kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы в 11 классе "Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой

 

Тип урока: комбинированный

 

Оборудование: мультимедийное

 

Методические цели:

- познакомить учащихся с жизнью и ранним творчеством  А.А.Ахматовой;  

- раскрыть художественное своеобразие ранней лирики поэтессы посредством исследовательской деятельности обучающихся через сопоставление с другими жанрами литературы и видами искусств;

- помочь учащимся услышать своеобразие авторского голоса;

- определить основную тему раннего периода творчества Ахматовой;

- проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар;

- показать значение ее творчества для последующих поколений

 

 Дидактические задачи:

- знать содержание стихотворений: «Читая «Гамлета»», «Три раза пытать

приходила …», «Песня последней встречи»;

- знать литературоведческие термины;

- уметь анализировать поэтические произведения;

- уметь выразительно читать;

- уметь аргументированно и логически строить свои высказывания;

- совершенствовать монологическую речь;

- отработать  навыки исследовательской деятельности обучающихся

 

Технологии:

  1. < >< >

    Проектное обучение

    Методы обучения:

  2. Методы формированиясознания и личностных смыслов:

  3. словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  4. работа с информацией (научная и художественная литература, Интернет);

  5. методы примера ( осмысление ).

  6. Методы организации познавательной деятельности:

  7. методы организации учебной работы ( самостоятельная работа, работа с книгой, наблюдение);

  8. методы познавательной деятельности:репродуктивные ( по алгоритму, пересказ); проблемно-исследовательские (теоретический анализ);

  9. отражающие логический путь познания( анализ, сравнение, обобщение);

  10. методы управления (направляющие вопросы, поддержка).

  11. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:

  12. методы эмоционального воздействия: создание ситуации новизны, увлеченностипоиском неизвестного.

         IУ. Методы контроля эффективности образовательного процесса:

  13. опрос ( устный, индивидуальный, фронтальный);

  14. методы оценивания ( балльный, рейтинговый ).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой"»











Тема:


Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой
















Исполнитель: Чернышева Ирина Петровна

МБОУ СОШ № 4
















- 2014 –



Тема: Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой


Тип урока: комбинированный


Оборудование: мультимедийное


Методические цели:

- познакомить учащихся с жизнью и ранним творчеством А.А.Ахматовой;

- раскрыть художественное своеобразие ранней лирики поэтессы посредством исследовательской деятельности обучающихся через сопоставление с другими жанрами литературы и видами искусств;

- помочь учащимся услышать своеобразие авторского голоса;

- определить основную тему раннего периода творчества Ахматовой;

- проникнуть в поэтический мир юной Ахматовой и осознать ее пророческий дар;

- показать значение ее творчества для последующих поколений


Дидактические задачи:

- знать содержание стихотворений: «Читая «Гамлета»», «Три раза пытать

приходила …», «Песня последней встречи»;

- знать литературоведческие термины;

- уметь анализировать поэтические произведения;

- уметь выразительно читать;

- уметь аргументированно и логически строить свои высказывания;

- совершенствовать монологическую речь;

- отработать навыки исследовательской деятельности обучающихся


Технологии:

  1. Проблемно-исследовательские

  2. Коммуникативные

  3. Проектное обучение


Методы обучения:

  1. Методы формирования сознания и личностных смыслов:

  1. словесные (рассказ, объяснение, беседа);

  2. работа с информацией (научная и художественная литература, Интернет);

  3. методы примера ( осмысление ).

  1. Методы организации познавательной деятельности:

  1. методы организации учебной работы ( самостоятельная работа, работа с книгой, наблюдение);

  2. методы познавательной деятельности: репродуктивные ( по алгоритму, пересказ); проблемно-исследовательские (теоретический анализ);

  3. отражающие логический путь познания ( анализ, сравнение, обобщение);

  4. методы управления (направляющие вопросы, поддержка).

  1. Методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности:

  1. методы эмоционального воздействия: создание ситуации новизны, увлеченности поиском неизвестного.

IУ. Методы контроля эффективности образовательного процесса:

  1. опрос ( устный, индивидуальный, фронтальный);

  2. методы оценивания ( балльный, рейтинговый ).






































Ход урока


  1. Предкоммуникативная единица урока

Учитель


Называет тему урока и сообщает цели:


Творчество Анны Ахматовой всегда привлекало читателей своей повышенной эмоциональностью, внутренней музыкальностью, неповторимым авторским голосом. Сегодня на уроке мы послушаем сообщения ваших товарищей, которые занимались исследованием жизни, изучением раннего творчества поэтессы; послушаем выразительное чтение избранных стихотворений Анны Андреевны, проведем сопоставительный анализ стихотворения Ахматовой «Три раза пытать приходила» с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь», а также проанализируем следующие стихотворения: «Читая «Гамлета»», «Песня последней встречи.» и сопоставим данные произведения с другими литературными жанрами и видами искусства.

В конце урока мы должны с вами ответить на главный вопрос: Что необычного и привлекательного вы находите в раннем творчестве А.А.Ахматовой?


Мастерство Анны Андреевны Ахматовой было признано почти сразу же после выхода ее первого поэтического сборника «Вечер». Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевное состояние человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, - с так называемым «серебряным веком» русской художественной культуры.

(актуализация через беседу)

Вопрос:

Что вы знаете о «серебряном веке» русской художественной культуры?




Вопрос:

Каковы рамки этого переходного периода в русской культуре?


Началом какой эпохи стал Серебряный век?


Что вы знаете о символизме и акмеизме?











Учитель:

Впервые появлявшиеся в печати поэты стремились перещеголять соперников изысканностью речи. А. Блок в своей известной статье «Без божества и вдохновенья», подвергнув критике акмеизм, последователи которого, по его мнению, не внесли в литературу ничего нового, сделал исключение лишь для А. Ахматовой, которая в 1910 году, когда обнаружился кризис символизма, «сделалась акмеисткой». В этот период ее поэзия заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслевыражения. Было ясно, что у молодого поэта свой голос, своя интонация и свои образы.

Учитель:

Прежде чем приступить к анализу раннего творчества Анны Андреевны, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?


Вопрос:

Какие автобиографические факты и события жизни Ахматовой, на ваш взгляд, способствовали становлению Ахматовой как поэта?




Вопрос:

На какие периоды исследователь М.Кралин разделил жизнь Анны Ахматовой?



___________________________________________

Освоение и осмысление содержания произведений



2. Коммуникативная единица урока


Учитель

На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на первом из них: 1912-1922гг.

Давайте познакомимся с проведенным вами исследованием художественного своеобразия стихотворения «Читая «Гамлета»». Прочитаем его выразительно.















Учитель:


Произведения каких авторов вы вспомнили, прослушав это стихотворение?


Учитель:

Давайте с вами перечитаем стихотворение Юрия Живаго «Гамлет» из романа Бориса Пастернака.


ГАМЛЕТ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить - не поле перейти.


Вопрос:

Что, на ваш взгляд, объединяет это стихотворение с произведением Анны Ахматовой?




Докажите свою точку зрения














Учитель:

Вернемся к стихотворению Ахматовой «Читая «Гамлета»». Представьте себе, что вы снимаете кино по сюжету данного стихотворения. Что и в какой последовательности вы будете снимать?


Как вы думаете, какое отношение имеют данные предметы к трагедии Шекспира?




Какую роль отводит данным предметам А.Ахматова в своем стихотворении «Читая «Гамлета»»? Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на 2 группы, каждая из которых должна в течение 7-10 минут подготовить анализ этого стихотворения по предложенному плану:


1.Близость к одному из литературных

жанров и видов искусства.

2. Время действия.

3. Место действия.

4. Герои.

5. Мысли, чувства, вызванные всем строем

произведения.

6. Художественные детали (конкретные и

обобщенные).

7. Роль и место монолога (диалога).





Время истекло, послушаем выступление

1 группы




































Послушаем выступление 2 группы
















































Теперь лидер каждой группы должен дать самооценку проведенному анализу своей группы, а также высказать мнение о работе другой группы.

Представители каждой группы должны дать аргументированные доказательства.

















Желает ли кто-нибудь еще задать вопросы своим оппонентам?






Итак, запишем в литературных тетрадях, что стихотворение «Читая «Гамлета»» несет в себе кинематографический отпечаток. Это первая жанровая особенность, которую мы с вами обнаружили в одном из произведений раннего периода творчества Анны Андреевны.

___________________________________________

Учитель:

Ребята, вы заметили, сколько таинства и естества содержится в ранней лирике Анны Андреевны. Сейчас мы продолжим работу еще над одним из ее стихотворений «Три раза пытать приходила», которое поэтесса написала 16 февраля 1911 года в Царском Селе.


Послушаем выразительное чтение этого стихотворения.


















Учитель:

Сейчас мы прослушаем исследование заранее подготовленного дома ученика, в процессе выступления постарайтесь записать в тетрадях вопросы, которые вам будет интересно задать нашему исследователю.


























Вы прослушали выступление товарища. Кто из вас хочет высказать свое мнение?








Вспомним, что такое баллада?









Учитель:


Какие баллады и каких авторов вам известны?





Послушаем выразительное чтение перевода баллады И.В.Гете «Лесной царь».




































Вопрос:

  1. Сравним сюжеты предложенных произведений.
















2. Что общего в данных сюжетах?



3. Какое основное чувство объединяет оба

произведения?



4. Обратите внимание на особенности лексики произведений. Выпишите слова, в которых наиболее ярко, на ваш взгляд, выражены эти чувства.



5. Что объединяет произведение Ахматовой с балладой Жуковского?


Таким образом, в результате проделанной работы мы с вами доказали, что стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Три раза пытать приходила» по жанру близко к романтической балладе (запись в тетрадях).

___________________________________________

Учитель:

7 ноября 1911года… по заведенному обычаю Анна Андреевна в один из вечеров на «Башне» Вячеслава Иванова прочитала одно из своих стихотворений, которое вновь у посетителей вызвало бурю эмоций. Это была «Песня последней встречи».

Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения.















Учитель:

Предоставим слово следующему исследователю творчества поэтессы, который познакомит нас со своей работой.













































Вопрос к классу.

К какому жанру близко стихотворение «Песня последней встречи»



Что такое новелла?






Какие средства выразительности

Ахматова использует в

стихотворении?





С какой целью поэт использует данные языковые средства художественной выразительности?




Таким образом, в результате проделанной работы мы с вами вновь доказали, что стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Песня последней встречи» по жанру близко новелле (запись в тетрадях).





  1. Посткоммуникативная единица урока


Заключительный этап урока:



В заключении нашей плодотворной работы вернемся к главному вопросу урока:

«Что необычного и привлекательного

находите в раннем творчестве

А.А.Ахматовой?












Вопросы классу:


1. Какая тема объединяет все рассмотренные нами на уроке стихотворения, относящиеся к раннему творческому периоду А.Ахматовой?


2. Какие чувства испытывает лирическая героиня Ахматовой в этих произведениях?


3. Чем отличается лирическая героиня Ахматовой от уже известных вам?







4. Какую роль играют детали и подтекст в ранних стихотворениях Анны Андреевны?










Оценивание учеников учителем и учащимися:


Как вы считаете, ребята, кто лучше всего сегодня подготовил выразительное чтение произведений Анны Андреевны?



Оценивание ответов учащихся, проведенных исследовательских работ.



Заключительное слово учителя:

Значение творчества Анны Андреевны Ахматовой состоит прежде всего в том, что она подняла русскую психологическую лирику на новую высоту.

Корней Иванович Чуковский писал: «Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Ее стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущенности, и вы получите стихотворение Ахматовой».

Многие критики упрекали автора в погруженности в мир интимных переживаний, в оторванности от потока времени. При этом многим современникам, анализирующим раннее творчество, удалось услышать в голосе молодой поэтессы яркую индивидуальность – свою собственную манеру.


Домашнее задание:


Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем:

  1. Как в рассмотренных нами стихотворениях отразились главные особенности ранней лирики А. Ахматовой?

  2. Какова, на ваш взгляд, лирическая героиня в поэзии юной Ахматовой?

  3. Каково значение детали в ранней лирике А.А.Ахматовой?












































Ответ ученика:


Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ-ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Он явился, по мнению многих литературных критиков, продолжением «золотого века» русской классической литературы.


Ответ:

Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Но многие ученые, критики, литературоведы считают, что Серебряный век начался в 10-ые годы ХХ века, а закончился с началом Гражданской войны.


Серебряный век стал началом модернистской эпохи, временем расцвета символизма и акмеизма.


Русский символизм родился в первой половине 1890-х годов. Основателем его стал молодой литератор Д.С.Мережковский. Новое искусство было призвано опровергнуть материализм. Главное его свойство не было точно определено. Сам Мережковский считал главным предметом этого направления мистическое содержание.


Акмеизм – в переводе с греческого означает «высшая степень чего-либо, вершина, расцвет, цветущая пора»- это они провозгласили своими главными принципами:

- освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

- стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности;

- обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

- поэтизация мира первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека.

Так назвали свое направление поэты, объединившиеся в 1911 году в Цех поэтов. Возглавляли кружок «два синдика» мастера (как в средневековых ремесленнических цехах) – Николай Гумилев и Сергей Городецкий.






















Ответ:


Ее окружали талантливые люди: поэты А.Блок, О.Мандельштам, Н.Гумилев (ее муж). Она получила хорошее образование: окончила юридический факультет высших женских курсов в Киеве. В Петербурге училась на высших литературных курсах Раева. С 5 лет говорила по-французски, в 11 лет написала первое стихотворение. Ее жизнь была очень активной и насыщенной.

Ответ :

М.Кралин разделил жизнь Ахматовой на 3 периода: 1 – «блистательный пролог» (1912-1922); 2 – трагическая центральная часть (1923-1955); 3 – «победа моя над судьбой» (1956-1966).



___________________________________________



Чтение ученика


Читая «Гамлета»

1.

У кладбища направо пылил пустырь,

А за ним голубела река.

Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь

Или замуж за дурака..."

Принцы только такое всегда говорят,

Но я эту запомнила речь,-

Пусть струится она сто веков подряд

Горностаевой мантией с плеч.

2.

И как будто по ошибке

Я сказала: "Ты..."

Озарила тень улыбки

Милые черты.

От подобных оговорок

Всякий вспыхнет взор...

Я люблю тебя, как сорок

Ласковых сестер.





Ответ:


Трагедию В.Шекспира «Гамлет», потому что в названии стихотворения указано имя лирического героя трагедии Шекспира.

Другой вариант ответа – стихотворение «Гамлет»

Юрия Живаго из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго».

























Ответ:

1. В названии обоих стихотворений упоминается имя шекспировского героя трагедии «Гамлет».


2. Тема одиночества, предчувствие трагедии являются главными в обоих произведениях.


Ответ:

В стихотворении Ахматовой лирическая героиня пребывает в преддверии разлуки с любимым человеком, она одинока, чувствует себя отверженной, нелюбимой, нежеланной.

В стихотворении Юрия Живаго Гамлет - главный герой, также одинок. «Я один, все тонет в фарисействе…» У его героя к концу стихотворения возникает ассоциация: жизнь/смерть («…Что случится на моем веку»; «Жизнь прожить — не поле перейти»), которые сливаются воедино, как и у Ахматовой.


Ответ:

Я считаю, что важными являются следующие предметы: кладбище, пустырь, река, монастырь;

затем лирические герои: он и она сначала ссорятся, затем героиня признается в любви.



В трагедии В.Шекспира Офелия утонет в реке, в 5 акте трагедии веселый могильщик готовит ей место на кладбище, рассуждая о том, что похоронить ее нужно было на пустыре.




















Выступление 1 группы:


Как и шекспировские герои, ахматовские Он и Она в преддверии разлуки. В стихотворении звучит тема вечной любви, вечной трагедии. Включение реплик в стихотворный текст делает его более реальным.

Всё это можно представить себе в виде фрагмента из немого кино. Сценарий выглядел бы так.

Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся» века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся, подобно мантиям. Притяжение и отталкивание.

Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким, лёгким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговорённость, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчёркивает несоответствие конкретного предметного мира («кладбище», «река», «пустырь») отвлечённым, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «всякий вспыхнет взор», «сорок ласковых сестёр»). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински оксюмороном: светлая печаль.


Выступление 2 группы:


По нашему мнению, стихотворение написано в жанре элегии, так как наполнено грустью, чувством приближения разлуки с любимым человеком, философскими размышлениями.

Время действия обозначено автором нечетко, непонятно, днем ли, ночью или вечером происходят описываемые события.

Место действия автор выбирает, нам думается, загадочное: «У кладбища направо пылил пустырь, а за ним голубела река…» для того, чтобы внести некую недосказанность, непонимание всего происходящего, а может быть, и для того чтобы читатель задумался над смыслом жизни.

Лирических героев двое: мужчина и женщина, но слышна речь только ее, которая запомнила его навсегда.

Говоря о чувствах и мыслях героев, автор своеобразно строит свое стихотворение композиционно: делит его на 2 части, и это помогает разобраться в чувствах. В первой части содержатся сложные предложения, прямая речь, а во 2 части, благодаря поэтическому синтаксису, речь будто обрывается, героиня волнуется и с придыханиям вновь признается ему в вечной любви, удачно использует и гиперболу в заключительной фразе стихотворения «я люблю тебя, как сорок ласковых сестер».

Рассказывая о своих переживаниях, поэтесса мастерски обрамляет свое произведение художественными средствами, хотя их немного, но смысл и суть их очень весомы, например: «…речь, - пусть струится она сто веков подряд горностаевой мантией с плеч» -так удачно она характеризует свою речь, используя развернутую метафору.

Использование монолога помогает справиться героине с одиночеством, с трагедией любви. В монологе с собою она будто пребывает в гармонии и пытается себя успокоить.

Предполагаемые ответы:

1 группа

Анализ стихотворения в нашей группе представляет собой небольшое истолкование, композиционно соответствующее заданному плану. Коллегиальное мнение группы таково: стихотворение схоже с таким видом искусства как кино. Посредством изображения определенных предметов, которые несут основную смысловую нагрузку, можно снять немое черно-белое кино, но автору важен голубой цвет (цвет надежды), так как поэтесса все равно не сломлена и не сдается перед трудностями.

Нам кажется, что мы сумели правильно найти ассоциации, а также близость к определенному виду искусства, чего нельзя сказать о 2 группе, потому что ребята, на наш взгляд, не совсем сумели разобраться с жанром данного произведения, посчитав его элегией, хотя этому они дают свое объяснение. В целом работа обоих групп является правильной и разнообразной.

2 группа

Мы считаем, что это действительно элегия и полноценно доказали свое мнение и видение на этот счет. Наш анализ дан в единстве формы и содержания, который охватывает все параметры, данные нам учителем для анализа стихотворения.

Анализ же 1 группы считаем тоже очень незаурядным, интересным, насыщенным. Считаем, что обе группы справились с предложенным заданием.

.






________________________________________






Выразительное чтение исследователя


Три раза пытать приходила…


Три раза пытать приходила.

Я с криком тоски просыпалась

И видела тонкие руки

И темный насмешливый рот.

«Ты с кем на заре целовалась,

Клялась, что погибнешь в разлуке,

И жгучую радость таила,

Рыдая у черных ворот?

Кого ты на смерть проводила,

Тот скоро, о, скоро умрет».

Был голос как крик ястребиный,

Но странно на чей-то похожий.

Все тело мое изгибалось,

Почувствовав смертную дрожь,

И плотная сеть паутины

Упала, окутала ложе...

О, ты не напрасно смеялась,

Моя непрощённая ложь!


Выступление исследователя:

Это стихотворение по жанру очень близко к балладам Жуковского. Сновидение, в котором есть всё: и гибельное предчувствие, и пророчество, и голос совести, и ощущение несвободы. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога. В конце, как и следует, неожиданное пробуждение: оказывается, голос пророчащий беду самой героине и её возлюбленному, - голос её совести, её двойник.

Здесь не два героя, как обычно у Ахматовой, а три: героиня, её двойник-совесть и тот, кого она проводила.

Интересно, что в связи с этим конфликт не внешний (между мужчиной и женщиной), а внутренний, между героиней и её душой. Нелестна самохарактеристика: «тонкие руки», «тёмный насмешливый рот», голос «как крик ястребиный». Нелестна и оценка поведения: «пытать приходила», «смеялась». Оттого и находятся рядом несовместимые, антонимичные слова: «жгучая радость» - «рыдая», «смерть»; «смеялась» - «смертная дрожь».

Повествование озвучено, что дополняет романтический фон, «криком тоски», рыданием, ястребиным криком, смехом.


Ответ:

Я думаю, анализ стихотворения был полноценным, интересным. Однако выступающий не обратил внимания еще на одну художественную деталь: «плотная сеть паутины», которая, на мой взгляд, несет важную смысловую нагрузку: передает чувство страха, неопределенности, безысходности.


Ответ:

Баллада - это лироэпическое произведение, в основе которого лежит какой - то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим и фантастическим событиям. В.Г.Белинский писал, что «в балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...».

Ответ:

Баллады А.Жуковского: «Светлана», «Людмила», «Ундина», «Лесной царь», «Роланд-оруженосец», «Перчатка», «Рыбак», «Кубок» и др.

Лесной царь

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.

"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?"
"Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой".
"О нет, то белеет туман над водой".

"Дитя, оглянися, младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои".

"Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит".
"О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы".

"Ко мне, мой младенец: в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять".

"Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей".
"О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне".

"Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой".
"Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".

Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.


Перевод - В. А. Жуковского

Ответ первого ученика:

1. Баллада «Лесной царь» повествует о гибели ребёнка, измученного болезнью и страхом. Малютка гибнет не только от болезни, которая его мучает. В бреду он видит Лесного царя, слышит его речи, он испуган. Умирающий ребёнок представляет себе героев народных преданий. Страх перед неведомым может погубить. Грустная и драматическая история, какими обычно являлись баллады.

Ответ второго ученика: Сюжет стихотворения А.Ахматовой развивается в форме диалога героини с ее совестью: сновидение, пророчество гибели возлюбленному героини, пробуждение.

2. Диалог героини с совестью, диалог дитя с Лесным царем, фантастическое событие, пророчество гибели.

3. Чувство страха, тревоги, предчувствие гибели.

4. У Жуковского: издрогнув, тяжко дышать, душно, младенец тоскует, кричит.

У Ахматовой: тоска, погибнешь, смерть, смертная дрожь, он умрет.

5. Быстрая смена событий. Такое построение называется фрагментарным. Благодаря ему события в произведении окутаны какой-то тайной. Тема смерти, предчувствие гибели.





________________________________________







Ученик:

Песня последней встречи

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: "Со мною умри!

Я обманут моей унылой

Переменчивой, злой судьбой".

Я ответила: "Милый, милый -

И я тоже. Умру с тобой!"

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.


Выступление исследователя:

По мнению многих мемуаристов именно это стихотворение сделало Анну Ахматову известной.

Стихотворение названо песней, хотя в нем гораздо больше от новеллы. По уровню драматизма в нем есть что-то неуловимо бунинское. Правда, это женский вариант драмы. Естественно, не хватает реалий жизни, подробностей. Есть только сюжет и ощущение трагедии. Если попытаться реконструировать «историю любви», получится ёще одна новелла для сборника «Тёмные аллеи», герои которой – Он, Она. Выражаясь по - ахматовски, нелюбовь, «невстреча», разрыв.

Место действия – город. Фигурируют в основном конкретные детали – лёгкие шаги, ступени, клёны, знаменитая ахматовская «перчатка с левой руки», спальня, свечи. Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, отодвинуть его, заменить горькие, только что прожитые мгновения простыми, привычными, земными, знакомыми вещами. Но это невозможно, и один-единственный отвлечённый образ – «шепот осенний», обманутый злой судьбой, - захватывает и властно увлекает за собой. Куда? Опять в небытие. Там забытье, там спасенье. Там уход. Уход от живого, чувствующего, близкого, любимого существа к бестелесному, бесплотному, абстрактному. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадёжности, отстранённости, равнодушия, состояния душевного бесчувствия – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира чужих людей и диалог с миром природы.

Время действия вполне конкретно – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия.

Цветовая гамма определена: это равнодушно-желтый оттенок, присутствующий в деталях шепот осенний, горящие в доме свечи.


Ответ

Стихотворение названо песней, но по жанру близко к новелле.


Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа.


Автор удачно подбирает метафоры: «грудь холодела»; «горели свечи равнодушно-желтым огнем»; олицетворение: «кленов шепот осенний»; умело использует эпитеты: «злой судьбой», «темный дом», «шаги легки».

Данные незамысловатые слова глубоко раскрывают душевное переживание героини, ощущение драмы, безнадежности, одиночества и пустоты.













Ответы учащихся:


1. Исследованные нами стихи, принадлежащие ранней лирике Ахматовой, имеют особую разговорную манеру, внутреннюю музыкальность, новеллистичность, сюжетность, исповедальность.


2. Проанализированные нами стихи поэтессы действительно близки к другим литературным жанрам: балладе, новелле, песне, а также жанру искусства – кино.


3. Основными средствами выразительности в раннем творчестве Ахматовой являются: психологическая деталь и подтекст. Она не описывает состояние души, деталь передает ее состояние лучше, чем слова. Она не говорит прямо о чувствах, но мы о них догадываемся.


Ответы учеников:


  1. Тема неразделенной, несчастной любви.





  1. Предчувствие гибели, трагедия любви.




  1. Ее героиня брошенная, несчастная, измученная ревностью женщина. Она чаще корит себя, чем впадает в гнев, чаще прощает, чем обвиняет, чаще молится, чем плачет. Ее героинь часто сравнивали литературные критики с монахинями.


  1. В стихотворениях Ахматовой на детали и подтекст ложится основная смысловая нагрузка. Это вещи, предметы, различные явления, состояние души лирической героини, через чувства которой и выражается авторская позиция поэтессы (перчатка с левой руки; свечи, горящие равнодушно-желтым огнем, ястребиный крик, плотная сеть паутины).






Мнение учащихся…














































17



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок литературы в 11 классе "Художественное своеобразие ранней лирики А.А.Ахматовой"

Автор: Чернышева Ирина Петровна

Дата: 05.03.2016

Номер свидетельства: 302466


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства