Учитель Усачева Елена Мефодиевна,
г. Протвино, МБОУ «Гимназия»
Конспект урока «Что такое любовь к Родине?» (По стихотворениям Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…»)
Цель – знакомство учащихся с произведениями поэтов XIX-XX в.в. о Родине.
Задачи:
- помочь учащимся выяснить, что такое любовь к Родине, как любить Родину. Какую Родину необходимо любить;
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать тексты лирических произведений, делать необходимые выводы;
- создать условия, развивающие речевые, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма.
Ход урока:
Оргэтап.
Учитель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать раздел «Человек чувствующий».
Актуализация изученного. (Стенд со страничками альбома, который оформляли сами учащиеся 1 сентября).
Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Что привлекло ваше внимание? Узнали? Конечно, это некоторые страницы нашего семейного альбома «Моя малая родина», созданного 1сентября. Что вы чувствуете?
Постановка проблемы.
А что вы чувствуете, когда смотрите на репродукции, помещенные на слайде?
(Репродукции художников-пейзажистов: И.И. Левитана «Вечерний звон», А.К. Саврасова «Грачи прилетели»)
Обратимся к учебнику: стр.253. Как называется раздел? Что такое ностальгия? Прочитаем текст.
- Выделите ключевые слова (любовь к родине, Родина, чувство, возвышающее человека, Человек)
- Какова его тема?
- Как бы вы определили, что такое любовь к родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?
- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?
- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве? Приведите примеры таких произведений.
- Что мы можем узнать на нашем уроке?
Попытаемся сформулировать тему нашего урока. Совпадут ли наши прогнозы?
- Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»
- Какие две точки зрения существуют по данному вопросу?
- любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая – родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?
Поиск решения проблемы
- Что нам надо доказать? (Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека)
- Каким образом мы можем доказать свою правоту? (Обратившись к лирическим произведениям поэтов 19-21 веков).
1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.
Прокомментируйте, пожалуйста, наиболее понравившееся высказывание.
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон, древнеримский философ.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека, римский философ.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон, английский поэт-романтик.
Что общего в этих словах? Нашли ли вы подтверждение своим мыслям о любви к Родине?
Работа с текстами художественных произведений.
(Класс был разделен на 3 группы, каждая группа выполняла домашнее задание:
1. Проанализировать стихотворение одного из поэтов (по плану), заполнить таблицу. 2. Подготовить небольшой рассказ о поэте).
Анализ стихотворения Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».
Что можете сказать о поэте?
Выразительное чтение стихотворения.
Анализ стихотворения. (В ходе обсуждения заполняется таблица)
- Определить тему и главную мысль стихотворения.
- Объяснить значение образа «белые снеги».
Поэт говорит о том, что все преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. Лирический герой ощущает себя частью родной страны, надеется, что хоть чем-то послужил ей. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символ вечной России.
Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине?
Учитель: Евгений Евтушенко - наш современник, нам понятна его позиция. А какой видел свою Родину Александр Блок, поэт рубежа 19 – 20 веков? что значило для него любить Родину?
Анализ стихотворения А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
1 строфа.
- Найти ключевые слова. Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Почему думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? Какая мысль не дает покоя лирическому герою?
2 – 4 строфы.
Объяснить значение неизвестных слов.
Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?
5 строфа.
Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй.
В стихотворении А.А. Блока древнее и современное неразрывно. «Тихое, долгое, красное зарево/Каждую ночь над становьем твоим…» – это вечный, трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории, эти строчки эмоционально перекликаются с трагизмом первой строфы. Две последние строки прямо возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, первозданного, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?
Учитель: А теперь обратимся к поэзии 19 века. Ф.И. Тютчев в 1866 году написал: «Умом Россию не понять…»
Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» (В ходе обсуждения заполняется таблица)
1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Объясните смысл стихотворения.
Что для Тютчева любовь к Родине?
Сделаем вывод: В чем сходно и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, А.А. Блока и Е. Евтушенко?
Что такое любовь к родине?
3.Творческая работа. Письменно ответить на вопрос «Любовь к родине…»
V. Итог урока: Какая была тема?
- Какой ответ мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?
VI. Учитель: Эксклюзивное интервью:
- Я хочу сказать…
- И я хочу сказать…
- А я могу добавить…
- Я вспомнил…
- Я все молчал, но думаю…
- Я не верю…
- А я верю…
Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение А. Блока или Е. Евтушенко, закончить творческую работу «Любовь к родине…»
Использованная литература:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Дом без стен». Учебник по литературе для 8 класса, - М.: Баласс.2013.
Барова Е.С. Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
Материалы к уроку (Приложение)
Рабочий листок, который выдается каждому ученику в начале урока.
Задание группам.
Листок для выполнения творческой работы.
Рабочий листок Приложения 1
Тема урока
Ключевые слова
Вопросы урока
Только отечество заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон, древнеримский философ.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека, римский философ.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон, английский поэт-романтик.
Автор, название стихотворения | | Выводы, наблюдения, цитаты |
| Тема | |
Главная мысль | |
Композиция | |
Основные образы | |
Лирический герой | |
Размер, рифма | |
Средства выразительности | |
Вывод | |
| Тема | |
Главная мысль | |
Композиция | |
Основные образы | |
Лирический герой | |
Размер, рифма | |
Средства выразительности | |
Вывод | |
Автор, название стихотворения | | Выводы, наблюдения, цитаты |
| Тема | |
Главная мысль | |
Композиция | |
Основные образы | |
Лирический герой | |
Размер, рифма | |
Средства выразительности | |
Вывод | |
В чем сходство и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, А. Блока и Е. Евтушенко? | |
Задание группам Приложение 2
1 группа: Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»
Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)
Объясните значение образа «белые снеги».
Сделайте вывод: Что для поэта значит любовь к Родине?
2 группа: А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»
Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)
1 строфа: Определите ключевые слова. Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Почему, думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? Какая мысль не дает покоя лирическому герою?
2-4 строфы: Объяснить значение неизвестных слов. Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?
5 строфа: Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй
Сделайте вывод: Что для Блока значит любовь к родине?
3 группа: Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»
Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)
Объясните смысл стихотворения.
Сделайте вывод: Что для Тютчева значит любовь к Родине
7