kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!»

Оформление:

  • Портрет Пушкина
  • Выставка книг
  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  •  Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 
  •  
    1.  
      • Кто такая была Арина Родионовна?
      • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 
  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.«Сказка о мёртвой царевне»
  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря?(тридцать лет и три года)
  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)
  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)
  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»
  • Орех – «Сказка о царе Салтане»
  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»
  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»
  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________, -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»»


Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина проводится в 5 классе после изучения темы "Литературная сказка". Урок включает рассказ о няне поэта, викторину, игровые задания. В ходе урока соревнуется несколько команд.

Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина.

«Что за прелесть, эти сказки!»

Оформление:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка книг

  • Иллюстрации учащихся к сказкам

Ход урока

Слово учителя

  •  Ребята, сегодня мы с вами попутешествуем в замечательный мир сказки А. С. Пушкина. (Обращается к портрету поэта) Наш урок называется «Что за прелесть, эти сказки!» Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. 

      • Кто такая была Арина Родионовна?

      • Как её фамилия?

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

… в вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское.

Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно.»

Ученик читает «Зимний вечер»

От Арины Родионовны Пушкин услышал впервые и про избушку на курьих ножках, и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Семь сказок записал поэт со слов няни в свою специально заведённую тетрадь

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

Сказки Арины Родионовны получили новое воплощение. Композиторы положили их на музыку.

 

Звучит увертюра к опере «Руслан и Людмила». Ученица читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный»…

 Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург:

Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученица читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах

Ученик читает стихотворение:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

Игра

Сегодня вы, ребята, вспомните, что знаете о сказках Пушкина, а, может быть, узнаете и что-нибудь новое.

У нас, как всегда, три команды: А, Б, В.

Нашу игру судят учащиеся 10и класса.

Каждая команда выберет себе капитана.

Конкурс первый – Угадай сказку

Каждой команде я сейчас зачитаю отрывок из «Волшебных известий», а вы угадайте, о какой сказке идёт речь.

  • Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары: соболя, черно-бурые лисицы, донские жеребцы, чистое серебро, злато. И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт вас! («Сказка о царе Салтане») 

  • Тем, кто интересуется жилплощадью! Всего за 5 тысяч сдаю на лето горницу в аренду. В горнице имеются: кругом лавки крытые ковром, под свечами стол дубовый, печь с лежанкой изразцовой.«Сказка о мёртвой царевне»

  • Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие заболевания, как: укусы правого и левого глаза, волдыри на носу. «Сказка о царе Салтане»

Конкурс второй – Разминка.

За каждый правильный ответ команда получает один балл.

 

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря?(тридцать лет и три года)

  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс второй – капитанов.

Предлагаю выйти капитанам с книгой «Сказка о царе Салтане». Найдите повторы в сказке. Время – три минуты.

А мы пока посоревнуемся дальше. Следующий конкурс – Сказочный предмет.

Я по очереди для каждой команды выну из коробки предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ – 1 балл.

  • Яблоко – «Сказка о мёртвой царевне…»

  • Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне…»

  • Орех – «Сказка о царе Салтане»

  • Верёвка – «Сказка о попе и работнике его Балде»

  • Мешок – «Сказка о золотом петушке»

  • Прялка – «Сказка о рыбаке и рыбке»

А теперь конкурс сказочных героев. Дома вы должны были представить героя сказки Пушкина. Давайте попробуем угадать.

Ребята представляют своих героев, а жюри оценивает мастерство, интересный рассказ по пятибалльной системе.

Конкурс капитанов закончился. Представьте свою работу. Жюри за каждый найденный повтор ставит один балл.

Следующий конкурс – восстановить текст. Сейчас мы узнаем, насколько вы точно знаете сказки Пушкина. Приглашаются капитаны. Вот вам одинаковый текст из одной из сказок Пушкина. Ваша задача – на месте пропусков вписать нужные слова. За каждое правильно вписанное слово – 1 балл.

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть __________________ гора,                                                                                         

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

А теперь, пока жюри подсчитывают баллы, мы с вами посмотрим инсценировку из сказки Пушкина, которую поставили девочки.

Далее жюри подводит итоги игры.

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок-игра по сказкам А. С. Пушкина. «Что за прелесть, эти сказки!»

Автор: Бекирова Зулфия Ибраимовна

Дата: 13.12.2016

Номер свидетельства: 369181


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства