kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. А.С.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

Цель: ознакомить с содержанием вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, выражение своего мнения по поводу прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические чувства.

Оборудование: различные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот високоурочистий день, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Каким вы представляете себе А.С.  Пушкина?

• Что особенного было в биографии поэта?

• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?

Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

- Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец странный дуб».

В этом же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край лукоморья дуб зеленый.».

2. Сообщения учащихся о сюжете сказки-поэмы О. Пушкина «Руслан и Людмила»

3. Слово учителя

- На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.

4. Словарная работа

Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;

пролог - вступление;

лукоморье - изгиб морского берега в форме лука;

витязь - рыцарь, воин;

изумрудный - ярко-зеленого цвета;

главарь - предводитель, командир. 

5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала). 

6. Обмен впечатлениями о прочитанном

- Что значит «русский дух»? Почувствовали ли вы его и в какой способ? 

7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий

• Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэмы? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птицу и Серого Волка», «Кощей Бессмертный» и др.)

• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)

• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) - 1-6 строки; основной части - 7-29 строки и конечности - 30-33 строки, характерной для сказок.)

• В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все происходит где-то там - в сказке.)

• В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед пил.», «и кот ученый сказок» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки.)

• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).

Словарик к тексту оригинала

Неведомый - неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) - долина;

видения - чудеса, видения, фантастические картины;

брег - берег;

витязь - воин, рыцарь;

чредой - по очереди, один за одним;

дяди (устаревшее) - воспитатель;

пленяет - берет в плен;

чахнет - худеет, болеет.

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Найдите логические пары - предмет и его признак.

ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.

ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.

V. Домашнее задание

Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина « Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослым

Я считаю, что сказки - это только забава для детей и все

Я не могу еще определиться со своим мнением

(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки" »



ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА

Тема. А.С.  Пушкин. Вступление к поэме «Руслан и Людмила»

 

Цель: ознакомить с содержанием вступления к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила» и его художественными особенностями; развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического произведения, выражение своего мнения по поводу прочитанного; воспитывать любовь к художественному слову, эстетические чувства.

Оборудование: различные издания поэмы «Руслан и Людмила», иллюстрации к ним.

Теория литературы: литературная сказка, герои литературных произведений; прозаическая и стихотворная речь.

ХОД УРОКА

I. Мотивация учебной деятельности школьников

- Выдающийся русский поэт, старший современник А. С. Пушкина, Василий Андреевич Жуковский подарил поэту свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот високоурочистий день, когда он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”». Итак, на сегодняшнем уроке мы узнаем, что это за сказка-поэма, как она создавалась.

 

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Каким вы представляете себе А.С. Пушкина?

• Что особенного было в биографии поэта?

• Какая из этих качеств, по вашему мнению, наиболее характерна для Пушкина: патриотизм, талантливость, мужество, образованность?

Свое мнение обоснуйте. (Каждая из этих черт была присуща поэту.)

 

III. Восприятие и усвоение учениками учебного материала

1. Слово учителя

- Как известно, со слов своей няни Арины Родионовны Пушкин записал несколько народных сказок, среди них была и такая: «Что за чудо,- говорит мачеха,- вот что чудо: у моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот; вверх идет - сказки сказывает, вниз идет - песни поет. Царевич прилетел домой и с благословения матери перенес перед дворец странный дуб».

В этом же тетради поэта были и знакомые нам строки из пролога к поэме «Руслан и Людмила» «Край лукоморья дуб зеленый...».

 

2. Сообщения учащихся о сюжете сказки-поэмы О. Пушкина «Руслан и Людмила»

 

3. Слово учителя

- На уроке мы подробно познакомимся лишь с прологом к поэме.

 

4. Словарная работа

Поэма - большое стихотворное произведение, в котором рассказывается о жизни и подвигах героев, дается оценка их поступкам;

пролог - вступление;

лукоморье - изгиб морского берега в форме лука;

витязь - рыцарь, воин;

изумрудный - ярко-зеленого цвета;

главарь - предводитель, командир.

 

5. Выразительное чтение «Пролога» к поэме А. Пушкина «Руслан и Людмила»

Сначала читает учитель, затем ученики (в переводе и на языке оригинала).

 

6. Обмен впечатлениями о прочитанном

- Что значит «русский дух»? Почувствовали ли вы его и в какой способ?

 

7. Эвристическая беседа, выполнение поисково-исследовательских заданий

• Герои каких русских народных сказок упоминаются в прологе к пушкинской поэмы? («Царевна-лягушка», «Марья-Царевна», «Баба Яга», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птицу и Серого Волка», «Кощей Бессмертный» и др.)

• Запишите всех героев и фантастические образы, которые населяют сказочный мир Лукоморья. (Леший, русалка, домик на курьих ножках, тридцать витязей, колдун, богатырь, царевна, бурый волк, Баба Яга в ступе, царь Кощей, королевич, грозный царь, предводитель морской)

• Из скольких частей состоит, по вашему мнению, пролог? (Из трех: зачина (рус. присказки) - 1-6 строки; основной части - 7-29 строки и конечности - 30-33 строки, характерной для сказок.)

• В прологе часто (14 раз) повторяется слово «там». С какой, по вашему мнению, целью? (Чтобы подчеркнуть, что все происходит где-то там - в сказке.)

• В конце пролога автор говорит, что и он «там был», «и мед пил...», «и кот ученый сказок» его учил. Что это значит? (Это означает, что в душу поэта навсегда вошел волшебный мир русской народной сказки.)

• Сравните текст оригинала и перевода. Сделайте вывод о качестве перевода (точность, художественность).

Словарик к тексту оригинала

Неведомый - неизвестный, неведомый; дол (устаревшее) - долина;

видения - чудеса, видения, фантастические картины;

брег - берег;

витязь - воин, рыцарь;

чредой - по очереди, один за одним;

дяди (устаревшее) - воспитатель;

пленяет - берет в плен;

чахнет - худеет, болеет.

 

IV. Закрепление знаний, умений и навыков

Найдите логические пары - предмет и его признак.

 

ДУБ, ЦЕПЬ, КОТ, ДОРОЖКИ, БЕРЕГ, ВИТЯЗИ, ЦАРЬ, ВОЛК, ДУХ.





ГРОЗНЫЙ, БУРЫЙ, РУССКИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, УЧЁННЫЙ, МОРСКОЙ, НЕВЕДОМЫХ, ЗЛАТАЯ, ПРЕКРАСНЫХ.


 

V. Домашнее задание

Выучить наизусть пролог к поэме А. Пушкина « Руслан и Людмила», уметь его анализировать; сделать иллюстрации.

 

VI. Итог урока

Интерактивное упражнение «Займи позицию»

 

Я считаю, что народные сказки имеют поучительный смысл, который нужен не только детям, но и взрослым

Я считаю, что сказки - это только забава для детей и все

Я не могу еще определиться со своим мнением

 

(Дети проявляют свою позицию, поднимая руки или занимая места возле плаката или надписи на доске; мнение обосновывается теми, кто желает.)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока литературы в 5 классе по теме "Литературные сказки"

Автор: Федорченко Оксана Леонидовна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 247005

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "План- конспект урока литературы "Идея сказки и  поэтичность ее стиля" по произведению О.Уайльда "
    ["seo_title"] => string(101) "plan-konspiekt-uroka-litieratury-idieia-skazki-i-poetichnost-ieie-stilia-po-proizviedieniiu-o-uail-da"
    ["file_id"] => string(6) "133346"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416498028"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-khudozhiestviennyi-analiz-prozaichieskogho-tieksta-a-p-platonov-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "224475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438856788"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Конспект урока по музыке.Тема:Музыка и литература. Квартет. "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-muzykie-tiema-muzyka-i-litieratura-kvartiet"
    ["file_id"] => string(6) "155620"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421306561"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(188) "Проект занятий по литературе. Тема: Пьесы Шварца «Голый король», «Тень», «Дракон», «Обыкновенное чудо»."
    ["seo_title"] => string(99) "proiekt-zaniatii-po-litieraturie-tiema-p-iesy-shvartsa-golyi-korol-tien-drakon-obyknoviennoie-chudo"
    ["file_id"] => string(6) "258437"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448485109"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) ""Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-9-klassie-i-snitsia-chudnyi-son-tat-ianie"
    ["file_id"] => string(6) "187814"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426586095"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства