Предкоммуникативная единица урока Учитель Называет тему урока и сообщает цели: Творчество Анны Ахматовой всегда привлекало читателей своей повышенной эмоциональностью, внутренней музыкальностью, неповторимым авторским голосом. Сегодня на уроке мы послушаем сообщения ваших товарищей, которые занимались исследованием жизни, изучением раннего творчества поэтессы; послушаем выразительное чтение избранных стихотворений Анны Андреевны, проведем сопоставительный анализ стихотворения Ахматовой «Три раза пытать приходила» с балладой В.А.Жуковского «Лесной царь», а также проанализируем следующие стихотворения: «Читая «Гамлета»», «Песня последней встречи.» и сопоставим данные произведения с другими литературными жанрами и видами искусства. В конце урока мы должны с вами ответить на главный вопрос: Что необычного и привлекательного вы находите в раннем творчестве А.А.Ахматовой? Мастерство Анны Андреевны Ахматовой было признано почти сразу же после выхода ее первого поэтического сборника «Вечер». Ее исключительное лирическое дарование не только передавало душевное состояние человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни. Она связана с эпохой, сформировавшей ее как поэта, - с так называемым «серебряным веком» русской художественной культуры. (актуализация через беседу) Вопрос: Что вы знаете о «серебряном веке» русской художественной культуры? Вопрос: Каковы рамки этого переходного периода в русской культуре? Началом какой эпохи стал Серебряный век? Что вы знаете о символизме и акмеизме? Учитель: Впервые появлявшиеся в печати поэты стремились перещеголять соперников изысканностью речи. А. Блок в своей известной статье «Без божества и вдохновенья», подвергнув критике акмеизм, последователи которого, по его мнению, не внесли в литературу ничего нового, сделал исключение лишь для А. Ахматовой, которая в 1910 году, когда обнаружился кризис символизма, «сделалась акмеисткой». В этот период ее поэзия заняла особое место уравновешенностью тона и четкостью мыслевыражения. Было ясно, что у молодого поэта свой голос, своя интонация и свои образы. Учитель: Прежде чем приступить к анализу раннего творчества Анны Андреевны, давайте вспомним, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке? Вопрос: Какие автобиографические факты и события жизни Ахматовой, на ваш взгляд, способствовали становлению Ахматовой как поэта? Вопрос: На какие периоды исследователь М.Кралин разделил жизнь Анны Ахматовой? ___________________________________________ Освоение и осмысление содержания произведений 2. Коммуникативная единица урока Учитель На сегодняшнем уроке мы подробно остановимся на первом из них: 1912-1922гг. Давайте познакомимся с проведенным вами исследованием художественного своеобразия стихотворения «Читая «Гамлета»». Прочитаем его выразительно. Учитель: Произведения каких авторов вы вспомнили, прослушав это стихотворение? Учитель: Давайте с вами перечитаем стихотворение Юрия Живаго «Гамлет» из романа Бориса Пастернака. ГАМЛЕТ Гул затих. Я вышел на подмостки. Прислонясь к дверному косяку, Я ловлю в далеком отголоске Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи Тысячью биноклей на оси. Если только можно, Авва Отче, Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый И играть согласен эту роль. Но сейчас идет другая драма, И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути. Я один, все тонет в фарисействе. Жизнь прожить - не поле перейти. Вопрос: Что, на ваш взгляд, объединяет это стихотворение с произведением Анны Ахматовой? Докажите свою точку зрения Учитель: Вернемся к стихотворению Ахматовой «Читая «Гамлета»». Представьте себе, что вы снимаете кино по сюжету данного стихотворения. Что и в какой последовательности вы будете снимать? Как вы думаете, какое отношение имеют данные предметы к трагедии Шекспира? Какую роль отводит данным предметам А.Ахматова в своем стихотворении «Читая «Гамлета»»? Чтобы ответить на этот вопрос, разделимся на 2 группы, каждая из которых должна в течение 7-10 минут подготовить анализ этого стихотворения по предложенному плану: 1.Близость к одному из литературных жанров и видов искусства. 2. Время действия. 3. Место действия. 4. Герои. 5. Мысли, чувства, вызванные всем строем произведения. 6. Художественные детали (конкретные и обобщенные). 7. Роль и место монолога (диалога). Время истекло, послушаем выступление 1 группы Послушаем выступление 2 группы Теперь лидер каждой группы должен дать самооценку проведенному анализу своей группы, а также высказать мнение о работе другой группы. Представители каждой группы должны дать аргументированные доказательства. Желает ли кто-нибудь еще задать вопросы своим оппонентам? Итак, запишем в литературных тетрадях, что стихотворение «Читая «Гамлета»» несет в себе кинематографический отпечаток. Это первая жанровая особенность, которую мы с вами обнаружили в одном из произведений раннего периода творчества Анны Андреевны. ___________________________________________ Учитель: Ребята, вы заметили, сколько таинства и естества содержится в ранней лирике Анны Андреевны. Сейчас мы продолжим работу еще над одним из ее стихотворений «Три раза пытать приходила», которое поэтесса написала 16 февраля 1911 года в Царском Селе. Послушаем выразительное чтение этого стихотворения. Учитель: Сейчас мы прослушаем исследование заранее подготовленного дома ученика, в процессе выступления постарайтесь записать в тетрадях вопросы, которые вам будет интересно задать нашему исследователю. Вы прослушали выступление товарища. Кто из вас хочет высказать свое мнение? Вспомним, что такое баллада? Учитель: Какие баллады и каких авторов вам известны? Послушаем выразительное чтение перевода баллады И.В.Гете «Лесной царь». Вопрос: Сравним сюжеты предложенных произведений. 2. Что общего в данных сюжетах? 3. Какое основное чувство объединяет оба произведения? 4. Обратите внимание на особенности лексики произведений. Выпишите слова, в которых наиболее ярко, на ваш взгляд, выражены эти чувства. 5. Что объединяет произведение Ахматовой с балладой Жуковского? Таким образом, в результате проделанной работы мы с вами доказали, что стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Три раза пытать приходила» по жанру близко к романтической балладе (запись в тетрадях). ___________________________________________ Учитель: 7 ноября 1911года… по заведенному обычаю Анна Андреевна в один из вечеров на «Башне» Вячеслава Иванова прочитала одно из своих стихотворений, которое вновь у посетителей вызвало бурю эмоций. Это была «Песня последней встречи». Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения. Учитель: Предоставим слово следующему исследователю творчества поэтессы, который познакомит нас со своей работой. Вопрос к классу. К какому жанру близко стихотворение «Песня последней встречи» Что такое новелла? Какие средства выразительности Ахматова использует в стихотворении? С какой целью поэт использует данные языковые средства художественной выразительности? Таким образом, в результате проделанной работы мы с вами вновь доказали, что стихотворение Анны Андреевны Ахматовой «Песня последней встречи» по жанру близко новелле (запись в тетрадях). Посткоммуникативная единица урока Заключительный этап урока: В заключении нашей плодотворной работы вернемся к главному вопросу урока: «Что необычного и привлекательного находите в раннем творчестве А.А.Ахматовой? Вопросы классу: 1. Какая тема объединяет все рассмотренные нами на уроке стихотворения, относящиеся к раннему творческому периоду А.Ахматовой? 2. Какие чувства испытывает лирическая героиня Ахматовой в этих произведениях? 3. Чем отличается лирическая героиня Ахматовой от уже известных вам? 4. Какую роль играют детали и подтекст в ранних стихотворениях Анны Андреевны? Оценивание учеников учителем и учащимися: Как вы считаете, ребята, кто лучше всего сегодня подготовил выразительное чтение произведений Анны Андреевны? Оценивание ответов учащихся, проведенных исследовательских работ. Заключительное слово учителя: Значение творчества Анны Андреевны Ахматовой состоит прежде всего в том, что она подняла русскую психологическую лирику на новую высоту. Корней Иванович Чуковский писал: «Кроме дара музыкально-лирического, у Ахматовой редкостный дар беллетриста. Ее стихи не только песни, но и повести. Возьмите рассказ Мопассана, сожмите его до предельной сгущенности, и вы получите стихотворение Ахматовой». Многие критики упрекали автора в погруженности в мир интимных переживаний, в оторванности от потока времени. При этом многим современникам, анализирующим раннее творчество, удалось услышать в голосе молодой поэтессы яркую индивидуальность – свою собственную манеру. Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем: Как в рассмотренных нами стихотворениях отразились главные особенности ранней лирики А. Ахматовой? Какова, на ваш взгляд, лирическая героиня в поэзии юной Ахматовой? Каково значение детали в ранней лирике А.А.Ахматовой? | Ответ ученика: Сегодня Серебряным веком русской культуры называют исторически непродолжительный период на рубеже ХIХ-ХХ веков, отмеченный необыкновенным творческим подъемом в области поэзии, гуманитарных наук, живописи, музыки, театрального искусства. Он явился, по мнению многих литературных критиков, продолжением «золотого века» русской классической литературы. Ответ: Вопрос о хронологических границах этого явления в литературоведении окончательно не решен. Но многие ученые, критики, литературоведы считают, что Серебряный век начался в 10-ые годы ХХ века, а закончился с началом Гражданской войны. Серебряный век стал началом модернистской эпохи, временем расцвета символизма и акмеизма. Русский символизм родился в первой половине 1890-х годов. Основателем его стал молодой литератор Д.С.Мережковский. Новое искусство было призвано опровергнуть материализм. Главное его свойство не было точно определено. Сам Мережковский считал главным предметом этого направления мистическое содержание. Акмеизм – в переводе с греческого означает «высшая степень чего-либо, вершина, расцвет, цветущая пора»- это они провозгласили своими главными принципами: - освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности; - стремление придать слову определенное, точное значение, основывать произведения на конкретной образности; - обращение к человеку, к «подлинности» его чувств; - поэтизация мира первобытно-биологического природного начала, доисторической жизни Земли и человека. Так назвали свое направление поэты, объединившиеся в 1911 году в Цех поэтов. Возглавляли кружок «два синдика» мастера (как в средневековых ремесленнических цехах) – Николай Гумилев и Сергей Городецкий. Ответ: Ее окружали талантливые люди: поэты А.Блок, О.Мандельштам, Н.Гумилев (ее муж). Она получила хорошее образование: окончила юридический факультет высших женских курсов в Киеве. В Петербурге училась на высших литературных курсах Раева. С 5 лет говорила по-французски, в 11 лет написала первое стихотворение. Ее жизнь была очень активной и насыщенной. Ответ : М.Кралин разделил жизнь Ахматовой на 3 периода: 1 – «блистательный пролог» (1912-1922); 2 – трагическая центральная часть (1923-1955); 3 – «победа моя над судьбой» (1956-1966). ___________________________________________ Чтение ученика Читая «Гамлета» 1. У кладбища направо пылил пустырь, А за ним голубела река. Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь Или замуж за дурака..." Принцы только такое всегда говорят, Но я эту запомнила речь,- Пусть струится она сто веков подряд Горностаевой мантией с плеч. 2. И как будто по ошибке Я сказала: "Ты..." Озарила тень улыбки Милые черты. От подобных оговорок Всякий вспыхнет взор... Я люблю тебя, как сорок Ласковых сестер. Ответ: Трагедию В.Шекспира «Гамлет», потому что в названии стихотворения указано имя лирического героя трагедии Шекспира. Другой вариант ответа – стихотворение «Гамлет» Юрия Живаго из романа Б.Пастернака «Доктор Живаго». Ответ: 1. В названии обоих стихотворений упоминается имя шекспировского героя трагедии «Гамлет». 2. Тема одиночества, предчувствие трагедии являются главными в обоих произведениях. Ответ: В стихотворении Ахматовой лирическая героиня пребывает в преддверии разлуки с любимым человеком, она одинока, чувствует себя отверженной, нелюбимой, нежеланной. В стихотворении Юрия Живаго Гамлет - главный герой, также одинок. «Я один, все тонет в фарисействе…» У его героя к концу стихотворения возникает ассоциация: жизнь/смерть («…Что случится на моем веку»; «Жизнь прожить — не поле перейти»), которые сливаются воедино, как и у Ахматовой. Ответ: Я считаю, что важными являются следующие предметы: кладбище, пустырь, река, монастырь; затем лирические герои: он и она сначала ссорятся, затем героиня признается в любви. В трагедии В.Шекспира Офелия утонет в реке, в 5 акте трагедии веселый могильщик готовит ей место на кладбище, рассуждая о том, что похоронить ее нужно было на пустыре. Выступление 1 группы: Как и шекспировские герои, ахматовские Он и Она в преддверии разлуки. В стихотворении звучит тема вечной любви, вечной трагедии. Включение реплик в стихотворный текст делает его более реальным. Всё это можно представить себе в виде фрагмента из немого кино. Сценарий выглядел бы так. Место – кладбище, пустырь, река, монастырь. Вне времени. Цветовая гамма – светло-голубая. В воздухе предгрозовое ощущение: любовь, ссора, примирение. Звучит («струится») «горностаевой мантией» тихая речь, незаметно «струятся» века. Он и Она: горечь, обида, тень улыбки. Можно предположить: на них простые одежды, струящиеся, подобно мантиям. Притяжение и отталкивание. Изменение ритма, переход от длинных (повествовательных) строк в первой части к коротким, лёгким во второй создают иллюзию счастья и согласия, но недоговорённость, обозначенная многоточиями, свидетельствует о другом. Этот же мотив разлуки подчёркивает несоответствие конкретного предметного мира («кладбище», «река», «пустырь») отвлечённым, обобщенным, зыбким деталям («принцы», «сто веков подряд», «тень улыбки», «всякий вспыхнет взор», «сорок ласковых сестёр»). В конечном итоге впечатление от прочитанного можно выразить по-пушкински оксюмороном: светлая печаль. Выступление 2 группы: По нашему мнению, стихотворение написано в жанре элегии, так как наполнено грустью, чувством приближения разлуки с любимым человеком, философскими размышлениями. Время действия обозначено автором нечетко, непонятно, днем ли, ночью или вечером происходят описываемые события. Место действия автор выбирает, нам думается, загадочное: «У кладбища направо пылил пустырь, а за ним голубела река…» для того, чтобы внести некую недосказанность, непонимание всего происходящего, а может быть, и для того чтобы читатель задумался над смыслом жизни. Лирических героев двое: мужчина и женщина, но слышна речь только ее, которая запомнила его навсегда. Говоря о чувствах и мыслях героев, автор своеобразно строит свое стихотворение композиционно: делит его на 2 части, и это помогает разобраться в чувствах. В первой части содержатся сложные предложения, прямая речь, а во 2 части, благодаря поэтическому синтаксису, речь будто обрывается, героиня волнуется и с придыханиям вновь признается ему в вечной любви, удачно использует и гиперболу в заключительной фразе стихотворения «я люблю тебя, как сорок ласковых сестер». Рассказывая о своих переживаниях, поэтесса мастерски обрамляет свое произведение художественными средствами, хотя их немного, но смысл и суть их очень весомы, например: «…речь, - пусть струится она сто веков подряд горностаевой мантией с плеч» -так удачно она характеризует свою речь, используя развернутую метафору. Использование монолога помогает справиться героине с одиночеством, с трагедией любви. В монологе с собою она будто пребывает в гармонии и пытается себя успокоить. Предполагаемые ответы: 1 группа Анализ стихотворения в нашей группе представляет собой небольшое истолкование, композиционно соответствующее заданному плану. Коллегиальное мнение группы таково: стихотворение схоже с таким видом искусства как кино. Посредством изображения определенных предметов, которые несут основную смысловую нагрузку, можно снять немое черно-белое кино, но автору важен голубой цвет (цвет надежды), так как поэтесса все равно не сломлена и не сдается перед трудностями. Нам кажется, что мы сумели правильно найти ассоциации, а также близость к определенному виду искусства, чего нельзя сказать о 2 группе, потому что ребята, на наш взгляд, не совсем сумели разобраться с жанром данного произведения, посчитав его элегией, хотя этому они дают свое объяснение. В целом работа обоих групп является правильной и разнообразной. 2 группа Мы считаем, что это действительно элегия и полноценно доказали свое мнение и видение на этот счет. Наш анализ дан в единстве формы и содержания, который охватывает все параметры, данные нам учителем для анализа стихотворения. Анализ же 1 группы считаем тоже очень незаурядным, интересным, насыщенным. Считаем, что обе группы справились с предложенным заданием. . ________________________________________ Выразительное чтение исследователя Три раза пытать приходила… Три раза пытать приходила. Я с криком тоски просыпалась И видела тонкие руки И темный насмешливый рот. «Ты с кем на заре целовалась, Клялась, что погибнешь в разлуке, И жгучую радость таила, Рыдая у черных ворот? Кого ты на смерть проводила, Тот скоро, о, скоро умрет». Был голос как крик ястребиный, Но странно на чей-то похожий. Все тело мое изгибалось, Почувствовав смертную дрожь, И плотная сеть паутины Упала, окутала ложе... О, ты не напрасно смеялась, Моя непрощённая ложь! Выступление исследователя: Это стихотворение по жанру очень близко к балладам Жуковского. Сновидение, в котором есть всё: и гибельное предчувствие, и пророчество, и голос совести, и ощущение несвободы. Как в балладе, в стихотворении намечен сюжет. Его развитие показано с помощью диалога. В конце, как и следует, неожиданное пробуждение: оказывается, голос пророчащий беду самой героине и её возлюбленному, - голос её совести, её двойник. Здесь не два героя, как обычно у Ахматовой, а три: героиня, её двойник-совесть и тот, кого она проводила. Интересно, что в связи с этим конфликт не внешний (между мужчиной и женщиной), а внутренний, между героиней и её душой. Нелестна самохарактеристика: «тонкие руки», «тёмный насмешливый рот», голос «как крик ястребиный». Нелестна и оценка поведения: «пытать приходила», «смеялась». Оттого и находятся рядом несовместимые, антонимичные слова: «жгучая радость» - «рыдая», «смерть»; «смеялась» - «смертная дрожь». Повествование озвучено, что дополняет романтический фон, «криком тоски», рыданием, ястребиным криком, смехом. Ответ: Я думаю, анализ стихотворения был полноценным, интересным. Однако выступающий не обратил внимания еще на одну художественную деталь: «плотная сеть паутины», которая, на мой взгляд, несет важную смысловую нагрузку: передает чувство страха, неопределенности, безысходности. Ответ: Баллада - это лироэпическое произведение, в основе которого лежит какой - то необычный случай. Оно посвящено чаще всего историческим и фантастическим событиям. В.Г.Белинский писал, что «в балладе главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит ...». Ответ: Баллады А.Жуковского: «Светлана», «Людмила», «Ундина», «Лесной царь», «Роланд-оруженосец», «Перчатка», «Рыбак», «Кубок» и др. Лесной царь Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь издрогнув, малютка приник; Обняв, его держит и греет старик.
"Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?" "Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул: Он в темной короне, с густой бородой". "О нет, то белеет туман над водой".
"Дитя, оглянися, младенец, ко мне; Веселого много в моей стороне: Цветы бирюзовы, жемчужны струи; Из золота слиты чертоги мои".
"Родимый, лесной царь со мной говорит: Он золото, перлы и радость сулит". "О нет, мой младенец, ослышался ты: То ветер, проснувшись, колыхнул листы".
"Ко мне, мой младенец: в дуброве моей Узнаешь прекрасных моих дочерей: При месяце будут играть и летать, Играя, летая, тебя усыплять".
"Родимый, лесной царь созвал дочерей: Мне, вижу, кивают из темных ветвей". "О нет, все спокойно в ночной глубине: То ветлы седые стоят в стороне".
"Дитя, я пленился твоей красотой: Неволей иль волей, а будешь ты мой". "Родимый, лесной царь нас хочет догнать; Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать".
Ездок оробелый не скачет, летит; Младенец тоскует, младенец кричит; Ездок погоняет, ездок доскакал... В руках его мертвый младенец лежал. Перевод - В. А. Жуковского Ответ первого ученика: 1. Баллада «Лесной царь» повествует о гибели ребёнка, измученного болезнью и страхом. Малютка гибнет не только от болезни, которая его мучает. В бреду он видит Лесного царя, слышит его речи, он испуган. Умирающий ребёнок представляет себе героев народных преданий. Страх перед неведомым может погубить. Грустная и драматическая история, какими обычно являлись баллады. Ответ второго ученика: Сюжет стихотворения А.Ахматовой развивается в форме диалога героини с ее совестью: сновидение, пророчество гибели возлюбленному героини, пробуждение. 2. Диалог героини с совестью, диалог дитя с Лесным царем, фантастическое событие, пророчество гибели. 3. Чувство страха, тревоги, предчувствие гибели. 4. У Жуковского: издрогнув, тяжко дышать, душно, младенец тоскует, кричит. У Ахматовой: тоска, погибнешь, смерть, смертная дрожь, он умрет. 5. Быстрая смена событий. Такое построение называется фрагментарным. Благодаря ему события в произведении окутаны какой-то тайной. Тема смерти, предчувствие гибели.
________________________________________ Ученик: Песня последней встречи Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней, А я знала - их только три! Между кленов шепот осенний Попросил: "Со мною умри! Я обманут моей унылой Переменчивой, злой судьбой". Я ответила: "Милый, милый - И я тоже. Умру с тобой!" Это песня последней встречи. Я взглянула на темный дом. Только в спальне горели свечи Равнодушно-желтым огнем. Выступление исследователя: По мнению многих мемуаристов именно это стихотворение сделало Анну Ахматову известной. Стихотворение названо песней, хотя в нем гораздо больше от новеллы. По уровню драматизма в нем есть что-то неуловимо бунинское. Правда, это женский вариант драмы. Естественно, не хватает реалий жизни, подробностей. Есть только сюжет и ощущение трагедии. Если попытаться реконструировать «историю любви», получится ёще одна новелла для сборника «Тёмные аллеи», герои которой – Он, Она. Выражаясь по - ахматовски, нелюбовь, «невстреча», разрыв. Место действия – город. Фигурируют в основном конкретные детали – лёгкие шаги, ступени, клёны, знаменитая ахматовская «перчатка с левой руки», спальня, свечи. Попытка подробного изображения окружающего мира передаёт стремление отстраниться от случившегося, отодвинуть его, заменить горькие, только что прожитые мгновения простыми, привычными, земными, знакомыми вещами. Но это невозможно, и один-единственный отвлечённый образ – «шепот осенний», обманутый злой судьбой, - захватывает и властно увлекает за собой. Куда? Опять в небытие. Там забытье, там спасенье. Там уход. Уход от живого, чувствующего, близкого, любимого существа к бестелесному, бесплотному, абстрактному. Настроение меняется, нарастая от осознания беспомощности, безнадёжности, отстранённости, равнодушия, состояния душевного бесчувствия – до порыва к бесчувствию физическому. Равнодушное молчание мира чужих людей и диалог с миром природы. Время действия вполне конкретно – мгновение назад и сейчас. Впереди – бесконечность. Бесконечность небытия, одиночества, бесчувствия. Цветовая гамма определена: это равнодушно-желтый оттенок, присутствующий в деталях шепот осенний, горящие в доме свечи. Ответ Стихотворение названо песней, но по жанру близко к новелле. Новелла - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа. Автор удачно подбирает метафоры: «грудь холодела»; «горели свечи равнодушно-желтым огнем»; олицетворение: «кленов шепот осенний»; умело использует эпитеты: «злой судьбой», «темный дом», «шаги легки». Данные незамысловатые слова глубоко раскрывают душевное переживание героини, ощущение драмы, безнадежности, одиночества и пустоты. Ответы учащихся: 1. Исследованные нами стихи, принадлежащие ранней лирике Ахматовой, имеют особую разговорную манеру, внутреннюю музыкальность, новеллистичность, сюжетность, исповедальность. 2. Проанализированные нами стихи поэтессы действительно близки к другим литературным жанрам: балладе, новелле, песне, а также жанру искусства – кино. 3. Основными средствами выразительности в раннем творчестве Ахматовой являются: психологическая деталь и подтекст. Она не описывает состояние души, деталь передает ее состояние лучше, чем слова. Она не говорит прямо о чувствах, но мы о них догадываемся. Ответы учеников: Тема неразделенной, несчастной любви. Предчувствие гибели, трагедия любви. Ее героиня брошенная, несчастная, измученная ревностью женщина. Она чаще корит себя, чем впадает в гнев, чаще прощает, чем обвиняет, чаще молится, чем плачет. Ее героинь часто сравнивали литературные критики с монахинями. В стихотворениях Ахматовой на детали и подтекст ложится основная смысловая нагрузка. Это вещи, предметы, различные явления, состояние души лирической героини, через чувства которой и выражается авторская позиция поэтессы (перчатка с левой руки; свечи, горящие равнодушно-желтым огнем, ястребиный крик, плотная сеть паутины). Мнение учащихся… |