Урок литературного чтения, 2-й класс. Тема: В.Катаев. "Цветик-семицветик"(1урок)
Цели:
ознакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева “Цветик-семицветик”;
обогащать речь учащихся;
учить работать с текстом;
развивать мышление, внимание, память;
развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения;
учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа.
развивать фантазию, наблюдательность; воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Оборудование: портрет В.П.Катаева, тексты для чтения, тесты: “Цветик-семицветик”, плакат с изображением цветов “Сад, в котором растет цветик-семицветик”, фломастеры для детей.
Применение компьютера: портрет писателя В.П.Катаева, фрагменты текста проецируются на мониторе.
Ход урока
1. Созд. коллабаративной среды
1. Организационный момент. Психологический настрой.
Тренинг «Тренинг «Круг друзей» (цель: установление личностных взаимоотношений, выявление общих интересов, создание возможных групп по интересам)
- Разделитесь на группы друзей по цвету глаз, по длине волос, по виду обуви, по цвету одежды, по возрасту, по любимому времени года. В получившемся кругу пожелайте друг другу удачи на уроке.
Выберите девиз нашего урока. (Читайте, думайте, размышляйте)
Учитель (У): - Ребята, посмотрите на экран. Какие цветы красивые! Для чего нужны человеку цветы?
- Цветы приносят нам радость.
- Когда мы хотим доставить людям радость, мы дарим цветы.
- Когда мы ходим создать уютный уголок дома, в школе, украсить беседку мы сажаем наши любимые цветы.
- Когда мы видим красивые цветы, мы радуемся, восхищаемся.
- С цветами и жить веселее, интереснее.
- Цветы – это лекарство от тоски.
Синквейн
Цветы
Красивые ароматные
Пахнут радуют распускаются
Из цветов пчёлы собирают мёд
Хорошее настроение
- У: Молодцы, ребята, мне понравились ваши ответы! Как думаете, о чём сегодня мы будем читать произведение? Чему будем учиться?
Сегодня мы прочитаем сказку о цветке необыкновенном, он не только красивый, но и волшебный.
Биогр писателя читает Глеб Зауэрбрей
1) Есть сказки бытовые, в которых описывается жизнь простых людей: бедного солдата или ловкого. 2.Есть сказки о животных, в таких сказках животные могут говорить, ходить друг другу в гости и даже учиться в школе. 3. Есть сказки волшебные, в них обязательно должны быть чудеса и волшебные предметы. (кластер)
2) Есть сказки народные и авторские (литературные)
Такую замечательную сказку создал русский писатель В.П. Катаев “Цветик-семицветик”.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до читателя Валентин Петрович Катаев?
Звучит сказка “ Цветик-семицветик” в аудиозаписи. (ост после погони за собакой.) Чтение с расстоновкой
- У: Вы прослушали самое начало сказки. Скажите на что больше похоже произведение – на рассказ или сказку? Почему?
- У: Кто главный герой этой сказки?
- У: Как вы понимаете выражение «считать ворон»?
Игра с мячом «Подбери признак». Расширение словаря, признаков по теме.
На доске картинка Жени, педагог дает задание вспомнить слова, описывающие внешний вид девочки, ее повадки, настроение, характер. Педагог бросает мяч и задает вопрос.
- Какой вы представили себе Женю? Какая она? (Рассеянная, забывчая, не обд свои поступки, безрассудная, разиня, не внимательная и т.д.)
Продолж.сказки (ост после восстан вазы)
- У: Где стало ясно, что это произведение не рассказ, а сказка? Почему вы так думаете? Найдите и прочитайте это место.
- У: Почему цветок называется «семицветик»?
- У: Какую песенку надо исполнить, чтобы исполнилось желание?
- У: Быстро ли Женя попала домой? Найдите эти слова в тексте и прочитайте.
Продолж.сказки (ост после возвращ с Сев полюса)
Физминутка.
- У: А теперь прочитаем текст по цепочке до этого места, а затем ответьте на вопросы
Работа в тетр Стр 47 Заполнить лепестки цветом и желанием Женя (4 лепестка)
Разделить детей на группы (по цветочкам)
Отвечаем на вопросы (вопросы по кругу)
- Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина?
-Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
- На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)
- Каким волшебным свойством он обладал?
- На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета? (Жёлтый; Чтобы я была дома с баранками)
-А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)
- На какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);
- На какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе).
Работа в группах. Выразительное чтение сказки по ролям, подготовка к инсценированию. Анализ тембра, интонации .
Инсценирование (или чтение по ролям). Или творческий пересказ от имени героя сказки
- Сравните своё настроение с образом какого-либо животного (растения, цветка), объясните словами или нарисуйте.
Дети дарят медальки (цветочки) из трёх разного цвета тем, кому посчитает нужно. Например, голубой – самому вежливому в общении; зелёный – самому покладистому (уступчивому); оранжевый – самому скромному.
- У кого получился самый большой букетик? Как вы думаете, почему?
7. Оценивание. Самоценивание, взаимооценивание – суммативная оценка.
8. Домашнее задание.
- Прочитать всю сказку
-Составить план сказки (картинный, цитатный или обычный).
-Подготовиться к творческому пересказу от имени героев произведения.
Оценочная карта урока
№
Этапы урока
Самооценка
Взаимооценка
Определение темы, целей урока
Синквейн.
Биография писателя
Словарная работа
Чтение произведения по цепочке
Вопросы по тексту
Кластер «Лучики»
Задания по произведению. Работа в группе.
Творческое задание
Итог урока
Оценивание