Конспект открытого урока по литературе в 7 классе "Уроки истинной любви" (по сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена)
Конспект открытого урока по литературе в 7 классе "Уроки истинной любви" (по сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена)
Уроки истинной любви (по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»).
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости (коллеги). Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Встанем красиво, плечи расправим, шею вытянем. Живот втянем. Улыбнемся друг другу. Тихонечко садитесь.
Подготовка восприятия учащихся.
– Сегодня мы поговорим о произведении удивительного сказочника, который считал, что сказки не надо сочинять, их надо только разбудить. «У меня масса материала – иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». Может быть, вы уже сами догадались, какой сказочник мог услышать, что говорит обыкновенный цветок, заборный кол, штопальная игла?
– Совершенно верно, имя этого сказочника Ганс Христиан Андерсен. (Слайд 1)
- (Слайд 2,3) У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцать читают «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Дюймовочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.
Чтобы узнать название произведения, о котором мы будем говорить сегодня, послушайте стихотворение и назовите его главную героиню.
Чтение стихотворения учеником.
(Валерий Яковлевич БРЮСОВ. РУСАЛКА.)
Ответы:(CЛАЙД 4) Главная героиня стихотворения Русалка. Мы будем говорить о сказке Андерсена «Русалочка».
(Слайд 5) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек». Раздел, который мы сейчас изучаем по литературе, называется «Сказки для взрослых», и поэтому сегодня мы попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
(Слайд 6 – )
Прочитайте высказывания известных людей, афоризмы.
Любить –это значит жить жизнью того, кого любишь.
Истинная любовь никогда не требует, а всегда отдает.
Уметь любить – истинное счастье. Дар истинной любви дается немногим.
Выделив главную мысль в них, постарайтесь сформулировать тему урока.Какова тема нашего урока?
Ответы: Истинная любовь. Любовь Русалочки – истинная любовь. Что такое истинная любовь. Уроки истинной любви.
Учитель: Сказка Андерсена «Русалочка» наполнена красотой, фантастичностью подводного мира, добротой, самопожертвованием, важностью семьи и истинной, благородной, чистой, возвышенной, смелой любовью. Сегодня на уроке мы побываем в сказочном мире, который создал для нас Андерсен, поразимся его красотами, узнаем какой бывает любовь, всегда ли она дается человеку легко и какой он – истинно любящий человек.
3. Анализ сказки.
1) Ребята, вспомним что такое пейзаж. Обратимся к определению этого понятия.
(СЛАЙД) Пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Пейзаж для писателя чаще всего средство подчеркнуть свое отношение к герою. Найдите в начале сказки описание морского дна. Выберите из этого описания самые яркие, запоминающиеся детали.
Какие изобразительно –выразительные средства использует автор? Какое впечатление производит этот пейзаж? Соответствует ли он отношениям в семье русалочки? (Слайд 6 – морской пейзаж)
Ответы: «вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков», «невиданные деревья и цветы», стены дворца из кораллов, стрельчатые окна из самого чистого янтаря; в раковинах лежали сияющие жемчужины, из стен росли живые цветы, со дна поднимались огненно-красные и темно-синие деревья, плоды сверкали золотом, цветы горячим огнем, песок был голубоватый, как серное пламя.
? (Слайд 7) «Все там внизу отдавало в какую-то особенную синеву, впору было подумать, будто стоишь не на дне морском, а в воздушной вышине, и небо у тебя не только над головой, но и под ногами. В безветрие со дна было видно солнце, оно казалось пурпурным цветком, из чаши которого льется свет».
(Слайд 8 - семья) Пейзаж соответствует тем отношениям, которые царят в семье русалочки. Бабушка нежно любит внучек, а сестры- русалочки – её. (Вспомним с каким восторгом слушают они ее наставления и рассказы.)
Сестры обладают тонкой и нежной душой. (Они так любят цветы, каждая высаживает свой удивительный и фантастический сад)
(Слайд 9 –русалочки-сестры) Они очень привязаны друг к другу. (Они рассказывают о своих приключениях и впечатлениях об увиденном на суше в семейном кругу) Они вместе веселятся и уверяют, что лучше всего у них на дне.
Учитель: Все ли сестры так считали?
Ответы: Нет, Русалочка так не считала. Она очень любила рассказы бабушки о мире людей, ей хотелось поскорее увидеть его, она с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия….
Учитель: Чем младшая Русалочка отличалась от сестер? Почему автор называет ее «странное дитя»? Послушайте художественный пересказ отрывков, в которых Андерсен с любовью говорит о Русалочке, о ее тяге к новому, неизведанному. Сделайте вывод – каков же характер Русалочки, какая она натура?
Ответы: Русалочка была тихая, задумчивая мечтательница. Ее влекло к себе неведомое: земля, солнце, люди. Она одна из тех редких натур, которым надоедает даже самый прекрасный мир, если он становится привычным, обыденным.
Учитель: ? (Слад 12) Наконец, Русалочке исполняется 15 лет и ее мечта исполняется. Она выплывает на поверхность, в мир людей. Она видит закат, корабль, на котором празднуется день рожденья молодого принца, в которого Русалочка влюбляется.
Принц произвел волшебное впечатление на Русалочку. Она совершает первый подвиг ради него. Посмотрите, как показал …. в своем мультипликационном фильме этот момент. Сравните, так ли вы себе это представляли? (Понравилась ли вам такая интерпретация сказки?)
ВИДЕО
Ответы: Она спасает принца рискуя собственной жизнью. Корабль терпит крушение и русалочка бросается на помощь принцу, не думая, что доски и бревна могут погубить и ее.
Учитель: К Русалочке приходит первая любовь. Она грезит принцем, мечтает вновь его увидеть. Сестры помогают ей в этом, показывают, где его дворец. И Русалочка каждый день приплывает и любуется им издалека.
Ребята, скажите для чего автор вводит в повествование сцену бала в подводном мире перед тем, как Русалочка решает плыть к ведьме?
Ответы: Автор хочет подчеркнуть от чего откажется Русалочка ради принца: она покидает бабушку, отца, сестер, родной дом с роскошью, безмятежную жизнь, расстается с голосом прекрасней которого нет ни в подводном мире, ни в мире людей.
Он показывает это для того, чтобы мы поняли насколько сильной была любовь Русалочки к принцу и как тяжело ей было все это терять.
Учитель: Русалочка совершает подвиги ради любви. Посмотрим сценку, которую нам подготовили Ирина и Настя.
Сценка «Разговор с ведьмой»
Итак, Русалочка соглашается на условия ведьмы и покидает подводный мир навсегда. Она встречается с принцем, он восхищается ее красотой и заинтригован ее немотой. Для него она загадка и напоминает ту, которая его спасла. Он называет ее «немой найденыш с говорящими глазами». Но он слишком обычный человек, слишком земной, он не может разглядеть в ее глазах, что это она его спасительница и принц женится на другой, на той, которая, как ему кажется, спасла его.
Здесь, Андерсен показывает нам любовь родственную. Каким образом ребята?
Ответы: Русалочке помогают сестры. Они отдают ведьме свои роскошные волосы, чтобы избавить ее от смерти и вернуть домой, в подводный мир, чтобы она вновь смогла стать Русалкой. Самоотверженность – вот, что роднит сестер с Русалочкой.
Учитель: Прислушивается ли Русалочка к сестрам, следует ли их совету? Какой последний подвиг совершает Русалочка ради любви к принцу?
Найдите это в тексте. Чтение отрывков.
Учитель: Русалочка не смогла убить принца. Она настолько сильно любит его, что благославляет их союз с женой и решает принять смерть, превратившись в морскую пену.
Но какой подарок автор делает нам читателям в конце сказки?
Ответы: Русалочка не умирает, она становится дочерью воздуха, ее душа обретает бессмертие, на ее глазах впервые мы видим слезы, о которых она говорит на протяжении всей сказки. Слезы умиротворения.
Учитель: Любовь Русалочки – истинная. Почему?
Ответы: ….
Учитель: Андерсен утверждает и воспевает великую силу любви. Он хочет сделать свою Русалочку бессмертной. Русалочке ведома великая сила любви и добра, ей чужды ненависть и злоба. Именно поэтому образ Русалочки так возвышенно благороден, а сказка так нравственна чиста и глубока. Именно поэтому Русалочке, как героине произведения, как символу истинной любви - установлен памятник.
Дома вы поработали творчески и нарисовали иллюстрации к понравившемуся моменту сказки. Я хочу, чтобы вы подарили каждый свой рисунок соседу со словами: «Меня эта сказка научила …. И я хочу, чтобы ты этому тоже научился (чтобы ты это тоже запомнил)»
Учитель: Отметки за урок.
На берегу, где море с сушей
Ведёт неспешный разговор
О пене волн, бессмертных душах,
Такая ширь! Такой простор!
Там статуей навек застыла
На камне, что волной омыт,
Младая дева, и уныло
На пену волн она глядит…
Надеясь встретиться с любимым,
Земные муки приняла.
Любовь лишь с подвигом сравнима
И с ней – бессмертье обрела.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе в 7 классе "Уроки истинной любви" (по сказке "Русалочка" Г. Х. Андерсена)»
Уроки истинной любви (по сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»).
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Добрый день, уважаемые гости (коллеги). Я рада приветствовать вас на уроке литературы. Встанем красиво, плечи расправим, шею вытянем. Живот втянем. Улыбнемся друг другу. Тихонечко садитесь.
Подготовка восприятия учащихся.
– Сегодня мы поговорим о произведении удивительного сказочника, который считал, что сказки не надо сочинять, их надо только разбудить. «У меня масса материала – иногда мне кажется, будто каждый забор, каждый маленький цветок говорит: «Взгляни на меня, и тебе откроется история моей жизни». Может быть, вы уже сами догадались, какой сказочник мог услышать, что говорит обыкновенный цветок, заборный кол, штопальная игла?
– Совершенно верно, имя этого сказочника Ганс Христиан Андерсен. (Слайд 1)
- (Слайд 2,3) У каждого возраста — свой Андерсен. Для маленьких читателей — это «Дюймовочка», «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик» В девять-десять лет приходят «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Снежная королева». В двенадцать – тринадцать читают «Калоши счастья», а потом идут «Тень», «Колокол», «История одной матери» и снова «Снежная королева» с «Дюймовочкой» и ещё десятки других бессмертных сказок великого Андерсена.
Чтобы узнать название произведения, о котором мы будем говорить сегодня, послушайте стихотворение и назовите его главную героиню.
Чтение стихотворения учеником.
(Валерий Яковлевич БРЮСОВ. РУСАЛКА.)
В лазоревой воде, в жемчужных берегах, Плыла русалка в блеске чудном. Она глядела вдаль, скользила в тростниках, Была в наряде изумрудном.
На берегах реки, из цельных жемчугов, Не возникало трав на склонах. Но нежный изумруд был весь ее покров, И нежен цвет очей зеленых.
Над нею догорал оранжевый закат, Уже зажглась луна опалом. Но устремляла вдаль она лучистый взгляд, Плывя в течении усталом.
Пред ней звезда была меж дымных облаков, И вот она туда глядела. И все роскошества жемчужных берегов За ту звезду отдать хотела.
Ответы:(CЛАЙД 4) Главная героиня стихотворения Русалка. Мы будем говорить о сказке Андерсена «Русалочка».
(Слайд 5) Очень многие «Русалочку» хорошо знают по мультфильму, но её «скрытый смысл», по словам Андерсена, «способен понять только взрослый человек». Раздел, который мы сейчас изучаем по литературе, называется «Сказки для взрослых», и поэтому сегодня мы попытаемся понять «скрытый смысл» сказки «Русалочка».
(Слайд 6 – )
Прочитайте высказывания известных людей, афоризмы.
Любить –это значит жить жизнью того, кого любишь.
Истинная любовь никогда не требует, а всегда отдает.
Уметь любить – истинное счастье. Дар истинной любви дается немногим.
Выделив главную мысль в них, постарайтесь сформулировать тему урока.Какова тема нашего урока?
Ответы: Истинная любовь. Любовь Русалочки – истинная любовь. Что такое истинная любовь. Уроки истинной любви.
Учитель: Сказка Андерсена «Русалочка» наполнена красотой, фантастичностью подводного мира, добротой, самопожертвованием, важностью семьи и истинной, благородной, чистой, возвышенной, смелой любовью.Сегодня на уроке мы побываем в сказочном мире, который создал для нас Андерсен, поразимся его красотами, узнаем какой бывает любовь, всегда ли она дается человеку легко и какой он – истинно любящий человек.
3. Анализ сказки.
1) Ребята, вспомним что такое пейзаж. Обратимся к определению этого понятия.
(СЛАЙД) Пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.
Пейзаж для писателя чаще всего средство подчеркнуть свое отношение к герою. Найдите в начале сказки описание морского дна. Выберите из этого описания самые яркие, запоминающиеся детали.
Какие изобразительно –выразительные средства использует автор? Какое впечатление производит этот пейзаж? Соответствует ли он отношениям в семье русалочки? (Слайд 6 – морской пейзаж)
Ответы: «вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков», «невиданные деревья и цветы», стены дворца из кораллов, стрельчатые окна из самого чистого янтаря; в раковинах лежали сияющие жемчужины, из стен росли живые цветы, со дна поднимались огненно-красные и темно-синие деревья, плоды сверкали золотом, цветы горячим огнем, песок был голубоватый, как серное пламя.
? (Слайд 7) «Все там внизу отдавало в какую-то особенную синеву, впору было подумать, будто стоишь не на дне морском, а в воздушной вышине, и небо у тебя не только над головой, но и под ногами. В безветрие со дна было видно солнце, оно казалось пурпурным цветком, из чаши которого льется свет».
(Слайд 8 - семья) Пейзаж соответствует тем отношениям, которые царят в семье русалочки. Бабушка нежно любит внучек, а сестры- русалочки – её. (Вспомним с каким восторгом слушают они ее наставления и рассказы.)
Сестры обладают тонкой и нежной душой. (Они так любят цветы, каждая высаживает свой удивительный и фантастический сад)
(Слайд 9 –русалочки-сестры) Они очень привязаны друг к другу. (Они рассказывают о своих приключениях и впечатлениях об увиденном на суше в семейном кругу) Они вместе веселятся и уверяют, что лучше всего у них на дне.
Учитель: Все ли сестры так считали?
Ответы: Нет, Русалочка так не считала. Она очень любила рассказы бабушки о мире людей, ей хотелось поскорее увидеть его, она с нетерпением ждала своего пятнадцатилетия….
Учитель: Чем младшая Русалочка отличалась от сестер? Почему автор называет ее «странное дитя»? Послушайте художественный пересказ отрывков, в которых Андерсен с любовью говорит о Русалочке, о ее тяге к новому, неизведанному. Сделайте вывод – каков же характер Русалочки, какая она натура?
Ответы: Русалочка была тихая, задумчивая мечтательница. Ее влекло к себе неведомое: земля, солнце, люди. Она одна из тех редких натур, которым надоедает даже самый прекрасный мир, если он становится привычным, обыденным.
Учитель: ? (Слад 12) Наконец, Русалочке исполняется 15 лет и ее мечта исполняется. Она выплывает на поверхность, в мир людей. Она видит закат, корабль, на котором празднуется день рожденья молодого принца, в которого Русалочка влюбляется.
Принц произвел волшебное впечатление на Русалочку. Она совершает первый подвиг ради него. Посмотрите, как показал ….. в своем мультипликационном фильме этот момент. Сравните, так ли вы себе это представляли? (Понравилась ли вам такая интерпретация сказки?)
ВИДЕО
Ответы: Она спасает принца рискуя собственной жизнью. Корабль терпит крушение и русалочка бросается на помощь принцу, не думая, что доски и бревна могут погубить и ее.
Учитель: К Русалочке приходит первая любовь. Она грезит принцем, мечтает вновь его увидеть. Сестры помогают ей в этом, показывают, где его дворец. И Русалочка каждый день приплывает и любуется им издалека.
Ребята, скажите для чего автор вводит в повествование сцену бала в подводном мире перед тем, как Русалочка решает плыть к ведьме?
Ответы: Автор хочет подчеркнуть от чего откажется Русалочка ради принца: она покидает бабушку, отца, сестер, родной дом с роскошью, безмятежную жизнь, расстается с голосом прекрасней которого нет ни в подводном мире, ни в мире людей.
Он показывает это для того, чтобы мы поняли насколько сильной была любовь Русалочки к принцу и как тяжело ей было все это терять.
Учитель: Русалочка совершает подвиги ради любви. Посмотрим сценку, которую нам подготовили Ирина и Настя.
Сценка «Разговор с ведьмой»
Итак, Русалочка соглашается на условия ведьмы и покидает подводный мир навсегда. Она встречается с принцем, он восхищается ее красотой и заинтригован ее немотой. Для него она загадка и напоминает ту, которая его спасла. Он называет ее «немой найденыш с говорящими глазами». Но он слишком обычный человек, слишком земной, он не может разглядеть в ее глазах, что это она его спасительница и принц женится на другой, на той, которая, как ему кажется, спасла его.
Здесь, Андерсен показывает нам любовь родственную. Каким образом ребята?
Ответы: Русалочке помогают сестры. Они отдают ведьме свои роскошные волосы, чтобы избавить ее от смерти и вернуть домой, в подводный мир, чтобы она вновь смогла стать Русалкой. Самоотверженность – вот, что роднит сестер с Русалочкой.
Учитель: Прислушивается ли Русалочка к сестрам, следует ли их совету? Какой последний подвиг совершает Русалочка ради любви к принцу?
Найдите это в тексте. Чтение отрывков.
Учитель: Русалочка не смогла убить принца. Она настолько сильно любит его, что благославляет их союз с женой и решает принять смерть, превратившись в морскую пену.
Но какой подарок автор делает нам читателям в конце сказки?
Ответы: Русалочка не умирает, она становится дочерью воздуха, ее душа обретает бессмертие, на ее глазах впервые мы видим слезы, о которых она говорит на протяжении всей сказки. Слезы умиротворения.
Учитель: Любовь Русалочки – истинная. Почему?
Ответы: ….
Учитель: Андерсен утверждает и воспевает великую силу любви. Он хочет сделать свою Русалочку бессмертной. Русалочке ведома великая сила любви и добра, ей чужды ненависть и злоба. Именно поэтому образ Русалочки так возвышенно благороден, а сказка так нравственна чиста и глубока. Именно поэтому Русалочке, как героине произведения, как символу истинной любви - установлен памятник.
Дома вы поработали творчески и нарисовали иллюстрации к понравившемуся моменту сказки. Я хочу, чтобы вы подарили каждый свой рисунок соседу со словами: «Меня эта сказка научила …. И я хочу, чтобы ты этому тоже научился (чтобы ты это тоже запомнил)»
Учитель: Отметки за урок.
На берегу, где море с сушей Ведёт неспешный разговор О пене волн, бессмертных душах, Такая ширь! Такой простор! Там статуей навек застыла На камне, что волной омыт, Младая дева, и уныло На пену волн она глядит… Надеясь встретиться с любимым, Земные муки приняла. Любовь лишь с подвигом сравнима И с ней – бессмертье обрела.