Цель урока: - познакомить учащихся с именем русского поэта Фёдора Ивановича Тютчева, раскрыть значимость его в литературе; способствовать развитию речи, памяти, внимания, логического мышления учащихся; воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе и природным явлениям, желание нарисовать услышанное.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок чтения "Зимняя сказка" »
5 А класс Урок чтения Ф. Тютчев «Зимняя сказка».
I.1.
уч.чт.:
Мороз и солнце,
День чудесный
2.
уч.рис-я.:
Утро туманное, утро седое
Нивы печальные, снегом покрытые.
1. уч.чт.:
Вечор, ты помнишь вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела.
II.
- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?
( тема нашего урока – зима)
На доске тема урока и картина с зимнем пейзажем.
уч.чт:
- Акак вы догадались, что будем говорить о зиме?
( читали стихи о зиме)
- Правильно, молодцы. Урок мы назвали «Зимняя сказка»
Как называют людей, которые в стихах могут отобразить мир?
( таких людей называют поэтами )
уч.рис-я.:
- Поэты отобразили зиму в стихах.
-А кто еще может изобразить зиму?
( зиму могут изобразить художники в картинках )
-Верно. О зиме пишут не только поэты, но и художники. Вот поэтому мы с учителем чтения решили объединить усилия, и вместе с вами попробуем описать зиму словами и с помощью красок. Я научу вас оригинальному способу изображения зимней природы.
уч.чт.:
- А я познакомлю вас со стихотворением замечательного русского поэта – Федора Ивановича Тютчева.
( прикрепить портрет поэта на доску )
Прочитать стихотворение.
( Во время чтения повесить картинки на доску )
- Понравилось вам стихотворение?
- А что в нем понравилось?
( Дети отвечают, что когда они слушали стихотворение, то сразу представили зимний лес, и что лес показался сказочным.
- Прочитайте про себя жужжащим чтением.
Словарная работа
- Как поэт называет Зиму?
( Чародейкою )
- Почему слово зима написано с большой буквы?
( Поэт олицетворяет зиму, приписывает ей признаки живого существа )
- Какие родственные слова встречаются в этом стихотворении?
( Чародейка, очарован )
- Что означают эти слова?
- Близки ли им по смыслу слова «околдован», «волшебный»
- Какие слова и словосочетания передают красоту зимнего леса?
- Найдите их и прочитайте.
- О чем говорит поэт?
( о снеге, о инее )
- Каким тоном, с каким настроением следует читать это стихотворение?
- Сейчас при чтении стихотворения попробуйте передать это настроение.
( уч-ся читают)
На доску прикрепляется слово « пейзаж»
уч.рис-я.:
- Чтобы описать природу, поэты пользуются таким орудием, как слово. А помощью чего может описать природу художник?
( с помощью красок, кисточки, карандашей )
- Изображение природы художником называется пейзаж. Посмотрите на картину.
- Что изобразил художник?
( зимний пейзаж )
- на картине вы видите, как художник запечатлел зимнюю природу. Обратите внимание на цвет. Какие бы краски вы взяли для изображения зимнего пейзажа?
( синий, белый, фиолетовый, серый )
- Как вы думаете, эти цвета холодные или теплые?
( холодные )
- Давайте проверим. Для этого нам необходима серая бумага. Я буду подставлять на серую бумагу разноцветные листы, а вы определяйте какой это тон – теплый или холодный?
- Действительно, когда на серый лист бумаги подставляли синюю или белую полоску, кажется повеяло холодом. Как сейчас в зимнем лесу, наверно, холодно!
уч.чт.:
-Может отправимся в зимний лес немного подрожать.
Движения:- похлопывания себя по плечам.
- дрожание
- растирание ладоней
- щек
- носа
- ушей
- притопывание
-Когда я смотрю на зимний пейзаж, у меня возникает в душе чувство какого-то волшебства, таинственности.
уч.рис-я.:
- Меня тоже завораживает зимний лес.
- Давайте вместе прикоснемся к этому волшебству, побудем немного в роли художника – волшебника.
- Я научу вас рисовать зимний лес необыкновенным, можно сказать, немного волшебным способом. Для начала давайте проверим, все ли вы приготовили?
уч.чт.:
-Поможет вам лучше почувствовать музыка П. И. Чайковского « Времена года «. Ведь в ней можно услышать и шум ветра, и завывание вьюги, и таинственные звуки трескучего мороза.
(вкл. музыку )
- Каким цветом можно раскрасить зимние деревья?
( белым )
-А если я скажу, что краской белого цвета мы сегодня пользоваться не будем. Что же нам делать?
- А может нам свеча пригодиться?
- Натрите тщательно все дерево. Можете нарисовать снежинки маленькими кружочками, снег на земле.
- А теперь маленькие волшебники – художники, приступаем к самому ответственному моменту. Зимой быстро темнеет.
Поэтому мы изобразим вечерний зимний лес. Какой можно сделать краской?
( синей, серой, фиолетовой )
Возьмите кисточки, выберите соответствующие цвета красок и закрасьте полностью весь лист бумаги, включая деревья, натрите свечой. Давайте посмотрим, что получилось?
- Получился великолепный зимний пейзаж. Эти рисунки могут послужить иллюстрацией к стихотворению Ф. Тютчева. Давайте объединим очарование музыки, красоту слов и волшебство красок.
- И получим настоящую зимнюю сказку.
Прикрепите, пожалуйста, каждый свой рисунок на доску и прочитайте стихотворение.
- Мы научились выразительно читать?
уч.рис-я.:
- Мы научились интересному способу рисования зимней природы?