Урок литературного чтения в 3 классе
Тема урока: Во что нельзя играть.
И. Дик «Красные яблоки».
Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.
Задачи:
- Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
- Учить определять авторский замысел.
- Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.
Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись песни «Дорогою добра».
Организация начала урока. Слайд 1
Подготовка к основному этапу урока.
Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.
Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
– Почему я взяла это стихотворение для начала урока, более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание
«Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 2
– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
– Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово существительное к слову «равнодушные». (Равнодушие)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)
– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки». Слайд 3
– Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, чему хотел научить автор своих читателей; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти.
Давайте ближе познакомимся с автором произведения. О писателе расскажет Ксюша.
(Ученица рассказывает о писателе. Слайд 4)
– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5
Главные герои произведений И.Дика всегда мальчики. Слайд 6
– Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
– Это самый главный вопрос нашего урока. Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.
Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.
- Это неэтично.
- Человеку неприятно.
- С тобой может случиться такая же беда.
– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».
2. Усвоение новых знаний и способов действий
– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно прочитать рассказ.
Попробуйте объяснить некоторые слова и выражения, которые встретятся в тексте.
Словарная работа:
балансировать, авоська, наледь, парадно, впиться глазами, семенить. Слайд 8
3. Чтение рассказа вслух по частям.
Чтение 1 части учителем. (до слов «... снова сбил её с ног»).
Первичная проверка понимания.
– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?
Чтение учащимися 2 части : Соня, Юля, Саша С. (до слов «сказал Валерка»).
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?
Чтение 3 части учителем.
После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос:
– Почему встрепенулся Валерка?
После слов «Твоя повыше!» – вопрос:
– Как вы думаете, что будет дальше?
- Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
– Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.
4. Составление сравнительной характеристики.
- Посмотрите и ответьте, какое настроение было у героев в
начале рассказа.
(весёлое)
- В тексте есть высказывание Валерки «Сейчас поцелуется!» о мужчине, который вот-вот упадёт на лёд. Это смешно? Нет, это опасно, неприятно, больно. А мальчикам весело.
- Какими словами автор передаёт настроение Севки и Валерки? («Закатывались от смеха»).
- у кого из мальчиков меняется настроение? (У Валерки).
- Почему Валерка беспокоится? (Он боится, волнуется за маму).
- С какой интонацией Валерка отказывается играть с Севкой? (сердито).
- каким мы видим Валерку? (разъярённым).
- Что понял Валерка? (Нельзя смеяться над чужой бедой.)
- За кого тревожится Валерка? (за маму)
- Какое у него состояние? (тревожное)
- Посмотрите, чем сменился страх Валерки? (страх Валерки сменился радостью от того, что там, на улице была не его мама)
- Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»? (Он любил свою маму, обрадовался, что с ней ничего не случилось. Понял, какая жестокая была игра).
– Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.
- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось пройти через беспокойство, тревогу.
Поднимите руку, кого автор заставил переживать вместе с Валеркой?
А какой эпизод взволновал вас больше всего, заставил застучать ваше сердце чаще? (Эпизод, где говорится, как упала женщина. Её даже забрала скорая помощь.
- Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10. (Красные яблоки на снегу, выпавшие из сумки женщины – это цвет тревоги, опасности, это как свет, вспышка. Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь!»
- Да, рассказ о многом заставил задуматься. Понял ли ошибку Севка? (Его настроение как было весёлым, так и осталось.)
- Как вы думаете, почему? (Севка не понял переживаний друга, его это не коснулось. Все прохожие для него – чужие люди. Он не понял, что их игра была злая.
- О чём заставляет задуматься рассказ Иосифа Дика? (нельзя проходить мимо чужой беды, быть бессердечным, надо уметь сопереживать чужому горю
- Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)
5. Работа в группах.
- Предлагаю вам поработать в группах.
1 группа.
Составить предложение из разрезанных слов.
Жестоким, будь, безжалостным, не, к , людям.
2 группа.
Выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.
А ) Век живи, век учись.
Б) Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.
В) Без труда не вытащить и рыбку из пруда.
3 группа.
Выбрать качества, которыми должен обладать друг.
честный
жестокий
злой
чуткий
равнодушный
отзывчивый
надежный
Вы понимаете разницу между словами «друг» и «приятель»? Как, по-вашему, друзами или приятелями были Мишка и Дениска – герои рассказов Драгунского, Том и Гек из книги Марка Твена, Севка и Валерка? (Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)
- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?
- Поставьте, сердечко рядом с именем того мальчика, с которым вы бы стали дружить.
–6. Подведение итогов
– Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?
Оценивание детей.
7. Разноуровневое домашнее задание.
Информация о домашнем задании. Слайд 11
1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подписать словами из текста.
2. Подобрать пословицы и поговорки.
3. Написать письмо-обращение к Севке.