Урок литературного чтения по технологии РКМЧП.
В.П. Астафьев. Капалуха
3 класс. Литературное чтение .
В.П.Астафьев. «Капалуха»
Автор: Карпова Наталья Николаевна
Учитель начальных классов ООШ с. Высокиничи
Технология: развитие критического мышления через чтение
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Главная дидактическая цель урока:
-Формирование правильного типа читательской деятельности через изучение произведения «Капалуха» ; познакомить детей с кратким описанием биографии В.П.Астафьева.
1.Образовательные:
-Развивать умение определять и объяснять своё эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
-Расширить знания детей о животном мире.
-Совершенствовать технику чтения.
-Учить детей делить текст на части для пересказа.
-Пополнять словарный запас детей.
2.Воспитательные:
-Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
-воспитывать умение работать в группе, прислушиваться к мнению других, уметь аргументировать свою точку зрения.
-воспитывать умение вести диалог
-воспитывать отношение к природе и живым существам через нравственность и доброту.
3. Развивающие:
-Развивать фантазию, образное представление детей.
-Развивать эмоциональное восприятие ребёнка, умение сопереживать
Содержательная часть урока
Этапы урока.Время.
Деятельность учителя
Деятельность учеников
1.Организационный момент. 1 мин.
Приветствие.
2.Вызов.
Индуктор зрительный.
7 мин.
Задачи этапа: актуализация знаний по данной теме; формирование интереса к теме.
1.Сообщение темы.
-Сегодня на уроке мы отправимся в лес на экскурсию. ( слайд 1)
Мы встретили там капалуху.
Кто это?
(слайд 2)
2.Беседа о глухарях. (слайд 3)
-В таёжных лесах живёт эта удивительная птица – глухарь.
Самочку глухаря называют ещё капалухой.
Дети читают название рассказа и высказывают предположения , о ком будет рассказ.
3.Осмысление.
21 мин.
Задачи этапа: знакомство с новой информацией; выделение проблемы самими учащимися; определение вариантов решения проблемы учащимися; выбор оптимального решения проблемы учащимися.
Приёмы:
1) «толстые» и «тонкие» вопросы
2) Составление
« Диафильма»
3.Первичное чтение.
-Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ В.Астафьева об этой удивительной птице. (слайд 4)
(чтение учителя)
4. Вопросы первичного восприятия текста
-понравился ли вам рассказ?
-почему так назван рассказ?
-почему так вела себя капалуха?
5.Повторное чтение с целью деления на части.
-заметили ли вы, что рассказ состоит из нескольких частей?
-в какой части рассказа говорится именно о капалухе : в начале, середине или в конце?
-а что описывает автор в начале? В середине?
-сколько частей вы бы выделили в рассказе?
Сейчас мы попробуем прочитать отдельно каждую часть и придумаем ей название.
1 часть. (до слов «…….валежник») ( слайд 5)
-о чём говорится в этой части?
-как её можно озаглавить?
В этой части нам встретились слова, которые могут быть не всем понятны.
(просека, валежник.) Кто может объяснить значение этих слов?
Как мы могли бы озаглавить эту часть? («Путь в тайге»)
2 часть ( до слов «…..с нами») (слайд 6)
- о чём говорится в этой части?
- как мы её озаглавим? («Черничник»)
3 часть ( до слов «….на неё!»)
- о чём говорится в этой части?
- как можно её озаглавить? («Гнездо»)
4 часть ( до конца)
В тексте выделены слова – металась, пыталась взлететь, билось птичье сердце, настороже.
--о чём говорится в это части?
-как можно озаглавить эту часть? («Капалуха»)
6. Работа над 4 частью с целью подготовки к её подробному пересказу.
-как вам кажется, какая часть самая главная в рассказе? Почему?
Вопросы к 4 части:
-кто главное действующее лицо в 3 части? Почему?
-что могли бы сделать люди с гнездом капалухи? (докажи словами текста)
-прочитайте в книге, как вела себя капалуха, защищая гнездо.
-Какие чувства, присущие человеку, увидел автор в поведении птицы? (докажи словами текста)
-прочтите объяснение учителя, почему грудка капалухи была ощипана.
-Что сделали люди, когда увидели, как капалуха защищала своё гнездо?
7.Составление «диафильма» ( словесное рисование)
- от чьего имени ведётся рассказ? Кто ещё был вместе с ним? ( автор, дети, учитель)
-представьте, что вы тоже находитесь в тайге вместе с героями рассказа. У вас есть фотоаппарат и возможность сделать три кадра. Из этих кадров мы должны сделать диафильм, который будет называться «Как капалуха защищает своё гнездо». (слайд 5)
Когда птичка защищала гнездо, она совершала какие-то действия. Если вы найдёте описание этих действий в 4 части, то вам будет легче придумать название каждому кадру.
( работа в группах) (составление «кадров» - слайд 6)
Металась, пыталась взлететь – билось птичье сердце – настороже.
«Билось птичье сердце» - что это значит, что сердце билось? Как оно билось? Почему? Почему она ничего не делала? К чему она в любой момент была готова? («готова к защите»)
«настороже»- найдите описание состояния глухарки после ухода людей.
-Опишите капалуху, какую вы бы её нарисовали на каждом кадре.
-Закройте глаза и представьте, какие у неё крылышки, глаза, клюв, пёрышки. ( на каждом кадре)
-Что она делает на первом кадре? На втором? На третьем?
(ответы детей)
Что такое кульминация? (слайд7)
Какой кадр кажется вам кульминацией рассказа, где действие переломилось, повернулось к счастливой развязке?
Дети слушают.
Дети отвечают на вопросы
Дети отвечают на вопросы учителя.
Дети читают рассказ по частям, отвечают на вопросы и озаглавливают части рассказа. (Работа в группе)
Дети отвечают на вопросы.
Дети работают самостоятельно по составлению диафильма.
4.Рефлексия.
15 мин
Задачи этапа : активная переформулировка полученной информации; выражение новых знаний своими словами с целью формирования личного отношения к новым знаниям.
8. Выяснение главной мысли рассказа.
Теперь, когда вы прочитали рассказ, мы можем решить интересный кроссворд.
1.Как называется лес, в котором происходит действие рассказа. (тайга)
2.Какие деревья росли вокруг гнезда капалухи? (ели)
3.Что выщипывала у себя с груди капалуха, чтобы выстлать гнездо? (пух)
4.Какое растение мягким ковром покрывало землю там, где гнездилась капалуха? (мох)
5.Что было в гнезде капалухи? (яйца)
6.Какие ягоды, описанные в произведении, служат пищей глухарям? (черника)
7.Что онемело у капалухи от неподвижного сидения на гнезде? ( крылья)
8.Найди среди чувств то, которое характеризует поведение капалухи. (самоотверженность) (слайд8)
-Какое животное в другом рассказе тоже самоотверженно вело себя?
9.Рассказ о творчестве писателя.
Хотите знать, кто написал этот рассказ?( Слайд 11)
Виктор Петрович Астафьев родился в1924 году. В крестьянской семье. Его родители умерли рано, и он воспитывался в детском доме в городе Иркутске. Его учителем был известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Детдомовцы выпускали свой рукописный журнал, в котором Виктор Астафьев напечатал свои первые произведения.
10 Итог урока.
-что нового вы узнали о поведении животных?
-в чём человек мог бы брать пример с животных, о которых вы читали?
-каким словом из кроссворда можно определить главную мысль рассказа?
Оценки за урок.
Домашнее задание : подробный пересказ 4 части.
Дети разгадывают кроссворд в группах.