kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы 8 класс "Что значит любить Родину?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  «Что такое любовь к Родине?»  (По стихотворениям Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?.», Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…») 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Что значит любить Родину»

Учитель Усачева Елена Мефодиевна,

г. Протвино, МБОУ «Гимназия»

Конспект урока «Что такое любовь к Родине?» (По стихотворениям Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…», А.А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчева «Умом Россию не понять…») 


Цель знакомство учащихся с произведениями поэтов XIX-XX в.в. о Родине.

Задачи:
- помочь учащимся выяснить, что такое любовь к Родине, как любить Родину. Какую Родину необходимо любить;

- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, анализировать тексты лирических произведений, делать необходимые выводы;
- создать условия, развивающие речевые, интеллектуальные и творческие способности учащихся;

- воспитывать у учащихся чувство патриотизма.

Ход урока:

  1. Оргэтап.

Учитель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем изучать раздел «Человек чувствующий».

  1. Актуализация изученного. (Стенд со страничками альбома, который оформляли сами учащиеся 1 сентября).

  1. Посмотрите, пожалуйста, на стенд. Что привлекло ваше внимание? Узнали? Конечно, это некоторые страницы нашего семейного альбома «Моя малая родина», созданного 1сентября. Что вы чувствуете?

  1. Постановка проблемы.

  1. А что вы чувствуете, когда смотрите на репродукции, помещенные на слайде?

(Репродукции художников-пейзажистов: И.И. Левитана «Вечерний звон», А.К. Саврасова «Грачи прилетели»)

  1. Обратимся к учебнику: стр.253. Как называется раздел? Что такое ностальгия? Прочитаем текст.

- Выделите ключевые слова (любовь к родине, Родина, чувство, возвышающее человека, Человек)

- Какова его тема?

- Как бы вы определили, что такое любовь к родине? Это привычка, предрассудок, необходимость?

- Есть ли в нашей стране, в нашем городе, районе, доме что-то такое, что вам особенно дорого, что является лично для вас олицетворением понятия «родина»?

- Как вы думаете, что побуждает поэтов, прозаиков, художников, композиторов создавать произведения о своем Отечестве? Приведите примеры таких произведений.

- Что мы можем узнать на нашем уроке?

  1. Попытаемся сформулировать тему нашего урока. Совпадут ли наши прогнозы?

- Итак, тема нашего урока «Что такое любовь к родине?»

- Какие две точки зрения существуют по данному вопросу?

- любовь к родине – это чувство, возвышающее человека; и вторая – родина там, где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?



  1. Поиск решения проблемы
    - Что нам надо доказать? (Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека)
    - Каким образом мы можем доказать свою правоту? (Обратившись к лирическим произведениям поэтов 19-21 веков).

1. Работа с высказываниями «великих» людей о любви к родине.

Прокомментируйте, пожалуйста, наиболее понравившееся высказывание.

Только отечество  заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон, древнеримский философ.
Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека, римский философ.
Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон, английский поэт-романтик.

  Что общего в этих словах? Нашли ли вы подтверждение своим мыслям о любви к Родине?

  1. Работа с текстами художественных произведений.

(Класс был разделен на 3 группы, каждая группа выполняла домашнее задание:

1. Проанализировать стихотворение одного из поэтов (по плану), заполнить таблицу. 2. Подготовить небольшой рассказ о поэте).

Анализ стихотворения Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…».

  • Что можете сказать о поэте?

  • Выразительное чтение стихотворения.

  • Анализ стихотворения. (В ходе обсуждения заполняется таблица)

- Определить тему и главную мысль стихотворения.

- Объяснить значение образа «белые снеги».

Поэт говорит о том, что все преходящее, кроме родины; пока она будет, будет и он. Лирический герой ощущает себя частью родной страны, надеется, что  хоть чем-то послужил ей. «Белые снеги» - это нечто такое, что заметает наши следы на земле, и вместе с тем – символ вечной России.

Вывод: Что для Евтушенко любовь к Родине?

  • Прослушивание записи стихотворения Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»

Учитель: Евгений Евтушенко - наш современник, нам понятна его позиция. А какой видел свою Родину Александр  Блок, поэт рубежа 19 – 20 веков? что значило для него любить Родину?

Анализ стихотворения А. Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

  • Ваше слово о Блоке.

  • Выразительное чтение стихотворений Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»

  • Анализ стихотворения (В ходе обсуждения заполняется таблица)

   1 строфа.
- Найти ключевые слова. Чувствует ли  лирический герой свою связь с родиной? Почему думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? Какая мысль не дает покоя лирическому герою?

2 – 4 строфы.
Объяснить значение неизвестных слов.
Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?

5 строфа.
Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй.

В стихотворении А.А. Блока древнее и современное неразрывно. «Тихое, долгое, красное зарево/Каждую ночь над становьем твоим…» – это вечный, трагический, обагренный кровью и озаренный дрожащим пламенем путь Руси в истории, эти строчки эмоционально перекликаются с трагизмом первой строфы. Две последние строки прямо возвращают нас к основной мысли поэта: «вольный дух» (в первой строфе «вольное сердце» лирического героя) – игрушка этого древнего, первозданного, таинственного, странного мира, этого «сонного марева». А значит, воля лирического героя, его свобода от Руси – лишь призрак. Да и захочет ли он этой свободы?

  • Прослушивание записи стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?»


Учитель: А теперь обратимся к поэзии 19 века. Ф.И. Тютчев в 1866 году написал: «Умом Россию не понять…»

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…» (В ходе обсуждения заполняется таблица)

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Объясните смысл стихотворения.
Что для Тютчева любовь к Родине?

Сделаем вывод: В чем сходно и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, А.А. Блока и Е. Евтушенко?

Что такое любовь к родине?

3.Творческая работа. Письменно ответить на вопрос «Любовь к родине…»

V. Итог урока: Какая была тема?

- Какой ответ мы нашли? Какая (чья) версия подтвердилась?

VI. Учитель: Эксклюзивное интервью:

- Я хочу сказать…

- И я хочу сказать…

- А я могу добавить…

- Я вспомнил…

- Я все молчал, но думаю…

- Я не верю…

- А я верю…

Домашнее задание: Выучить наизусть стихотворение А. Блока или Е. Евтушенко, закончить творческую работу «Любовь к родине…»

Использованная литература:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. «Дом без стен». Учебник по литературе для 8 класса, - М.: Баласс.2013.

  2. Барова Е.С. Уроки литературы в 8 классе по учебнику «Дом без стен». Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.



Материалы к уроку (Приложение)


  1. Рабочий листок, который выдается каждому ученику в начале урока.

  2. Задание группам.

  3. Листок для выполнения творческой работы.


































Рабочий листок Приложения 1

Тема урока

Ключевые слова

Вопросы урока

Только отечество  заключает в себе то, что дорого всем.
Цицерон, древнеримский философ.

Любят родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
Сенека, римский философ.

Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.
Д. Байрон, английский поэт-романтик.


Автор, название стихотворения


Выводы, наблюдения, цитаты


Тема




Главная мысль




Композиция




Основные образы




Лирический герой




Размер, рифма



Средства выразительности




Вывод







Тема




Главная мысль





Композиция



Основные образы




Лирический герой




Размер, рифма




Средства выразительности





Вывод





Автор, название стихотворения


Выводы, наблюдения, цитаты


Тема




Главная мысль




Композиция




Основные образы




Лирический герой




Размер, рифма



Средства выразительности




Вывод





В чем сходство и чем отличается отношение к России лирических героев Ф. Тютчева, А. Блока и

Е. Евтушенко?









Задание группам Приложение 2

1 группа: Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»

Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)

Объясните значение образа «белые снеги».

Сделайте вывод: Что для поэта значит любовь к Родине?



2 группа: А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)

1 строфа: Определите ключевые слова. Чувствует ли лирический герой свою связь с родиной? Почему, думая о России, он представляет ее себе через подобные образы? Какая мысль не дает покоя лирическому герою?

2-4 строфы: Объяснить значение неизвестных слов. Что притягивает поэта и лирического героя в облике Руси? Почему страна для него не Россия, а Русь? В какие тайны он старается проникнуть, какие загадки разгадать?

5 строфа: Объясните смысл последней строфы стихотворения, её образный строй

Сделайте вывод: Что для Блока значит любовь к родине?



3 группа: Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»

Проанализируйте стихотворение (определите тему, главную мысль, композицию произведения; укажите основные образы стихотворения, образ лирического героя; определите размер, рифму. Какие средства выразительности использует автор?)

Объясните смысл стихотворения.

Сделайте вывод: Что для Тютчева значит любовь к Родине



7


Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку Что значит любовь к Родине»

«Что такое любовь к Родине?» (Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»,  А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..», Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…») 

«Что такое любовь к Родине?»

(Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»,

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»,

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…») 

Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека. Родина там , где сытно, дешево и удобно. Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Любовь к родине – это чувство, возвышающее человека.

Родина там , где сытно, дешево и удобно.

Какую точку зрения будете отстаивать вы?

Е.А. Евтушенко  «Идут белые снеги…»

Е.А. Евтушенко «Идут белые снеги…»

А.А. Блок  «Русь моя, жизнь моя,  вместе ль нам маяться?..»

А.А. Блок «Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?..»

Ф.И. Тютчев  «Умом Россию не понять…»

Ф.И. Тютчев «Умом Россию не понять…»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы 8 класс "Что значит любить Родину?"

Автор: Усачева Елена Мефодиевна

Дата: 20.05.2016

Номер свидетельства: 328813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока обществознания на тему: "Что значит быть патриотом? 7 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-chto-znachit-byt-patriotom-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245486"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446133447"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока литературы И.С. Никитин "Здравствуй, гостья-зима!""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokalitieraturyisnikitinzdravstvuighostiazima"
    ["file_id"] => string(6) "267735"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450450422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Кейс - урок по литературному чтению "
    ["seo_title"] => string(38) "kieis-urok-po-litieraturnomu-chtieniiu"
    ["file_id"] => string(6) "129174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415642812"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "урок литературы в 5 классе на тему "Образ родного дома в стихах С.А.Есенина" "
    ["seo_title"] => string(82) "urok-litieratury-v-5-klassie-na-tiemu-obraz-rodnogho-doma-v-stikhakh-s-a-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "207004"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430317166"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(96) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniiepookruzhaiushchiemumiru3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267596"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450416034"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства