Урок литературного чтения. "Пословицы и поговорки"
Урок литературного чтения. "Пословицы и поговорки"
-Тему урока подскажут предложения. На доске:
Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Старая пословица век не сломится.
Пословица - всем делам помощница.
Кто назовет тему нашего урока?
(Пословицы.)
- Правильно, и тема нашего урока: «Пословицы и поговорки».
-Пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству, т.е. они появились тогда, когда люди еще не умели писать.
-Что же такое ПОСЛОВИЦА?
Словарь Ожегова «Пословица - краткое изречение с назидательным содержанием»
- Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.
В пословице народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. "Пословицы и поговорки"»
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ» Цели:
• Обобщить знания учащихся о народных пословицах. Развивать интерес к изучению этой темы. • Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками, • Уточнить значения некоторых из них; развивать творческие способности учащихся, работать в группах, обмениваться информацией, • Поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности. Оборудование: плакат с пословицами, карточки с пословицами у каждой группы, книги с пословицами, ТСО.
1. Орг. момент.
- Ну, что, ребятки, прозвенел и смолк звонок,
А, мы будем начинать урок.
2. Речевая разминка.
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
-К чему нас призывают эти слова?
- Что мы будем делать сегодня с вами на уроке?
3.Введение в тему
-Тему урока подскажут предложения. На доске:
Красна речь пословицей. Без пословицы не проживешь. Старая пословица век не сломится. Пословица - всем делам помощница.
-Каким одним словом мы можем объединить эти предложения? (Пословицы.) - Правильно, и тема нашего урока: «Пословицы и поговорки». -Пословицы и поговорки относятся к устному народному творчеству, т.е. они появились тогда, когда люди еще не умели писать.
-Что же такое ПОСЛОВИЦА?
Словарь Ожегова «Пословица - краткое изречение с назидательным содержанием»
- Пословица- это жанр фольклора, краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. В пословице народный ум, народная правда мудрые суждения о жизни и людях. Пословица поучает, предупреждает, советует и наставляет.
2. Закончите пословицу: - Что с воза упало, то ... (пропало) - Век живи, ... (век учись) - Один в поле ... (не воин) - Не зная броду, ... (не лезь в воду) - Когда я ем, ... (я глух и нем) - Утро вечера ... (мудренее)
3. Найди ошибку:
Выручай товарища в еде.
У каждой вещи свое тесто.
Добрые дома человека красят.
Береги месть с молоду.
Мы сами с ушами
4. Вспомните пословицы с цифрой 7:
Когда много уехало, а его не стали ждать. (Семеро одного не ждут.)
Прежде, чем резать, хорошо подумай. (Семь раз примерь, один раз отрежь. )
Работать так, что вода польется по шее. (Работать до седьмого пота)
5. Вспомните другие пословицы и поговорки, в которых встречаются числа. (Семеро по лавкам. За семь вёрст киселя хлебать. Седьмая вода на киселе. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Ум хорошо, а два лучше.)
6. Иллюстрация к сказке «Лиса и Журавль»
-Какой пословицей заканчивается сказка?
7. Найди вторую половину пословицы:
Работа в группах (Дети получают карточки с разрозненными пословицами)
Красота сердца не помогает
Торопливость делу торопись делом
Не спеши языком , тот много знает
Кто много читает, а от ели шишки
От яблони- яблочко, дороже красоты лица
8. Отгадай пословицу
Работа в группах (Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы)
1 гр. Коса – камень. ( Нашла коса на камень. ) Лес – дрова. (Чем дальше в лес, тем больше дров.) 2 гр. Шило – мешок. ( Шила в мешке не утаишь.) Язык – дело. ( Не спеши языком, торопись делом.) 3гр. Дело – мастер. ( Дело мастера боится. ) Труд – лень. (Труд человека кормит, а лень – портит.)
9. Узнай пословицу:
Работа в группах
Длинная она, ленивая швея.
Какова она, такова на ней и рубаха.
Солнце красит землю, а человека он.
Нет его - ищи, а нашел - береги.
Делу время, а ей час.
10. Прочитайте поговорку (Мир вашему дому)
Работа в группах
5. Рефлексия
-Для чего человек придумал пословицы?
-Какую пословицу вы могли бы сказать
-человеку, который предал своего друга?
-швее или портному?
-человеку, который попросту тратит время?
-Я думаю, пословица будет вашей спутницей в жизни. Ваша речь будет яркой, краткой, ясной, выразительной, многозначной.