kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения по технологии РКМЧП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения по технологии РКМЧП.

В.П. Астафьев. Капалуха

                                                          

3 класс. Литературное чтение .

В.П.Астафьев. «Капалуха»

Автор: Карпова Наталья Николаевна

Учитель начальных классов  ООШ с. Высокиничи

Технология: развитие критического мышления через чтение

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Главная дидактическая цель урока:

-Формирование правильного типа читательской деятельности через изучение произведения «Капалуха» ; познакомить детей с кратким описанием  биографии В.П.Астафьева.

1.Образовательные:

-Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

-Расширить знания детей о животном мире.

-Совершенствовать технику чтения.

-Учить детей делить текст на части для пересказа.

-Пополнять словарный запас детей.

2.Воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-воспитывать умение вести диалог

-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

3. Развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

 

                                                                 Содержательная часть урока

Этапы урока.Время.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Организационный момент. 1 мин.

 

Приветствие.

2.Вызов.

Индуктор зрительный.

7 мин.

 

 

    Задачи этапа:  актуализация знаний по данной теме; формирование интереса к теме.

 

 

 

1.Сообщение темы.

-Сегодня на уроке мы отправимся в лес на экскурсию. ( слайд 1)

 Мы встретили там капалуху.

Кто это?

 (слайд 2)

2.Беседа о глухарях.  (слайд 3)

-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь.

 Самочку глухаря называют ещё капалухой.

 

Дети читают название рассказа и высказывают предположения , о ком будет рассказ.

3.Осмысление.

21 мин.

Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы   учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.

Приёмы: 

  1)  «толстые» и «тонкие» вопросы     

 2) Составление

« Диафильма»

 

3.Первичное чтение.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В.Астафьева  об этой удивительной птице. (слайд 4)

(чтение учителя)

4. Вопросы первичного восприятия текста

-понравился ли вам рассказ?

-почему так назван рассказ?

-почему так вела себя капалуха?

 

5.Повторное чтение с целью деления на части.

-заметили ли вы, что рассказ состоит из нескольких частей?

-в какой части рассказа говорится именно о капалухе : в начале, середине или в конце?

-а что описывает автор в начале? В середине?

-сколько частей вы бы выделили в рассказе?

Сейчас мы попробуем прочитать отдельно каждую часть и придумаем ей название.

 

1 часть. (до слов «…….валежник») ( слайд 5)

-о чём говорится в этой части?

-как её можно озаглавить?

В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны.

 

 

 (просека, валежник.) Кто может объяснить значение этих слов?

Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)

 

2 часть ( до слов  «…..с нами») (слайд 6)

- о чём говорится в этой части?

- как мы её озаглавим?  («Черничник»)

 

3 часть  ( до слов «….на неё!»)

- о чём говорится в этой части?

- как можно её озаглавить? («Гнездо»)

 

4 часть ( до конца)

В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.

--о чём говорится в это части?

-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)

 

6. Работа над 4 частью с целью подготовки к её подробному пересказу.

-как вам кажется, какая часть самая главная в рассказе? Почему?

 

Вопросы к 4 части:

-кто главное действующее лицо в 3 части? Почему?

-что могли бы сделать люди с гнездом капалухи? (докажи словами текста)

-прочитайте в книге, как вела себя капалуха, защищая гнездо.

-Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (докажи словами текста)

-прочтите объяснение учителя, почему грудка капалухи была ощипана.

-Что сделали люди, когда увидели, как капалуха защищала своё гнездо?

 

7.Составление  «диафильма» ( словесное рисование)

- от чьего имени ведётся рассказ? Кто ещё был вместе с ним? ( автор, дети, учитель)

-представьте, что вы тоже находитесь  в тайге вместе с героями рассказа. У вас есть фотоаппарат и возможность сделать три кадра. Из этих кадров  мы должны сделать диафильм, который будет называться  «Как капалуха защищает своё гнездо». (слайд 5)

 

 

Когда птичка защищала гнездо, она совершала какие-то действия. Если вы найдёте описание этих действий в 4 части, то вам будет легче придумать название каждому кадру.

( работа в группах) (составление «кадров» - слайд 6)

 

Металась, пыталась взлететь – билось птичье сердце – настороже.

 

«Билось птичье сердце» - что это значит, что сердце билось? Как оно билось? Почему? Почему она ничего не делала? К чему она в любой момент была готова? («готова к защите»)

 

«настороже»- найдите описание состояния глухарки после ухода людей.

 

-Опишите капалуху, какую вы бы её нарисовали на каждом кадре.

-Закройте глаза и представьте, какие у неё крылышки, глаза, клюв, пёрышки. ( на каждом кадре)

-Что она делает на первом кадре? На втором? На третьем?

(ответы детей)

Что такое кульминация? (слайд7)

 

Какой кадр кажется вам кульминацией рассказа, где действие переломилось, повернулось к счастливой развязке?

 

 

 

Дети слушают.

 

 

 

Дети отвечают на вопросы

 

 

 

Дети отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают рассказ по частям, отвечают на вопросы и озаглавливают части  рассказа. (Работа в группе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети работают самостоятельно  по составлению диафильма.

4.Рефлексия.

15 мин

    Задачи этапа : активная переформулировка полученной информации;  выражение новых знаний своими словами с целью формирования личного отношения к новым знаниям.

 

8. Выяснение главной мысли рассказа.

Теперь, когда вы прочитали рассказ, мы можем решить интересный кроссворд.

1.Как называется лес, в котором происходит действие рассказа. (тайга)

2.Какие деревья росли вокруг гнезда капалухи? (ели)

3.Что выщипывала у себя с груди капалуха, чтобы выстлать гнездо? (пух)

4.Какое растение мягким ковром покрывало землю там, где гнездилась капалуха? (мох)

5.Что было в гнезде капалухи? (яйца)

6.Какие ягоды, описанные в произведении, служат пищей глухарям? (черника)

7.Что онемело у капалухи от неподвижного сидения на гнезде? ( крылья)

8.Найди среди чувств то, которое характеризует поведение капалухи. (самоотверженность) (слайд8)

 

-Какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?

 

9.Рассказ о творчестве писателя.

Хотите знать, кто написал этот рассказ?( Слайд 11)

 

Виктор Петрович Астафьев родился в1924 году. В крестьянской семье. Его родители умерли рано, и он воспитывался в детском доме в городе Иркутске. Его учителем был известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Детдомовцы выпускали свой рукописный журнал, в котором Виктор Астафьев напечатал свои первые произведения.

 

10 Итог урока.

-что нового вы узнали о поведении животных?

-в чём человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?

-каким словом из кроссворда можно определить главную мысль рассказа?

 

Оценки за урок.

Домашнее задание : подробный пересказ 4 части.

 

 

Дети разгадывают кроссворд в группах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения по технологии РКМЧП »

Технологическая карта урока

Тема урока В.Астафьев «Капалуха» ( 3 класс, литературное чтение)


Цели (задачи) урока

  • образовательные:

Развивать умение  определять  и объяснять  своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

-Расширить знания детей о животном мире.

-Совершенствовать технику чтения.

-Учить детей делить текст на части для пересказа.

-Пополнять словарный запас детей.

  • воспитательные:

-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.

-воспитывать умение вести диалог

-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.

  • развивающие:

-Развивать фантазию, образное представление детей.

-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать

Результаты урока

Предметные

-уметь прогнозировать содержание;

-определять жанр произведения;

-уметь выразительно читать и развивать связную речь.

Метапредметные Формирование УУД:

- регулятивные - работа по составленному плану, использование основных и дополнительных средств получения информации (учебник, средства ИКТ);

- познавательные – умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде;

- коммуникативные – умение взглянуть на ситуацию с иной позиции; умение организовать учебное взаимодействие в парах и группах.

Личностные

Самоопределение, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.


Тип урока, педагогическая технология

Изучение нового материала, технология проблемного диалога


Технология «Развитие критического мышления»




Оборудование урока

Учебник (Литературное чтение. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч. 2/ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – М.: Просвещение, 2012. – УМК «Школа России»), тетрадь, письменные принадлежности, компьютер с проектом, презентация к уроку, интерактивная доска,

Опорные понятия, термины

Глухарь, тайга, капалуха, просека, самоотверженность



Новые понятия и связи между ними

Контроль, самоконтроль на уроке



Домашнее задание

Этап урока

Деятельность и действия учителя

Деятельность и действия ученика (ов)

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

1.Орг. момент

Создание положительного настроя на продуктивную работу.

Визуальный контроль готовности рабочего места к уроку

Взаимное приветствие, контроль присутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Самоопределение (Л)

2.Актуализация знаний

Вызов. Обсуждение заглавия и прогноз его содержания и проблематики.

Вызов у учащихся уже имеющихся знаний, мотивация к дальнейшей работе.

Сегодня мы отправимся на экскурсию в лес. Какие правила поведения в лесу вы знаете?

Мы идём по лесу,

А что это за лес?...

и встречается нам КАПАЛУХА. Как вы думаете кто это?

Так называется рассказ который будем читать. Название – это дверь в содержание. Попробуем её приоткрыть?

На доске и в тетрадях записать слово «капалуха».

Варианты ответов записать на доске

Мнения разные. Чтобы ответить на этот вопрос нам не хватает знаний. Какую поставим цель?


Ученики вспоминают правила поведения в лесу.



Не шуметь…(Почему?)

Не сорить… и т. д.








Дети читают название рассказа, вспоминают что им известно и высказывают предположения, о ком будет рассказ.




Ставят цель: узнать кто такая капалуха, как живут эти птицы, о чём будет рассказ.


Цель записать на доске






Слайд 1, 2




Слайд 3.



Приём «Корзина идей»











Формирование речевого высказывания (К)

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) Формулирование учебной задачи (П)

Формулирование познавательной цели урока (П)


3. Практическая работа

Осмысление.

21 мин.

Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы   учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.


Первичное чтение.

-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В. Астафьева  об этой удивительной птице. Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и постоянно будем «отгадывать» - что же будет дальше в рассказе?

«Что будет дальше и почему?»

1 часть. (до слов «…….валежник»)

-о чём говорится в этой части?

-как её можно озаглавить?

В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны. ( слайд 5,6)

Кто объяснит значение этих слов?

Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)

Что будет дальше?



2 часть ( до слов  «…..с нами»)

- о чём говорится в этой части?

- как мы её озаглавим?  («Черничник»)



Что же произойдёт дальше?

3 часть  ( до слов «….на неё!»)

Беседа о глухарях.

-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь. Самочку глухаря называют ещё капалухой.

- о чём говорится в этой части?

- как можно её озаглавить? («Гнездо»)

Что будет дальше? Почему?



4 часть ( до конца)

В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.

--о чём говорится в это части?

-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)




Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогноз развития сюжета.



Обращаться к «корзине идей»










Отвечают на вопросы.


Слайд 4.


Приём

«чтение с остановками»






Слайд 5, 6.























Слайд 7.

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

Учет разных мнений (К) Планирование (Р)

Анализ, синтез, сравнение¸ обобщение, аналогия (П)


4. Физминутка

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали….




5. Постановка проблемной задачи Фронтальная работа Доказательство выдвинутой гипотезы

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

-понравился ли вам рассказ?

-почему так назван рассказ?

-почему так вела себя капалуха?

-какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?



Читают, (слушают), отвечают на вопросы, обращаясь к «корзине идей»

По очереди комментируют, по мере осмысления новой информации.

Дети отвечают на вопросы


Приёмы: 

  1)  «толстые» и «тонкие» вопросы     

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Структурирование знаний (П)

Выдвижение гипотез и их обоснование (П)

6. Рефлексия







Итог урока

Дать творческо-исследовательское задание, на основе изученной информации: составление таблицы





-что нового узнали о поведении животных?


Находят в тексте понятие, информацию. Высказывают свое мнение.



Таблица «Кто, какой, что делает, почему?»

Работа в парах

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Поиск и выделение необходимой информации (П)

Доказательство (П)

Формулирование высказываний (К)

Коррекция (Р)

7. Домашнее задание


Выразительное чтение, пересказ от лица капалухи. Придумать синквейн капалуха

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

Индивидуальная работа. Приём: «Синквейн»

Самооценка на основе критерия успешности (Л)



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок литературного чтения по технологии РКМЧП

Автор: Карпова Наталья Николаевна

Дата: 20.11.2014

Номер свидетельства: 133103

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы" "
    ["seo_title"] => string(86) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-b-zakhodier-istoriia-ghusienitsy"
    ["file_id"] => string(6) "186461"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426347782"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Презентация к конспекту урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы", часть 1 "
    ["seo_title"] => string(113) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-litieraturnogho-chtieniia-v-3-klassie-b-zakhodier-istoriia-ghusienitsy-chast-1"
    ["file_id"] => string(6) "186464"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426347963"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сценарий урока литературного чтения "Живая шляпа" Н.Н.Носова"
    ["seo_title"] => string(65) "stsenarii_uroka_literaturnogo_chteniia_zhivaia_shliapa_n_n_nosova"
    ["file_id"] => string(6) "504751"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553609418"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Урок литературного чтения с использованием мультимедийных средств и приёмов технологии РКМЧП  по теме: "Л.Н.Толстой. Акула" "
    ["seo_title"] => string(134) "urok-litieraturnogho-chtieniia-s-ispol-zovaniiem-mul-timiediinykh-sriedstv-i-priiomov-tiekhnologhii-rkmchp-po-tiemie-l-n-tolstoi-akula"
    ["file_id"] => string(6) "234552"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443462751"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Технологическая карта урока по литературному чтению в рамках технологии РКМЧП "
    ["seo_title"] => string(92) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-ramkakh-tiekhnologhii-rkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "236156"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443972177"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства