Интегрированный урок литературного чтения.
(литературное чтение и осетинское чтение)
Тема урока: «Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок»
(обобщающий урок)
Задачи урока: обобщать знания детей о фольклоре, о классификации сказок; воспитывать любовь к родному языку и чтению народных сказок; прививать толерантное отношение к представителям других национальностей.
Оборудование: интерактивная доска, схема «Фольклор», листы со сказками.
Ход урока:
1. Инсценировка. « Из уст в уста».
Сидит группа детей - внуков, в центре - бабушка.
Бабушка. – Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Дедка за репку, бабка за дедку, внучка за бабку, Жучка за внучку, кошка за Жучку, мышка за кошку. Тянут – потянут - вытянули репку!
- Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Скажите -ка мне, внучата, неужто это мышка такая сильная?
Младший внук. Конечно мышка, она же пришла последняя и помогла вытянуть репку.
Старший внук. Мал ты ещё, чтоб вперёд старшого говорить. Послушай и поучись. Не хватало малой силы, чтобы репку вытянуть. А когда к силе остальных прибавилась малая, вот тогда и вытянули репку. Когда все вместе, можно справиться с любым делом.
Бабушка. - Мне эту сказку рассказала моя бабушка. Я её рассказала вам, а придёт время, вы расскажете своим детям и внукам.
Учитель. Вот так, из уст в уста, от старших к младшим вместе со сказками, шутками да прибаутками и передавались знания, традиции, обычаи.
2. Сообщение темы урока.
-Сегодня на уроке мы повторим всё, что узнали о фольклоре, вспомним, какие бывают сказки, поиграем в переводчиков- переведём сказку с осетинского языка на русский.
3. Обобщение по теме «Фольклор».
-На доске уже известная вам «ромашка». В центре написано «Фольклор».
Дети называют жанры фольклора, называют произведение,
которое относится к данному жанру, и заполняют схему.
-Как иначе называют фольклор?
Уч. Устное народное творчество.
-Ирон адæмон сфæлдыстад - так называют фольклор в Осетии.
У каждого народа своё народное творчество и, конечно, названия жанров звучат по-разному. Соедините осетинское название с его русским переводом:
(на интерактивной доске)
аргъау скороговорка
уыци - уыци пословица
тагъддзуринаг загадка
æмбисонд песня
зарæг сказка
-Сегодня на уроке мы более подробно поговорим об одном из жанров устного
народного творчества - о сказке. Вспомните, какие бывают сказки?
Уч. О животных, волшебные, бытовые; авторские и народные.
- Почему мы одни сказки называем авторскими, а другие народными?
Уч. Авторские написал один человек, а народные созданы народом. Каждый рассказывающий мог в ней что-либо изменить.
4. Работа с учебником. Сказка «У страха глаза велики».
1.Словарная работа. Курочка - клохтушка, напёрсток, водоносы. (учитель объясняет значение этих слов)
2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
3.Беседа по содержанию сказки.
-Докажите, что мы прочитали сказку, а не рассказ.
Уч. Курочка и мышка не могут говорить, носить воду.
-Определите вид сказки.
Уч. Это бытовая сказка. Здесь нет волшебства. Такая ситуация может произойти и
в жизни людей.
- Почему так озаглавлена сказка?
-Какие слова из сказки стали пословицей?
Уч. У страха глаза велики.
-Постарайтесь дома подобрать пословицы и поговорки, близкие по смыслу к данной.
4. Работа с иллюстрацией. Рассмотрите иллюстрацию и найдите в тексте отрывок, который соответствует ей.
5. Физминутка. Изобразить, как герои сказки несли воду; как испугались зайца.
6. Самостоятельная работа.
- Мы все живём в России- многонациональном государстве. Многонациональна и наша республика- Северная Осетия- Алания. Чтобы быть добрыми соседями, друзьям надо знать, понимать и уважать творчество других народов.
-Перед вами две сказки. Каждый из вас может выбрать любую, прочитать её
и ответить на поставленные вопросы.
Заяц и черепаха.
Ингушская сказка.
Однажды заяц и черепаха поспорили, кто быстрее обежит лесную поляну.
Черепаха пустилась в путь, а заяц лежит под кустом и смеётся:
- Спеши не спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню.
Пока он так потешался, черепаха, хоть и медленно двигалась, пришла к цели. Кинулся заяц за нею, да уже поздно. Бегать- то он умел, но не знал, что, лёжа на месте, и от черепахи можно отстать.
Определи вид сказки. О чём в ней говорится? Какие слова выражают главную мысль сказки? Могли бы они стать пословицей?
Хвост.
Чукотская сказка.
Идёт белый медведь по ущелью, голову опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле ноги переставляет. Смотрит, под горой сидит лиса и что-то ест.
- Что ты лисонька ешь?- спрашивает медведь.
- Хвост,- отвечает лиса.
- Хвост? Какой хвост? Что-то я не понимаю.
-Свой.
-Свой?
-Ну да!
-А как же ты без хвоста жить будешь?
- Глупый ты!- рассмеялась лиса- Хвост не камень- отрастёт. Ты его сколько не ешь, а он опять такой же будет… Мне не впервой!
-Вот оно как,- удивился медведь.- И почему я этого раньше не знал?
-Потому и голодаешь, что не знал…
Обрадовался медведь, что наконец поест, потянулся к своему хвосту и так
хватил острыми зубами, что почти весь его оторвал.
С тех пор и остался медведь без хвоста.
Определи вид сказки. О чём в ней говорится? Как ты думаешь, почему народ Чукотки придумал такую сказку?
-Правильно, старшие этой сказкой отвечали на вопросы малышей о том, почему у медведя такой маленький хвост. Вот и наш осетинский писатель Георгий Чеджемов придумал сказку для детей. А на какой вопрос он хотел ею ответить, вы поймёте, когда мы прочитаем и переведём сказку на русский язык.
7. Игра «Переводчик».
Уасæджы таурæгъ.
Чеджемты Геор
Раджы кæддæр уасæгæн йæ боцъо æмæ йæ къоппа уыдысты
урс-урсид миты гæлæбуты хуызæн. Иу сæумæрайсом куыроймæ
фæндагыл уасæг ссардта хоры нæмыг.
-Хъо- хъо-хъо!- басидт кæрчытæм.
Кæрчытæ æзфæраздæрондæрæй тахтысты алырдыгæй. Фæлæ
уасæг хоры гага ахордта йæхæдæг. Æмæ тынг фæхудинаг. Æмæ
тынг фефсæрмы. Йæ боцъо, стæй йæ къоппа сырх-сырхид
афæлдæхтысты. Зырзыраг дидинæджы хуызæн.
Словарная работа: сæумæрайсом- рано утром
куыроймæ - на мельницу
хоры нæмыг- зёрнышко
æзфæраздæрондæрæй- кто быстрее
фæхудинаг- опозорился
афæлдæхтысты –стали
зырзыраг дидинæг- мак
(слова записаны на интерактивной доске)
После словарной работы дети совместно с учителем переводят сказку на русский язык.
Давным- давно гребешок и бородка петуха были белыми- белыми, как снег. Однажды утром по дороге на мельницу он нашёл зёрнышко.
-Ко-ко-ко! -позвал он курочек.
Курочки бежали к нему со всех сторон. Но петух сам проглотил зёрнышко. Он опозорился, ему стало стыдно. Его гребешок и бородка стали красными, как мак.
Определите вид сказки. Почему это авторская сказка? О чём в ней говорится? Что хотел автор объяснить своей сказкой?
Уч. Почему гребешок петуха красный.
8. Итог урока. Что вам больше всего запомнилось на уроке? О чём мы
говорили? Кто на уроке работал так, что его работу можно оценить?
Коллективное выставление оценок.