kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

                      Интегрированный урок литературного чтения.

                            (литературное чтение и осетинское чтение)

Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»

                      (обобщающий урок)

Задачи урока: обобщать знания детей о фольклоре, о  классификации сказок; воспитывать любовь к родному языку и чтению народных сказок; прививать  толерантное отношение к представителям других национальностей.

Оборудование: интерактивная доска, схема «Фольклор», листы со сказками.

                                          Ход урока:

1. Инсценировка. « Из уст в уста».

Сидит группа детей - внуков, в центре - бабушка.

Бабушка. – Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут – потянут - вытянули репку!

- Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Скажите -ка мне, внучата, неужто это мышка такая сильная?

Младший внук. Конечно мышка, она же пришла последняя и помогла вытянуть репку.

Старший внук. Мал ты ещё, чтоб вперёд старшого говорить. Послушай и поучись. Не хватало малой силы, чтобы репку вытянуть. А когда к силе остальных прибавилась малая, вот тогда и вытянули репку. Когда все вместе, можно справиться с любым делом.

Бабушка. - Мне эту сказку рассказала моя бабушка. Я её рассказала вам, а придёт время, вы расскажете своим детям и внукам.

Учитель. Вот так, из уст в уста, от старших к младшим вместе со сказками, шутками да прибаутками и передавались знания, традиции, обычаи.

2. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы повторим всё, что узнали о фольклоре, вспомним, какие бывают сказки, поиграем в переводчиков- переведём сказку с осетинского языка на русский.

3. Обобщение по теме «Фольклор».

-На доске уже известная вам «ромашка». В центре написано «Фольклор».

Дети называют жанры фольклора, называют произведение,

которое относится к данному жанру, и заполняют схему.

 -Как иначе называют фольклор?

Уч. Устное народное творчество.

-Ирон адæмон сфæлдыстад - так называют фольклор в Осетии.

У каждого народа своё народное творчество и, конечно, названия жанров звучат по-разному. Соедините осетинское название с его русским переводом:

(на интерактивной доске)

                  аргъау                             скороговорка

                  уыци - уыци                    пословица

                  тагъддзуринаг                 загадка

                   æмбисонд                        песня

                   зарæг                                сказка

-Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об одном из жанров устного

народного творчества - о сказке. Вспомните, какие бывают сказки?

Уч. О животных,  волшебные, бытовые; авторские и народные.

- Почему мы одни сказки называем авторскими, а другие народными?

Уч. Авторские написал один человек, а народные созданы народом. Каждый рассказывающий мог в ней что-либо изменить.

4. Работа с учебником. Сказка «У страха глаза велики».

    1.Словарная работа. Курочка - клохтушка, напёрсток, водоносы. (учитель объясняет значение этих слов)

    2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

     3.Беседа по содержанию сказки.

-Докажите, что мы прочитали сказку, а не рассказ.

Уч. Курочка и мышка не могут говорить, носить воду.

-Определите вид сказки.

Уч. Это бытовая сказка. Здесь нет волшебства. Такая ситуация может произойти и

в жизни людей.

- Почему так озаглавлена сказка?

-Какие слова из сказки стали пословицей?

Уч. У страха глаза велики.

-Постарайтесь дома подобрать пословицы и поговорки, близкие по смыслу к данной.

4. Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте отрывок, который соответствует ей.

5. Физминутка. Изобразить, как герои сказки несли воду; как испугались зайца.

6. Самостоятельная работа.

- Мы все живём в России- многонациональном государстве. Многонациональна и наша республика- Северная Осетия- Алания. Чтобы быть добрыми соседями, друзьям надо знать, понимать и уважать творчество других народов.

-Перед вами две сказки. Каждый из вас может выбрать любую, прочитать её

и ответить на поставленные вопросы.

                                 Заяц и черепаха.

                               Ингушская сказка.

       Однажды заяц и черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну.

   Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:

- Спеши не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню.

Пока он так потешался, черепаха, хоть и медленно двигалась, пришла к цели. Кинулся заяц за нею, да уже поздно. Бегать- то он умел, но не знал, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

Определи вид сказки. О чём в ней говорится? Какие слова выражают главную мысль сказки? Могли бы они стать пословицей?

   

                                              Хвост.

                                       Чукотская сказка.

Идёт белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой сидит лиса и что-то ест.

- Что ты лисонька ешь?- спрашивает медведь.

- Хвост,- отвечает лиса.

- Хвост? Какой хвост? Что-то я не понимаю.

-Свой.

-Свой?

-Ну да!

-А как же ты без хвоста жить будешь?

- Глупый ты!- рассмеялась лиса- Хвост не камень- отрастёт. Ты его сколько не ешь, а он опять такой же будет… Мне не впервой!

-Вот оно как,- удивился медведь.- И почему я этого раньше не знал?

-Потому и голодаешь, что не знал…

     Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так

хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.

      С тех пор и остался медведь без хвоста.

Определи вид сказки.  О чём в ней говорится? Как ты думаешь, почему народ Чукотки придумал такую сказку?

 -Правильно, старшие этой сказкой отвечали на вопросы малышей о том, почему у медведя такой маленький хвост. Вот и наш осетинский писатель Георгий Чеджемов придумал сказку для детей. А  на какой вопрос он хотел ею ответить, вы поймёте, когда мы прочитаем и переведём сказку на русский язык.

7. Игра «Переводчик».

                                    Уасæджы таурæгъ.

                                        Чеджемты Геор

          Раджы кæддæр уасæгæн йæ боцъо æмæ йæ къоппа уыдысты

урс-урсид миты гæлæбуты хуызæн. Иу сæумæрайсом куыроймæ

фæндагыл уасæг ссардта хоры нæмыг.

          -Хъо- хъо-хъо!- басидт кæрчытæм.

         Кæрчытæ æзфæраздæрондæрæй тахтысты алырдыгæй. Фæлæ

уасæг хоры гага ахордта йæхæдæг. Æмæ тынг фæхудинаг. Æмæ

тынг  фефсæрмы. Йæ боцъо, стæй йæ къоппа сырх-сырхид

афæлдæхтысты. Зырзыраг дидинæджы хуызæн.

Словарная работа: сæумæрайсом- рано утром

                                   куыроймæ - на мельницу

                                   хоры нæмыг- зёрнышко

                                   æзфæраздæрондæрæй- кто быстрее

                                   фæхудинаг- опозорился

                                   афæлдæхтысты –стали

                                   зырзыраг дидинæг- мак

                             (слова записаны на интерактивной доске)

      После словарной работы дети совместно с учителем переводят сказку на русский язык.

      Давным- давно гребешок и бородка петуха были белыми- белыми, как снег. Однажды утром по дороге на мельницу он нашёл зёрнышко.

-Ко-ко-ко! -позвал он курочек.

          Курочки бежали к нему со всех сторон. Но петух сам проглотил зёрнышко. Он опозорился, ему стало стыдно. Его гребешок и бородка стали красными, как мак.

Определите вид сказки. Почему это авторская сказка? О чём в ней говорится? Что хотел автор объяснить своей сказкой?

Уч. Почему гребешок петуха красный.

8. Итог урока. Что вам больше всего запомнилось на уроке? О чём мы

говорили? Кто на уроке работал так, что его работу можно оценить?

Коллективное выставление оценок.

 

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.»

Интегрированный урок литературного чтения.

(литературное чтение и осетинское чтение)

Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»

(обобщающий урок)

Задачи урока: обобщать знания детей о фольклоре, о классификации сказок; воспитывать любовь к родному языку и чтению народных сказок; прививать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Оборудование: интерактивная доска, схема «Фольклор», листы со сказками.

Ход урока:

1. Инсценировка. « Из уст в уста».

Сидит группа детей - внуков, в центре - бабушка.

Бабушка. – Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут – потянут - вытянули репку!

- Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Скажите -ка мне, внучата, неужто это мышка такая сильная?

Младший внук. Конечно мышка, она же пришла последняя и помогла вытянуть репку.

Старший внук. Мал ты ещё, чтоб вперёд старшого говорить. Послушай и поучись. Не хватало малой силы, чтобы репку вытянуть. А когда к силе остальных прибавилась малая, вот тогда и вытянули репку. Когда все вместе, можно справиться с любым делом.

Бабушка. - Мне эту сказку рассказала моя бабушка. Я её рассказала вам, а придёт время, вы расскажете своим детям и внукам.

Учитель. Вот так, из уст в уста, от старших к младшим вместе со сказками, шутками да прибаутками и передавались знания, традиции, обычаи.

2. Сообщение темы урока.

-Сегодня на уроке мы повторим всё, что узнали о фольклоре, вспомним, какие бывают сказки, поиграем в переводчиков- переведём сказку с осетинского языка на русский.



3. Обобщение по теме «Фольклор».

-На доске уже известная вам «ромашка». В центре написано «Фольклор».

Заполните все лепестки этого живого цветка.





Дети называют жанры фольклора, называют произведение ,

которое относится к данному жанру, и заполняют схему.

-Как иначе называют фольклор?

Уч. Устное народное творчество.

-Ирон адæмон сфæлдыстад - так называют фольклор в Осетии.

У каждого народа своё народное творчество и, конечно, названия жанров звучат по-разному. Соедините осетинское название с его русским переводом:

(на интерактивной доске)





аргъау скороговорка

уыци - уыци пословица

тагъддзуринаг загадка

æмбисонд песня

зарæг сказка

-Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об одном из жанров устного

народного творчества - о сказке. Вспомните, какие бывают сказки?

Уч. О животных, волшебные, бытовые; авторские и народные.

- Почему мы одни сказки называем авторскими, а другие народными?

Уч. Авторские написал один человек, а народные созданы народом. Каждый рассказывающий мог в ней что-либо изменить.

4. Работа с учебником. Сказка «У страха глаза велики».

1.Словарная работа. Курочка - клохтушка, напёрсток, водоносы. (учитель объясняет значение этих слов)

2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.

3.Беседа по содержанию сказки.

-Докажите, что мы прочитали сказку, а не рассказ.

Уч. Курочка и мышка не могут говорить, носить воду.

-Определите вид сказки.

Уч. Это бытовая сказка. Здесь нет волшебства. Такая ситуация может произойти и

в жизни людей.

- Почему так озаглавлена сказка?

-Какие слова из сказки стали пословицей?

Уч. У страха глаза велики.

-Постарайтесь дома подобрать пословицы и поговорки, близкие по смыслу к данной.

4. Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте отрывок, который соответствует ей.

5. Физминутка. Изобразить, как герои сказки несли воду; как испугались зайца.

6. Самостоятельная работа.

- Мы все живём в России- многонациональном государстве. Многонациональна и наша республика- Северная Осетия- Алания. Чтобы быть добрыми соседями, друзьям надо знать, понимать и уважать творчество других народов.

-Перед вами две сказки. Каждый из вас может выбрать любую, прочитать её

и ответить на поставленные вопросы.

Заяц и черепаха.

Ингушская сказка.

Однажды заяц и черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну.

Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:

- Спеши не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню.

Пока он так потешался, черепаха, хоть и медленно двигалась, пришла к цели. Кинулся заяц за нею, да уже поздно. Бегать- то он умел, но не знал, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.

Определи вид сказки. О чём в ней говорится? Какие слова выражают главную мысль сказки? Могли бы они стать пословицей?

Хвост.

Чукотская сказка.

Идёт белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой сидит лиса и что-то ест.

- Что ты лисонька ешь?- спрашивает медведь.

- Хвост,- отвечает лиса.

- Хвост? Какой хвост? Что-то я не понимаю.

-Свой.

-Свой?

-Ну да!

-А как же ты без хвоста жить будешь?

- Глупый ты!- рассмеялась лиса- Хвост не камень- отрастёт. Ты его сколько не ешь, а он опять такой же будет… Мне не впервой!

-Вот оно как,- удивился медведь.- И почему я этого раньше не знал?

-Потому и голодаешь, что не знал…

Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так

хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.

С тех пор и остался медведь без хвоста.

Определи вид сказки. О чём в ней говорится? Как ты думаешь, почему народ Чукотки придумал такую сказку?

-Правильно, старшие этой сказкой отвечали на вопросы малышей о том, почему у медведя такой маленький хвост. Вот и наш осетинский писатель Георгий Чеджемов придумал сказку для детей. А на какой вопрос он хотел ею ответить, вы поймёте, когда мы прочитаем и переведём сказку на русский язык.

7. Игра «Переводчик».

Уасæджы таурæгъ.

Чеджемты Геор



Раджы кæддæр уасæгæн йæ боцъо æмæ йæ къоппа уыдысты


урс-урсид миты гæлæбуты хуызæн. Иу сæумæрайсом куыроймæ


фæндагыл уасæг ссардта хоры нæмыг.


-Хъо- хъо-хъо!!!- басидт кæрчытæм.

Кæрчытæ æзфæраздæрондæрæй тахтысты алырдыгæй. Фæлæ


уасæг хоры гага ахордта йæхæдæг. Æмæ тынг фæхудинаг. Æмæ


тынг фефсæрмы. Йæ боцъо, стæй йæ къоппа сырх-сырхид


афæлдæхтысты. Зырзыраг дидинæджы хуызæн.


Словарная работа: сæумæрайсом- рано утром

куыроймæ - на мельницу

хоры нæмыг- зёрнышко

æзфæраздæрондæрæй- кто быстрее

фæхудинаг- опозорился

афæлдæхтысты –стали

зырзыраг дидинæг- мак

(слова записаны на интерактивной доске)

После словарной работы дети совместно с учителем переводят сказку на русский язык.

Давным- давно гребешок и бородка петуха были белыми- белыми, как снег. Однажды утром по дороге на мельницу он нашёл зёрнышко.

-Ко-ко-ко!!! -позвал он курочек.

Курочки бежали к нему со всех сторон. Но петух сам проглотил зёрнышко. Он опозорился, ему стало стыдно. Его гребешок и бородка стали красными, как мак.

Определите вид сказки. Почему это авторская сказка? О чём в ней говорится? Что хотел автор объяснить своей сказкой?

Уч. Почему гребешок петуха красный.

8. Итог урока. Что вам больше всего запомнилось на уроке? О чём мы

говорили? Кто на уроке работал так, что его работу можно оценить?

Коллективное выставление оценок.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Бицоева Светлана Казимировна

Дата: 17.07.2019

Номер свидетельства: 516874

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства