kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Творчество А. Ахматовой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная: раскрыть своеобразие творческой индивидуальности поэта, его идейные искания; помочь обучающимся определить характерную черту жизненной позиции Анны Ахматовой как личности.

Развивающая: продолжить работу, направленную на развитие монологической речи, выразительного чтения обучающихся, совершенствовать навык анализа лирического стихотворения

Воспитательная: воспитывать уважение к личности человека, средствами произведения.

ТИП УРОКА: комбинированный

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТУДЕНТОВ: фронтальная, индивидуальная

ОСНАЩЕНИЕ  УРОКА: тесты для закрепления знаний по творчеству Блока, Маяковского, Есенина, видеолекция, учебник, сборники стихотворений А.Ахматовой.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, история

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент проверка готовности к уроку, знакомство с целями урока

2. Актуализация прежних знаний

Написание тестовой работы по творчеству Блока, Маяковского, Есенина

  1. Изложение новой темы:
  1. Рассказывает один из студентов:

В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…”.Сам момент рождения уже вводит будущую поэтессу в насыщенную памятью культурную традицию. Сгусток, квинтэссенция легенды! В такой системе координат видит себя Ахматова, и неважно, что дотошные исследователи готовы опровергнуть её родство с золотоордынскими ханами.

Ещё одной его частью станет менее известная линия предков со стороны отца – греческая, черноморская. Воспоминания о сестре отца, самостоятельно приведшей в порт корабль после смерти мужа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Творчество А. Ахматовой" »

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»







ПЛАН – КОНСПЕКТ

урока литературы

с использованием презентационного оборудования

и интерактивной доски





ТЕМА:


«Я была тогда с моим народом,

Там, где мой народ, к несчастью был…»

Творчество А. Ахматовой





Разработчик:

Зуева Нина Александровна, преподаватель русского языка и литературы

ГБПОУ «Кизеловский политехнический техникум»













2015


ЦЕЛИ УРОКА:


Образовательная: раскрыть своеобразие творческой индивидуальности поэта, его идейные искания; помочь обучающимся определить характерную черту жизненной позиции Анны Ахматовой как личности.

Развивающая: продолжить работу, направленную на развитие монологической речи, выразительного чтения обучающихся, совершенствовать навык анализа лирического стихотворения

Воспитательная: воспитывать уважение к личности человека, средствами произведения.


ТИП УРОКА: комбинированный


ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА СТУДЕНТОВ: фронтальная, индивидуальная


ОСНАЩЕНИЕ УРОКА: тесты для закрепления знаний по творчеству Блока, Маяковского, Есенина, видеолекция, учебник, сборники стихотворений А.Ахматовой.


МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык, история


ХОД УРОКА:


1. Организационный момент проверка готовности к уроку, знакомство с целями урока


2. Актуализация прежних знаний

Написание тестовой работы по творчеству Блока, Маяковского, Есенина


  1. Изложение новой темы:

  1. Рассказывает один из студентов:

В одной из автобиографий Ахматова пишет: “Я родилась в один год с Чарли Чаплиным, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней и, кажется, Элиотом. В это лето Париж праздновал столетие падения Бастилии – 1889. В ночь моего рождения справлялась и справляется древняя Иванова ночь – 23 июня…Назвали меня Анной в честь бабушки… Её мать была чингизидкой, татарской княжной Ахматовой…”.Сам момент рождения уже вводит будущую поэтессу в насыщенную памятью культурную традицию. Сгусток, квинтэссенция легенды! В такой системе координат видит себя Ахматова, и неважно, что дотошные исследователи готовы опровергнуть её родство с золотоордынскими ханами.

Ещё одной его частью станет менее известная линия предков со стороны отца – греческая, черноморская. Воспоминания о сестре отца, самостоятельно приведшей в порт корабль после смерти мужа.


  1. Второй студент:

Из более близкого прошлого - Достоевский. Мать Ахматовой в юности была близка к “кружку”, т.е. “Народной воле”; отец был знаком с Достоевским через семейство Философовых, чей сын учился у него в Военно-инженерном училище, которое в своё время закончил сам Достоевский.

Детство шло в Царском Селе, где “зелёное, сырое великолепие парков” было воспето великой русской поэзией. Где “…о чем - то повествовали сотни парковых водопадов, звук кот (орых) сопровождал всю жизнь Пушкина…”.

На лето семья выезжала на дачу под Севастополь, к развалинам древнегреческого Херсонеса, где Аня много бродила одна, ныряла с черных херсонесских скал, которые потом возникнут в поэме “У самого синего моря”.


Писать стихи Анна начала с 11 лет……….


В эти полудетские годы с ней рядом появляется один из главных людей в её жизни – царскосельский гимназист Коля Гумилёв любит её безнадёжно и упорно.

  1. Чтение стихов студентами из сборников «Вечер», «Четки», «Белая стая»

  2. Просмотр отрывка видеолекции Бибигон «Позднее творчество Анны Ахматовой»

  3. Выразительное чтение поэмы «Реквием»

Реквием по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению, поколению, из которого уже к сороковому году мало кто уцелел. Создав "Реквием", Ахматова отслужила панихиду по безвинно осужденным. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.

Эпиграф к поэме написан в 1961году. На протяжении 30 лет своей жизни А. Ахматова постоянно обращалась к поэме «Реквием». Нигде в поэме не звучит мотив возмездия, мести. Страшным обвинением эпохе беззакония и бесчеловечности является вся поэма. Так же она посвящена безвинно погибшим и рассказана как бы в полголоса. Так говорят на похоронах и поминках.


  1. Закрепление полученных знаний

Написание мини-сочинения «Образ матери в поэме А. Ахматовой «Реквием»»


5. Домашнее задание: подготовить иллюстрацию к поэме «Реквием»

ДОПОЛНЕНИЯ К ПЛАНИРОВАНИЮ УРОКА:

Зачитать мини-сочинения

ЛИТЕРАТУРА:

основная Литература: учебник для студ.сред.проф.учеб.заведений/под Обернихиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.


Тестовая работа по творчеству А. Блока, В.Маяковского, С.Есенина

Инструкция:

На выполнение работы отводится 10 минут. Работа состоит 10 тестовых заданий.

К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный. За правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 10. Внимательно читайте задания. Исправления в тексте не допускаются.


Критерии оценок:

«5» - 9 – 10 баллов;

«4» - 7 – 8 баллов

«3» - 6 баллов

«2» - 5 и менее баллов


  1. Укажите верное определение символизма как течения в литературе.

А. одно из течений в искусстве и литературе. Утверждалось как «искусство выражения», противопоставлявшее себя реализму стремлением передать прежде всего личные ощущения художника.

Б. одно из течений в русской литературе. В его художественной системе искусство… рассматривалось как чисто художественной явление, независимое от общественных задач. Главное в художественном творчестве – интуитивное, мистическое прозрение.

В. одно из течений в искусстве и литературе. В его основе – отрицание традиционной культуры, ценностей культурного наследия, урбанизм, бунтарство, экспериментаторство в области словотворчества.

Г. одно из течений в искусстве и литературе. В его основе – провозглашение «победы образа над смыслом». Произведение могло не иметь содержания, но оно должно быть насыщено словесными образами.

  1. Из какого произведения А.А. Блока взяты следующие строки?

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос,

И старый мир, как пес безродный

Стоит за ним, поджавши хвост.

А. «Соловьиный сад»

Б. «Двенадцать»

В. «Незнакомка»

Г. «Балаганчик»

  1. Цветовая символика чрезвычайно значима в поэзии А.А. Блока. Какие цвета символизируют борьбу двух начал в поэме «Двенадцать»?

А. красный и черный

Б. черный и белый

В. белый и красный

Г. белый красный, зеленый

  1. Какое литературное течение возглавил В.В. Маяковский?

А. имажинизм

Б. символизм

В. футуризм

Г. акмеизм

  1. Продолжите строки первого столбика, найдя им соответствия во втором.

А. О, хотя бы еще одно заседание…

1) Значит это кому-нибудь нужно

Б. Послушайте! Ведь, если звезды зажигают -

2) Чтобы умирая, воплотиться в пароходы, строчки и другие долгие дела

В. В наших жилах кровь, а не водица,

Мы идем сквозь револьверный лай..

3) Обожаю всяческую жизнь!

Г. Ненавижу всяческую мертвечину!

4) Относительно искоренения всех заседаний


  1. Какая тема является сюжетнообразующей в поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»?

А. тема революции

Б. тема юношеской любви

В. тема преобразований в деревне

Г. тема крестьянского быта в послереволюционное время

  1. Какая тема является ведущей в книге «Стихи о Прекрасной Даме»?

А. духовное преображение лирического героя

Б. отрицание «страшного мира»

В. тема поэта и поэзии

Г. тема рокового соблазна


  1. Кому посвятил А.Блок «Стихи о Прекрасной Даме»?

А. Л. Брик

Б. Л. Дельмас

В. Л. Менделеевой

Г. Н. Волоховой


  1. Укажите, каково отношение автора к красногвардейцам в поэме «Двенадцать».

А. этот образ олицетворяет разрушительную силу, которую несет в себе революция

Б. этот образ является объектом насмешки автора

В. этот образ соединяет в себе созидающее и разрушительное начала

Г. этот образ воплощает идеальное представление автора о революции


  1. Продолжите строки первого столбика, найдя им соответствия во втором.

А. Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

  1. Я слышу забытое слово Любовь

На забытом, живом языке…

Б. Преломилась излучиной гневная бровь, Зарываются когти в песке…

2) Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

В. И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

  1. Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Г. Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу…

4) И больше нет городового –

Гуляй, ребята, без вина!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Творчество А. Ахматовой"

Автор: Зуева Нина Александровна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211936

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "А.А.Ахматова. Очерк жизни и творчества. Лирика."
    ["seo_title"] => string(50) "a_a_akhmatova_ochierk_zhizni_i_tvorchiestva_lirika"
    ["file_id"] => string(6) "443545"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1512977895"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Урок " А.Ахматова. Основные темы творчества" "
    ["seo_title"] => string(45) "urok-a-akhmatova-osnovnyie-tiemy-tvorchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "137122"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417272953"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Урок литературы в 11 классе "Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой""
    ["seo_title"] => string(93) "urok-litieratury-v-11-klassie-khudozhiestviennoie-svoieobraziie-ranniei-liriki-a-a-akhmatovoi"
    ["file_id"] => string(6) "302466"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457188422"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Исследовательская работа на тему "Концепт "любовь" и его словесное воплощение в индивидуальном стиле Анны Ахматовой и Сергея Есенина""
    ["seo_title"] => string(152) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-kontsiept-liubov-i-iegho-sloviesnoie-voploshchieniie-v-individual-nom-stilie-anny-akhmatovoi-i-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "313268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459445753"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "урок по изучению творчества Ахматовой. Природа в стихах А.А.Ахматовой "
    ["seo_title"] => string(77) "urok-po-izuchieniiu-tvorchiestva-akhmatovoi-priroda-v-stikhakh-a-a-akhmatovoi"
    ["file_id"] => string(6) "101425"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417096"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства