9 класс
Учитель: О.Н. Сагдиева
Цели:
1. Учить анализировать стихотворение, понимать настроение вложенное в него.
2. Развивать речь, образное и логическое мышление, внимание, память.
3. Воспитывать в детях любовь к природе, интересе к разным видам искусства.
Оборудование:
- карточка со стихами
- картины (фотографии, пейзажи)
- карточки с заданиями
- компьютер (проектор, экран)
Ход урока:
Тема на доске. Коллаж из фотографий «Природа в разное время года» - на доске. На перемене, начало урока – 1 мин – психологический настрой: учащиеся разглядывают коллаж, слушают спокойную музыку (Д. Маликов «Дельфины).
Начало урока:
- организационный момент.
Учитель:
Обычная и очень простая тема урока «Художник рисует»…, но сегодня она не совсем обычная. В конце темы многоточие. Почему? Увидим.
Вопрос:
- О Кто такой художник?
- Что такое искусство? (Вывесить слово, обратить внимание на орфограммы. Записать в тетрадь)
- Художник рисует кистью. Можно ли рисовать словом, музыкой?
- Как можно назвать художника, который рисует словом? (поэт, писатель), музыкой (композитор)
- Какой предмет искусства получается, когда художник рисует кистью? (картина), словом? (стихи, очерки), музыкой? (музыкальное произведение)
-
Учитель:
Я предлагаю расширить не только наш словарный запас, но и кругозор. Давайте совершим прогулку по временам года
- в стихах
- картинах
- музыке.
Но прежде выполним первое задание.
Задание 1
На доске нарисованы:
снежинка веточка вербы солнышко лист
(зима) (весна) (лето) (осень)
Составьте ассоциограмму. На каждом рисунке (например, на каждой веточке или лучике, кончике листочка) написать соответственно ассоциации со словами зима, весна, лето, осень.
4 человека работают у доски, остальные в тетрадях.
Вопросы:
- Итак, каким мы видим каждое время года?
- Какие они получились по настроению?
Учитель:
Обратимся к стихам. Итак, «портреты» весны.
учащиеся выразительно читают стихотворение Пушкина «Гонимы вешними лучами…»
Вопрос:
- Какое общее настроение стихотворения?
Задание 2
Составить диаграмму стиха «Гонимы вешними лучами» (построчно выписать слова, наиболее характеризующую весну)
-Несколько учащихся зачитывают свои «портреты». Характеризуют, какой у них получилась весна.
- А теперь обратите внимание на слайды. Давайте посмотрим какой весну рисует художник (С. Жуковский «Весна»). Учащиеся описывают картину словесно, делают выводы.
Послушаем отрывок произведения Вивальди «Весна».
Сделайте вывод. Какой мы увидели весну в разных произведениях искусства.
Проведем ещё исследование. Как в искусстве изображается осень. Стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака» Учащийся читает.
Задание 3
- Составьте диаграмму стиха.
- Зачитайте
- Какое лето?
- Какое настроение?
Рассмотрим слайды о лете. Опишите картину И. Левитана «Березовая роща». И дополним портрет музыкой Вивальди «Лето» Каким вы увидели лето в этом отрывке?
Итак, каким мы увидели лето в искусстве?
Физкультминутка. (Д. Маликов «Дельфины)
Учащиеся подходят к коллажу на доске, выбирают «свой», который больше всего понравился. Сядьте, попробуйте мысленно представить понравившееся фото (с закрытыми газами).
Продолжим. Следующее время года – осень
- Кто прочитает стихотворение А.С. Пушкина «Унылая пора»
Задание 4
- Составьте диаграмму стиха
- Зачитайте.
- Дополним «портрет» осени. Рассмотрим слайды. Опишите картинку Ю. Клевера «Осенний пейзаж».
- Прослушаем «Осень» Вивальди. Какая музыка?
- Сделайте вывод: какая осень в искусстве?
Последний этап урока – зима. Читаем стихотворение И. Сурикова «Зима»
Задание 5
Составьте диаграмму. Зачитайте.
- Какая получилась зима?
Рассмотрим слайды с картинками известных художников, с темой «Зима»
Вопрос:
- Как вы поняли высказывания?
- Назовите, какими словами автор характеризует язык, выражает к нему свое отношение?
Охарактеризуйте картину А. Васнецова «Зимний сон».
-Послушаем Вивальди «Зима». Какой вы услышали музыку. Как композитор рисует зиму?
Сделайте вывод: Какова зима в искусстве.
Сегодня искусство раздвигает свои рамки. Современные композиторы в своих произведениях используют звуки природы.
Появилось клиповое искусство. Клип (видеоклип) – не продолжительная по времени художественная последовательность кадров.
Задание 6
Подведем итог по нашему уроку. Составьте синквейн:
Искусство
Волшебное прекрасное
Рисует завораживает удивляет
Искусство дает крылья и уносит далеко, далеко! А.П. Чехов.
Мастерство
Разнообразие.
С какими новыми понятиями вы познакомились? – искусство
- видеоклип
В заключение урока посмотрите видеоклип на музыку Д. Маликова «Алтай», где изображено лето?