Конспект урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы"
Конспект урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы"
Конспект урока литературного чтения в з классе по ФГОС на деятельнстной основе с элементами технологии РКМЧП. Урок - первый по произведению, первый в разделе "Как рождается герой". Цели урока: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера "История гусеницы". Задачи урока: учить обосновывать свою точку зрения, развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и главную мысль текста. На уроке использовались индивидуальные формы работы, работа в парах, в группах. Приемы технологии РКМЧП: "инсерт", составление кластера, написание синквейна. Урок сопровождается мультимедийной презентацией с аудиозаписью сказки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения в 3 классе Б. Заходер "История гусеницы" »
Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Б. Заходер «История гусеницы»
2014
Тема : Б. Заходер «История гусеницы»
Цель: формирование представления о сказочном герое через изучение произведения Б. Заходера «История гусеницы»
Задачи:
учить обосновывать свою точку зрения
развивать умение ориентироваться в тексте, определять тему и мысль текста
воспитание чувства прекрасного через чтение произведения.
Ход урока
1. Организационный момент
- Сегодня мы занимаемся в группах. А что нам для этого необходимо?
- Пожелаем друг другу удачи.
2. Актуализация знаний:
- Сегодня на нашем уроке снова Маша и Миша. Вместе с ними мы начинаем знакомство с новой большой главой.
- А как называется она, попробуйте прочитать.
Запись на доске
Й О Р Е Г Я С Т Е А Д Ж О Р К А К
(«Как рождается герой»)
- Откройте содержание учебника. Найдите название главы и определите, на какой странице начинается эта глава. Попробуем сформулировать цели урока.
3. Стадия вызова информации.
Постановка цели урока
- Подумайте, о чем пойдет речь на уроке?
- А кто такой герой? - составим кластер «Герой»
Герой
- Проверим наши предположения. Обратимся в толковый словарь.
Герой- это человек, совершивший подвиг.
Герой – это главное действующее лицо произведения.
Какова же цель нашего урока?(Выяснить, кто такой сказочный герой)
Первичное восприятие
- Что же характерно для сказочного героя. А узнать это нам поможет Летучая Мышь
Плакат мыши читают дети
Сказочный герой уходит из дома навстречу трудностям и опасностям.
Преодолевает все препятствия.
Возвращается домой повзрослевшим и поумневшим.
Динамическая пауза . Работа в группах «Исследователи»
Мы с вами сегодня будем исследователями сказок. Какие качества необходимы исследователям? Выберите в группе того, кто будет представлять результаты исследования.
- Предлагаю вам вспомнить русские народные сказки: «Колобок» и «Гуси Лебеди».
Группам даются сюжетные картинки по сказкам. Детям нужно собрать их в определенной последовательности и определить, являются ли герои этих сказок настоящими сказочными героями. От каждой группы дети выходят по очереди к доске и прикрепляют картинки.
- Колобок уходит из дома?
- По дороге ему встречаются препятствия и опасности?
- Какие именно?
- Все ли препятствия ему удалось преодолеть?
- Возвращается ли он домой?
- Можем ли мы назвать Колобка настоящим сказочным героем?
Вывод: можем, но только наполовину. Он герой-неудачник.
- А Алёнушку из сказки «Гуси –Лебеди» можем ли мы считать настоящим сказочным героем?
4. Стадия осмысления информации.
Первичное ознакомление с текстом.
- Как вы думаете, а в современных сказках, у которых есть авторы, герои себя ведут подобным образом? Какова цель этого этапа урока?
(На доске записано: «Выяснить: как ведёт себя герой современных авторских сказок»)
Как мы сможем реализовать эту цель? (изучить современную сказку)
– Итак, на уроке мы должны выяснить, как ведёт себя герой современных авторских сказок.
-Попробуем это проследить на сказке современного писателя Б. Заходера «История гусеницы»
(портрет писателя)
– Б. Заходер в жизни умел тонко подмечать повадки животных, их особенности и рассказывал нам о них в своих произведениях. Он перевел на русский язык такие хорошо знакомые вам произведения, как «Вини Пух и все, все, все», Малыш и Карлсон, который живёт на крыше, Алиса в стране чудес.
Слушание сказки (аудиозапись)
Вопрос: «Какой вам представляется гусеница»
Физкультминутка с гусеницей.
Повторное чтение с остановками.
- Прочитаем первую часть данного отрывка.
Читает первая группа детей по цепочке
- О чем же первая часть?
- А что сказал Миша? Прочитайте.
Составление сравнительной таблицы.
Предположения Миши и Маши на доске
Миша
Маша
тема
главная мысль
О Гусенице
«Гусеница была очень прожорливая и радовалась, что еды вокруг много»
Наступила весна
«Наступила весна и везде сделалось очень красиво»
О Лесном Клопе и Тлях
Выражена словами Клопа
- Вы согласны с Мишей?
- Какова основная мысль первой части?
- Прочитайте, что говорит об этом Маша.
- Вы тоже так думаете?
- Прочитаем вторую часть данного отрывка.
Читает вторая группа детей по цепочке
- О чем вторая часть? (Миша)
- Какова основная мысль второй части?
- Прочитайте, что говорит об этом Маша.
- Вы согласитесь с Машей?
- Прочитаем третью часть.
(Чтение про себя.)
- О чем третья часть?
- Миша считает, что тема третьей части … (дети читают на доске)
- Вы согласны с Мишей?
- Прочитайте, что думает Маша, какова главная мысль в третьей части?
Найдите его на иллюстрации в учебнике
- Найдите его слова.
«Нельзя же из–за еды забывать обо всем на свете».
Инд. Задание на выбор.
- Кто желает поработать самостоятельно? Перечитайте последние два абзаца. Вы догадались, что случилось с гусеницей? (пофантазируйте и составьте рассказ).
Продолжим наше исследование.
- Посмотрим конец первой части и начало второй. Прочитайте выделенные цветом слова. («Хорошо»)
- Можно ли сказать, что слово «хорошо» в обоих случаев наполнено одним и тем же смыслом и означает одно и то же?
1 случай: Для гусеницы хорошо, когда вокруг много крапивы.
2 случай: С наступлением весны для всех героев вокруг стало красиво.
- В какой части текста говорится о кузнечике? О птицах?
- Как гусеница их называет? Почему?
Послушаем тех, кто работал индивидуально на выбор.
6. Стадия рефлексии.
- Вернемся к плакату Летучей Мыши. Можем ли мы назвать гусеницу сказочным героем?
Чтобы узнать, будет ли она являться настоящим сказочным героем, на нужно прочитать всю сказку до конца.
Составление синквейна «Гусеница»
н-р:
гусеница
прожорливая, сердитая
жует, ворчит, ползает
Радуется тому, что много крапивы
бедняжка
- Что понравилось на уроке?
- Какие были трудности?
Д/з
– Откройте и запишите в дневниках Д/З, стр. 88-92. – Прочитайте ещё раз 1 часть сказки, по желанию нарисовать Гусеницу.