1.Организационный момент. (0,5 мин.) | Приветствие. Проверка готовности к уроку, наличие необходимых принадлежностей. (1 слайд с музыкальным сопровождением) Наша речь полна величья, гордой простоты, В ней прекрасных слов богатство, сила красоты. Потому поэта слушай, будь прилежен впредь, Чтоб могучей русской речью, хорошо владеть. - Сегодня на уроке литературного чтения мы будем слушателями, художниками, исследователями. | Самопроверка. Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года». | Воспитание культуры учебного труда, дисциплины. Цель: Организация внимания. Быстрое включение учащихся в деловой ритм. Положительный эмоциональный настрой детей на серьёзную, вдумчивую работу в доброже- лательной обстановке. Мотивация на рабочий ритм. |
2. Проверка домашнего задания. (7 мин.) | 2.1 Речевая разминка. (2 слайд) - Для чего проводим речевую разминку? -Прочитайте скороговорку 3 раза, каждый раз быстрее, чем предыдущий: Ляля – плакса, В тетради – клякса. На горе, на горке Горько ревёт Егорка. -Прочитайте эти же скороговорки с вопросительной и восклицательной интонацией. 2.2 Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока. -Что было задано на дом? -Приготовили оценочные листочки №1.(Прилагаются) Опрос домашнего задания. (3 ученика) -Молодцы. | Научиться правильно и чётко говорить. Дети читают хором. -Выразительное чтение стихотворений А.А.Блока: «Сны», «Ветхая избушка», «Ворона». Три ученика читают эти стихи Дети оценивают чтение, высказывают свои мнения. | Цель: Совершенствование звуковой культуры речи: развитие чёткой дикции, для отработки правильной артикуляции гласных и согласных. Цель: Установление правильности и осознанности выполнения дом. задания, выявление пробелов и их коррекция, совершенствуя при этом ЗУН. Сочетание контроля, самоконтро- ля и взаимоконтроля. Похвала повышает интерес к дальнейшей деятельности. |
3. Актуализация знаний. (3 мин.) 4.Тема и цель урока. Мотивация: для чего? (2 мин.) | - Сегодня мы продолжим изучать творчество поэтов начала xx века. Имя поэта одного из самых известных и любимых не только в нашей стране, вы должны угадать сами, послушав о нём стихотворение. - Если вы сомневаетесь в своём ответе, то можете посоветоваться тихонечко с соседом. (3 слайд с музыкальным сопровождением) В этом имени слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен- Поднебесье, тихие веси, Сень берёз и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней грусти, Юности и чистоты… Только скажут - …………. Всей России встают черты…(Н.Браун) (4 слайд) - Сегодня на уроке мы прикоснёмся к творчеству Сергея Александровича Есенина, со стихами которого вы уже были знакомы. -Вспомните, какие стихи С. Есенина мы уже читали и учили наизусть? -- Русский народный поэт родился в 1895 году под Рязанью, в селе Константиново, на берегу красивой реки Оки. Родители его были бедными крестьянами.В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. А писать он начал рано - в девять лет. Тема Родины – главная в творчестве Сергея Есенина и она тесно переплетается с темой природы. Первая книга стихов Сергея Есенина - «Радуница» - вышла в 1916 году (когда ему был 21 год) и была доброжелательно принята читателями. Он стал популярным поэтом. Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Сергей Александрович Есенин прожил короткую (30 лет), но очень непростую жизнь. А село Константиново на Рязанщине сейчас называется Есенино. Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать. - Ребята, почему в народе этого поэта называют «певцом русской природы»? - В раннем детстве полюбил С.Есенин родную русскую природу. Он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Они очень мелодичны и многие из них композиторы положили на музыку. И сейчас они звучат как песни. - Перед вами выставка книг С.Есенина. В них напечатаны великолепные стихи о природе, о Родине. Советую взять и почитать. (5 слайд) - Какое растение изображено на этом слайде? В садах стою я вся в цвету И белый мой наряд, И горький запах всех влечёт: -Гляди, черёмуха цветёт!- Все люди говорят. - Как выяснили учёные, этот аромат убивает микробов. Поэтому чтобы сделать питьевой не очень чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую веточку черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка. Черёмуха обыкновенная - дерево или кустарник от 2 до 10 м высоты. Ствол и ветви покрыты черно-серой корой. Листья очередные, короткочерешковые. Цветет черёмуха в мае. Цветки мелкие, белые, собранные в густые, многоцветковые кисти. Плоды черёмухи — шаровидные черные костянки, сладкие, сильно вяжущие. Плоды созревают в июле. В России черёмуха распространена в Европейской части, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке. Предпочитает влажные почвы. Растёт черёмуха по берегам рек, в приречных лесах и кустарниковых зарослях, по лесным опушкам, на песках, по лесным прогалинам. - Давайте попробуем сформулировать тему урока. (6 слайд) - Что бы вы хотели узнать и чему научиться? - Для чего вам это нужно? - Итак, что нужно знать и уметь по теме урока? (7 слайд) Знать: содержание стихотворения «Черёмуха»; правила выразительного чтения. Уметь: выразительно читать стихотворение; отвечать на вопросы; рисовать словесные картины; работать самостоятельно и в группах. | Дети слушают учителя и музыку П. И. Чайковского: «Времена года». Самоосмысление. («Сергей Есенин») «Ночь», «Берёза», «Поёт зима, аукает…» и др. Сообщение учащегося Дети рассматривают выставку. Черёмуха. Дети слушают. Черёмуха Дети слушают Сообщение учащегося о черёмухе Самоосмысление. С.Есенин: «Черёмуха». Научиться выразительно читать, находить в стихотворении красивые слова. Узнать, почему Есенин написал это стихотворение. Чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы приятно было слушать другим. Читают хорошо читающие дети. | Цель: Обеспечение стимулирова -ния и мотивации, актуализация опорных знаний и умений. Создание проблемной ситуации активизирует детей на восприятие нового материала, развивает творческое мышление. Метод стимулирования и мотивации. Операционный компонент УД (развитие операций логического мышления: анализа, сравнения, синтеза, обобщения). Регулирующий компонент УД (развитие самооценки и самоконтроля на основе взаимооценки и взаимоконтроля, развитие итогового самоконтроля. Красивая мелодия развивает эстетический вкус. Межпредметная связь приобщает к искусству. Стихотворная форма создаёт благоприятный фон, а так же несёт заряд занимательности. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятель- ности на основе опорных знаний. Словесный и наглядный методы обучения. ИКТ активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, воображение. Метод наблюдения и анализа произведений. Метод стимулирования интереса к учению. Привитие интереса к творчеству писателя. Цель: Обеспечение мотивации. Организовать и направить к цели учебно-позновательную деятель- ность учащихся. Межпредметная связь. Мотивационный компонент УД. Развитие познавательной мотивации через эмоционально-социальную мотивацию. Постановка перед учащимися проблемной ситуации. Операционный компонент УД. Развитие у учащихся умения ставить цель и планировать свою деятельность. Метод – беседа. Беседа способствует активизации умственной работы учащихся, поддержанию внимания, интереса к теме урока. Понимание учащимися практической значимости изучаемого материала. Операционный компонент УД: чёткая постановка перед учащимися учебной проблемы. Формируется умение выделять и удерживать те учебные задачи, которые необходимо решить на уроке. Регулирующий компонент УД. Отработка планирующего самоконтроля (умение планировать свою деятельность). |
5. Усвоение новых знаний и способов действий. (10 мин.) | 5.1 Погружение в урок. (8 слайд) - Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое – голубое, воздух – прозрачен, чист, влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черёмухи. 5.2 Визуализация. Первичное чтение учителем. - Стихотворение Есенина «Черёмуха» мне очень понравилось своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое. - Сейчас я буду читать стихотворение, а вы закройте глазки, можете лечь на парту и постарайтесь представить себе картину, описанную автором в стихотворении. (Учитель читает стихотворение ) 5.3 Обмен впечатлениями. - Скажите, какой увидел черёмуху поэт? Поделитесь своими мыслями. - Какое настроение хотел передать нам Есенин? Выберите. Обоснуйте свой выбор. (9 слайд) ликующее восторженное шутливое печальное весёлое праздничное радостное спокойное грустное мечтательное - Какие чувства возникли в вашем сердце? (10 слайд) изумление спокойствие радость сожаление восторг печаль ликование грусть - Что отражают лирические стихи? - Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения? - Какие краски вы бы использовали, чтобы передать на картине это настроение? 5.4 Самостоятельное чтение стихотворения. - Открываем учебники на странице 55. - Вспомним правила выразительного чтения. читайте медленно. Помните: ни один художник не рисует картину со скоростью машины; после каждой строчки надо делать короткую паузу, независимо от того, есть ли в конце строки знак препинания; постарайтесь прочитать так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства. - Читаем в полголоса и отмечаем непонятные слова и выражения. 5.5 Физкультминутка. Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали, Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем. Поморгаем. И работать начинаем. 5.6 Чтение стихотворения в слух. - Кто попробует прочитать стихотворение выразительно, с паузами. | Дети слушают. Самоосмысление. Дети слушают учителя Самоосмысление. Дети делятся мыслями. Радостное, ликующее, весёлое, восторженное т.к. начинается весна, природа просыпается и это всё радует поэта. Самоосмысление. Радость, изумление, восторг, ликование. Самоосмысление. Лирические стихи отражают не событие, а душевное переживание поэта, его настроение. Дети рисуют словесные картины. Белую, светло-зелёную, голубую, жёлтую, светло-коричневую. Дети слушают. Дети читают самостоятельно и работают с карандашом. Дети выполняют физкультминутку совместно с учителем. Самоутверждение. Читают 1-2 ученика. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. | Цель: Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Мотивационный компонент УД: создать соответствующую эмоциональную атмосферу. Принцип целенаправленности. Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Снятие мышечного напряжения, утомления. Эмоциональное восприятие художественного произведения. Активные действия учащихся, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. Операционный компонент УД: развитие логического мышления (анализа, сравнения, синтеза, обобщения); умение делать выводы и заключения. Операционный компонент УД (развитие логического мышления, умение делать выводы и заключения). Учить детей представлять в своём воображении картины природы. Развитие коммуникативной культуры учащихся, умение слушать друг друга. Принцип внимательного отношения к тексту. Формирование навыка самостоятельного чтения. Самостоятельная деятельность учащихся, выполняет важную воспитательную функцию: приучает учащихся к сам. работе без учителя, выполнению заданий без побуждения и контроля и идет отработка способа действия (совершенствуется навык выразительного чтения0. Снятие мышечного напряжения, переутомления, поднятие эмоционального тонуса. Регулирующего компонента УД: Развитие самоконтроля и самооценки, взаимоконтроля и взаимооценки. |
6. Закрепление знаний и способов действий. (10 мин.) | 6.1 Работа по развитию речи. - Какие непонятные слова вам встретились? (11 слайд) (толкование непонятных слов по словарю Ожегова) роса медвяная - ароматная, с запахом мёда; зелень пряная – с острым, ароматным запахом; проталинка – место, где частично растаял снег и оголилась земля; волна гремучая – издающая громкие звуки; обдаёт – обливает со всех сторон; вкрадчиво – осторожно; тихо; под кручею – под обрывом. 6.2 Анализ лирического стихотворения. - Как вы считаете, с какой целью автор написал это стихотворение? - Выберете ответы. чтобы сообщить о том, что расцвела черёмуха; чтобы передать свою радость; чтобы привлечь внимание к красоте природы; чтобы вызвать взаимное сопереживание. 6.3 Работа над литературоведческими понятиями. - Чем привлекла внимание поэта черёмуха? - Какие слова помогли поэту создать яркую картину сияющего денька? - Но Есенин хотел, чтобы мы не только увидели, но и почувствовали, - «представили запахи». - Какими словами поэт говорит о запахах? - Какой приём использует поэт? - Зачем Есенин использует эпитеты? - Придумайте свои эпитеты к слову черёмуха. . - А теперь обратите внимание на словосочетания: «сияет зелень в серебре», «зелень горит». - Как называется этот приём? Да, поэт уловил сходство между предметами и передал его с помощью переносных значений. - Ребята, черёмуха это центральный(главный) или второстепенный образ в стихотворении? - Докажите. - Прочитайте строчки к этой иллюстрации. - О ком можно так сказать: расцвела, кудри завила, стоит? - Какой приём использует поэт? - Какой образ олицетворяет черёмуха? - А кто в стихотворении представляется юношей? - Найдите строчки и прочитайте. - Найдите строчки, где есть и олицетворение и сравнение. - Вся картина природы, созданная поэтом, представляется как живая, благодаря обилию верно подобранных глаголов: расцвела, завила, сияет, струится, стоит, горит, обдаёт, поёт. | Дети сначала сами пытаются объяснить значение непонятных слов и выражений, а затем видят объяснение слов по словарю Ожегова. Самоосмысление. Дети дают ответы. Своей необыкновенной красотой. Ветки золотистые, ручей серебряный. Душистая, медвяная, пряная. Эпитеты. Эпитеты делают нашу речь более яркой, точной, красочной, выразительной. Пушистая, белоснежная, Весёлая, весенняя. Метафоры. Дети решают проблему. Название и иллюстрация. Выборочное чтение. О девушке. Олицетворение. Образ красивой, кудрявой девушки. Ручей. Выборочное чтение. «Ветки золотистые, что кудри завила» | Цель: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий. Глубокое понимание текста через практическую деятельность. Постановка проблем, активизация познавательной деятельности учащихся. Операционный и регулирующий компонент УД (развитие логического мышления, развитие контроля и самоконтроля, обратная связь). Расширение кругозора. Обогащение словарного запаса. Развитие зрительно - слухового восприятия. Создание проблемной ситуации: углубить восприятие произве-дения, освоение идеи произве-дения. Операционный компонент УД. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями. Формируется умение анализи-ровать поэтический текст, умение видеть образные языковые средства художественной выразительности. Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний. Операционный компонент УД : развитие логического мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение), умение делать выводы и заключения. Форма работы - беседа. |
7. Обобщение изученного материала. (7 мин). | 7.1 Осмысление. Выводы. - Итак, какие приёмы использует поэт, чтобы мы смогли представить картину: почувствовать, увидеть, услышать? - Только ли о природе это стихотворение? 7.2 Коллективное чтение стихотворения. Работа над выразительностью. - Как будем читать это стихотворение: быстро или медленно неторопливо? - Какие строчки, по вашему мнению, можно читать чуть быстрее? -Давайте попробуем прочитать вместе. 7.3 Самостоятельное чтение. - Предлагаю поработать в парах используя памятку. (12 слайд) Памятка: правильно ставь ударение; соблюдай паузы; выбери силу голоса; определи темп; читай эмоционально; покажи интонацией своё отношение к произведению. Оцени товарища! А сейчас я объявляю конкурс чтецов. - Кто желает прочитать стихотворение? (используем элемент конкурсного чтения) -В исполнении какого ученика передалась мелодия стихотворения? Дифференцированное задание. (Детям раздаются карточки с вопросами по уровням сложности. Они сами выбирают уровень сложности.) (Вопросы прилагаются) -Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок? (2 уровень) -Можете ли вы определить характер музыки, которая могла бы сопровождать это стихотворение? (3 уровень) - Прочитайте понравившиеся строки. (1 уровень) -С каким чувством надо читать стихотворение? (2 уровень) -Что удивляет автора в этом стихотворении? (3 уровень) -Находясь в гостях у природы, что мы должны помнить? (необходимо быть добрым и вежливым гостем. - Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок - это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой и с нами. Такую красоту природы надо видеть и беречь.) | Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья. О том, что всё живое наполнено любовью: и природа и люди. Медленно неторопливо, с любованием. Про ручей. Совместное хоровое чтение. Работают самостоятельно используя знания по теме. Самоутверждение. Учащиеся высказывают свои мнения, пожелания, советы. Работают самостоятельно, опираются на знания по теме. Природа. Лирическая песня. Дети читают. Радости, восторга. Красота природы. Правила поведения в лесу | Цель: Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения. Операционный компонент УД. Умение сделать логические выводы. Принцип целостности. Совершенствуется навык выразительного чтения. Организация самостоятельной работы школьников, формирование у учащихся навыков самообразования Принцип внимательного отношения к тексту. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний. Формируются навыки самообразования. Дифференциация по степени сложности даёт возможность отработать учащимся разных групп различные виды самоконтроля, самооценки на основе взаимоконтроля и взаимооценки – регулирующий компонент УД. |
10. Рефлексия . (2 мин.) | - Взяли оценочные листы №2.(яблоки) - Среди нас есть и внимательные слушатели, и талантливые художники, и любознательные исследователи. - А теперь возьмите карточку и раскрасьте то яблочко, которое соответствует вашим знаниям, полученным на уроке. - И в заключении (звучит тихая музыка и горит свеча). У русских людей есть традиция: «Всё доброе, светлое сбудется, если пожелать это пока горит свеча». Пожелайте в душе самым близким, дорогим и любимым людям, того, чего хотелось бы вам пожелать. Помните, любовь побеждает всё. И пусть всё задуманное сегодня исполнится. Мне было очень приятно сегодня работать с вами. (13 слайд: «Спасибо за работу») | Самооценка. Самореализация. Самостоятельно раскраши-вают яблоки Дети слушают музыку и загадывают желания. | Цель: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельнос- ти, общения). Регулирующий компонент УД: Развитие самоконтроля и самооценки. Урок заканчивается на эмоциональном подъёме. |