kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по технологии РКМЧП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по технологии РКМЧП.

В.П. Астафьев. Капалуха

                                                          

3 класс. Литературное чтение .

В.П.Астафьев. «Капалуха»

Автор: Карпова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов  ООШ с. Высокиничи

Технология: развитие критического мышления через чтение

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Главная дидактическая цель урока:

-Формирование правильного типа читательской деятельности через изучение произведения «Капалуха» ; познакомить детей с кратким описанием  биографии В.П.Астафьева.

1.Образовательные:

-Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

-Расширить знания детей о животном мире.

-Совершенствовать технику чтения.

-Учить детей делить текст на части для пересказа.

-Пополнять словарный запас детей.

2.Воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-воспитывать умение вести диалог

-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

3. Развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

 

                                                                 Содержательная часть урока

Этапы урока.Время.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент. 1 мин.

 

Приветствие.

2.Вызов.

Индуктор зрительный.

7 мин.

 

 

    Задачи этапа:  актуализация знаний по данной теме; формирование интереса к теме.

 

 

 

1.Сообщение темы.

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес на экскурсию. ( слайд 1)

 Мы встретили там капалуху.

Кто это?

 (слайд 2)

2.Беседа о глухарях.  (слайд 3)

-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь.

 Самочку глухаря называют ещё капалухой.

 

Дети читают название рассказа и высказывают предположения , о ком будет рассказ.

3.Осмысление.

21 мин.

Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы   учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.

Приёмы: 

  1)  «толстые» и «тонкие» вопросы     

 2) Составление

« Диафильма»

 

3.Первичное чтение.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В.Астафьева  об этой удивительной птице. (слайд 4)

(чтение учителя)

4. Вопросы первичного восприятия текста

-понравился ли вам рассказ?

-почему так назван рассказ?

-почему так вела себя капалуха?

 

5.Повторное чтение с целью деления на части.

-заметили ли вы, что рассказ состоит из нескольких частей?

-в какой части рассказа говорится именно о капалухе : в начале, середине или в конце?

-а что описывает автор в начале? В середине?

-сколько частей вы бы выделили в рассказе?

Сейчас мы попробуем прочитать отдельно каждую часть и придумаем ей название.

 

1 часть. (до слов «…….валежник») ( слайд 5)

-о чём говорится в этой части?

-как её можно озаглавить?

В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны.

 

 

 (просека, валежник.) Кто может объяснить значение этих слов?

Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)

 

2 часть ( до слов  «…..с нами») (слайд 6)

- о чём говорится в этой части?

- как мы её озаглавим?  («Черничник»)

 

3 часть  ( до слов «….на неё!»)

- о чём говорится в этой части?

- как можно её озаглавить? («Гнездо»)

 

4 часть ( до конца)

В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.

--о чём говорится в это части?

-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)

 

6. Работа над 4 частью с целью подготовки к её подробному пересказу.

-как вам кажется, какая часть самая главная в рассказе? Почему?

 

Вопросы к 4 части:

-кто главное действующее лицо в 3 части? Почему?

-что могли бы сделать люди с гнездом капалухи? (докажи словами текста)

-прочитайте в книге, как вела себя капалуха, защищая гнездо.

-Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (докажи словами текста)

-прочтите объяснение учителя, почему грудка капалухи была ощипана.

-Что сделали люди, когда увидели, как капалуха защищала своё гнездо?

 

7.Составление  «диафильма» ( словесное рисование)

- от чьего имени ведётся рассказ? Кто ещё был вместе с ним? ( автор, дети, учитель)

-представьте, что вы тоже находитесь  в тайге вместе с героями рассказа. У вас есть фотоаппарат и возможность сделать три кадра. Из этих кадров  мы должны сделать диафильм, который будет называться  «Как капалуха защищает своё гнездо». (слайд 5)

 

 

Когда птичка защищала гнездо, она совершала какие-то действия. Если вы найдёте описание этих действий в 4 части, то вам будет легче придумать название каждому кадру.

( работа в группах) (составление «кадров» - слайд 6)

 

Металась, пыталась взлететь – билось птичье сердце – настороже.

 

«Билось птичье сердце» - что это значит, что сердце билось? Как оно билось? Почему? Почему она ничего не делала? К чему она в любой момент была готова? («готова к защите»)

 

«настороже»- найдите описание состояния глухарки после ухода людей.

 

-Опишите капалуху, какую вы бы её нарисовали на каждом кадре.

-Закройте глаза и представьте, какие у неё крылышки, глаза, клюв, пёрышки. ( на каждом кадре)

-Что она делает на первом кадре? На втором? На третьем?

(ответы детей)

Что такое кульминация? (слайд7)

 

Какой кадр кажется вам кульминацией рассказа, где действие переломилось, повернулось к счастливой развязке?

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают рассказ по частям, отвечают на вопросы и озаглавливают части  рассказа. (Работа в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети работают самостоятельно  по составлению диафильма.

4.Рефлексия.

15 мин

    Задачи этапа : активная переформулировка полученной информации;  выражение новых знаний своими словами с целью формирования личного отношения к новым знаниям.

 

8. Выяснение главной мысли рассказа.

Теперь, когда вы прочитали рассказ, мы можем решить интересный кроссворд.

1.Как называется лес, в котором происходит действие рассказа. (тайга)

2.Какие деревья росли вокруг гнезда капалухи? (ели)

3.Что выщипывала у себя с груди капалуха, чтобы выстлать гнездо? (пух)

4.Какое растение мягким ковром покрывало землю там, где гнездилась капалуха? (мох)

5.Что было в гнезде капалухи? (яйца)

6.Какие ягоды, описанные в произведении, служат пищей глухарям? (черника)

7.Что онемело у капалухи от неподвижного сидения на гнезде? ( крылья)

8.Найди среди чувств то, которое характеризует поведение капалухи. (самоотверженность) (слайд8)

 

-Какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?

 

9.Рассказ о творчестве писателя.

Хотите знать, кто написал этот рассказ?( Слайд 11)

 

Виктор Петрович Астафьев родился в1924 году. В крестьянской семье. Его родители умерли рано, и он воспитывался в детском доме в городе Иркутске. Его учителем был известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Детдомовцы выпускали свой рукописный журнал, в котором Виктор Астафьев напечатал свои первые произведения.

 

10 Итог урока.

-что нового вы узнали о поведении животных?

-в чём человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

-каким словом из кроссворда можно определить главную мысль рассказа?

 

Оценки за урок.

Домашнее задание : подробный пересказ 4 части.

 

 

Дети разгадывают кроссворд в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по технологии РКМЧП »

Технологическая карта урока

Тема урока В.Астафьев «Капалуха» ( 3 класс, литературное чтение)


Цели (задачи) урока

  • образовательные:

Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

-Расширить знания детей о животном мире.

-Совершенствовать технику чтения.

-Учить детей делить текст на части для пересказа.

-Пополнять словарный запас детей.

  • воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-воспитывать умение вести диалог

-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

  • развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

Результаты урока

Предметные

-уметь прогнозировать содержание;

-определять жанр произведения;

-уметь выразительно читать и развивать связную речь.

Метапредметные Формирование УУД:

- регулятивные - работа по составленному плану, использование основных и дополнительных средств получения информации (учебник, средства ИКТ);

- познавательные – умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде;

- коммуникативные – умение взглянуть на ситуацию с иной позиции; умение организовать учебное взаимодействие в парах и группах.

Личностные

Самоопределение, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.


Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала, технология проблемного диалога


Технология «Развитие критического мышления»




Оборудование урока

Учебник (Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012. – УМК «Школа России»), тетрадь, письменные принадлежности, компьютер с проектом, презентация к уроку, интерактивная доска,

Опорные понятия, термины

Глухарь, тайга, капалуха, просека, самоотверженность



Новые понятия и связи между ними

Контроль, самоконтроль на уроке



Домашнее задание

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Самоопределение (Л)

2.Актуализация знаний

Вызов. Обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Мы идём по лесу,

А что это за лес?...

и встречается нам КАПАЛУХА. Как вы думаете кто это?

Так называется рассказ который будем читать. Название – это дверь в содержание. Попробуем её приоткрыть?

На доске и в тетрадях записать слово «капалуха».

Варианты ответов записать на доске

Мнения разные. Чтобы ответить на этот вопрос нам не хватает знаний. Какую поставим цель?


Ученики вспоминают правила поведения в лесу.



Не шуметь…(Почему?)

Не сорить… и т. д.








Дети читают название рассказа, вспоминают что им известно и высказывают предположения, о ком будет рассказ.




Ставят цель: узнать кто такая капалуха, как живут эти птицы, о чём будет рассказ.


Цель записать на доске






Слайд 1, 2




Слайд 3.



Приём «Корзина идей»











Формирование речевого высказывания (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Формулирование учебной задачи (П)

Формулирование познавательной цели урока (П)


3. Практическая работа

Осмысление.

21 мин.

Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы   учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.


Первичное чтение.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В. Астафьева  об этой удивительной птице. Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и постоянно будем «отгадывать» - что же будет дальше в рассказе?

«Что будет дальше и почему?»

1 часть. (до слов «…….валежник»)

-о чём говорится в этой части?

-как её можно озаглавить?

В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны. ( слайд 5,6)

Кто объяснит значение этих слов?

Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)

Что будет дальше?



2 часть ( до слов  «…..с нами»)

- о чём говорится в этой части?

- как мы её озаглавим?  («Черничник»)



Что же произойдёт дальше?

3 часть  ( до слов «….на неё!»)

Беседа о глухарях.

-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь. Самочку глухаря называют ещё капалухой.

- о чём говорится в этой части?

- как можно её озаглавить? («Гнездо»)

Что будет дальше? Почему?



4 часть ( до конца)

В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.

--о чём говорится в это части?

-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)




Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогноз развития сюжета.



Обращаться к «корзине идей»










Отвечают на вопросы.


Слайд 4.


Приём

«чтение с остановками»






Слайд 5, 6.























Слайд 7.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Учет разных мнений (К) Планирование (Р)

Анализ, синтез, сравнение¸ обобщение, аналогия (П)


4. Физминутка

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали….




5. Постановка проблемной задачи Фронтальная работа Доказательство выдвинутой гипотезы

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-понравился ли вам рассказ?

-почему так назван рассказ?

-почему так вела себя капалуха?

-какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?



Читают, (слушают), отвечают на вопросы, обращаясь к «корзине идей»

По очереди комментируют, по мере осмысления новой информации.

Дети отвечают на вопросы


Приёмы: 

  1)  «толстые» и «тонкие» вопросы     

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Структурирование знаний (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

6. Рефлексия







Итог урока

Дать творческо-исследовательское задание, на основе изученной информации: составление таблицы





-что нового узнали о поведении животных?


Находят в тексте понятие, информацию. Высказывают свое мнение.



Таблица «Кто, какой, что делает, почему?»

Работа в парах

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Доказательство (П)

Формулирование высказываний (К)

Коррекция (Р)

7. Домашнее задание


Выразительное чтение, пересказ от лица капалухи. Придумать синквейн капалуха

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Индивидуальная работа. Приём: «Синквейн»

Самооценка на основе критерия успешности (Л)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по технологии РКМЧП

Автор: Карпова Наталья Николаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-b-zakhodier-istoriia-ghusienitsy"
    ["file_id"] => string(6) "186461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426347782"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к конспекту урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы", часть 1 "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-b-zakhodier-istoriia-ghusienitsy-chast-1"
    ["file_id"] => string(6) "186464"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426347963"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова"
    ["seo_title"] => string(65) "stsenarii_uroka_literaturnogo_chteniia_zhivaia_shliapa_n_n_nosova"
    ["file_id"] => string(6) "504751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553609418"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока по литературному чтению в рамках технологии РКМЧП "
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-ramkakh-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "236156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства