kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок литературы

«Тема маленького человека»

В романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

(10 класс)

 

 

 

Учитель: Анчутина Анжелика Станиславлвна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М.Достоевского

                      «Преступление и     наказание»

Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Достоевского, его      

                     романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции

                     автора (боль за человека).

Задачи урока:

  • Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;
  • Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);
  • Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Беседа.

 

Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и

                              наказание». Вначале проведем минутку красноречия? предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству. (По материалам прошлого урока)

            Вопросы учащихся  к выступающему.

             

            Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?

            Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?

Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых,  т.е. те, ради которых он пошел на преступление.                               (слайды)

            Как их можно объединить?

Посмотрите на доску:  Самсон Вырин

                                        Акакий Акакиевич Башмачкин.

                           Кто такие? (ответы учащихся)

 

 Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.

Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.

            - Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?

            Пушкин – Гоголь – Достоевский.

            - Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.

            Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.

            Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин

 

 

 

Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин

 

?

А какой персонаж по-вашему является «маленьким человеком». Какие герои у Пушкина и Гоголя? А что нового внес Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.

 

            У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица  - задание для одной из групп.

           

            Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?

 




 

- эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире»     Ребята верно   называют

- эпизод «Письмо матери к Раскольникову».       

- на выбор учащихся. Это задания для двух других групп.

Возможные ответы учащихся.

План ответа

1. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство)

2. Речь Семена Захарыча (витиеватая - напыщенная) Речь – исповедь.

 

Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и   

получение отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо,   

чистосердечное изложение чего-либо.

3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство – несчастная       

                                       слабость)

4. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за

                                                                   Соню)

5. Угол, где проживает семья (пересказ)

6. Смерть Мармеладова. («Бесконечное страдание изобразилось в лице его

-Соня! Дочь! Прости!»)

 

Выводы: Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения.

 Какое преступление совершает Мармеладов?

Преступление против своей семьи, которую он любит, обрекал их на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное , родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

            В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Оба преступники. Раскольников – идейный, Мармеладов – стихийный. Наказание Мармеладова – вина перед женой, детьми, дочерью Соней – в нём самом. В его раскаянии - очищение.

            Кто виноват? Среда или человек?

            А Соня? Преступница? Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

            А выбор был?

           

            Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

            Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?

 

Вывод: Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.

 

ОТВЕТЫ УЧ-СЯ. Дополнительные вопросу друг другу.

 

Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин

 

Добрый ,скромный труженик, чиновник 14 класса.

Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло.

Как быть?

Пушкин не дает ответа

 

 

 

Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин

 

Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель).

Стремиться к справедливости.

Роман «Преступление и наказание»

 

Семён Захарыч Мармеладов

Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.

 

 

 

Индивидуальное задание (сообщение).

           

            Тема «маленького человека» в живописи.

           

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности – родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». (сообщение уч-ся)

 

 Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин  Перова. (слайды)

 

Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, тупых людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.

 

            На какую героиню похожа эта девушка?

            Какой вывод вы сделали?

            Как многогранно творчество великих художников!

 Словарная работа: полифонизм*.

 

 

 

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу прочитанного (увиденного)».

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы »









Открытый урок литературы

«Тема маленького человека»

В романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

(10 класс)




Учитель: Анчутина Анжелика Станиславлвна
























Тема урока: Тема маленького человека в романе Ф.М.Достоевского

«Преступление и наказание»

Цель урока: содействовать осознанию многогранности творчества Достоевского, его

романа «Преступление и наказание», осознанию основ нравственной позиции

автора (боль за человека).

Задачи урока:

  • Раскрыть традиции и новаторство Достоевского в изображении маленького человека, способствовать развитию информационной компетенции;

  • Развивать коммуникативную компетенцию (умение работать в группе, распределять роли, сотрудничать, договариваться), речеведческую компетенцию (излагать свои мысли, логически последовательно; выражать мысли правильным литературным языком);

  • Воспитывать гражданскую позицию – личную ответственность человека за свою судьбу; воспитывать чувство сострадания к человеку; отвращение к пьянству.

Беседа.


Слово учителя: Мы продолжаем изучать роман Достоевского «Преступление и

наказание». Вначале проведем минутку красноречия? предлагаю рассказать о теории Раскольникова. Какова эта теория по отношению к человечеству. (По материалам прошлого урока)

Вопросы учащихся к выступающему.

Итак, что здесь не «клеилось» у Раскольникова?

Совершенно верно, куда же отнести любимых и дорогих людей?

Получается, что к «тварям дрожащим» попали сестра Дуня, мать, Соня, семья Мармеладовых, т.е. те, ради которых он пошел на преступление. (слайды)

Как их можно объединить?

Посмотрите на доску: Самсон Вырин

Акакий Акакиевич Башмачкин.

Кто такие? (ответы учащихся)


Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Появляется новый герой: маленький человек.

Достоевский – классик русской литературы продолжает традиции своих предшественников.

- Кто из писателей вводит в русскую литературу образ маленького человека?

Пушкин – Гоголь – Достоевский.

- Вспомните героев произведений Пушкина и Гоголя.

Сегодня мы постараемся поговорить об определенной группе героев романа «Преступление и наказание» и попытаемся объединить их по какой-либо общей черте или общности.

Как бы вы сформулировали тему нашего урока?

Посмотрите на экран, на таблицу

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин




Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин


?

А какой персонаж по-вашему является «маленьким человеком». Какие герои у Пушкина и Гоголя? А что нового внес Достоевский? На этот вопрос можно ответить, когда прослушаем ответы других групп.


У нас класс поделен на 3 группы. Эта таблица - задание для одной из групп.

Как вы думаете, какие эпизоды необходимо рассмотреть для того, чтобы полно раскрыть тему маленького человека?


- эпизод «Разговор Раскольникова с Мармеладовым в трактире» Ребята верно называют

- эпизод «Письмо матери к Раскольникову».

- на выбор учащихся. Это задания для двух других групп.

Возможные ответы учащихся.

План ответа

1. Внешность Мармеладова (окончательно не утраченное благородство)

2. Речь Семена Захарыча (витиеватая - напыщенная) Речь – исповедь.


Работа со словарем: исповедь* 1) обряд покаяния в грехах перед священником и

получение отпущения грехов; 2) (перен.) откровенное признание в чем-либо,

чистосердечное изложение чего-либо.

3. Отношение к себе («скот», самобичевание, пьянство – несчастная

слабость)

4. Огромная любовь к семье, детям (чувствует обязанность, переживает за

Соню)

5. Угол, где проживает семья (пересказ)

6. Смерть Мармеладова. («Бесконечное страдание изобразилось в лице его

-Соня! Дочь! Прости!»)


Выводы: Рисуя жизнь «маленького человека», Достоевский раскрывает одну из главных тем – тему нищеты и унижения.

Какое преступление совершает Мармеладов?

Преступление против своей семьи, которую он любит, обрекал их на голодное и нищенское сосуществование. А самое главное , родную дочь обрекает на позор, унижение и одиночество.

В чём сходны Мармеладов и Раскольников?

Оба преступники. Раскольников – идейный, Мармеладов – стихийный. Наказание Мармеладова – вина перед женой, детьми, дочерью Соней – в нём самом. В его раскаянии - очищение.

Кто виноват? Среда или человек?

А Соня? Преступница? Раскольников переступил через других для себя, то Соня переступила через себя для других.

А выбор был?

Расскажите кратко о содержании письма матери к своему сыну.

Что мы узнаем из него о жизни сестры и матери Раскольникова?


Вывод: Достоевский показывает жизнь униженных и оскорбленных, но очень благородных, скромных и душевных простых людях.


ОТВЕТЫ УЧ-СЯ. Дополнительные вопросу друг другу.


Давайте вернемся к таблице, которую 1 группа заполнила.

Анализ и дополнение таблицы.

А.С.Пушкин

Н.В.Гоголь

Ф.М.Достоевский

«Станционный смотритель»

Самсон Вырин


Добрый ,скромный труженик, чиновник 14 класса.

Смиряется, не протестует, т.к. может быть дочь не воспротивилась тому, что с ней произошло.

Как быть?

Пушкин не дает ответа




Повесть «Шинель»

А.А.Башмачкин


Униженный забитый человек, но появляется цель – низкая мелочная, но цель (купить шинель).

Стремиться к справедливости.

Роман «Преступление и наказание»


Семён Захарыч Мармеладов

Звучит голос самого «маленького человека», он начинает судить себя и окружающих.




Индивидуальное задание (сообщение).

Тема «маленького человека» в живописи.

Начало 19 века ознаменовалось утверждение критического реализма в русской культуре. Для творчества Павла Андреевича Федотова характерно критическое отношение к тогдашней действительности – родоначальник критического реализма. На его полотнах отражались скорбные размышления о судьбе «маленького человека», задавленного бюрократическим произволом «власть имущих». (сообщение уч-ся)


Художники стали изображать на своих полотнах простых людей. Давайте посмотрим на репродукции картин Перова. (слайды)


Картина Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом». Никому не хочется смеяться, глядя на эту картину. Это уже трагедия. Нет сомнения, что образованная бедная девушка будет одинока, несчастна среди этих сытых, тупых людей. И ее смиренная поза, опущенная голова свидетельствует о том, что перед нами существо робкое, тихое и доброе.


На какую героиню похожа эта девушка?

Какой вывод вы сделали?

Как многогранно творчество великих художников!

Словарная работа: полифонизм*.




Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру «Мои мысли по поводу прочитанного (увиденного)».






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературы

Автор: Анчутина Анжелика Станиславовна

Дата: 16.10.2014

Номер свидетельства: 119455

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Урок литературы  «Добро и Зло в трагедиях К.В.Иванова «Раб дьявола» и В.Шекспира «Макбет» "
    ["seo_title"] => string(92) "urok-litieratury-dobro-i-zlo-v-traghiediiakh-k-v-ivanova-rab-d-iavola-i-v-shiekspira-makbiet"
    ["file_id"] => string(6) "237240"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444249572"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Межпредметная интеграциия на уроках литературы"
    ["seo_title"] => string(57) "miezhpriedmietnaia-intieghratsiiia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "259789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448820411"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(85) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "126234"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415127509"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "конспект урока литературы в 11 классе «…. и жизнь, и слезы, и любовь». "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-i-zhizn-i-sliezy-i-liubov"
    ["file_id"] => string(6) "174557"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424155594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства