Тема: Здоровье и болезнь
Цель: сформировать у учащихся пониятие термина «здоровье».
Задачи:
- Познакомить учащихся с факторами здоровья, установить различие между терминами «здоровье индивидума» и «здоровье нации»
- Формировать умения и навыки анализировать статистические данные, работать с диаграммами, формулирования вывода
- Воспитание ценностного отношения к своему здоровью
Тип урока: урок – лекция с элементами беседы.
Оборудование: интерактивная доска, презентация
План урока: Слайд № 2
Время
Основные этапы и их содержание
Методы и приемы
3 мин
Орг. момент
Приветствие, проверка рабочего места, проверка отсутствующих.
Словесный
7 мин
Мотивация.
1.Постановка задач урока.
2.Введение в тему.
а) понятие здоровье.
б) факторы здоровья
Словесный: эвристическая беседа.
22 мин
Изучение нового материала.
1.Постановка проблемы урока.
2.Понятия «здоровье индивидуума и здоровье нации»
3. Статистические показатели здоровья.
4. Факторы здоровья.
Словесный: проблемное изложение, дискуссия.
7 мин
Закрепление знаний
Обобщающая беседа.
Словесный метод
5 мин
Подведение итогов урока:
Домашнее задание
Рефлексия.
Общие выводы урока. Выставление оценок
Творческое.
Словесный метод
Ход урока.
I. Этап «Орг. момент».
Проверка готовности уч-ся к уроку.
II. Этап «Мотивация».
Кто может сказать, что такое здоровье? Слайд № 3
Почему считают, что решающее влияние на формирование здоровья человека оказывает его образ жизни?
III. Этап «Изучение нового материала». Прием «Лекция с элементами беседы»
План лекции: Слайд № 4
1. Здоровье индивидума и здоровье нации.
2. Статистические показатели здоровья
3. Анализ статистического материала.
4. Факторы здоровья.
«Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, занимающая самую верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье.»
1. Здоровье индивидума и здоровье нации. Слайды № 5-6
Здоровье индивидуума тесно связано с понятием „норма", т. е. состоянием организма, отклонение от которого можно считать болезнью, патологией.
Здоровье индивидуума не имеет чётких границ, т. к. существуют различные переходные состояния. Так, здоровье не исключает наличия ещё не проявившего действие болезнетворного начала или субъективных колебаний в самочувствии.
Как вы понимаете термин «здоровый человек»?
Понятие „практически здоровый человек", т. е. человек у которого отклонения от нормы не сказываются на самочувствии и не отражаются на работоспособности. Вместе с тем отсутствие объективных проявлений нарушения здоровья ещё не свидетельствует об отсутствии болезненного состояния, т. к. перенапряжение защитно-приспособительных механизмов может привести к возникновению болезни при воздействии на организм чрезвычайных раздражителей.
«Здоровье индивидуума является естественным состоянием организма, характеризующимся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо выраженных болезненных изменений.»
Как вы понимаете это высказывание?
Здоровье индивидума может быть объективно установлено на основании комплекса антропометрических, клинических, физиологических и биохимических показателей с учётом пола и возраста, а также условий внешней среды.
2. Статистические показатели здоровья. Слайд № 7
Почему в своих программных выступлениях и посланиях народу Казахстана Н.А. Назарбаев одним из приоритетов в стратегии модернизации государства провозглашает реформирование системы здравоохранения в соответствии с международными стандартами? Слайды № 8-9
Здоровье населения (санитарное состояние населения, общественное здоровье) рассматривается преимущественно как понятие статистическое. Характеризуется оно следующими статистическими показателями: санитарно-демографическими (рождаемость и плодовитость, смертность, в т. ч. детская, перинатальная, материнская, коэффициент естественного прироста, средняя продолжительность жизни), физического развития, заболеваемости. Наиболее полная характеристика здоровья населения достигается при комплексном анализе этих показателей. Учитывается также их зависимость от социальных и природных факторов, определяющих материальный и культурный уровень, образ жизни населения, условия коллективной жизни (труд, отдых, жилище, питание и т. п.). Исследование здоровья населения предполагает использование статистических, клинических, социологических и других методов.
Источниками данных статистики являются:
ü первичная учетная медицинская документация, которая ежедневно ведется в учреждениях здравоохранения; статистическая отчетность;
ü единовременные учеты;
ü лабораторные и клинические выборочные и специальные обследования.
Физминутка для улучшения мозгового кровообращения. Слайд № 10
Предлагает выполнить следующие упражнения
- Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
- И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через
- правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой.
Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
- Работа со статистическим материалом. Слайд № 11
- Динамика показателей рождаемости на 1000 человек. Слайд № 12
- Динамика смертности по Республике Казахстан. Слайд № 13
- Динамика материнской смертности по Республике Казахстан. Слайд № 14
- Динамика младенческой смертности по Республике Казахстан. Слайд № 15
Составление вопросов и формулирование выводов по диаграммам.
- Факторы здоровья. Слайд № 16
Многие ученые, в частности Ю.П. Лисицын и Ю.М. Комаров выделили показатели, выступающие факторами риска для здоровья.
Работа с таблицей «Факторы, влияющие на здоровье» Слайды № 17-18
Сферы влияния факторов на здоровье
Группы факторов риска
Удельный вес (в %) факторов риска
Образ жизни
Курение
49-53
Употребление алкоголя
Несбалансированное питание
Стрессовые ситуации (дистрессы)
Гиподинамия
Вредные условия труда
Плохие материально-бытовые условия
Потребление наркотиков, злоупотребление лекарствами
Непрочность семей, одиночество
Низкий культурный и образовательный уровень
Высокий уровень урбанизации и т.д
Генетика, биология человека
Предрасположенность к наследственным болезням
18-22
Предрасположенность к так называемым дегенеративным болезням
Внешняя среда
Загрязнение воздуха
17-20
Загрязнение воды
Загрязнение почвы
Резкая смена атмосферных процессов
Повышенные гелиокосмические, радиационные, магнитные и др. излучения
Здравоохранение
Неэффективность профилактических мероприятий
8-10
Низкое качество медицинской помощи
Несвоевременность медицинской помощи
Какие из факторов здоровья являются главными и почему?
IV. Этап «Закрепление учебного материала» Слайд № 19
Задание 1.
Проаназируйте диаграмму, назовите главные факторы здоровья?
Задание 2.
Почему считают образ жизни главным фактором здоровья человека?
V. Этап «Итоговый». Выставление оценок.
VI. Этап «Рефлексия». (устно) Слайд № 20
Продолжите фразы: Сегодня на уроке мне было…………………………….
Было неинтересно
Я ничего не понял и с нетерпением ждал конца урока
Я все понял, урок понравился.