Тема: « Уж небо осенью дышало».
Встречаем осень: осенние песни, заклички. Пословицы, поговорки.
Загадки.
Задачи: познакомить учащихся с осенними народными праздниками,
развивать образное мышление и речь учащихся; закреплять навыки
передачи эмоционального настроя художественного произведения;
расширять представления о жанрах устного народного творчества,
закличке как жанровой разновидности народной песни, воспитывать
любовь к природе.
Ход урока
I Оргмомент.
Встаньте ровно, встаньте в ряд.
Урок чтения будем начинать.
На уроке внимательно читайте.
Всё запоминайте.
Новые слова в копилку собирайте.
II Актуализация опорных знаний.
- Фонетическая зарядка.
Игра «Говори – не торопись, и смотри, не ошибись».
Ень- ень- ень – наступил осенний день.
Ва-ва-ва – пожелтела вся трава.
Ицы-ицы-ицы – улетают птицы.
Та-та-та – вот какая красота.
Учащиеся повторяют за учителем только слоги, подбирая самостоятельно рифму.
III Мотивация учебной деятельности учащихся. Активизация мышления.
1.Загадки
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает –
Когда это бывает?
Она пришла походкой лисьей
И оборвала с веток листья.
Пришла без красок и без кистей
И перекрасила все листья. (Осень)
- Какие слова помогли отгадать загадки?
2.Методика «Ассоциативный куст».
осень
- Что вы представляете, когда слышите это слово? С чем оно у вас ассоциируется?
Все приметы вы назвали
Осень верно описали.
IV Сообщение темы и задач урока.
Вот и тема новая –
Только зашифрована!
Кто быстрее размышляет,
Тот её и разгадает.
__ж н_б_ _с_нь_ д_ш_л_.
Осень прекрасная пора. Многие писатели, поэты, художники, композиторы воспевали её в своих произведениях. Строки из стихотворения А. С. Пушкина будут эпиграфом наших уроков.
Сегодня мы познакомимся с народными праздниками, песнями, закличками, научимся выразительно читать текст «Встречаем осень».
V Первичное восприятие и осознание нового материала.
1.Предвидение содержания по названию произведения.
-Посовещайтесь друг с другом и скажите о чём этот текст?
2.Словарная работа.
Заклички –
Наволок –
Сообщение. В глубокой древности люди верили в сверхъестественные силы земли, неба и воды. Они обращались к различным явлениям природы, животным с различными просьбами. Такие стихотворные обращения стали называться закличками. В закличках излагались просьбы людей об обильном урожае, достатке и богатстве. Слово закличка (от сл. закликать) означает «звать, просить, приглашать, обращаться».
- Работа над текстом.
1)Чтение текста подготовленными учениками.
-Понравился ли вам текст? Чем?
-Оправдалось ли наше предвидение?
2) Чтение учащимися вполголоса.
-обратите внимание на сноску. Какое слово она поясняет?
Методика «Взаимные вопросы». (После прочтения дети задают вопросы друг другу).
3) Подготовка к выразительному чтению песен и закличек.
-Сколько стихотворных вставок в тексте? Найдите заклички.
-Используя рисунки, определите с каким настроением надо читать песни и заклички?
-В закличках и песнях есть слова – обращения, слова – требования, слова – пожелания. С какой интонацией их нужно читать?
4) Выразительное чтение закличек.
Музыкальная пауза.
Прослушивание грамзаписи пьесы П. И. Чайковского «Времена года», «Сентябрь».
-Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы представили слушая её?
VI Закрепление и осмысление нового материала.
1.Методика «взаимного обучения» (работа в группах).
Ветер мимо пролетал
И листочки разбросал.
(Выполнение задания ветра идёт по группам).
1 группа: Прочитайте пословицы и поговорки, определите их главную мысль.
Объясните значение одной из пословиц, используя рекомендации
учебника.
2 группа: Прочитайте загадки, отгадайте. Найдите признаки, которые
помогли их отгадать. Загадайте одноклассникам.
3 группа: Ознакомьтесь с народной игрой «Мельница». Расскажите ученикам
класса правила игры.
2. Презентация работы групп.
-Какой теме посвящены все задания?
VII Итог урока.
Методика «Интервью».
В школу приехали корреспонденты. Их интересует ваше мнение о сегодняшнем уроке чтения.
Корреспондент предлагает нам принять активное участие в разработке проекта «Осень». Задачи проекта:
Прививать любовь к природе через произведения поэтов, писателей, народного творчества; учить пользоваться художественной литературой, библиотекой, развивать творчество детей.
Пути решения проекта:
Учащиеся класса по желанию подбирают в библиотеке стихотворения, рассказы, сказки, пословицы об осени. Выполняют рисунки, аппликации по теме.
VIII Домашнее задание.
С. 29-30 читать, выучить одну закличку или песню. Составить загадку на осеннюю тему.