kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературное чтение в 3 классе "Стихотворение А.С. Есенина "Черёмуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературное чтение в 3 классе на тему "Стихотворение С.А. Есенина "Черёмуха" подразумевает достижение целей:

1 познакомить детей со стихотворением С.А. Есенина "Черёмуха", продолжить работу по формированию умения вилеть в тексте средства художественной выразительности - эпитеты, сравнения, олицетворения;

2 учить детей видеть поэзию слова, развивать поэтический вкус и образное мышление, способствовать эстетическому развитию обучающихся, учить выразительному чтению стихотворения;

3 воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту, восхищаться ею, желание беречь всё прекрасное, что нас окружает.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературное чтение в 3 классе "Стихотворение А.С. Есенина "Черёмуха"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Крапивинская начальная общеобразовательная школа»

Автор: учитель начальных классов Семёнова Ольга Александровна.



Конспект урока по литературному чтению в 3 классе.

Тема: Стихотворение С.А. Есенина «Черёмуха»

Цели: 1.Познакомить детей со стихотворением С.А. Есенина «Черёмуха», продолжить работу по формированию умения видеть в тексте средства художественной выразительности – эпитеты, сравнения, олицетворения.

2. Учить детей видеть поэзию слова, развивать поэтический вкус и образное мышление, способствовать эстетическому развитию обучающихся, учить выразительному чтению стихотворения.

3. Воспитывать любовь к природе, умение видеть её красоту, восхищаться ею, желание беречь всё прекрасное, что нас окружает.

Ход урока:

  1. Организация класса на урок.

  2. Вступительная беседа (краткие биографические сведения с использованием слайдов).

- Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о великом русском поэте С.А. Есенине, для которого самым дорогим местом на всей планете была Россия. Вы узнаете о его жизни и познакомитесь с некоторыми произведениями поэта.

120 лет назад 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет он отдан был на воспитание деду, у которого в семье было трое сыновей. В этой семье прошло почти всё детство поэта. Среди деревенских мальчиков Серёжа был заводилой, слыл драчуном, часто ходил в синяках и ссадинах. Дедушка говорил: «Ничего, крепче будешь!» А бабушка ругала за озорство. Но очень любила своего внука, нежности её не было границ. Часто она рассказывала внуку сказки. Если ему не нравился конец, то он переделывал его сам, чтобы закончилось хорошо. Так протекало его детство.

Сергей Есенин очень любил природу. Часами он мог сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья, чувствовать силу и нежность всего, что его окружало. Есенин прожил очень мало, всего 30 лет, и половину своей жизни он писал стихи. Первым его стихотворением было стихотворение «Берёза».

(Чтение стихотворения наизусть одним из обучающихся).

- Оно было напечатано в детском журнале «Мирок». Все стихи Есенина проникнуты любовью к природе, к родине. Его стихи очень музыкальны, певучи. На многие его стихотворения написаны романсы.

III. Актуализация знаний.

- Ребята, что мы изучаем сейчас на уроках литературы? (поэзию, стихи)

- Чему мы учимся, читая стихи? (учимся понимать поэзию)

- Прочитайте слова Жуковского. Как вы их понимаете?

На доске запись «Лирика – пейзаж души». (В. Жуковский ) (изображение внутреннего состояния человека, его переживаний, чувств)

На доску крепится карточка «Лирическое стихотворение»

- Ребята, а что значит «лирическое стихотворение»? (в лирическом стихотворении на первом месте чувства и переживания автора, которые он передаёт через лирического героя)

На доску крепится карточка «Лирический герой»

- Ребята, а кто такой лирический герой? (вымышленный поэтом образ, которого он наделяет своими чувствами и переживаниями)

IV. Постановка цели и сообщение темы урока.

- Сегодня мы постараемся сердцем обратиться к стихам Есенина, чтобы понять его мысли, чувства, переживания. Нужный настрой нашему уроку задаст уже знакомый нам эпиграф. Прочитайте его.

Открывается эпиграф. Один из детей читает вслух.

«Здесь мало увидеть. Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.

Здесь мало услышать. Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно». (Н. Рыленков)

- Будем же учиться понимать и любить поэзию, чтобы стать настоящими читателями. Сегодня нам предстоит встреча с удивительным миром поэзии в стихотворении С. Есенина «Черёмуха».

V. Работа с текстом.

- Природу можно изображать по – разному: художник делает это с помощью красок, композитор – с помощью звуков музыки. А Сергей Есенин создал картину природы словами.

1. Первичное восприятие текста.

- Послушайте стихотворение «Черёмуха» и постарайтесь представить то, о чём услышали. (Чтение стихотворения учителем)

- Что же вы себе представляете? (Словесное рисование детьми)

2. Определение темы стихотворения.

- О чём это стихотворение?

3.Чтение стихотворения учащимися про себя.

- Прочитайте стихотворение и подчеркните непонятные вам слова.

- Назовите непонятные слова.

4. Словарная работа.

На доске открываются слова «роса медвяная»

- Что слышится вам в слове «медвяная»? (налёт на растениях, ароматный с запахом мёда),

«зелень пряная» (сильно пахнущая, ароматная),

«волна гремучая» (от слова «греметь», громкая),

«вкрадчиво» (от слова «крадётся», говорит тихо, осторожно, старается понравиться),

«круча» (крутой спуск, обрыв).

5. Чтение стихотворения учащимися про себя и определение настроения.

- Прочитайте ещё раз стихотворение и постарайтесь определить настроение лирического героя. Вам помогут карточки настроений. (ответы детей)

- А какое главное настроение? Как вы считаете? (ответы детей)

- С помощью каких слов создаётся такое настроение?

VI. Анализ системы средств художественной выразительности.

- Сейчас мы будем читать стихотворение по четверостишиям (строфам) и постараемся определить литературные приёмы выразительности, которыми пользуется автор.

- Какие средства художественной выразительности вы знаете? (эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры)

- Давайте вспомним, что такое эпитет, сравнение, олицетворение, метафора? (дети дают определение, можно пользоваться карточками)

а). Чтение вслух первого четверостишия.

- Какие эпитеты использует поэт для описания черёмухи?

- Какое сравнение вы здесь увидели?

- Почему именно эти слова использует поэт?

- Почему о дереве говорится как о цветке?

б). Чтение вслух второго четверостишия.

- Какие средства художественной выразительности вы здесь видите?

- Почему роса медвяная?

- Почему роса сползает, а не стекает?

- Что означает слово пряная?

- Почему сияет в серебре? (роса – серебро (метафора)

- Как вы понимаете слово сияет? Почему не сверкает? (исходит тихий спокойный свет)

в). Чтение вслух третьего четверостишия.

- Каким нарисован ручей?

- С помощью каких литературных приёмов это достигается?

- Почему у проталинки, а не у проталины?

- Какие слова – действия использует поэт по отношению к ручью?

- Как вы понимаете слово «струится»?

- Что подчёркивает поэт словом «бежит»?

г). Чтение вслух четвёртого четверостишия.

- Обратите внимание, в этом отрывке мы вместе с лирическим героем как – будто вновь всматриваемся в черёмуху. Такая она, как мы увидели её в первый раз?

- Почему поэт выбрал слово «развесившись»? Что он хотел передать этим словом?

- Как пишет поэт о зелени?

- Какие эпитеты он использует?

- Есть ли здесь олицетворение?

- Сравните: «сияет в серебре» - «на солнышке горит» , что изменилось?

д). Чтение вслух пятого четверостишия.

- Каким стал ручей?

- Найдите здесь эпитеты, олицетворение.

вывод .

- Сколько картин изобразил поэт в стихотворении?

- Опишите первую картину. (Начало весны. Черёмуха набрала цвет. Бутончики ещё только начинают распускаться, имеют слегка желтоватый золотистый цвет. Ручеёк слабый, тоненький, струящийся ).

- Опишите вторую картину. (Весна в самом разгаре. Солнце яркое, горячее. Черёмуха в полном расцвете. Ручей напитался вешними водами, набрался сил.)

VII. Работа над выразительностью чтения.

- Перечитайте стихотворение. Какие чувства хотел передать поэт через лирического героя нам читателям?

- Подумайте, какие чувства, настроения мы должны передать слушателям при чтении этого стихотворения? (передать радость увиденной картины, любование черёмухой, красоту расцветающей природы)

- В голосе должна звучать нежность, доброта, радость. Как будто вы призываете и других людей увидеть и пережить те чувства, которые испытываете сами.

Чтение стихотворения учащимися.

VIII. Итог урока.

- Чему учит это стихотворение? (видеть красоту природы, быть внимательными, чуткими, добрыми, беречь природу, любить её)

- А чему мы учились на уроке, работая над стихотворением? (находить в тексте средства художественной выразительности)

- А зачем нам это нужно? ( чтобы лучше понимать и любить поэзию, чтобы стать настоящими читателями)

IX. Домашнее задание.

- Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию к стихотворению С. Есенина «Черёмуха».


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературное чтение в 3 классе "Стихотворение А.С. Есенина "Черёмуха"

Автор: Семёнова Ольга Александровна

Дата: 04.12.2015

Номер свидетельства: 261798

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока литературного чтения по теме :"Сергей Александрович Есенин "Пороша""
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekturokalitieraturnoghochtieniiapotiemiesierghieialieksandrovichiesieninporosha"
    ["file_id"] => string(6) "283547"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453834904"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Материал к уроку литературного чтения С. Есенин "С добрым утром!" "
    ["seo_title"] => string(69) "matierial-k-uroku-litieraturnogho-chtieniia-s-iesienin-s-dobrym-utrom"
    ["file_id"] => string(6) "126438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415177764"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Поэтическая тетрадь. С. Есенин "Черемуха" "
    ["seo_title"] => string(46) "poetichieskaia-tietrad-s-iesienin-chieriemukha"
    ["file_id"] => string(6) "103757"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402629321"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация к уроку чтения  и развития речи  (5 класс) Тема: «С. Есенин «Черёмуха» "
    ["seo_title"] => string(90) "priezientatsiia-k-uroku-chtieniia-i-razvitiia-riechi-5-klass-tiema-s-iesienin-chieriomukha"
    ["file_id"] => string(6) "221999"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1435756467"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по литературному чтению 3 класс С.А.Есенин" Черёмуха""
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniiu_3_klass_s_a_esenin_cheriomukha"
    ["file_id"] => string(6) "573683"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613742322"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства