Тема: А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало»
Цель:
1.Познакомить учащихся с новым лирическим произведением А.С.Пушкина;
2.Формировать умение постановки проблемных вопросов и ответов на них;
Научить понимать настроение лирического героя;
3.Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи;
4.Воспитывать интерес к чтению и любовь к русской поэзии.
Оборудование: учебное пособие, слайд
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть произведения Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной»
2. Ввод в новую тему.
III. Основная часть урока.
Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С.Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С.Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С.Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».(слайд)
Здесь, в селе Михайловском, он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
2. Работа над произведением.
А) чтение детьми первого отрывка:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Вопросы:
- О ком обычно говорят: дышит, дышал, дышало? ( о человеке)
- Чему приписывает поэт это действие? (небу)
- Как называется это изобразительное средство языка? (метафора)
- Объясните, как это небо дышало осенью?
- Какие признаки неживой природы описываются в этих строчках?
Б) выразительное чтение первого отрывка. (несколько учеников)
В) чтение следующего отрывка:
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
- Если бы мы с вами не знали, в какое время было написано это произведение, смогли бы мы сейчас это сказать? Какое слово нам это подскажет? Прочитайте объяснение этого слова в толковом словаре. (Сень – то, что покрывает кого, что – нибудь)
- Каким он бывает у леса?
- Почему он назван таинственным?
- Какая картина встаёт перед глазами при чтении второй строчки этого отрывка?
С печальным шумом обнажалась
- Почему с печальным?
вопросы:
- Кто видел летящих в небе журавлей или гусей?
- Как выстраиваются птицы в летящей стае?
- Почему гуси в полёте кричат?
( боятся отбиться от стаи, прощаются с родными местами, сейчас они будут оторваны от своих родных мест)
- Значит, какую пору осени описывает Пушкин?
7. Выразительное чтение всего произведения.
IY. Заключительная часть урока.
YI. Итог урока