kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературного чтения по теме "Чудеса вокруг нас". В. Берестов «Честное гусеничное»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке использован учебник УМК ОС "Школа 2100". Урок изучения нового материала - знакомство с текстом В. Берестова «Честное гусеничное". В основе урока технология продуктивного чтения. Цель урока: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения по теме "Чудеса вокруг нас". В. Берестов «Честное гусеничное» »

Чудеса вокруг нас

В. Берестов «Честное гусеничное»


ТИП УРОКА: урок изучения нового материала

ЦЕЛЬ: путём чтения и осмысления литературного произведения приобщить учащихся к общечеловеческим духовным ценностям, сформировать его как культурного читателя, выражающего интерес к книгам и чтению, проявляющего гражданские, нравственные, эстетические чувства и творческую активность.

ЗАДАЧИ:

-    продолжать работать над  правильным, осознанным, выразительным чтением  вслух и молча с достаточной беглостью в соответствии с нормами литературного произношения;

-    формировать читательские умения  и литературных представлений учащихся, необходимые  для освоения литературы как искусства слова и обеспечивающие  полноценное восприятие и понимание произведений и книг

-    формировать образные представления о человеке и окружающем его мире, отношений к жизненным явлениям;

-    способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, воссоздающего воображения, критического мышления и творческой активности младшего школьника;

-    акцентировать внимание на правилах построения отношений в обществе.


1.Организационный момент

Слайд 2

- Прозвенел звонок, а это значит, нам пора начинать урок.

Что ждёте от урока?

Итак, мы отправляться за новыми знаниями.


  1. Работа с текстом сказки до чтения.

с. 128. – Кто автор этого произведения?

- Ребята, посмотрите на эту выставку.

Здесь собрана маленькая частичка книг, которые написал  В. Берестов.

- Кто знаком с произведениями Валентина Берестова? Надеюсь, что после работы над произведением «..» вам захочется прочитать и другие его произведения.

Прочитайте название.

- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Каким словом можно закончить фразу «Честное гусеничное….. («слово»)

– Можете ли вы по названию определить героя этого произведения?

гусеница

- О чем  может идти речь в произведении с таким названием?


  1. Рассмотрите картинку к этому произведению. Не изменилось ли ваше мнение?

девочка бабочка

ЦЕЛИ: Узнать…

  1. Попробуйте определить, к какому литературному жанру относится этот текст. Докажите.

Сказка рассказ

Определить….

Выделить…


Проблемная ситуация

– Итак, наши мнения разделились. По названию сказки мы предположили, что главным героем является – гусеница, а по иллюстрации – главный герой – девочка. Одни сказали, что это сказка. Другие – рассказ.

- Как можно узнать, кто из вас прав? (прочитать)

-Давайте прочитаем текст. (Стр. 128)


  1. Работа с текстом во время чтения.


Чтение сказки детьми вслух (учитель комментирует, помогает ребятам вести диалог с автором).

Образец чтения:

Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Почему Гусеница смотрела на себя в каждую каплю росы? (Считала себя красивой, любовалась собой, глядя в каплю росы)

До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, (Чему радовалась Гусеница? (Своей красоте: «До чего ж я хороша!») А вы согласны с Гусеницей? с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть ней две золотые полоски. (Ребята, как вы думаете, автору нравится Гусеница? Как её описывает автор? (Да, О ней пишет ласковыми словами: рожица, спинка, полоски.)

  • Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Чего было жаль Гусенице? Чему она огорчалась? (Что никто не замечает её красоты.)

Но однажды ей повезло (???Что же могло случиться однажды?), по лугу ходила девочка и собирала цветы. Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать. (???К аких слов ждала Гусеница от девочки? (восхищения.)Каким образом Гусеница решила привлечь внимание девочки? 

А девочка увидела её и сказала:

  • Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно!(Оправдались ожидания гусеницы?)

Ах так! - рассердилась Гусеница. (Почему рассердилась Гусеница? (Ей не понравились слова девочки, она сильно обиделась, что не оценили её красоту.) Согласны ли вы с девочкой?

- Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, не при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (??? Что решила Гусеница? (Что её больше никто, никогда, нигде не увидит.))

Дал слово - нужно его держать, даже если ты Гусеница. Согласны ли вы с этими словами автора?

И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. (Как вы думаете, почему так высоко забиралась Гусеница? (Пряталась ото всех в укромное место.) Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. ???(Что стала делать Гусеница, найдя укромное местечко для себя?(Стала обматываться) Кто был внимательным и заметил, какие слова автора помогают понять нам его отношение к Гусенице и вообще к природе? (Слова подобрал нежные: веточка, сучок, ниточка, брюшко. Автор сочувствует Гусенице, ему её жаль)

Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Что сделала Гусеница? (Кокон.) А кто из вас знает, что такое кокон? (Кокон – это оболочка из шёлковой нити, в которой гусеница превращается в куколку.) Слайд 5

- Уф как я устала! - вздохнула Гусеница. (Легко ли было Гусенице? Как она об этом говорит? («Как я устала!»)

- Совершенно замоталась. (объясните, как вы понимаете это слово). Когда мы так говорим? (Сильно устали. Нитками замотались)

В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. (Что сделала Гусеница в коконе? (Уснула)

Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Почему проснулась Гусеница? (У неё чесалась спинка.)Вы догадались, что происходит с Гусеницей?) Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона.(Зачем она это делала?)

Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. Но падала она как-то странно - не вниз, а вверх. (Гусеница полетела вниз?(нет) Что было странного в её падении? (Падала вверх, не вниз.)

И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. (Кого увидела Гусеница на том же самом лугу? (Девочку)

«Какой ужас! - подумала Гусеница. (Что привело в ужас Гусеницу? )

Пусть я не красива, это не моя на, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» О чём она подумала? (стыдно, что не сдержала обещания и все теперь её будут считать обманщицей)

И Гусеница упала в траву. (Что случилось с Гусеницей? (Она упала в траву.)

А девочка увидела её и сказала: (???Как вы думаете что сказала девочка?)

Какая красивая!

Вот и верь людям, - ворчала Гусеница. (Почему Гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в Бабочку.)

  • - Сегодня они говорят одно, а завтра - совсем другое.

На всякий случай она погляделась в каплю росы. (???Какой увидела себя Гусеница в капле росы?) 

Что такое? Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья. (Что же произошло с Гусеницей?

  • Ах вот что! - догадалась она. - Со мной произошло чудо. Самое, обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает.

И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала. (Почему так легко и весело закружилась Бабочка над лугом? (Гусеница поняла, что она не нарушила  честного  гусеничного слова, став бабочкой, а честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.)


– К какому жанру мы отнесём это произведение?

- Кто герой этой сказки?

- Почему слово Гусеница написано с заглавной буквы?

- Автор использовал литературный прием (Олицетворение - вид метафоры, перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами).


  1. Физминутка

Утром бабочка проснулась.     
Потянулась, улыбнулась.       
Раз – росой она умылась.    
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.
А на пять – на место села

Чтение по ролям

_- Но чтобы читать по ролям, нужно понять каких героев представляем, какой у них характер и т.д.

Расту червячком, питаюсь листком.

Себя обмотаю, потом засыпаю.

Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.

Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.

- Кто это? (Гусеница, куколка и бабочка.)

Распределите слова загадки под картинками.

-вспомните, какой была главная героиня произведения. Дайте правильную характеристику героине на каждом из её этапов жизни.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ

Оцените чтение ребят

- Какую самую главную мысль вы «прочитали между строк» в сказке? (Задание 3 в тетради с. 49). Слайд

- Да, природа способна творить чудеса. Просто надо быть внимательными, чтобы увидеть эти чудеса.

- Вы все знали, что из гусениц вырастают бабочки? А как красиво В.Берестов - художник слова вам еще раз показал это чудо. Кто из вас помнит знаменитую сказку Г.-Х. Андерсена, в которой тоже происходит чудесное превращение? (Слайд 21. «Гадкий утенок»).

- А как же быть с «честным словом» (слайд 22)? Оправдались ваши предположения, сделанные в самом начале урока? Наша героиня совершила плохой поступок? Кто - то пострадал от того, что Гусеница не сдержала свое «честное гусеничное слово»?

- Кому из вас захотелось ещё почитать рассказы и сказки  В. Берестова?


VI. Домашнее задание.

1 группа (высокий уровень)Творческое задание. Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения (зерно в торт, дерево в дом, вода в ледяные фигурки, семя в цветок и т.д.)

2 группа Перечитать сказку, нарисовать «портреты» героини к каждой части, подписать их словами из текста.


- Скажите, важны ли были знания, полученные на этом уроке, для построения отношений с другими людьми?

- Расскажите, в какой жизненной ситуации они могут пригодиться?

- Предлагаю вам написать цифровой диктант. Вы видите, на слайде записаны черты характера человека.

- Я читаю ситуацию из жизни, а вы записываете номер, который вы выберите для ответа.


        1. Витя шёл домой. Вдруг он увидел большую собаку, которая лаяла на девочку из соседнего дома. Витя очень испугался и спрятался в ближайший подъезд. (4)

        2. Когда мама пришла с работы, Света рассказала ей, что это она нечаянно вымазала скатерть на столе. (1)

        3. Маленький братик показал Даше свой рисунок. Он был очень доволен своей работой. Даша похвалила братика. Девочка знает, что, когда братишка подрастёт, она научит его рисовать ещё лучше. (3)

        4. Папа рассказывает Коле, как нужно правильно  держать гвоздь и молоток. Но Коля не слушает папу, он уверен, что всё делает правильно и в советах не нуждается. (5)

        5. Ученики 3 класса всегда здороваются  со всеми взрослыми в школе, говорят спасибо всем работникам столовой, уступают место девочкам. (2)

Слайд 11

- Друга с какими чертами характера вы хотели бы иметь?

Слайд 12

- Прочитайте пословицу: Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.

- Для чего я вам напомнила об этой пословице?


  1. Рефлексия

  2. Домашнее задание.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Петрова Наталья Валерьевна

Дата: 02.11.2015

Номер свидетельства: 246920

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ "ЧУДЕСА ВОКРУГ НАС" "
    ["seo_title"] => string(60) "konspiekt-uroka-litieraturnoie-chtieniie-chudiesa-vokrug-nas"
    ["file_id"] => string(6) "192541"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427469370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства