Урок литературного чтения в 1 классе. В гостях у К. И. Чуковского.
Урок литературного чтения в 1 классе. В гостях у К. И. Чуковского.
Тема урока: В гостях у К. И. Чуковского. Цели: познакомить учащихся с творчеством писателя-сказочника,формировать навык выразительного чтения,учить выделять главную мысль прочитанного, прививать любовь к книге. Форма урока: урок с элементами сказки. Тип урока: урок усвоения новых знаний. Методы обучения: частично-поисковый, репродуктивный, проблемный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 1 классе. В гостях у К. И. Чуковского. »
МОУ Токарёвская средняя общеобразовательная школа №2
Открытый урок по чтению в 1 классе
«В гостях у К. И. Чуковского»
Учитель начальных классов
Самылина Марина Анатольевна
Цели:
формирование навыков выразительного чтения / послогового и целыми словами /,
познакомить уч-ся с творчеством великого поэта, писателя - сказочника,
учить выделять главную мысль прочитанного,
прививать любовь к чтению, книге.
развивать речь детей, мышление, память, умение работать в паре.
воспитывать положительное отношение к ценностям: познание, нравственность, творчество, человек /любознательность, соблюдение гигиены, чистоты и порядка, активности и сотрудничества/.
Оборудование:
мультимедиа проектор,
экран,
диск с презентацией,
рисунки детей,
выставка книг К.И.Чуковского,
реквизит для инсценирования фрагментов из сказок,
у детей на партах: учебник «Русская азбука», конверты с заданиями, телеграмма для родителей, цветные карандаши.
Форма урока:урок с элементами сказки.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, проблемный;
по формированию навыков чтения : объяснительного чтения и творческого /акт. сотворчества/
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная
парная
Ход урока 1. Организационный момент
Учитель:
-Прозвенел звонок, начинаем мы урок.
-Сегодня у нас много гостей, поприветствуйте их (кивком головы). Садитесь.
Психологический настрой
Слайд №2
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
2. Сообщение цели и задач урока.
Учитель:Урок у нас необычный. Я приглашаю вас в страну сказок.
Учитель: Вы догадались, что это за книги? Назовите их.
Ученики: Это книги «Бармалей», «Телефон», «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище», «Крокодил».
Учитель: А кто написал эти книги?
Ученики:Корней Иванович Чуковский.
Слайд №4
Учитель: Тема нашего урока «В гостях у Чуковского». Сегодня мы с вами вспомним произведения К.И. Чуковского, познакомимся с творчеством писателя, с героями его книг, будем учиться читать выразительно.
Слайд №5
3. Знакомство с жизнью и творчеством.
Родился К.И.Чуковский в Петербурге в 1882 году, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно.
Корней Иванович Чуковский был человеком высокого роста, у него были длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой, любопытный нос, щеточки усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб и удивительно легкая походка.
Сообщение(Готовит ученик)
К.И.Чуковский – это псевдоним.
На самом деле он был Николаем Васильевичем Корнейчуковым. К.И.Чуковский жил в одном из красивейших мест Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие жители всей нашей страны.
Учитель:
К сожалению, его жизненный путь завершен. Он умер в 1969 году. Но книги Дедушки Корнея будут жить очень долго. К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!
О сказочнике Чуковском
– Корней Иванович очень любил детей, но детским поэтом стал случайно. А вышло это так:
Заболел его маленький сынишка, а они вместе ехали в ночном поезде. Мальчик стонал, капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил. Он по улице ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил папу рассказать ему вечернюю сказку. Чуковский ее уже забыл, а сынишка запомнил ее слово в слово. Так родилась первая сказка под названием “Крокодил”.
Я уверена, что многие сказки Чуковского вам знакомы.
Слайд №6
4. Викторина по сказкам
Вдруг, из маминой из спальни, Кривоногий и хромой Выбегает умывальник И качает головой.
(“Мойдодыр”)
Ох, и трудная это работа - Из болота тянуть бегемота.
(“Телефон”)
Воробышек прискакал И коровой замычал: “Му- Му- Му”.
(“Путаница”)
И кастрюля на бегу Закричала утюгу: “Я бегу, бегу, бегу, Удержаться не могу”.
(“Федорино горе”)
Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперед.
(“Тараканище”)
Пришла муха на базар И купила самовар.
(“Муха-Цокотуха”)
Наступила темнота, не ходи за ворота.
Кто на улицу попал - заблудился и пропал
(Краденое солнце)
Вот и вылечил он их, Лимпопо!
Вот и вылечил больных, Лимпопо!
(Доктор Айболит)
5. Работа по учебнику.
- Откройте с. 222–223 “Русской азбуки”.
Слайд №7
1) Работа над отрывком из “Телефона»
- Иллюстрацию к какому произведению нарисовал художник?
Ученики:К сказке “Телефон”.
Учитель: Как догадались?
Ученики: Нарисован слон, который говорит по телефону.
Чтение учителем
Учитель: Сколько персонажей в разговоре?
Ученики:Два.
Учитель:Как называется разговор 2-х лиц?
Ученики:Диалог.
Учитель:Какое слово непонятное? Объясним его значение.
Пуд – старинная русская мера веса = 16,38 кг.
Работа в парах.
Учитель: Вы сейчас поработаете в парах, поучитесь читать диалог по ролям. Распределите роли.
- Давайте проверим.
Чтение вслух.
2)Работа над сказкой “Путаница”.
Слайд №8
- Что необычного в названии? Предположите, о чем пойдет речь в тексте?
“Жужжащее чтение”.
- Читаем текст про себя.
- Что напутал автор?
- А для чего писатель все перепутал?
- Какие строки были самые веселые?
- Кто стал мяукать? Хрюкать? Квакать? Крякать?
Повторное чтение.
6. Физкультминутка
7. Работа в парах
Слайд №9
Учитель: Я предлагаю вам поработать в парах.На партах конверты. Сложите полоски в рифму так, чтобы получилось стихотворение и прочитайте вместе.
/дети работают в парах)/
Учитель:Проверим, что у вас получилось.
Слайд №10
Учитель: Из какого произведения эти строчки?
Ученики: Из «Мойдодыра».
Учитель: Кто из вас читал все произведение? Какова главная мысль?
Ученики:высказывают свое мнение.
Учитель: Однажды, работая в кабинете, Чуковский услышал громкий плач. Это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, потому что не хотела умываться. Тогда папа подошел, взял ее на руки и совершенно неожиданно сказал:
“Надо, надо умываться По утрам и вечерам. А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам!”.
Прочитайте стихотворение наизусть.
(Ученик читает наизусть отрывок из «Мойдодыра»)
8. Инсценирование сказок.
Слайд №11
Учитель:Посмотрите сценки и скажите из каких произведений эти персонажи?
(Учащиеся инсценируют фрагменты из сказок «Доктор Айболит», «Федорино горе», «Муха-цокотуха»)
9. Чтение отрывков из сказок.
10. Итог урока
Слайд №12
– С творчеством какого детского писателя мы сегодня познакомились?
- Какие чувства вызывают его произведения?
– Герои книг Чуковского представлены на нашей выставке рисунков, а это говорит о том, что вы читали книги очень внимательно, с большим интересом.