На данном уроке ученику предоставляется возможность "погрузиться" в удивительный мир сказочника, "вжиться" в созданный автором мир, приобщиться к "секретам" авторского мастерства. Ребёнок учится различать точку зрения автора и героев, выражать собственную позицию, выстраивать диалог. На уроке учителем создаётся атмосфера человеческого общения, средством которого выступает литература как искусство слова, что способствует воспитанию нарвственных качеств личности ребёнка, его приобщению к общечеловечечким духовным ценностям. Детям представлена выскавка книг, выстаиваются литературный, визуальный и музыкальные ряды.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
выставка рисунков учащихся; портрет Андерсена, «модель» рабочего стола сказочника (свечи, чернильница с пером, зеркало, горшок с живыми розами, книги-сказки, Библия, сверток чистой бумаги).
Музыкальный ряд: «Звуки природы», «Домисолька» (песни «Чудеса» и «Песенка о разных языках»).
ХОД УРОКА:
Звучит песня.
У.: Ребята, как вы думаете, зачем нужны на свете волшебники?
Ш.: Они дарят людям чудеса, радость…
Раскрашивают жизнь при помощи чудес, а без волшебников она стала бы скучной и неинтересной…
У.: Чудеса принято считать элементами сказки. Сказка – это чудо. А кто сочиняет сказки?
Ш.: - Сказочники.
У.: И их по праву можно назвать волшебниками. Волшебство сказочников в том, что они дарят людям радость, переносят их в страну чудес.
Музыка.
У.: Сегодня мы вновь встретимся с чудом-сказкой. Мы перенесёмся в удивительный мир сказки, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, вспомним наши любимые сказки Андерсена, сравним их со сказкой Оскара Уайльда. Работа класса будет проводиться в группах, каждая из которых на выбор взяла одну карточку с заданием. Всего у нас 4 группы. Каждая группа провела исследовательскую работу по определенному направлению. Одна группа – биографы (занимались отбором сведений из биографии Андерсена, руководствуясь опорной речевой схемой; две последующие группы – исследователи произведений автора с опорой на теорию литературы; и последняя четвертая группа – сопоставители, анализирующие сказку О. Уайльда и сравнивающие ее с произведением Андерсена.
Итак, мы переносимся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, вспомним наши любимые сказки писателя, перечитаем любимые строки… заглянем в его творческую лабораторию…
Учитель обращает внимание учащихся на литературный эпиграф, помещенный на доске, и ставит проблемный вопрос: Как вы понимаете это признание сказочника?
Я бродячий поэт… Мое единственное занятие-
делать людям маленькие подарки и совершать
легкомысленные поступки, лишь бы они радо-
вали моих ближних…
Х. К. Андерсен
Ш.: Андерсен писал сказки и дарил их людям…
Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…
Наглядность: на доске рисунок (камин, солнечный луч, звезды, соловей, чернильница с пером), свечи в подсвечнике, розы, зеркало.
У.: Итак, представьте, ночь, у ворот останавливается запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице… Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе, садится у ярко пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко… О чем думает писатель?
Ш.: Вспоминает свое детство…
В его голове проносится вся жизнь…
Задумывает новую сказку…
Учитель зачитывает строки из воспоминаний Андерсена: «Огонь трещит в печке, приходит моя муза, рассказывает множество сказок и историй, приводит ко мне героев из обыденной, окружающей нас среды. Она говорит мне: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить».
У.: Давайте вспомним детство, жизненный путь Андерсена.
Проблемный вопрос: Что привело Андерсена в удивительный мир сказки?
Карточка №1.
Биография Ханса Кристиана Андерсена.
Детство.
Круг общения.
Творческий поиск.
Как детские впечатления могут повлиять на всю жизнь человека? Наверное, очень сильно. Особенно, если человек посвятил себя такому невзрослому делу, как сочинение сказок. И потому рассказ о жизни Андерсена не может обойтись без истории его детства. Ведь гораздо легче понять человека, зная, какие люди окружали его с самого рождения.
Биография Андерсена составляется с опорой на речевую схему.
Опорная речевая схема.
Образ поэта фантазия
Воображение наблюдательность
Жизнерадостность задумчивость
Удивление сказочный мир
Удивительный заманчивый
Неожиданный увлекательный
Таинственный
Биография Ханса Кристиана Андерсена.
В 1 час ночи 2 апреля 1805 года в бедном квартале датского города Оденсе появился на свет орущий комочек. Отец семейства старался больше времени проводить со своей женой и новорожденным сыном, читая Хольберга и поражаясь, как может это таинственное существо издавать столь пронзительные звуки. Когда мальчика крестили, священник заметил, что раз он громко кричит, значит будет хорошо петь. Так началась жизнь Ханса Кристиана Андерсена.
Андерсены жили на одной из самых бедных улиц Оденсе. Дети из этого бедного района бегали смотреть на богатые дома состоятельных горожан. Отец Андерсена, тоже Ханс Кристиан, очарованный прекрасными и таинственными садами благородных семейств. В тайне мечтал о собственном доме с садом, в котором бы росли самые прекрасные розы. Отец Андерсена был башмачником, но человеком одаренным, с поэтической душой. Кроме обуви он мог легко мастерить деревянные игрушки и нередко устраивал настоящие театральные представления.
Его мать любила шнапс, белые занавески и таинственно верила в приведения. От отца он унаследовал любовь к книгам, которые заменили ему товарищей по играм, от матери – глубокую веру. Бабушка рассказывала ему сказки и легенды. В 15 лет он с несколькими талерами в кармане неожиданно отправился в Копенгаген искать счастья. Он хотел стать актером, добился, чтобы его прослушала знаменитая артистка, она хохотала до упада, глядя на него, потому что актера из него не могло выйти. Но она была умной и доброй и устроила Андерсена учиться. Ханс Кристиан закончил сначала гимназию, а потом университет.
Андерсен был не столько жизнерадостным человеком, сколько наблюдательным и увлекательным. Он первые свои сказки рассказывал своему любимому коту, часто убегал от всех окружающих подальше, любовался природой, постигал окружающий мир, любил путешествовать, знакомился с людьми. Это помогало ему придумывать сказочный мир, давало новые впечатления.
Никто не написал такого количества увлекательных автобиографий, как Ханс Кристиан Андерсен. Каждая его сказка – это или воспоминание о детстве, как, например, «Гадкий утёнок», или рассказ о своих родителях, или повествование о собственных переживаниях. Недаром он говорил, что его жизнь напоминает волшебную сказку, в которой прекрасная фея Фантазия творит в своем воображении чудеса. Когда Андерсену исполнилось 25 лет, к нему пришла слава, только вначале за границей, а потом на Родине. В 1855 году, когда Андерсену исполнилось 50 лет, его, наконец, признали и на Родине. Он стал почетным гражданином города Оденсе, в его честь устроили иллюминации, а детям в этот день разрешили не ходить в школу.
Прежде чем приступить к анализу произведений поработаем над теорией литературы, раскроем терминологию. Какие термины нам пригодятся при анализе творчества писателя?
Итак, Андерсен придумал свой сказочный мир, в котором многие неодушевленные предметы (например, штопальная игла, серебряная монета) могут мыслить, рассуждать, высказывать свое отношение к происходящему. Так в одной из сказок Андерсена рассказывается о простом и загадочном в своей простоте цветке…
Карточка №2.
Анализ сказки Х. К. Андерсена «Ромашка».
Сжатый пересказ.
Какие художественные приемы использованы автором? (эпитеты, сравнения, символы, гипербола)
Назовите ключевые слова, использованные автором при описании ромашки.
Какие чувства вызвала у вас сказка?
Ваше отношение к происходящим в произведении событиям.
У.: Итак, дети бывают разными, в своей беззаботности они могут быть очень жестоки. Итак, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но он счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «Шведский соловей» и которую Андерсен безнадежно любил.
Как вы думаете, какую сказку нашептывает муза писателю в эту ночь?
Ш.: Сказку Андерсена «Соловей».
Карточка №3.
Анализ сказки Х. К. Андерсена «Соловей».
Сжатый пересказ.
Какие художественные приемы использованы автором?(Автор иронизирует над самодовольством, погоней за модой, невежеством…)
Вспомните строки, описывающие пение соловья. Как называет соловья сказочник, какие ключевые слова вы выделили? (Замечательная птица, удивительная птица, крылатый певец, серебряное горлышко, славная птичка)
С чем сравнивает Андерсен пение соловья? (Со звучанием серебряных колокольчиков)
4. Какие постоянные детали, образы, ставшие символами, встречаются в сказке? (Соловей, цветок, девочка)
Как вы понимаете смысл последней фразы сказки: «Здравствуйте!»? Как вы понимаете такой финал? (Как приглашение в новую жизнь; Император раскаялся и понял свою ошибку; Истинное искусство восторжествовало).
У.: Так в чем же смысл сказки?
Ш.: Человеку нужнее искусство подлинное, живое общение.
Искусство сильнее смерти, оно должно быть свободным.
Хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, недостатки нашего общества, люди раскаются в своих заблуждениях.
У.: Л. Н. Толстой писал: «Искусство – одно из средств различения доброго и злого».
? Какие проблемы ставит сказка Андерсена «Соловей»?
Ш.: Жизни и смерти…
Добра и зла…
Любви и ненависти…
У.: Одним словом, философские проблемы.
?К какому жанру можно отнести это произведение?
Ш.: К философской сказке.
К сказке-притче.
У.: А сейчас мы перейдем к сказке другого писателя, которая перекликается с этой историей?
Сказка Оскара Уайльда «Соловей и роза».
Карточка №4.
Анализ сказки Оскара Уайльда «Соловей и роза».
Сжатый пересказ.
Инсценировка отрывка.
Какие художественные приемы использованы автором?
В чем сходство и различие сказок: «Соловей» Андерсена и «Соловей и роза» Уайльда? (Общие темы, проблемы, похожие образы, сравнение пения соловья по-другому – Уайльд сравнивает пение соловья с журчанием серебряного ручейка, текущего из опрокинутого кувшина. Различен финал сказок: Сказка «Соловей и роза» заканчивается трагично, соловей погибает ради любви).
У.: Видите, как по-разному писатели решают проблемы, отражают мир в своих произведениях.
А кем бы вы хотели быть в сказках «Соловей», «Соловей и роза»?
Ш.: Хотели бы быть соловьём, чтобы дарить людям счастье, радость…
Хочу попасть в чудесный лес, послушать соловья…
А я хотела бы быть маленькой девочкой, подружиться с соловьем…
У.: А в какую сказку Андерсена вы бы хотели попасть и почему?
Ш.: В сказку «Ромашка», чтобы помешать мальчикам поймать жаворонка.
В «Снежную королеву», она самая интересная…
С удовольствием побывал бы в сказке «Голый король», чтобы вместе со всеми посмеяться над глупым королём.
У.: Что же объединяет все сказки Андерсена?
Какое понятие в сказках является ключевым?
Счастье.
У.: Давайте выделим вами ключевые составляющие понятия «счастье» у Андерсена, опираясь на прочитанные произведения, затем параллельно выстроим антонимичный ряд. Дети подсказывают цветовое решение схемы (красный и чёрный цвета).
Ключевые составляющие Антонимичный ряд:
понятия «счастье»:
Счастье горе, несчастье
Радость печаль, грусть
Любовь ненависть
Добро зло
Дружба вражда
Свобода неволя
Правда ложь
Искренность фальшь
Жизнь БОГ смерть
Вместе вспоминаем строки из сказки «Талисман». «Чтобы быть счастливым, надо быть им! – лейтмотив всего творчества Андерсена.
У.: Каково ваше представление о счастье?
Дети высказывают свое мнение, зачитывая свои сочинения-миниатюры.
У.: Случайно ли то, что мнения многих о том, что такое счастье сходятся? Я, как и вы, думаю, что нет, поскольку существуют общие для всех понятия и ценности, важные во все времена и во всех странах. Этому учат нас сказки…
? А взрослым нужно читать сказки?
Ш.: Да, взрослым полезно перечитывать сказки, чтобы они не забывали, что тоже были детьми и чтобы обратить внимание на то, что жизнь удивительна.
У.: Я согласна с вами. Ведь недаром Андерсен говорил: «Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только для детей, но и для взрослых». Вспомним и другие слова: «Будьте как дети!»
? А что значит «быть как дети»?
Ш.: Радоваться жизни, быть добрыми, видеть мир, его удивительные стороны, открывать для себя что-то новое, понимать язык птиц, зверей, цветов…
Музыка.
У.: Прошли годы, столетия, но дети и взрослые с таким же увлечением читают сказки Андерсена, постигая его удивительный мир. «Нелегко жить после смерти. Иногда на это нужно потратить всю жизнь», - писал польский писатель Ежи Лец. Перед нами вновь возникает образ доброго, загадочного, жизнерадостного человека – Ханса Кристиана Андерсена.
Давайте напоследок заглянем в его комнату… Что стоит на его рабочем столе?
Ш.: Свечи, чернильница с пером, горшок с живыми розами, книги со сказками, Библия…
(Ученики перечисляют предметы и объясняют причины появления на столе именно этих предметов.
Учитель обращает внимание учеников на свёрток бумаги, перевязанный ленточкой.
Что в нём?
Учитель разворачивает лист, обнаруживается, что он чист.
У.: Ребята! Перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символичное приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, именно ваша удивительная история… Это будет вашим домашним заданием – написать сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах, окружающих нас.
Называются оценки за работу в подготовке к данному уроку, выставленные ответственными в группах.
Заключительное слово учителя.
Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы… А помогут вам слова Андерсена: «Сказки и истории… скрываются в мыслях, подобно семени, которому нужен только лёгкий ветерок, солнечный луч, капли росы, чтобы произрасти, и они становятся цветами».
Я желаю Вам, чтобы ваши мысли становились прекрасными цветами, чтобы вы учились понимать «язык» окружающего мира, умели быть счастливыми и дарили радость другим.