kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтическая тетрадь. С. Есенин "Черемуха"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения

с использованием технологии развития критического мышления. 

3  класс.

Поэтическая тетрадь. С. Есенин «Черемуха».

Бусыгина Ирина Анатольевна.

(Красноярский край, город Боготол.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6.

[email protected])

Форма урока: проблемный урок с использованием технологии развития критического мышления.

Цель: формирование умений к пониманию окружающей природы через творчество С. Есенина.

 Задачи урока:

Образовательные.

- Формировать представление об особенностях стихов о природе.

- Формировать умение осознанно, грамотно, выразительно читать лирическое произведение.

Развивающие.

- Способствовать развитию умения анализировать стихотворения, выделять главное и существенное, понимать замысел поэта.

- Содействовать развитию коммуникативных компетентностей учащихся (через обращение к тексту, анализ содержания и художественных достоинств стихотворения).

Воспитывающие.

- Воспитывать чувство любви к родной природе.

Приемы ТРКМЧП: «бортовой журнал», «инсерт», «синквейн».

Оборудование:

  1. Диск « Времена года. Весна» П. И. Чайковский.
  2. Репродукции картин художников.
  3. Словари для словарной работы, «бортовые журналы».
  4. «Полянка настроения»: весенние цветы зеленого, желтого, красного цвета.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Артикуляционная разминка.

Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

- Как вы ее понимаете?

- Прочитайте по слогам.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте с вопросительной интонацией.

- Прочитать с утвердительной интонацией.

3. Проверка домашнего задания.

(Проверка чтения наизусть стихов о весне,  первоцветах,  перелетных птицах.)

4. Вызов.

- Наверное, согласитесь с тем, что литература - это необыкновенная страна, где живут авторы-волшебники. Каждый имеет волшебную палочку-слово, одним росчерком они могут превратить простые слова в волшебные, загадочные, красивые, сказочные, злые и добрые, колючие и гладкие. А разгадать их могут только внимательные читатели.  Я предлагаю вам прочитать слова из двух столбиков и найти слова, близкие по значению.

величественный                                                 благородный

возвышенный                                                    памятный

искренний                                                          сердечный

незабываемый                                                    откровенный

душевный                                                           царственный

Многие имена прилагательные можно отнести к автору, написавшему стихотворение о черемухе, характеризующие его, как личность. Имя этого поэта - С. Есенин. Родился Сергей Александрович Есенин в 1895 году, а умер в 1925. В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу -  он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано – в 9 лет. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.

«Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром….»

Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он считал, что «писать для детей – надо особый дар иметь». Поэтому детских стихотворений у него было мало.   В поэзии С. Есенина много «золотых и серебряных» слов.

Например:      Кругом роса медвяная сползает по коре.

                        Под нею зелень пряная сияет в серебре.

    Ночь. Вокруг тишина. Ручеек лишь журчит.

    Своим блеском луна все вокруг серебрит.

    А заря лениво, обходя кругом,

             Обсыпает ветки новым серебром.

А сейчас послушаем ребят, выучивших произведения С. Есенина наизусть.

(На фоне музыки П.И. Чайковского « Весна» учащиеся читают стихи)

5.Осмысление.

- Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журналы наблюдений. Давайте и мы с вами заполним наш «бортовой журнал», ответив на такие вопросы:

- О каком серебре постоянно упоминает автор в своих произведениях?

- Что он подразумевает?

(учащиеся работают в парах и заполняют «бортовой  журнал»)

  •  

Новая информация

 

 

Первичное чтение стихотворения учителем.

-Я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь представить картину, описанную автором в стихотворении, почувствовать настроение поэта.  (Чтение)

- Какое настроение поэта вы чувствуете в этих словах? Из слов на

доске выберите подходящее и обоснуйте его.

(карточка: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое,

 праздничное, спокойное, мечтательное, грустное).

Вывод: восторженное, праздничное, ликующее настроение. Он радуется приходу весны, тому, что расцвела черёмуха.

- Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения

стихотворения? (Демонстрация рисунка черёмухи)

Вывод: читая стихотворение, мы можем нарисовать в своём воображении

 и веточки золотистые, и ручей, почувствовать аромат черёмухи.

Самостоятельное чтение стихотворения.

Работа с текстом. Чтение текста с маркировкой по методу «инсерт».

Возьмите простой карандаш. Читая текст, делайте на полях пометки  «!-знал»,

 «+-новое», «?- не понял».

Запишите в «бортовом журнале» новые знания.

Анализ стихотворения и формирование умения выразительного чтения.

а) прочитайте первое четверостишие и словесно нарисуйте картину

б) чтение второй строфы учениками (опишите увиденную вами картину)

в) чтение третьей строфы

( какую картину вы представили ?)

  Физминутка.

(Звучит музыка для релаксации, а на фоне музыки учитель

произносит фразы, способствующие расслаблению мышц учеников)

Закройте глаза. Нам хорошо и приятно. Мы дышим свежим воздухом и вдыхаем аромат первых цветов. По лазурному небу плывут белоснежные кораблики облаков. Ярко светит солнце. Кружат мотыльки, а солнечные лучи нежно ласкают наше лицо и руки, даря тепло и уют. Спасибо тебе, природа, за создание такой красоты!

А сейчас предлагаю поработать в группах.

1группа.  Что главное в этом стихотворении: действие, событие, природа,

поступок? Обоснуйте.

2 группа.  С каким чувством вы прочитали это стихотворение? Почему?

3 группа. Представьте, что вам надо нарисовать картинку к этому стихотворению. Какие краски вы бы использовали?

Рефлексия.

Подводя итог урока, предлагаю продолжить работу в группах. Каждая группа

должна написать «синквейн» .

1группа. Покажите ваше отношение к произведению.

2группа. Отразите отношение ко времени года. Весна.

3группа. Ваше  понимание произведения.

Представление работ. Оценивание результатов.

Хотелось бы оценить не только вашу работоспособность, но и ваше

эмоциональное настроение. Поможет это сделать вам «полянка настроения».

Прикрепите на изображенную полянку цветы характерных оттенков.

Красный - отличное настроение, все понравилось, хотелось многое узнать.

Желтый – хорошее настроение, было интересно, но были трудности.

Зеленый – было скучно, неинтересно, много затруднений.

Домашнее задание. (Учащиеся делают выбор домашнего задания)

1.Выучить стихотворение наизусть.

2.Нарисовать рисунок к стихотворению.

3.Написать «синквейн» по стихотворению С.Есенина «Черемуха».

Благодарю за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов.

Список литературы:

1.Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению. 3 класс.

Изд. «ВАКО», 2007

                                          

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтическая тетрадь. С. Есенин "Черемуха" »



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтическая тетрадь. С. Есенин "Черемуха"

Автор: Бусыгина Ирина Анатольевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 103757


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства