kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения. Во что нельзя играть. И. Дик. "Красные яблоки".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Во что нельзя играть.

 И. Дик «Красные яблоки».

Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Задачи:

  • Осознать необходимость сострадания, сопереживания.
  • Учить определять авторский замысел.      
  • Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.

Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись  песни «Дорогою добра».

Организация начала урока. Слайд 1

Подготовка к основному этапу урока.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.

Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

– Почему я взяла это стихотворение для начала урока,  более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание

 «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 2

– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
– Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово существительное к слову «равнодушные». (Равнодушие)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)
– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки». Слайд 3
– Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, чему  хотел научить  автор своих читателей; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти.

Давайте ближе познакомимся с автором произведения. О писателе расскажет Ксюша.

(Ученица рассказывает о писателе. Слайд 4)

– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5


Главные герои произведений И.Дика  всегда мальчики. Слайд 6
–  Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
– Это самый главный вопрос нашего урока. Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.

Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.

  1. Это неэтично.                                         
  2. Человеку неприятно.
  3. С тобой может случиться такая же беда.

– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».

2. Усвоение новых знаний и способов действий

– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно прочитать рассказ.

Попробуйте объяснить некоторые слова и выражения, которые  встретятся в тексте.
Словарная работа:

 балансировать, авоська, наледь, парадно, впиться глазами, семенить. Слайд 8

3. Чтение рассказа вслух по частям

Чтение 1 части учителем. (до слов  «... снова сбил её с ног»).

Первичная проверка понимания.

– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?

Чтение учащимися 2 части :  Соня, Юля, Саша С. (до слов «сказал Валерка»).
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?


Чтение 3 части учителем.

После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос:
– Почему встрепенулся Валерка?
После слов «Твоя повыше!» – вопрос: 
– Как вы думаете, что будет дальше?
- Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
– Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.

4. Составление сравнительной характеристики.

- Посмотрите и ответьте, какое настроение было у героев в

начале рассказа.

(весёлое)

- В тексте есть высказывание Валерки «Сейчас поцелуется!» о мужчине, который  вот-вот упадёт на лёд. Это смешно? Нет, это опасно, неприятно, больно. А мальчикам весело.

- Какими словами автор передаёт настроение Севки и Валерки? («Закатывались от смеха»).

- у кого из мальчиков меняется настроение? (У Валерки).

- Почему Валерка беспокоится? (Он боится, волнуется за маму).

- С какой интонацией Валерка отказывается играть с Севкой? (сердито).

- каким мы видим Валерку? (разъярённым).

-  Что понял Валерка? (Нельзя смеяться над чужой бедой.)

- За кого тревожится Валерка? (за маму)

- Какое у него состояние? (тревожное)

- Посмотрите, чем сменился страх Валерки? (страх Валерки сменился радостью  от того, что там, на улице была не его мама)

- Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»? (Он любил свою маму, обрадовался, что с ней ничего не случилось.  Понял, какая жестокая была игра).

– Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.

- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось пройти через беспокойство, тревогу.

Поднимите руку, кого автор заставил переживать вместе с Валеркой?

А какой эпизод взволновал вас больше всего, заставил застучать ваше сердце чаще? (Эпизод, где говорится, как упала женщина. Её даже забрала скорая помощь.

 - Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10. (Красные яблоки на снегу, выпавшие из сумки женщины – это цвет тревоги, опасности,  это как свет, вспышка. Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь!»

- Да,  рассказ о многом заставил задуматься. Понял ли ошибку Севка? (Его настроение как было весёлым, так и осталось.)

- Как вы думаете, почему? (Севка не понял переживаний друга, его это не коснулось. Все прохожие для него – чужие люди. Он не понял, что их игра была злая.

- О чём заставляет задуматься рассказ Иосифа Дика? (нельзя проходить мимо чужой беды, быть бессердечным, надо уметь сопереживать  чужому горю

- Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)

5. Работа в группах.

- Предлагаю вам поработать в группах.

1 группа.

Составить предложение из разрезанных слов.

Жестоким, будь, безжалостным, не, к , людям.

2 группа.

Выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

А ) Век живи, век учись.

Б) Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

В) Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

 

3 группа.

Выбрать качества, которыми должен обладать друг.

честный

жестокий

злой

чуткий

равнодушный

отзывчивый

надежный

Вы понимаете разницу между словами «друг» и «приятель»? Как,  по-вашему, друзами или приятелями   были Мишка и Дениска – герои рассказов Драгунского, Том и Гек из книги Марка Твена, Севка и Валерка? (Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- Поставьте, сердечко  рядом с именем того мальчика, с которым вы бы  стали дружить.

6. Подведение итогов

Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?

Оценивание детей.

7. Разноуровневое домашнее задание.

 Информация о домашнем задании. Слайд 11

1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подписать словами из текста.
2. Подобрать пословицы и поговорки.

3. Написать письмо-обращение к Севке. 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Во что нельзя играть. И. Дик. "Красные яблоки". »

Урок литературного чтения в 3 классе

Тема урока: Во что нельзя играть.

И. Дик «Красные яблоки».

Цель урока: Развитие эмоционально-чувственной сферы учащихся.

Задачи:

  • Осознать необходимость сострадания, сопереживания.

  • Учить определять авторский замысел.      

  • Работать над речью учащихся: уместность, ясность, правильность.

Оборудование: компьютер; мультимедиопроектор; запись песни «Дорогою добра».



Организация начала урока. Слайд 1

Подготовка к основному этапу урока.

Звучит музыка. Учитель читает стихотворение.

Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.



– Почему я взяла это стихотворение для начала урока, более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание

«Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» Слайд 2


– Над чем нельзя смеяться? (Над чужой бедой)
– Беда – что означает это слово? (Горе, несчастье, боль)
– А если с вами случилась беда, что вы чувствовали?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде? (Равнодушные люди, не умеющие сопереживать беде)
– Попробуем сформулировать тему урока. Подберите однокоренное слово существительное к слову «равнодушные». (Равнодушие)
– Подберите антоним к слову «равнодушие». Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать? (Сопереживание)
– Какие два различных качества появились у нас? (Равнодушие и сопереживание)
– И где мы можем увидеть эти два качества на уроке чтения? (В произведении)
– Произведение, с которым мы сегодня познакомимся – это рассказ Иосифа Дика «Красные яблоки». Слайд 3
– Как более полно будет звучать наша тема? (Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»). Запись темы на доске.
– Какие цели мы поставим на уроке?
– Мои цели совпадают с вашими. (Познакомимся с произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, чему хотел научить автор своих читателей; будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью; над развитием внимания и памяти.

Давайте ближе познакомимся с автором произведения. О писателе расскажет Ксюша.

(Ученица рассказывает о писателе. Слайд 4)


– И.И.Дик – человек нелёгкой судьбы. Он рано потерял родителей и, оставшись сиротой, воспитывался в детском доме. Началась Великая Отечественная война. Иосиф 19-летним парнем идёт на фронт и становится авиационным подрывником немецких самолётов.
Во время одной из атак у него обрывает кисти обеих рук. Многие люди ломаются после такой страшной беды. Но только не Иосиф. После войны он начинает писать и пишет книги для детей. Их у него будет более 60. Слайд 5


Главные герои произведений И.Дика всегда мальчики. Слайд 6
–  Как вы думаете, почему? (Мальчики – будущие мужчины, наша защита и опора. В своих произведениях писатель учит мальчиков лучшим человеческим качествам, одно из которых – сопереживание чужой беде)
– Слово «сопереживание» иногда заменяют близким по значению словом – сострадание.
– Можно ли смеяться над чужой бедой?
– Какой возникает вопрос? (Почему нельзя смеяться над чужой бедой?) Слайд 7
– Это самый главный вопрос нашего урока. Я предлагаю вам сесть по группам и поразмышлять над этим вопросом.

Работа в группах. Звучит музыка. Затем слушаются ответы детей.

  1. Это неэтично.

  2. Человеку неприятно.

  3. С тобой может случиться такая же беда.

– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в рассказе «Красные яблоки».

2. Усвоение новых знаний и способов действий

– И.Дик назвал свой рассказ «Красные яблоки». Попробуйте предположить, о чём он будет?
– Чтобы проверить все ваши предположения, нам нужно прочитать рассказ.

Попробуйте объяснить некоторые слова и выражения, которые встретятся в тексте.
Словарная работа:

балансировать, авоська, наледь, парадно, впиться глазами, семенить. Слайд 8


3. Чтение рассказа вслух по частям.

Чтение 1 части учителем. (до слов «... снова сбил её с ног»).

Первичная проверка понимания.

– Что вы можете сказать о Валерке и Севке? (Они поступали плохо. Они были равнодушны к чужой беде)
– Как бы вы поступили на их месте?


Чтение учащимися 2 части : Соня, Юля, Саша С. (до слов «сказал Валерка»).
– Какую игру придумали мальчики? (Игру-соревнование на очки)
– Это добрая игра? Они ведь ничего не делали, не толкали прохожих. Но нам всё-таки неприятно такое видеть.
– Кто виноват в том, что на тротуаре образовалось «хрустальное озерцо»? (Коммунальная служба)
– Что они были должны сделать?
– Можно ли сказать, что они тоже были равнодушны к людям?


Чтение 3 части учителем.

После слов «встрепенулся Валерка» – вопрос:
– Почему встрепенулся Валерка?
После слов «Твоя повыше!» – вопрос:
– Как вы думаете, что будет дальше?
- Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
Чтение одного абзаца.
– Можно открыть глаза.
Чтение учителем до конца.

4. Составление сравнительной характеристики.

- Посмотрите и ответьте, какое настроение было у героев в

начале рассказа.

(весёлое)

- В тексте есть высказывание Валерки «Сейчас поцелуется!» о мужчине, который вот-вот упадёт на лёд. Это смешно? Нет, это опасно, неприятно, больно. А мальчикам весело.

- Какими словами автор передаёт настроение Севки и Валерки? («Закатывались от смеха»).

- у кого из мальчиков меняется настроение? (У Валерки).

- Почему Валерка беспокоится? (Он боится, волнуется за маму).

- С какой интонацией Валерка отказывается играть с Севкой? (сердито).

- каким мы видим Валерку? (разъярённым).

- Что понял Валерка? (Нельзя смеяться над чужой бедой.)

- За кого тревожится Валерка? (за маму)

- Какое у него состояние? (тревожное)

- Посмотрите, чем сменился страх Валерки? (страх Валерки сменился радостью от того, что там, на улице была не его мама)

- Почему Валерка, когда пришла мама «стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал»? (Он любил свою маму, обрадовался, что с ней ничего не случилось. Понял, какая жестокая была игра).

– Посмотрите на словарь настроения, состояния Валерки.

- Чтобы обрести радость, мальчику пришлось пройти через беспокойство, тревогу.

Поднимите руку, кого автор заставил переживать вместе с Валеркой?

А какой эпизод взволновал вас больше всего, заставил застучать ваше сердце чаще? (Эпизод, где говорится, как упала женщина. Её даже забрала скорая помощь.

- Почему рассказ называется «Красные яблоки»? Слайд 10. (Красные яблоки на снегу, выпавшие из сумки женщины – это цвет тревоги, опасности, это как свет, вспышка. Он остановил ребят, как будто прокричал: «Ваша игра жестока! Остановитесь!»

- Да, рассказ о многом заставил задуматься. Понял ли ошибку Севка? (Его настроение как было весёлым, так и осталось.)

- Как вы думаете, почему? (Севка не понял переживаний друга, его это не коснулось. Все прохожие для него – чужие люди. Он не понял, что их игра была злая.

- О чём заставляет задуматься рассказ Иосифа Дика? (нельзя проходить мимо чужой беды, быть бессердечным, надо уметь сопереживать чужому горю

- Вернёмся к нашему главному вопросу: Слайд 11
– Почему нельзя смеяться над чужой бедой? (С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда)

5. Работа в группах.

- Предлагаю вам поработать в группах.

1 группа.

Составить предложение из разрезанных слов.

Жестоким, будь, безжалостным, не, к , людям.

2 группа.

Выбрать пословицу, которая выражает главную мысль рассказа.

А ) Век живи, век учись.

Б) Глаза без души слепы, уши без сердца глухи.

В) Без труда не вытащить и рыбку из пруда.



3 группа.

Выбрать качества, которыми должен обладать друг.

честный

жестокий


злой

чуткий


равнодушный

отзывчивый


надежный


Вы понимаете разницу между словами «друг» и «приятель»? Как, по-вашему, друзами или приятелями были Мишка и Дениска – герои рассказов Драгунского, Том и Гек из книги Марка Твена, Севка и Валерка? (Валерку и Севку связывают приятельские отношения, они разные по духу, по поступкам.)

- Смогут ли по-прежнему дружить мальчики?

- Поставьте, сердечко рядом с именем того мальчика, с которым вы бы стали дружить.

6. Подведение итогов

– Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
– Какой вывод сделал каждый из вас после этого урока?

Оценивание детей.

7. Разноуровневое домашнее задание.

Информация о домашнем задании. Слайд 11

1. Нарисовать иллюстрацию к рассказу, подписать словами из текста.
2. Подобрать пословицы и поговорки.

3. Написать письмо-обращение к Севке. (





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Урок литературного чтения. Во что нельзя играть. И. Дик. "Красные яблоки".

Автор: Жданкова Нина Петровна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127845

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства