kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: «Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путем одного из самых выдающихся людей в истории России – Михаила Васильевича Ломоносова.Урок открывает новые знания  учащихся о его взглядах на жизнь, о его теории трех штилей. Дает возможность учащимся подробнеее узнать о силлабо-тонической системе М.В. Ломоносова, познакомит с отрывками стихотворений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова» »

Урок 1



Класс: 9

УМК: под ред. Т. Ф. Курдюмовой

Тема: «Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова»

Оборудование: мультимедиа техника, книги Ломоносова, портрет Ломоносова, словари, энциклопедии, критическая литература


Ход урока

    1. Орг. Момент

    2. Актуализация знаний

Вопросы к учащимся

Почему М. В. Ломоносова считают одним из самых выдающихся людей XVIII века?

Что нам сказали о М. В. Ломоносове эти пушкинские слова: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все прошел…»?

Какие произведения М. В. Ломоносова вы читали?

Обратите внимание на выставку книг М. В. Ломоносова, включающую в себя большое многообразие научных и художественных текстов, созданных ученым. Среди этих произведений оды, с которыми мы будем знакомиться в процессе изучения его литературного творчества.


    1. Лекция с элементами беседы

а) Слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путем одного из самых выдающихся людей в истории России – Михаила Васильевича Ломоносова.

б. Работа над эпиграфами к уроку

Запишите в тетради эпиграфы к сегодняшнему уроку (они спроецированы на доске – слайд №1): «…он …сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин) и «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский). В конце урока мы вернемся к ним.

в) Сообщения учащихся

Учащиеся, которым было дано задание, сообщают о жизни и творчестве Ломоносова:

  1. детство, юность, учеба Ломоносова;

  2. Ломоносов – ученый;

  3. литературная деятельность Ломоносова;

  4. последние годы жизни, смерть.

Остальные учащиеся по ходу сообщений записывают в тетрадях основные этапы жизненного и творческого пути М. В. Ломоносова.

г) Дополнения к сообщениям учащихся

д) Слово учителя

М. В. Ломоносову принадлежит ряд достижений в области русского языка и литературы.

Реформы русского языка:

  1. предпочтение исконно русского языка церковно-славянскому;

  2. теория трех «штилей» (слайд №5 – зарисовать в тетради);

  3. реформа русского стихосложения (продолжил идеи Тредиаковского).

Силлабическая система – равное число слогов в строке, обязательное ударение на предпоследнем слоге, рифма связывает смежные строки.

О коль великую радость аз есмь обретох

Купидо Венерину милость принесох

Солнце лучи свои на мя спустило

И злу печаль во радость мне обратило


Силлабо-тоническая система – равное количество слогов и ударений, введение двусложных и трехсложных размеров.

Ночкою темною

Покрылись небеса.

Все люди для покою

Сомкнули уж глаза.

е) Работа со словарями литературоведческих терминов

Задания учащимся: Найдите в словарях определение оды. Прочитайте это определение. В чем особенности оды как литературного произведения?

ж) Слово учителя

Ломоносов написал 20 больших торжественных од. (Слайд №6 – записать определение оды в тетради.) Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах..

На следующем уроке мы познакомимся с одной из самых известных од Ломоносова – «Одой на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».


    1. Подведение итогов урока

Опираясь на ваши записи в тетрадях, скажите, каковы главные достижения Ломоносова как литератора, как ученого?

Как можно истолковать эпиграфы к уроку?

Посмотрите внимательно на доску и прочитайте высказывание В. Г. Белинского о Ломоносове (Слайд №7): «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ». Как вы понимаете эти слова? Актуальны ли они для нашего времени?


    1. Задавание на дом




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Тема: «Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова»

Автор: Паршина Анна Андреевна

Дата: 02.04.2015

Номер свидетельства: 195789

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Тема: « Творческий путь М. В. Ломоносова» "
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-tvorchieskii-put-m-v-lomonosova"
    ["file_id"] => string(6) "195801"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427967148"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Презентация  к уроку   русской литературы  по теме: " М.В.Ломоносов. Особенности композиции "Оды на день восшествия на престол..." "
    ["seo_title"] => string(130) "priezientatsiia-k-uroku-russkoi-litieratury-po-tiemie-m-v-lomonosov-osobiennosti-kompozitsii-ody-na-dien-vosshiestviia-na-priestol"
    ["file_id"] => string(6) "143352"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418511117"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(253) "Конспект урока литературы на тему: «М.В. Ломоносов: жизнь и творчество. Стихотворение «К статуе Петра Великого» и «Ода на день восшествия.»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_na_tiemu_m_v_lomonosov_zhizn_i_tvorchiestvo_stikhotv"
    ["file_id"] => string(6) "444311"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1513244747"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(210) "ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА «Развитие логического мышления учащихся в процессе решения занимательных и развивающих задач»"
    ["seo_title"] => string(128) "tvorchieskaiarabotarazvitiieloghichieskoghomyshlieniiauchashchikhsiavprotsiessierieshieniiazanimatielnykhirazvivaiushchikhzadach"
    ["file_id"] => string(6) "272362"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1451969583"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Великий, могучий русский язык"
    ["seo_title"] => string(29) "vielikiimoghuchiirusskiiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "310049"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458913606"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства