kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по изучению творчества Ахматовой. Природа в стихах А.А.Ахматовой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа является дополнительным материалом при изучении творчества А.А.Ахматовой как в 6 классе, так и в более старших. Вначале рассматриваются биографические данные, далее сведения о творчестве. Основной вопрос - это природа в стихах поэтессы. Учащиеся понимают, что природа сопереживает вместе с поэтом. В работе рассматриваются явления природы в стихах, приведены интересные факты из жизни, связанные с любимыми улолками природы Ахматовой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок по изучению творчества Ахматовой. Природа в стихах А.А.Ахматовой »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шильнебашская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка»

Тукаевский муниципальный район

Республика Татарстан






Природа в стихах А.А.Ахматовой

( к 125- летию со дня рождения А.Ахматовой)















2014

Тезисы

Тема представленной работы - «Природа в стихах А.А.Ахматовой»

Цель исследования: определить роль пейзажа в нескольких стихах А.Ахматовой.

В соответствии с целью ставятся следующие задачи:

  • проанализировать пейзажные зарисовки в стихах,

  • определить роль пейзажных зарисовок

Объектом исследования являются стихи А.Ахматовой.

Предметом исследования является пейзаж как важная составляющая стихов

Приложением к работе является презентация, в которую вошли стихи о природе, а также стихи, связанные с природой. Стихи напечатаны на фоне пейзажа разных времен года.

Название учреждения: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шильнебашская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка» , Тукаевский муниципальный район, Республика Татарстан

Секция: русская литература















Содержание

  1. Введение ……………………………………………………………..4 стр.

  2. 1 глава. Биография А.А.Ахматовой……………………………...4 – 7 стр.

  3. 2 глава. Наблюдения над пейзажем в стихах

А.А.Ахматовой…………………………………………………7 – 10 стр.

  1. Заключение ……………………………………………………….. 10 стр.

  2. Приложение. Презентация

  3. Список использованной литературы ………………………………10 стр.























Введение

Трудно найти поэта, который бы не раскрывал тему природы. Русских поэтов всегда привлекала родная природа, вдохновляющая и трогающая прелестью летнего дня, морозным осенним воздухом, белым бескрайним полотном снегов, звенящими весенними ручьями. Она дорога каждому большому поэту своей «непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много внутренней красоты, раздолья, спокойствия, степенности и величия». Изучая тему «Родная природа в стихах русских поэтов», я пожелала подробнее изучить ее на примере стихов А.А.Ахматовой.

I глава. Биография А. А. Ахматовой

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. Предки Ахматовой по линии матери, по семейному преданию, восходили к татарскому хану Ахмату (отсюда псевдоним). Отец инженер-механик на флоте, эпизодически занимался журналистикой. Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Ее первые воспоминания - царскосельские: " Зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал". Каждое лето проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты. Читать училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она тоже начала говорить по-французски. Первое стихотворение Ахматова написала, когда ей было одиннадцать лет. Училась Анна в Царскосельской женской гимназии, сначала плохо, потом гораздо лучше, но всегда неохотно. В Царском Селе в 1903 году познакомилась с Н. С. Гумилевым и стала постоянным адресатом его стихотворений. В 1905 году после развода родителей переехала в Евпаторию. Последний класс проходила в Фундуклеевской гимназии в Киеве, которую и окончила в 1907 году. В 1908-10 годах училась на юридическом отделении Киевских высших женских курсов. Затем посещала женские историко-литературные курсы Н. П. Раева в Петербурге (начало 1910-х гг.).

Весной 1910 года после нескольких отказов Ахматова согласилась стать женой Н.С.Гумилева. В 1910 по 1916 год жила у него в Царском Селе, на лето выезжала в имение Гумилевых Слепнево в Тверской губернии. В медовый месяц совершила первое путешествие за границу, в Париж. Вторично побывала там весной 1911. Весной 1912 Гумилевы путешествовали по Италии; в сентябре родился их сын Лев (Л. Н. Гумилев). В 1918, разведясь с Гумилевым (фактически брак распался в 1914), Ахматова вышла замуж за ассириолога и поэта В. К. Шилейко.

Сочиняя стихи с 11 лет, и печатаясь с 18 лет (первая публикация в издававшемся Гумилевым в Париже журнале "Сириус", 1907), Ахматова впервые огласила свои опыты перед авторитетной аудиторией (Иванов, М. А. Кузмин) летом 1910. Отстаивая с самого начала семейной жизни духовную самостоятельность, она делает попытку напечататься без помощи Гумилева, осенью 1910 посылает стихи в "Русскую мысль" В. Я. Брюсову, спрашивая, стоит ли ей заниматься поэзией, затем отдает стихи в журналы "Gaudeamus", "Всеобщий журнал", "Аполлон", которые, в отличие от Брюсова, их публикуют. По возвращении Гумилева из африканской поездки (март 1911) Ахматова читает ему все сочиненное за зиму и впервые получает полное одобрение своим литературным опытам. С этого времени она становится профессиональным литератором. Вышедший год спустя ее сборник "Вечер" обрел весьма скорый успех. В том же 1912 участники недавно образованного "Цеха поэтов", секретарем которого избрали Ахматову, объявляют о возникновении поэтической школы акмеизма. Под знаком растущей столичной славы протекает жизнь Ахматовой в 1913 году: она выступает перед многолюдной аудиторией на Высших женских (Бестужевских) курсах, ее портреты пишут художники, к ней обращают стихотворные послания поэты (в том числе А.А.Блок, что породило легенду об их тайном романе). Возникают новые более или менее продолжительные интимные привязанности Ахматовой к поэту и критику Н. В. Недоброво, к композитору А. С. Лурье и др. В 1914 выходит второй сборник "Четки" (переиздавался около 10 раз), принесший ей всероссийскую славу, породивший многочисленные подражания, утвердивший в литературном сознании понятие "ахматовской строки". Летом 1914 Ахматова пишет поэму "У самого моря", восходящую к детским переживаниям во время летних выездов в Херсонес под Севастополем.

С началом Первой мировой войны Ахматова резко ограничивает свою публичную жизнь. В это время она страдает от туберкулеза, болезни, долго не отпускавшей ее. Углубленное чтение классики (А. С. Пушкин, Е. А. Баратынский, Расин и др.) сказывается на ее поэтической манере. Проницательная критика угадывает в ее сборнике "Белая стая" (1917) нарастающее "ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической" (Б. М. Эйхенбаум).

Первые послереволюционные годы в жизни Ахматовой отмечены лишениями и полным отдалением от литературной среды, но осенью 1921 после смерти Блока, расстрела Гумилева она, расставшись с Шилейко, возвращается к активной деятельности, участвует в литературных вечерах, в работе писательских организаций, публикуется в периодике. В том же году выходят два ее сборника "Подорожник" и "Anno Domini. MCMXXI". В 1922 на полтора десятка лет Ахматова соединяет свою судьбу с искусствоведом Н. Н. Пуниным.

В последнее десятилетие жизни Ахматовой ее стихи постепенно, преодолевая сопротивление партийных бюрократов, боязливость редакторов, приходят к новому поколению читателей. В 1965 издан итоговый сборник "Бег времени". На закате дней Ахматовой было позволено принять итальянскую литературную премию Этна-Таормина (1964) и звание почетного доктора Оксфордского университета (1965). 5 марта 1966 года в Домодедово (под Москвой) Анна Андреевна Ахматова скончалась. Сам факт существования Ахматовой был определяющим моментом в духовной жизни многих людей, а ее смерть означала обрыв последней живой связи с ушедшей эпохой. 

2 глава. Наблюдения над пейзажем в стихах А.А.Ахматовой

     Не случайно мною изучена подробно биография поэтессы. Она оказала существенное влияние на характер стихов, в частности тех, где Ахматова описывает пейзаж. Русская природа в лирике Ахматовой описана с удивительной нежностью и любовью. Для героя произведений А.Ахматовой любовь к природе родного края неотделима от чувства любви к Родине-России в целом. Мною просмотрено около 30 стихов поэтессы, и ни одно из них не посвящено только природе. Природу А.Ахматова любила в любое время года: зимой и летом, осенью и весной. Поэтесса была очень наблюдательной. Из биографии узнала, что Ахматова жила в Ленинграде и неподалеку от него - в Павловске, Царском селе, Комарове, любила сады и парки тех мест, Неву. Но в детстве она подолгу жила в Крыму - около Севастополя и в Евпатории - и сама говорила, что море и Херсонес - самые яркие впечатления детства. В поэме "У самого моря" она пишет, что была тогда "дерзкой, злой и веселой", дружила с рыбаками, бродила до поздней ночи за городом, уплывала в море к плоскому камню, за версту от земли. Чайки, рыбы были ее друзьями, она не боялась ни гадюк в камышах, ни сколопендр на камнях. У нее был зоркий взгляд и редкая память:

Как журавли курлыкают в небе, 
Как беспокойно трещат цикады, 
Как о печали поет солдатка, 
Все я запомнила чутким слухом.

Ахматова разговаривает с животными:

Сверкнули два зеленых изумруда, 
И кот мяукнул. Ну, идем домой!

Ива, дерево русалок,
Не мешай мне на пути!
В снежных ветках черных галок,
Черных галок приюти.

    Самое искреннее сочувствие звучит в ее стихах, когда она говорит о весенних почках, убитых жестокими заморозками, о гниющих из-за непрерывных дождей плодах, об одиноком дереве: "И как будто отбывшая срок ковылявшая в поле береза". Больно переживает она гибель любимого дерева: "Там пень торчит... И я молчу, как будто умер брат". Даже к сорной траве она относится с сочувствием:

На коленях в огороде 
Лебеду полю. Вырываю и бросаю - 
Пусть простит меня... 
Все сильнее запах теплый 
Мертвой лебеды. 
...Будет камень вместо хлеба 
Мне наградой злой.

Перечитывая стихи Анны Андреевны Ахматовой, великой, на мой взгляд, поэтессы, выбраны строчки о различных явлениях природы.

Небо, ветер, облака

Осень, весна

Деревья, вода

Солнце

Растения, цветы

Высоко в небе облачко серело, 
Как беличья расстеленная шкурка. 


Заплаканная осень, как вдова
В одеждах черных


тишайший снег

Он весь сверкает и хрустит

Обледенелый сад

солнца бледный тусклый лик


И крапива запахла, как розы, но только сильней

И прохладный ветер нежит


Там за пестрою оградой,
У задумчивой воды

Осень смуглая в подоле
Красных листьев принесла


Сосен дрогнули верхушки.


Склонился тусклый мёртвый лик
К немому сну полей


Я лилий нарвала прекрасных и душистых,

Стыдливо-замкнутых, как дев невинных рой

Изумрудною стала вода замутненных каналов,

Небывалая осень построила купол высокий


И чернеющие ветки


Желтый луч упал в траву


Я лопухи любила и крапиву

Но больше всех серебряную иву

Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых

Как зеркало в тот день Нева лежала,

Закатом раскалившись докрасна

В ярких водах голубой реки

Под плотным снегом отдыхает луг

Как низко солнце стало над горой...

Сладок запах синих виноградин...
Дразнит опьяняющая даль


Тонкий воздух, свежий ветер


Еще весна таинственная млела

Шумят деревья весело-сухие


Между ягод сети-паутинки,
Гибких лоз стволы еще тонки

Облака плывут, как льдинки, льдинки


И озеро глубокое синело



И теплый ветер нежен и упруг






Блуждал прозрачный ветер по горам





И вот сегодня снова жаркий вечер...





Заключение

Выписанные цитаты доказывают, что Анна Ахматова использует чаще в стихах такие художественно – выразительные средства, как олицетворение, сравнение, эпитет, метафора. Природа грустит вместе с поэтессой. Много стихов о весне и осени. Любовь к родной земле Ахматова пронесла через всю свою жизнь. Это чувство было одним из главных источников ее удивительной стойкости и "тайной силы". Сейчас, когда мы начинаем понимать, « что сами - лишь часть природы, что, разрушая ее, мы разрушаем себя, эта сторона творчества Ахматовой становится нам все ближе».
   Использованная литература

  1. http://rupoem.ru/axmatova/all.aspx

  2. Ахматова А. Соч.: В 2 т. - М., 1986

  3. Добин Е. С. Поэзия Анны Ахматовой. Облик поэта. –М., 2000

  4. Жирмунский В. М. Творчество Анны Ахматовой. –М.: Аксиома, 1996

  5. Павловский А. И. Анна Ахматова. Жизнь и творчество: книга для учителя. –М.: Просвещение, 1991.





5




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
урок по изучению творчества Ахматовой. Природа в стихах А.А.Ахматовой

Автор: Суханова Ираида Ивановна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства