторы которых нам хорошо известны. Сами себя они называют писателями – сказочниками. По образцу народных сказок они создали свои сказки. Такие сказки сохраняют имя автора и называются литературными. В литературной сказке нельзя ничего менять, у нее есть автор. Все мы любим сказки А.С.Пушкина, П.Ершова, Г.Х.Андерсена, Ш.Перро. Создавая свои сказки, они обращались к народному творчеству, учились у народа. Литературные сказки похожи на народные, но мы узнаем автора, видим, что каждый писатель пишет по-своему. У каждого писателя своя манера сказочного повествования, свой неповторимый голос, своя интонация. Но всех их объединяет то, что они умеют разглядеть в обычном необыкновенное, умеют разговаривать с нами на языке сказки весело и занимательно.
Задания к тексту.
Выборочное чтение:
Чему учат сказки?
Какие сказки называются народными?
Какие сказки называются литературными?
Каких авторов сказок вы знаете?
Как писатель пишет свои сказки?
Для чего писатели – сказочники придумывают свои сказки?
Составление диаграммы Венна:
Народная Общие признаки Литературная
Нет автора учат добру, есть автор,
добро ничего нельзя
побеждает зло, менять
борьба за
справедливость
V Закрепление нового материала.
Тестовые вопросы:
Устное народное творчество – это:
а) рассказ
б) фольклор в) повесть
2. Вид устного народного творчества:
а) повесть
б) сказка
в) рассказ
3. С чего начинается сказка?
а) присказка
б) концовка
в) стихотворение
4. Какое число часто встречается в сказках?
а) 5
б) 3
в) 8
5. Какая сказка народная?
а) «Гадкий утенок»
б) «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
в) «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».
5. 3 уровень
Запишите предложения, вставляя пропущенные слова:
В ………. сказках происходят чудеса.
Заяц, волк, лиса – герои ………… сказок.
В ……….. сказках высмеиваются недостатки людей.
Заполни таблицу:
Сказки
Народная
Литературная
Сходство
Различия
4 уровень
Творческое задание
Напишите сказку «В лесу родилась елочка».
VI Итог урока. Рефлексия.
- Как ты думаешь, чем отличается народная сказка от литературной?