Мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путем одного из самых выдающихся людей в истории России – Михаила Васильевича Ломоносова.М. В. Ломоносов создал большое многообразие научных и художественных текстов. Среди этих произведений оды, с которыми мы будем знакомиться в процессе изучения его литературного творчества. Познакомимся с его теорией трех штилей и силлабо-тонической системой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: « Творческий путь М. В. Ломоносова» »
Урок 1
Класс: 9
УМК: под ред. Т. Ф. Курдюмовой
Тема: «Жизненный и творческий путь М. В. Ломоносова»
Оборудование: мультимедиа техника, книги Ломоносова, портрет Ломоносова, словари, энциклопедии, критическая литература
Ход урока
Орг. Момент
Актуализация знаний
Вопросы к учащимся
Почему М. В. Ломоносова считают одним из самых выдающихся людей XVIII века?
Что нам сказали о М. В. Ломоносове эти пушкинские слова: «Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все прошел…»?
Какие произведения М. В. Ломоносова вы читали?
Обратите внимание на выставку книг М. В. Ломоносова, включающую в себя большое многообразие научных и художественных текстов, созданных ученым. Среди этих произведений оды, с которыми мы будем знакомиться в процессе изучения его литературного творчества.
Лекция с элементами беседы
а) Слово учителя
Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизненным и творческим путем одного из самых выдающихся людей в истории России – Михаила Васильевича Ломоносова.
б. Работа над эпиграфами к уроку
Запишите в тетради эпиграфы к сегодняшнему уроку (они спроецированы на доске – слайд №1): «…он …сам был первым нашим университетом» (А. С. Пушкин) и «Петр Великий русской литературы» (В. Г. Белинский). В конце урока мы вернемся к ним.
в) Сообщения учащихся
Учащиеся, которым было дано задание, сообщают о жизни и творчестве Ломоносова:
детство, юность, учеба Ломоносова;
Ломоносов – ученый;
литературная деятельность Ломоносова;
последние годы жизни, смерть.
Остальные учащиеся по ходу сообщений записывают в тетрадях основные этапы жизненного и творческого пути М. В. Ломоносова.
г) Дополнения к сообщениям учащихся
д) Слово учителя
М. В. Ломоносову принадлежит ряд достижений в области русского языка и литературы.
Реформы русского языка:
предпочтение исконно русского языка церковно-славянскому;
теория трех «штилей» (слайд №5 – зарисовать в тетради);
реформа русского стихосложения (продолжил идеи Тредиаковского).
Силлабическая система – равное число слогов в строке, обязательное ударение на предпоследнем слоге, рифма связывает смежные строки.
О коль великую радость аз есмь обретох
Купидо Венерину милость принесох
Солнце лучи свои на мя спустило
И злу печаль во радость мне обратило
Силлабо-тоническая система – равное количество слогов и ударений, введение двусложных и трехсложных размеров.
Ночкою темною
Покрылись небеса.
Все люди для покою
Сомкнули уж глаза.
е) Работа со словарями литературоведческих терминов
Задания учащимся: Найдите в словарях определение оды. Прочитайте это определение. В чем особенности оды как литературного произведения?
ж) Слово учителя
Ломоносов написал 20 больших торжественных од. (Слайд №6 – записать определение оды в тетради.) Они положили начало заказной поэзии, поэзии государственного служения. Идея государства венчала собою систему взглядов, нашедшую выражение в одах..
На следующем уроке мы познакомимся с одной из самых известных од Ломоносова – «Одой на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года».
Подведение итогов урока
Опираясь на ваши записи в тетрадях, скажите, каковы главные достижения Ломоносова как литератора, как ученого?
Как можно истолковать эпиграфы к уроку?
Посмотрите внимательно на доску и прочитайте высказывание В. Г. Белинского о Ломоносове (Слайд №7): «Юноши с особенным вниманием и особенной любовью должны изучать его жизнь, носить в душе своей его величавый образ». Как вы понимаете эти слова? Актуальны ли они для нашего времени?