kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало". "Зимнее утро".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литература

  6 класс

Краткосрочное планирование № 17

Тема урока

 А.С. Пушкин  «Уж небо осенью дышало». «Зимнее утро»

Цель урока

 продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза, актуализировать знания о сравнении; развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов

Задачи

умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

Результаты учебной деятельности

Знают литературоведческие термины (антитеза);

 умеют: выразительно читать стихотворение; самостоятельно определять художественные средства

Источники, оснащение и оборудование

Учебник литературы, тексты стихотворений, портрет А.Пушкина, презентация

1.Мотивационный этап:

Знание

Деятельность учителя

Деятельность    учащихся

1.Мотивация учебной деятедьности

 Целеполагание

Инсценировка басни И.Крылова  «Квартет»

Проверяют наличие   учебников, тетрадей.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают число в тетради

Инсценируют басню И.Крылова «Квартет»

Операционный этап:

Понимание

Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.
-Да, ребята каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.
 Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С. Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С. Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

А.С. Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском, он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
Чтение стихотворения учителем, звукозапись, «Уж небо осенью дышало»

Кумулятивная беседа

  1. О каком времени года рассказывает поэт?
    2.Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь?
    3.Радует ли героя-рассказчика поздняя осень?
    4.Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью?
    5.Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
    6.Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться.

7. Какой это шум?
8.Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают?
9. Что это значит? Что мы представляем?
10.Мы только видим это?
11. Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)
12.Прочитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)Как вы это представляете?
13 Как поэт изображает осеннее небо?
14. Еще о каких признаках осени поэт говорит как о живых существах?
- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

 

Анализ стихотворения.

1.Что такое тема и идея?

 2.Какова тема и идея стихотворения?

3.Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение?

 Осень.

Рассказывает учащиййся

Учащиеся отвечают на вопросы

1.Об осени.

2. О поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»

3. Не радует, он называет ее «скучная пора» ?

4.«лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»
 

 5.Деревья сбрасывают последние листья

6.«…С печальным шумом»
7. Шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами
8. («Гусей крикливых караван тянулся к югу» ?

9 Птицы улетают на юг
 

10.Нет, мы еще слышим крики гусей
11. Грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами
12.  Небо серое, затянутое тяжелыми облаками

13. Как живое существо
14. Солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся

Анализируют произведение

1.Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения

2. Тема природы, уходящей осени. Идея- воспеть красоту осени

3Мотивы печали, грусти

4.Олицетворение, метафора, эпитеты

Применение

 Анализ стихотворения «Зимнее утро»
1.Итак, какова тема и идея стихотворения?

 2.Каким настроением проникнуто стихотворение?

3.  Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение?
 

4.Меняется ли в стихотворении настроение?   
 

5.Далее идёт описание вечера. Определите настроение этой части.
 

6. В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Каким настроением это описание проникнуто?
7. Какими словами начинается эта часть?  Какой это союз и какова его роль?  Противопоставление в литературе называется антитезой/
 

8.Почему автор использовал слово небеса, а не небо? /Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса/

9.Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». Как называется художественное средство, использованное автором?

10.Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?

1Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты природы
2. Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём

 3. Эпитетами, антитезой, обращениями, восклицательными предложениями, устаревшими словами, олицетворениями

4. Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое

 Используя приём контраста, подчеркивает  красоту наступившего утра и дня.Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры
5. Хмурое, печальное. Вьюга – злилась, небо – мутное, луна – как бледное пятно… желтело, мгла – носилась, тучи – мрачные, ты – печальная

6.Чувство его восторженное, радостное
7. Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление

8. Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса.
9.Сравнение

10Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного.  Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес  чернеет, ель зеленеет


 

Инструктаж домашнего задания

Выучить наизусть понравившееся произведение А.С.Пушкина: «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро»

Записывают задание в дневники

Рефлексивный анализ

Отвечают, рефлексируют

Рефлексия учителя

Достиг или не достиг цели урока учитель?

Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало". "Зимнее утро".»



Литература

6 класс

Краткосрочное планирование № 17

Тема урока

А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало». «Зимнее утро»

Цель урока

продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина, показать своеобразие пейзажной лирики поэта, совершенствовать навыки выразительного чтения поэтического текста, навыки анализа поэтического текста; дать понятие антитеза,актуализировать знания о сравнении; развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала, развивать навыки восприятия поэтического слова, поэтических образов

Задачи

умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;

Результаты учебной деятельности

Знают литературоведческие термины (антитеза);

умеют: выразительно читать стихотворение; самостоятельно определять художественные средства

Источники, оснащение и оборудование

Учебник литературы, тексты стихотворений, портрет А.Пушкина, презентация

1.Мотивационный этап:





Знание


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация учебной деятедьности

Целеполагание

Инсценировка басни И.Крылова «Квартет»


Проверяют наличие учебников, тетрадей.

Отвечают на вопросы учителя

Записывают число в тетради

Инсценируют басню И.Крылова «Квартет»

Операционный этап:

Понимание








Ребята, отгадайте загадку:
Пришла без красок и кисти
И перекрасила все листья

Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает светиться. Особенно ярко красота осени видна в лесу.(картина осени)
-Да, ребята каждое время года хорошо по – своему. Но мы сегодня будем говорить об одном. Осень. Многие писатели воспевали в своих произведениях это время года, но мы обратим свои взоры только к одному.
Автобиографическая справка.
В 1799г. 6 июня на одной из окраинных улочках Москвы родился А.С. Пушкин. Его отец, Сергей Львович, был страстным любителем поэзии. Мать, Надежда Осиповна, характер имела самый неровный с резкими сменами настроений. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её. Раздражало всё: упрямство мальчика, его детская некрасивость, его непохожесть на других детей. Но были в доме две женщины – это няня Арина Родионовна и бабушка Мария Алексеевна. Это они спешили утешить и приласкать мальчика. Они рассказывали ему сказки, познакомили с Бовой – королевичем, Кощеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами – с прекрасным миром ПОЭТИЧЕСКОГО НАРОДНОГО ВЫМЫСЛА. О няне А.С. Пушкин писал:
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.
А.С. Пушкин рос, взрослел. Он видел, что Москва пестрела великолепными дворцами богатых людей, а рядом в покосившихся лачугах жил простой народ. Пушкин стал писать свободолюбивые стихи, в которых высмеивал ложь, лицемерие. И, конечно, молодой поэт почти три года писавший такие стихи, не мог остаться безнаказанным. И Александр Сергеевич был сослан в имени своей матери с. Михайловское.
Это равносильно было убийству. Ссылка в глухую деревню не ограниченная даже сроком (на год? на 5 лет? навсегда?) Его оторвали от друзей, от родных – всё создавало у Пушкина тяжёлое, подавленное настроение:
«Всё мрачную тоску на душу мне наводит».
Здесь, в селе Михайловском, он пишет свой роман «Евгений Онегин», отрывок из которого мы будем сейчас читать.
Чтение стихотворения учителем, звукозапись, «Уж небо осенью дышало»

Кумулятивная беседа

  1. О каком времени года рассказывает поэт?
    2.Найдите в тексте слова, которые указывают, о какой осени идет речь?
    3.Радует ли героя-рассказчика поздняя осень?
    4.Найдите в тексте и прочитайте те строки, которые помогают нам представить, что происходит в лесах поздней осенью?
    5.Что это значит? (деревья сбрасывают последние листья)
    6.Поэт стремится, чтобы мы не только увидели, но и услышали. Найдите фразу, которая заставляет нас прислушаться.

7. Какой это шум?
8.Найдите строки, где говориться о перелетных птицах. Что они делают?
9. Что это значит? Что мы представляем?
10.Мы только видим это?
11. Как вы думаете, кричат они радостно или грустно? (грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами)
12.Прочитайте первую строку стихотворения («Уж небо осенью дышало»)Как вы это представляете?
13 Как поэт изображает осеннее небо?
14. Еще о каких признаках осени поэт говорит как о живых существах?
- Этот прием в литературе называется олицетворением, когда неживым предметам приписываются свойства или качества живых существ.

 

Анализ стихотворения.

1.Что такое тема и идея?

2.Какова тема и идея стихотворения?

3.Каким настроением проникнуто стихотворение?

4.Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение?

Осень.













































Учащиеся отвечают на вопросы

1.Об осени.

2. О поздней осени «стоял ноябрь уж у двора»

3. Не радует, он называет ее «скучная пора» ?

4.«лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась»

5.Деревья сбрасывают последние листья

6 .«…С печальным шумом»
7. Шорох листьев, шуршание сухих листьев под ногами
8. («Гусей крикливых караван тянулся к югу» ?

9 Птицы улетают на юг

10.Нет, мы еще слышим крики гусей
11. Грустно, они покидают родину, прощаются с родными местами
12. Небо серое, затянутое тяжелыми облаками



13. Как живое существо
14. Солнышко блистало, леса обнажились, караван гусей тянулся







Анализируют произведение

1.Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения

2. Тема природы, уходящей осени. Идея- воспеть красоту осени

3Мотивы печали, грусти

4.Олицетворение, метафора, эпитеты

Применение



ЕНТ


Анализ стихотворения «Зимнее утро»
1.Итак, какова тема и идея стихотворения?

2.Каким настроением проникнуто стихотворение?

3. Какими языковыми средствами автор передаёт нам это настроение?




4.Меняется ли в стихотворении настроение?









5.Далее идёт описание вечера. Определите настроение этой части.
6. В конце стихотворения автор описывает зимнее морозное утро. Каким настроением это описание проникнуто?
7. Какими словами начинается эта часть? Какой это союз и какова его роль? Противопоставление в литературе называется антитезой/
8.Почему автор использовал слово небеса, а не небо? /Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса/

9.Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит». Как называется художественное средство, использованное автором?

10.Какие поэтические тропы вы нашли? Для чего автор их использует?



1Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты природы
2. Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём

3. Эпитетами, антитезой, обращениями, восклицательными предложениями, устаревшими словами, олицетворениями

4. Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое 5.Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня 6.Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день); обращение: друг прелестный, красавица; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры
5. Хмурое, печальное. Вьюга – злилась, небо – мутное, луна – как бледное пятно… желтело, мгла – носилась, тучи – мрачные, ты – печальная

6.Чувство его восторженное, радостное
7. Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление

8. Может быть, от большого количества солнца и света небо словно уходит ввысь, оно бесконечно, это уже не небо, а именно небеса.
9.Сравнение

10Лексика первого четверостишия : «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой. Эпитеты: день чудесный, под голубыми небесами, прозрачный лес.(эпитет рисует картину, создаёт образ прекрасного или безобразного. Метафора оживляет, одухотворяет картину природы (снег лежит, лес чернее, ель зеленеет



Инструктаж домашнего задания

Выучить наизусть понравившееся произведение А.С.Пушкина: «Уж небо осенью дышало», «Зимнее утро»

Записывают задание в дневники

Рефлексивный анализ


Отвечают, рефлексируют

Рефлексия учителя

Достиг или не достиг цели урока учитель?

Что я сделал? С какой целью? Почему именно так? Какой результат я получил









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
А.С.Пушкин "Уж небо осенью дышало". "Зимнее утро".

Автор: УМИРЗАКОВА САУЛЕ ДОСМЕТОВНА

Дата: 10.01.2016

Номер свидетельства: 274791


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства