kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Введение. Понятие о словесности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Русская словесность           5 класс                      Урок № 1                            Дата   ________  
Тема:  Введение. Понятие о словесности.
Цели:
- познакомить пятиклассников со структурой учебника; дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве;
развивать ассоциативное мышление;
воспитывать бережное отношение к слову.
Тип урока:  урок новых знаний
Методы:    информационно-развивающий, творчески - репродуктивный
Оборудование:   рабочие тетради, телеграмма
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент
    Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.

II.  Актулизация
1. Вступительное слово учителя
Ребята, у меня в руках учебник словесности для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте поближе познакомимся с этой книгой.
С чего же мы начнем знакомство?
Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски. 
Обложка - бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку. 
Форзац и нахзац - страницы в самом начале и в самом конце книги.
Титульный лист - страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан.
Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?
В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.
Выходные данные - это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.
Назовите авторов-составителей, художников этого учебника. Авторы-составители учебника по словесности для 5 класса - Чапльшкина Т.П., Садвакасова А.М., Сафронова Л.В., Ставицкая Н.Н. и Ходова С.Я. Они продумывали содержание учебника, подбирали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Петухова Л. и Иванченко Э. оформили учебник, сделали его красивым. Редактор Швыдко А. организовал всю работу над учебником, много работал над его рукописью, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление.
Нравится ли вам внешний вид учебника? В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана? Ученики узнают, что издательство называется «Атамура», что оно находится в  г. Алматы.
Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. I [ушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.
« Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?
Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.
Сделаем  акцент на том,  что  в учебнике  есть  «Краткий словарь  литературоведческих терминов».
ΙII. Формирование новых понятий и способов действия.
Слово учителя
- Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.
На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.
Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в  поэтическое.
Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее  стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,
Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя ,       и ему стало горько.
Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил.     Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, по не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.
Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.
Как вы думаете, за что Охотник получил награду?
Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.
Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?
Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово -| волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.
Словесность - это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)

Работа со статьей учебника.
Учащиеся читают статью учебника на стр. 3.
IV. Применение. Формирование умений и навыков. Экспресс-опрос.
Как называется обертка книги? (Суперобложка.)
Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя; автора? (Обложка.)
-Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.)
-Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.)
Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.)
Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания? (Титульный лист.)
- Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.)

ΙV. Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
V. Домашнее задание.
I . Чтение статьи учебника, стр. 3-6. 
2. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении.

     VΙΙ. Рефлексия.   -  Урок

привлек меня тем…
показался интересным…
взволновал…
заставил задуматься…
навел меня на размышления…

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Введение. Понятие о словесности. »

Русская словесность 5 класс Урок № 1 Дата ________

Тема: Введение. Понятие о словесности.

Цели:

- познакомить пятиклассников со структурой учебника; дать начальное представление о художественном образе и словесности как особом искусстве;

  • развивать ассоциативное мышление;

  • воспитывать бережное отношение к слову.

Тип урока: урок новых знаний

Методы: информационно-развивающий, творчески - репродуктивный

Оборудование: рабочие тетради, телеграмма

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент

Проверка присутствующих на уроке. Приветствие класса. Запись на доске даты и названия темы урока.


II. Актулизация

1. Вступительное слово учителя

  • Ребята, у меня в руках учебник словесности для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте поближе познакомимся с этой книгой.

  • С чего же мы начнем знакомство?

Рассмотрим обложку, титульный лист, форзац и нахзац, сноски.

Обложка - бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзац и нахзац - страницы в самом начале и в самом конце книги.

Титульный лист - страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это издание переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Республики Казахстан.

  • Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?

В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

Выходные данные - это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

  • Назовите авторов-составителей, художников этого учебника. Авторы-составители учебника по словесности для 5 класса - Чапльшкина Т.П., Садвакасова А.М., Сафронова Л.В., Ставицкая Н.Н. и Ходова С.Я. Они продумывали содержание учебника, подбирали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями. Художники Петухова Л. и Иванченко Э. оформили учебник, сделали его красивым. Редактор Швыдко А. организовал всю работу над учебником, много работал над его рукописью, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление.

  • Нравится ли вам внешний вид учебника? В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана? Ученики узнают, что издательство называется «Атамура», что оно находится в г. Алматы.

  • Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?

Ученикам уже знакомы имена И.А. Крылова, В.А. Жуковского, А.С. I [ушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А.Н. Плещеева, А.Н. Майкова.

« Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?

Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов».

ΙII. Формирование новых понятий и способов действия.

  1. Слово учителя

- Вы, ребята, уже хорошо знаете, что такое волшебство и волшебники. Но волшебники существуют не только в сказках. Самое древнее волшебство — это волшебство слова. Самое древнее магическое действие заключается в умении давать вещам и явлениям имя.

На уроках словесности мы будем учиться постигать магию слова. Когда-то давно люди, еще только научившись владеть словом, были поражены его силой. Они называли имя - и на него откликался один из воинов, они называли предмет - и им подавали копьё или лук, а не камень. Это казалось им удивительным. Магическая сила слова заключалась и в его способности вызывать представления, образы.

Послушайте удивительную историю о том, как обычное слово превратилось в поэтическое.

Давным-давно, когда люди еще одевались в звериные шкуры и жили в пещерах, к родному очагу вернулся Охотник. Ему сильно не повезло в тот день. Ни одна птица не подпустила его к себе так близко, чтобы он мог достать ее стрелой из своего лука, и ни один олень не позволил ему поразить себя копьем. Охотник знал, что в пещере ждут добычи. Он представил себе,

Какую брань обрушат па него голодные женщины, вспомнил презрительный взгляд Вождя , и ему стало горько.

