Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».
Цели урока:
- Расширить знания детей о биографии Н. Н. Носова и познакомить с первым его рассказом «Затейники»;
- Развивать мыслительную деятельность учащихся, речевые умения, навыки беглого и правильного выразительного чтения;
- Формировать умение интонацией передавать настроение и чувства героев, читать по ролям, составлять план рассказа, умения работать с книгой;
- Воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование урока: книги Н. Н. Носова, презентация, Учебник для 2 кл. нач. шк. В 2 ч./ Составитель Л. Ф. Климанова и др.- М.: Просвещение , 2009 г.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
Учитель: Ребята, вспомним главное правило.( слайд № 2 )
Дети: Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
• Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте, сколько вам лет.
3. Постановка учебной задачи через повторение пройденного материала.
Учитель
– Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны справиться.( слайд № 3 )
Девизом работы предлагаю взять пословицу: “Миром и горы сдвинем”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)
- Нам вместе надо ответить на 5 вопросов наших знакомых героев. Отгадав, наши гости нам будут дарить по букве, и мы узнаем с каким писателем нам предстоит познакомиться. ( слайд № 4 )
- «Надоело нам мяукать. Мы хотим, как поросята хрюкать.…»? Из какого стихотворения эти строки, и кто автор? (Путаница. К.И. Чуковский.)
- К.И . Чуковский. Из какого произведения героиня, от которой убежала вся посуда? (Федорино горе). Как звать главного героя? Почему от неё сбежала посуда.
- Чтобы спастись от роя ос, скажите в какое произведение я должен бежать? Кто автор? Помогите мне. (С. Михалков. « Мой щенок»)
- А кто написал обо мне, маленьком сереньком создании?( С.Я. Маршак.). А ещё какие произведения этого автора читали? «Сказка о глупом мышонке» , «Кот и лодыри» и т.д.
- Вы меня угадали? Правильно я – дядя Стёпа. Что вы можете рассказать обо мне?
4. Изучение нового материала.
Это писатель Носов Николай Николаевич.
- (Портрет). ( слайд № 4 )
Учитель.
- Что вы знаете о нем?
- Знаете, где родился Н. Н. Носов? (в 1908, в городе Киеве, в семье актёра.)
- В детстве Носов увлекался... вам рисунки подскажут, .( слайд № 5 ) (Музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, химией, электротехникой) .( слайд № 6 )
Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.
Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.
Однажды Николая Николаевича Носова спросили, почему он стал писателем: “Детским писателем я стал потому, что, я когда вырос мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь, и у меня было о чём порассказать людям”.
В самом деле, Н.Носову “было о чём порассказать людям”. Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами и многое в жизни ему пришлось испробовать. Он был всесторонне развитым человеком.
- Один авторитетный международный журнал подсчитал, какие из русских писателей чаще всего переводятся на другие языки мира. Получился список, в котором третьим, после М.Горького и А.С.Пушкина, оказался детский писатель Николай Носов. Как видите, ребята, книги Носова читают и любят не только в России, но и в других странах мира.
Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.
- Как вы думаете, почему?
- Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишки. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из букв составьте слово. ( слайд № 7)
- Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!
Учитель:
- Ребята, а кого называют затейниками?
- Подберите синонимы к слову затейники. (фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).
- Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?
- И так, затейник- это организатор веселья.(Весёлый человек, способный к забавным выдумкам, затеям)
5.. Физминутка.( слайд № 8 )
- Ребята,мы с вами тоже побудем в роли фантазёров.
- Мы отдохнем и попробуем поиграть в рифмы.
- РА-РА-РА- вышла славная _________;
- КИ-КИ-КИ- мы с тобой_________;
- АХ-АХ-АХ- победили мы свой ____________;
- РОК-РОК-РОК-продолжается_____________.
- Вот мы и отдохнули, пора переходить к следующему заданию.
6. Первичное восприятие текста. Словарная работа.
- Откройте учебники на странице 50. Рассмотрите иллюстрацию.
- Как вы думаете, каким будет рассказ грустным или веселым?
- Почему ты так считаешь?
- Я вам сейчас прочитаю, а вы следите за мной, и отмечайте непонятные слова.
- Встретились непонятные слова?
- Понравился вам рассказ? Наши предположения были правильными о характере произведения?
- Грустный или веселый рассказ?
- Кто герои рассказа? (дети.)
- Назовите их имена?
- Почему они считали себя затейниками?
- В какую игру играли Валя и Петя?
- Кого они изображали?
- От чьего имени ведётся рассказ?
- Какого возраста дети: школьники или дошкольники?
7. Выборочное чтение.
- Прочитайте, как дети организовали игру. Какой дом у них получился.
- Прочитайте, что испугало детей вначале рассказа.
- Прочитайте, что увидели дети, когда открыли дверь в комнату?
- Что вы узнали о детях? (Они фантазеры, выдумщики………)
8. Чтение по ролям.
- Понравилась ли вам игра детей? А детям?
- Давайте мы с вами сейчас побываем в роли этих детей.
- Сколько будет ролей в рассказе? (автор, Петя, Валя).
9. Составление плана рассказа.
- Ребята, составим план к данному рассказу.
План:
- Чтение сказки «Три поросенка».
- Ребята строят домик.
- Может быть это серый волк?
- Дети больше не играют.
8. Итог
- Подумайте, за что вы бы могли похвалить ребят? (Умеют организовать свой досуг, не будут скучать)
- За что можно их поругать?(Нельзя нагонять на себя страх, игры поспокойнее)
- Что бы сказала мама, если бы увидела эту картину?(Нельзя играть с одеялом, с постелью)
- Что сказали бы соседи, которые это все слышали?(Потише играть, нельзя громко кричать, невоспитанные))
- Что скажете вы?
- Вывод: как вы думаете, можно ли считать этот рассказ поучительным? Почему?
- У Носова Н. много других произведений о детях. Книги с другими его произведениями можете взять в библиотеке. Там вы найдете……..(Выставка книг Н. Носова).
9. Домашнее задание:
- с 50-53, чит. Пересказать рассказ по составленному плану с. 53, в. 5. Попробуйте продолжить рассказ. «На следующий день дети опять остались одни дома…»
- Отметки за урок. ( слайд № 9 )
( слайд № 10 )
---Уроки литературного чтения: Метод. Пособие к учеб. «Родная речь. 2 класс» / Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова. – М.: Просвещение, 2005.
--- Чистоговорки, упражнения для дыхания. ( школьная папка по литературе)
--- Учебник .Родная речь . 2 кл.
http://audioskazki.info/skazki_s_kartinkami/2243-skazka-onlajn-putanica.html - котята
http://lib.rus.ec/b/160187/read - собака
http://www.planetaskazok.ru/kchukovskysth/fedorinogoresth- Федора
http://blogs.mail.ru/mail/prochik_e/A165B6AC754239D.html - мышонок
http://www.toykids.ru/page/4 - Дядя Стёпа
http://fotki.yandex.ru/users/mihalych-1010/view/477193/ - фотоаппарат
http://www.festival.md/rom/musical-instruments-clipart - музыкальные инструменты
http://900igr.net/kartinki/mkhk/Russkaja-arkhitektura-XIX/043-Zdanie-Bolshogo-teatra-stroitelstvo-1824-g.-arkhitektory-Bove.html - театр
http://www.loadwall.ru/photo/16-0-835-3 -шахматы
http://english.migdal.ru/migdal/6614/
litsoch.ru›biographies/64 - биография
naexamen.ru›Носов Н.Н- биография.
http://kladyes.net/media.php?media_id=1054959 фотография писателя
tommerce.gorod.tomsk.ru – фотография писателя