Урок литературы на тему: А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало.."
Урок литературы на тему: А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало.."
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин. "Уж небо осенью дышало.".
Цели урока:
- содействовать формированию умения работать с поэтическим текстом; - учить видеть и понимать красоту природы; выражать своё отношение к природе; - развивать навыки выразительной речи; умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза.
– Какие краски в ваших работах преобладают? - Почему?
3. Актуализация знаний. Беседа.
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
- В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной; понимаешь, что ты частица этой земли и земля принадлежит тебе. На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературы на тему: А.С. Пушкин "Уж небо осенью дышало.." »
Тема урока: Александр Сергеевич Пушкин. "Уж небо осенью дышало...".
Цели урока:
- содействоватьформированию умения работать с поэтическим текстом; - учить видеть и понимать красоту природы; выражать своё отношение к природе; - развивать навыки выразительной речи; умение определять понятия: сравнение, рифма, логическое ударение, пауза.
– Какие краски в ваших работах преобладают? - Почему?
3. Актуализация знаний. Беседа.
Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.
В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
– Случалось ли вам бывать осенью в лесу?
– Бродить в тишине по лесным тропинкам?
– Какие чувства вы испытываете, когда идете по дорожке в осеннем лесу?
- В такой час чувствуешь, особенную связь с природой, с Родиной; понимаешь, что ты частица этой земли и земля принадлежит тебе. На исходе октябрь. Подбирается поздняя осень. Не слышно поющих птиц, мало цветущих растений. Идут дожди, реже светит солнце, пустеют поля. Улетают птицы. Голые и прозрачные становятся сады, рощи, леса. Изображению разных времён года, особенно осени, посвящено много произведений и живописи, и музыки, и литературы.
4. Постановка учебной проблемы. - В течение нескольких уроков мы будем вести разговор об осени. Познакомимся с произведениями русских писателей и поэтов. Будем учиться выразительному чтению, развивать память, учиться красиво говорить. Проникнемся пониманием того, что к природе надо относиться бережно, научимся видеть и ценить красоту природы.
5. Введение нового знания.
1) А начать изучение темы хочется словами поэта. - Прочитайте эти строки. Как вы думаете, кто их автор?Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной.
- Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.
2) Александр Сергеевич Пушкин!
- Когда впервые каждый из нас услышал это имя?
- Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки?
- Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии».
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.
Благословен и день, и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово. Г.Гоц
6. Физкультминутка
- Представьте себе, что мы находимся в осеннем лесу и идём по дорожкам. Каким вы увидели осенний лес?
Вот мы остановились, Руки подняли и покачали- Это деревья в лесу. Руки согнули, Кисти встряхнули- Ветер сбивает росу В сторону руки, Плавно помашем- Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем- Крылья сложили назад.
7. Слушание стихотворения.
1) А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем стихотворении(Чтение стихотворения учителем под музыку):
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу; приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
2) Беседа.
– Какое настроение передает нам автор?
– Какие картины вы представили при слушании?
3) Словарная работа.
– Объясните слова:
Караван –
Сень –
– Какие слова вам еще непонятны?
Обнажалась –
Блистало –
5) Работа над стихотворением.
- Прочитайте стихотворение.
- О каком периоде осени говорит поэт? (Найдите слова в тексте.)
- “Уж небо осенью дышало …”
- Как понимаете эти слова?
- В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)
- Что автор показывает словами “Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…”
- Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью?
Восеннее ненастье семь погод во дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт; и сверху льёт, и снизу метёт.
– Какой поре осени посвящена эта пословица?
В народе осень связана со временем сбора урожая.
Главным действующим лицом и в жизни крестьянина становится хлеб.
"Рыбе – вода, ягоде – трава, а ржаной хлеб – всему голова", – говорилось в народе.
- Сколько хлеба соберут – так жизнь и сложится. Настроение, и благополучие, и здоровье зависели от сбора урожая. Но осень – это не только "хлебный итог", осень – это еще и "очей очарованье" (А.С.Пушкин). Осень – это красота: разноцветные листья, горы румяных яблок, прозрачный ароматный утренний воздух.
Со сменой времени года меняется и наше настроение. Грустно осенью смотреть на засыхающие на клумбах цветы, грустно от унылого холодного дождя, хмурого темного утра, голых деревьев, зябких луж и серого неба.
И хочется закончить наш урок словами:
У природы нет плохой погоды Каждая погода благодать, Дождь ли снег, Любое время года Надо благодарно принимать!