Он вошел в пещеру с пустыми руками, встал около потухающего костра и заговорил. Охотник начал рассказывать о том, как в густом лесу встретил невиданного белоснежного зверя с единственным рогом и погнался за ним, как он ранил этого зверя и уже собирался добить его, но не сделал этого. Зверь на глазах превратился в прекрасного мужчину и стал упрекать Охотника за то, что он напал на самого Бога леса. Охотник рассказал, как взмолился о пощаде и попросил убить его, по не гневаться на племя, пославшее его на охоту. Бог простил Охотника, но запретил ему в тот день убивать кого-либо из зверей.

Когда Охотник закончил свой рассказ и с испугом посмотрел на людей своего племени, то не увидел в их глазах ни упрека, ни гнева. Люди смотрели на него с восхищением, а Вождь встал со своего места, отрезал большой кусок мяса и протянул его Охотнику.

  • Как вы думаете, за что Охотник получил награду?

Он заслужил её не обманом, а искусством. Ведь он не просто солгал людям. Он рассказал им одну из первых сказок. И накормили его именно за сказку.

  • Почему же ждавшие мяса люди согласились променять еду на выдумку находчивого Охотника?

Потому что в той пещере произошло великое волшебство. Сидевшие у костра люди вдруг увидели густой лес и странного белоснежного Единорога. Когда же перед их взором Единорог превратился в Лесного Бога, сердца их сжались, и они испугались за охотника. А ведь Охотник живой и невредимый стоял перед ними и продолжал свой рассказ. Это было чудом: люди слышали слова, а перед их глазами возникали целые картины удивительных событий. Есть слова, которые просто называют предмет или явление, обозначают действия людей, указывают на что-то. Услышав их, человек понимает сказанное. Но иногда слово действует не на разум, а на чувства. От некоторых слов сжимается сердце, к глазам подступают слезы. Потому что слово из обычного превратилось в поэтическое. Поэтическое слово -| волшебное слово, оно воздействует не на разум, а через разум - на чувства человека и вызывает художественные образы, то есть такие образы, которые рождают сильные чувства, эмоциональное отношение. Создание художественного мира, похожего на мир, в котором живут люди, но существующего по своим, не похожим на законы природы законам, называется искусством.

Словесность - это вид искусства, в котором художественный мир создается с помощью языка и выражается в устном и письменном слове. (Можно записать в тетрадь.)



  1. Работа со статьей учебника.

Учащиеся читают статью учебника на стр. 3.

IV. Применение. Формирование умений и навыков. Экспресс-опрос.

  • Как называется обертка книги? (Суперобложка.)

  • Как называется часть переплета, на которой написано название книги и имя; автора? (Обложка.)

-Как называется твердое прочное покрытие книги, служащее для соединения листов книги вместе? (Переплет.)

-Как называется двойной лист, соединяющий книжку с переплетной крышкой в начале книги? (Форзац.)

  • Как называется двойной лист бумаги, соединяющий книжку с переплетной крышкой в конце книги? (Нахзац.)

  • Как называется страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания? (Титульный лист.)

- Как называются сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги? (Выходные данные.)


ΙV. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

V. Домашнее задание.

I . Чтение статьи учебника, стр. 3-6.

2. Изготовить книжку-малышку и рассказать о ее строении.


VΙΙ. Рефлексия. - Урок

  • привлек меня тем…

  • показался интересным…

  • взволновал…

  • заставил задуматься…

  • навел меня на размышления…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Тема: Введение. Понятие о словесности.

Автор: Эдильгириева Светлана Евгеньевна

Дата: 08.07.2014

Номер свидетельства: 109649

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(219) "Технологическая карта урока математики на тему "Производительность. Взаимосвязь работы, времени и производительности""
    ["seo_title"] => string(124) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-matiematiki-na-tiemu-proizvoditiel-nost-vzaimosviaz-raboty-vriemieni-i-proizvoditiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "309687"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458839101"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Конспект урока по географии Казахстана для 8 класса. По теме: Казахстан на карте мира и Евразии."
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekturokapoghieoghrafiikazakhstanadlia8klassapotiemiekazakhstannakartiemiraiievrazii"
    ["file_id"] => string(6) "271365"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451470844"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(245) "Исследовательская работа на тему "Концепт "любовь" и его словесное воплощение в индивидуальном стиле Анны Ахматовой и Сергея Есенина""
    ["seo_title"] => string(152) "issliedovatiel-skaia-rabota-na-tiemu-kontsiept-liubov-i-iegho-sloviesnoie-voploshchieniie-v-individual-nom-stilie-anny-akhmatovoi-i-sierghieia-iesienina"
    ["file_id"] => string(6) "313268"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459445753"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС по теме "Учимся читать по-английски" для 2 класса "
    ["seo_title"] => string(110) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-uchimsia-chitat-po-anghliiski-dlia-2-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "155255"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421253934"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект, краткосрочный план и презентация 7 урока элективного курса "Медицинская география7 "
    ["seo_title"] => string(105) "konspiekt-kratkosrochnyi-plan-i-priezientatsiia-7-uroka-eliektivnogho-kursa-mieditsinskaia-ghieoghrafiia7"
    ["file_id"] => string(6) "211563"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431630836"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства