1 | Мотивация- создание ситуации успеха | - Здравствуйте, ребята. Проверьте свою готовность к уроку. Для того ,чтобы наш урок был продуктивным, давайте подберём к каждой букве слова , которые бы отвечали на вопрос какими мы должны быть на уроке: А для того , чтобы наша речь была красивой и выразительной мы начнём урок с артикуляционной гимнастики. Мы продолжаем путешествовать по стране сказочного слова в мире природы авторских сказок. Сегодня мы будем наблюдать, как авторы литературных произведений рисуют картины удивительного времени года – зимы. | У: умными, успешными Р: рассудительными, радостными О: организованными, общительными К: культурными, красноречивыми Работа со скороговорками: чтение с ускорением и быстрым проговариванием. 1.Белый снег, белый мел, белый сахар тоже бел, а вот белка не бела ,белой даже не была. 2.Розовые розы вянут от мороза. 3.Ждут воробьи у кормушки кормежки. Несёт им Маркушка в кармашке морошки. 4.В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод. | Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Грамотно и четко произносить звуки речи, слова, предложения. Владеть монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка. Создание ситуации успеха, доверия. |
2 | Актуализация знаний | Давайте прослушаем стихотворение А.С. Пушкина в исполнении ... А как А.С. Пушкин назвал зиму в своём произведении? (карточки на доску в таблицу) (презентация стихотворения) http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/stikhi-o-zime.html. Можно ли сказать, поэт создал образ живой зимы? Какие слова говорят об этом? Значит образ живой! Раз образ живой, значит, у него есть свой характер. Как вы думаете, какая зима в стихотворении? (карточки на доску в таблицу). Зима здесь действительно похожа на человека. Можно ли в таком случае сказать, что это стихотворение сказочное? Почему? Но ведь всё, что описывает поэт, существует на самом деле, Перечислите: Почему же нам тогда кажется, что это сказка? (На доску выставляются карточки– доказательства сказочности) | читает наизусть заранее подготовленный ученик Приложение-1 (стихотворение А.С. Пушкина) волшебница, матушка Да, можно! слова-действия Зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла Красивая, добрая, заботливая, но любит проказничать Нет. Снег, лёд на реке, мороз. Встречаются сказочные слова, настроение, описание «дел» зимы как у живого героя(ковры снегов, блеснул мороз, проказы зимы) | Самостоятельное формулирование познавательной цели. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности: – применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности |
3. | Проблемная ситуация | С каким произведением перекликается стихотворение А.С. Пушкина? Какая зима в этом произведении реальная или сказочная? Есть ли в тексте конкретный образ зимы? – Да, зима здесь невидимый герой, но мы её очень хорошо ощущаем. (В таблице прочерк) А какой мы чувствуем эту зиму? (карточки на доску в таблицу). Что реального автор рисует в произведении? А почему мы говорим об этом рассказе как о сказочном произведении? (Фотография ночного зимнего леса) Приведите примеры слов, которые подтверждают, что перед нами сказка? Какие чувства вызывает такая зима? А какой ещё представляют зиму авторы? В каком произведении? Как называет автор зиму? | «Зимняя ночь» И. Соколова-Микитова Реальная Нет, её никак не называет автор, герой здесь невидим Таинственной Тихой Немного страшной Мороз, снег, звёзды, обитателей леса Жизнь леса ночью - тайная, скрытая от глаз человека, необычная, как в сказке) Алмазная скатерть снегов узоры следов сказочный часовой Удивление, желание заглянуть в тайну Злой К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы») Старуха | Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |
4. | Решение проблемной ситуации | А сейчас мы поработаем в группах ( включается музыка П.И.Чайковского «Декабрь» http://iplayer.fm/q/чайковский+времена+года+зима/ Описать характер зимы? (1 группа) Доказать, что зима сказочный персонаж? (2 группа) Какие реальные события происходят в этой сказке? (3 группа). – Как автор, герои произведения относятся к такой зиме? В какой последовательности старуха-зима задумала «всякое дыхание со света сжить»? А вот какой образ нарисовала русская писательница Лидия Чарская мы сейчас с вами и узнаем. Но сначала мы узнаем много интересного о жизни этой писательницы. В произведениях Л.Чарской привлекает читателей красочность и «прорисованность» образов: большинство читателей любят «сильные» характеры, которые удается создать автору. Именно такой и представлена в ее «Зимней сказке» главная героиня — зима. В тексте вам встретятся слова, значение которых мы сейчас объясним: Мантия, алмазный, кокошник, горностай, пазуха, монисто. Первичное чтение (учителем) 1.Как автор назвал зиму? Почему? Выставляется карточка (царевна) 2. Какие превращения совершает Зима? 3.В сказке есть описание того волшебства, которое зима совершает. Найдите в тексте. Л. А. Чарская показала свою зиму удивительной, привлекательной, яркой. 3. Какие слова и выражения указывают на необычный характер Зимы? 4.Видно, что зима необычный герой и характер у нее необычный. Какие слова указывают на это? Какая зима? (карточки выставляются на доску) Физминутка: - Ребята, вы прекрасно поработали, давайте немножко отдохнем ( Приложение-3) | Лидеры групп у доски зачитывают ответы и подтверждают словами из текста. Заполняют листы самооценки. Обобщение. Не боятся, посмеиваются над ней. Птицы, звери, рыбы, люди. Один ученик рассказывает о жизни и творчестве Чарской В сопровождении презентации Приложение -2(биография Л.Чарской) Мантия- широкая и длинная одежда в виде плаща Алмазный- прозрачный, блестящий Кокошник- старинный нарядный женский головной убор с разукрашенной и высоко поднятой над головой передней частью Горностай- небольшой хищный зверёк с ценным мехом Пазуха-пространство между грудью и прилегающей одеждой Монисто -женское украшение, ожерелье из бус ,монет, камней. Царевна. Она еще не царица, а царевна, значит, молода, хороша собой) и в то же время игривость и шутовство). Она только вступает в свои права, поэтому царевна. Зима изменяет состояние природы. Она борется с другим временем года: «Долго боролись две силы — червонно-пурпурная осень и белая, ласковая, студеная и пушистая зима. Дохнула беловолосая красавица. Застудила водицу, зеркальными льдами покрыла. Любуется на себя в синюю поверхность ледяного озера». «Сунула обе руки за пазуху. Из лебяжьей шубки вытащила пригоршни инея. Берите, берите, милые, жадные, нетерпеливые. Вот вам монисто, ожерелья, вот подвески алмазные, не браните красавицу зиму». «Мчится стрелою, скачет зайчиком. Пляшет метелицей. Кружит снежком. Дует, свищет и поет песенки молодецкие». Зима лихо мчится на конях, автор показывает, как необычна ее езда. Она шумная, хотя все зимой засыпает, прячется.. Стремительная Боевая Лихая Весёлая Щедрая (подтверждение из текста) Внимательная (подтверждение из текста) Выполняют движения под музыку | Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознания качества и уровня усвоенного. Иметь представление об образных средствах языка сказки: преувеличении, повторах, постоянных эпитетах; определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; |
5. | Практическая реализация учебной задачи | 4. В начале сказки есть выделенные слова. Вернемся к началу сказки. Найдите выделенные слова. Прочитайте. Какие это слова? О чем они говорят? 5.Найдите еще такие слова в тексте. Итак, мы увидели, что зима очень необычная в этой сказке. И называет ее автор царевной. 6. Почему Зима названа автором царевной? Докажи свое мнение текстом. А вы увидели в сказке реальные события?(картинки на доску) Посмотрите на картинки . Вот и снег, и иней, но стоит приглядеться, и можно увидеть в них подарки царевны-зимы. Разве это не сокровища? Вторичное чтение сказки детьми. А теперь давайте ещё раз полюбуемся красотой сказочного слова, прочитаем сказку, постараемся голосом передать красоту зимы-царевны, настроение. | Слова-действия О том, что герой «живой». Дети зачитывают слова-действия Внешний вид действительно царственный: «царевна-зима распустила белую мантию»; «красавица-шалунья в алмазном кокошнике»; затем она надела «лебяжью с горностаем шапочку». Подарки у нее тоже царские: одежда хрустальная для ручья, монисто, ожерелья, подвески алмазные. Она показана очень щедрой и великодушной. Все, что зима делает, идет от чистого сердца. И все-таки автор не называет ее царицей, зима еще молода, ей хочется пошалить, показать свой неугомонный характер. Иней Снег Мороз Лёд | Умение слушать и вступать в диалог с учителем, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить сотрудничество со взрослым и сверстниками. Поиск и выделение необходимой информации из текста. Умение работать с текстом и иллюстрациями, оценка смысла всего текста, отработка навыков чтения, формирование умения оформлять свои мысли в устной форме. Определять вид народной сказки (о животных, бытовую, волшебную) и авторскую сказку о волшебстве по характерным признакам; |
6. | Рефлексия. | Итак, мы на протяжении нескольких уроков наблюдали за тем, как авторы рисуют время года - зиму. А что общего во всех этих произведениях? Таблица, (реальные события) Да, в авторских сказках смена времён года - событие настоящее, но чем интересно это событие? Четыре произведения - четыре образа. Но это и не удивительно, ведь каждый человек по-своему воспринимает окружающий мир. Мы с вами на уроке смогли представить какой зиму видит Л.Чарская. Но так же увидеть и рассмотреть зиму, услышать её звуки, характер, а насладиться разнообразием её красок помогает нам искусство :живопись, музыка. Я предлагаю совершить виртуальное путешествие под музыку П.И.Чайковского по уголкам зимнего пейзажа на картинах великих художников (презентация) http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/zima-na-kartinakh-khudozhnikov.html Что услышали в звуках симфонии? Что увидели на картинах? А сейчас вы , поделитесь своими мыслями о том ,какая ваша зима? Можно использовать опорные слова. Оцените свою работу в оценочных листах. | Реальные события(иней, снег, мороз, лёд) Описывается сказочными словами, поэтому и представляется волшебным; у каждого автора по-своему) Дети работают в парах на листах. Моя зима- чистая. Города –чистенькие, сёла- беленькие. Моя зима- особенная, волшебная, сказочная, как королева. Моя зима- холодная. Летят, кружатся снежинки, как пушинки. | Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность: - высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»). Личностные универсальные учебные действия, отражающие умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; |
7. | Итоги урока | Какое открытие мы сделали сегодня? Мы поднялись на новую ступеньку Лесенки знаний. А что мы напишем на этой ступеньке? Информирование о домашнем задании: В рабочей тетради нарисовать образ зимы в произведении Л.Чарской, выразительное чтение сказки. Оценивание: Наш урок подошёл к концу . Сегодня мне очень понравилась работа…. Порадовали ответы……. Заполните оценочные листы и нарисуйте смайлик-настроение, которое сопровождало вас в течение всего урока. Приложение -4(оценочные листы) | Познакомились с новым видом сказки-авторские сказки о природе; Авторские сказки о природе; Записывают задание в дневник Дети работают с оценочными листами | Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания, оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. |