Открытый урок на тему: Что значит быть патриотом?
Цели:
Образовательные:
- Закрепить знание учащихся о понятиях: мораль, норма, нация, патриотизм
- Формировать у учащихся представление о понятиях: российская идентичность, национализм, патриот, интернационализм
Развивающие:
- Развивать умение сравнивать, анализировать и делать выводы
- Развивать образное и понятийное мышление, память
- Развивать связную речь и творческие способности
Воспитательные:
· Воспитывать любовь к Родине, желание стать настоящим патриотом, уважительное отношение к людям других национальностей
Оборудование: карточки с терминами, бланки для практической работы, мультимедийное оборудование для показа видео и презентации
Ход урока:
I.Организационный момент
-Здравствуйте ребята. Проверьте все ли готово к уроку, садитесь. Сегодня уроке мы повторим уже знакомые понятия и с их помощью откроем новые знания.
II.Основная часть
1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Фронтальный опрос по опорным понятиям
- Давайте вспомним что такое:
- мораль (образец поведения, который дает нам представление о добре и зле, хорошем и плохом);
- норма (правила поведения для всех);
- нравственность (соблюдение моральных норм)
(карточки на доске)
- К этим словам мы еще вернемся, теперь давайте просмотрим видео, а вы подумаете, какие слова-ассоциации оно у вас вызывает
(просмотр 1мин. 20 сек)
- Замечательное стихотворение М. Ю. Лермонтова. Какие слова пришли вам на ум? (Родина, любовь, любовь к Родине, патриотизм)
(карточки крепятся на доску)
2.Актуализация знаний.
- Ребята, составьте предложение с этими словами (Патриотизм – это любовь к Родине)
- А почему мы любим свою Родину? (здесь мы родились, рядом наши родные и близкие, нам здесь хорошо)
- Это называется российская идентичность, то есть причастность человека к своей стране.
- Вы любите свою Родину? (да)
- Значит мы патриоты? А что это значит?. Вот на этот вопрос мы и попытаемся ответить на уроке. Запишите тему урока в тетради.
3. Первичное усвоение новых знаний (работа в парах)
-Чтобы ответить на этот важный вопрос мы рассмотрим и сравним два понятия: патриотизм и национализм
- У вас на партах карточки с текстами, изучите их и выберите ключевые моменты, подчеркните их, потом поменяйтесь карточками и проверьте, согласны ли вы с соседом по парте, обсудите и, ответьте на вопрос, есть ли общее у этих понятий и чем они отличаются.
Патриотизм (от греческого «отечество») – это чувство любви к Отечеству, преданность ему и своему народу, стремление принести пользу. Патриотизм воспитывается гордостью за свою Родину - достижения в ее культуре, литературе и науке, победы в войнах (прежде всего в Великой Отечественной войне), в спорте (вспомните, как мы радуемся, когда побеждают наши спортсмены), красота нашей природы. Патриотизм – это подчинение своих интересов интересам своей страны
Национализм (от слово нация) – это идеология и политика, которая основана на любви к своей нации и стране, утверждает нацию высшей ценностью, оправдывает превосходство одной нации над другими, пренебрежение интересами других народов и презрение к ним, что часто приводит к межнациональным конфликтам
4. Первичная проверка понимания
- А теперь давайте проверим, что у вас получилось.
- Назовите три важных черты патриотизма (любовь к Родине, стремление принести пользу своей стране, гордость за свою страну)
- Назовите три важных черты национализма (любовь к нации и стране, превосходство одной нации над другими, презрение к другим народам)
Человек, который принимает идеи патриотизма – это патриот, а человек, стоящий на позиции национализма - националист
- Что у этих людей общее? (любовь к своей Родине)
- Чем они отличаются? (националист любит свой народ и не уважает другие, патриот стремится принести пользу своей Родине, но не презирает, а уважает другие народы)
- Уважительное отношение к другим странам и народам - это интернационализм (карточка на доске, запись термина в тетради)
- А теперь в тетради запишите ответ на вопрос нашего урока, что значит быть патриотом (самостоятельная работа, затем ученики озвучивают ответы)
(включение презентации)
6. Первичное закрепление.
(работа с учебником, стр. 41 задание № 3)
Попытайтесь определить и запишите в два столбика, какие высказывания характеризуют их авторов как патриотов (1) и какие – как националистов(2)
А. Мне кажется, что наши народные песни – самые задушевные в мире. (1)
Б. Наш народ умнее и выше духом всех других народов. (2)
В. Не смейте критиковать свой народ: это непатриотично. (2)
Г. Я люблю и уважаю все народы земли, но только за свой народ готов отдать жизнь.(?)
Д. Патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Родине должна быть разумной. (1)
Е. Родину либо любят страстно, до самозабвения, либо остаются к ней равнодушны (?)
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
- Домашнее задание параграф № 6, в тетради напишите ответ на вопросы (на выбор): «Я считаю себя патриотом? Почему?», «Кого я считаю настоящим патриотом? Почему?»
III. Рефлексия (подведение итогов занятия)
- Так что же значит быть патриотом? (любить Родину, стремиться принести пользу своей стране, гордиться за свою страну, уважать другие народы)
- А каких настоящих патриотов нашей Родины мы изучали на уроках истории? (Минин и Пожарский, Иван Сусанин,
Александр Невский)
- А теперь посмотрите на все слова на доске и составьте с ними предложения (Патриот нравственный человек. Настоящий патриот интернационалист. Любовь к Родине норма морали.)
Оценка работы учеников.