Урок литературного чтения. В. Берестов. Честное гусеничное
Урок литературного чтения. В. Берестов. Честное гусеничное
Урок литературного чтения во 2 - м классе по теме "Чудеса вокруг нас" (В. Берестов. Честное гусеничное.) предполагает реализацию следующих целей: 1. Формировать умение вести диалог с автором в процессе совместного чтения текста учителя с детьми.2. Формировать правильное. осознанное выразительное чтение вслух. 3. Учить формулировать главную мысль текста, соотносить основную мысль и заглавие текста. 4. Развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные учебные действия. 5. Развивать творческое воображение. внимание. 6. Воспитывать бережное отношение к природе. Тип урока: изучение нового материала. На уроке используется технология продуктивного чтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формировать умение формулировать основную мысль текста, соотносить основную мысль и заглавие текста.
Развивать познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные учебные действия. Формировать умение вести диалог с автором в процессе совместного чтения
Развивать творческое воображение, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок, он позвал нас на урок.
Поработаем дружно вместе, друзья, - вы и я.
2. Работа с текстом сказки до чтения.
1. Чтение загадки (текст написан на доске).
Расту червячком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это? (Гусеница, куколка, бабочка.) Слова отгадки напечатаны на карточках и по мере отгадывания крепятся на доску.
- Представьте себе, что гусеница умеет говорить. Какое по жанру произведение мы будем читать? (Сказку.)
2. Чтение заглавия и фамилии автора.
- Какое интересное заглавие, так хочется его закончить. Добавьте подходящее по смыслу слово. (Это «слово»)
- Кто так мог сказать? (Гусеница.)
3. Задание 1 в рабочей тетради по литературному чтению, стр. 49.
4. Рассматривание иллюстрации в учебнике , стр. 128.
- О какой героине узнали? (О гусенице.)
- Где же тут гусеница? (Превратилась в бабочку.)
- Предположите. Чем бы могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что….» (Предположения ребят.)
3. Работа с текстом во время чтения.
-Прочитаем текст, проведём диалог с автором и проверим наши предположения.
1. Чтение сказки детьми вслух. (учитель комментирует, помогает детям вести диалог с автором.)
- Как же закончила фразу – клятву гусеница?
- Давайте ещё раз прочитаем текст и проживём обиду и радость гусеницы.
Физ. минутка. Спал цветок и вдруг проснулся, больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся, бабочка кружит и вьётся.
2. Прочитывание – размышление вслух по абзацам.
1, 2 – й абзацы:
- Чему радовалась гусеница? Какая она?
- Согласны ли вы с её мнением?
- О чём сожалела гусеница? ( Что никто не замечает её красоты.)
3, 4 – й абзацы:
После чтения предложения «Но однажды ей повезло»:
- В чём выразилось это везение? (Её увидели.)
- Что ожидала услышать гусеница?
- Что испортило настроение гусеницы?
- Ка вы думаете, почему?
- Согласны ли вы с девочкой?
- Что решила гусеница?
5 – 7 й абзацы:
- Как гусеница держала слово? (Она решила спрятаться в кокон.)
- Легко ли было сделать кокон?
- Каким словом играет писатель?
- Что имела в виду гусеница, говоря, что она совершенно замоталась? (Устала, утомилась и замотала себя шёлковой ниткой; она могла употребить это слово в прямом и переносном смысле.)
8 – 10 – й абзацы:
- Что происходило с гусеницей в коконе?
- Как она выбралась из кокона?
С 11 абзаца до конца:
- Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей?
- Почему гусеница не сразу поверила девочке? (Она ещё не знала, что превратилась в бабочку.)
- Какой увидела себя гусеница в капле росы?
- Используя слова текста, опишите главную героиню сказки.
- О чём вы узнали из этой сказки?
- А кроме превращения гусеницы в бабочку?
- Что вы узнали вообще о жизни? (Чудеса вокруг нас.)
4. Работа с текстом после чтения.
1. Воспроизведение прочитанного текста по ключевым словам.
- Задание: дописать ключевые слова текста (задание 4 в рабочей тетради, стр. 49.)
2. Формулирование главной мысли (задание 3 в рабочей тетради, стр. 49.)
3. Заключительная беседа.
- Прочитайте самые последние слова бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»?
- Где вы уже встречали эти слова? (Так называется раздел. Возможно, авторы книги взяли строчку из этой сказки для названия раздела.)
- Как вы думаете, почему?
4. Рассказ учителя о писателе. (Портрет писателя, сборники его стихотворений.)
5. Итог урока.
- Как в природе всё живое относится к самому себе?
- Как окружающие должны вести себя в подобных ситуациях?
- Ответы на вопросы учебника стр. 130.
- Закройте глаза и нарисуйте в своём воображении бабочку, которую вы увидели в сказке.
- Какому человеку открываются красота и чудеса природы?
Просмотр мини – фильма « В мире бабочек
6.Домашнее задание: перечитать сказку и выполнить задание 2 стр. 49 в рабочей тетради; творческое задание: нарисовать бабочку и написать 2 – 3 предложения о том, что чувствует бабочка порхая над лугом.