Урок литературного чтения
2 класс
Тема: Чудеса вокруг нас
Цель: Формировать осознанное чтение произведения.
Задачи:
- Систематизировать и расширять сведения об авторе произведения;
- Формировать умение определять тему и главную мысль произведения;
- Обогащать словарь учащихся;
- Формировать умения использовать приобретенные знания в практической деятельности;
- Развитие умения работать в группе;
- Создание условий для повышения познавательного интереса через интеграцию литературы и окружающего мира.
Ход урока.
Ι. Актуализация знаний.
1. Проверка домашнего задания.
- Дома вы рисовали свою мечту о чудесах. Каждый из вас мечтает о своем чуде, для каждого чудом является что-то свое. Посмотрите, что у нас получилось. На перемене мы обязательно послушаем каждого, зададим вопросы, поделимся впечатлениями. Вы все молодцы, похлопаем себе! А пока, не теряя ни минуты драгоценного времени, продолжаем наш урок.
На доске запись: Самое обыкновенное чудо.
- Прочитайте запись с доски. Знакома ли она вам? (название раздела)
- На самом первом уроке данного раздела мы с вами говорили, что может быть самым обыкновенным чудом. Чего ждете от сегодняшнего урока?
II. Развитие умений.
1. Работа с текстом до чтения. Цель: развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации, фамилии автора (т. е. развитие умения антиципации – предвосхищения, предугадывания предстоящего чтения).
Чтение загадки.
- Отправляемся за новыми чудесами и начинаем с загадки. (слайд)
Расту червяком, питаюсь листком.
Себя обмотаю, потом засыпаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но вдруг оживаю, свой дом покидаю.
- Кто это?( гусеница, куколка, бабочка) (появляются картинки)
- Почему три отгадки? (стрелки)
-Как это может быть связано с нашим сегодняшним уроком?
Чтение заглавия и фамилии автора.
- Прочитайте фамилию автора (В. Берестов)
- Что мы знаем о В. Берестове? (Поэт, писал стихи о природе, любил природу)
-Можем предположить, о чем будем сегодня читать? (о природе)
- Взгляните на само произведение, которое будем читать. Что заметили?
(это не стихи, это произведение в прозе)
- Какой вывод можем сделать? (В. Берестов писал не только стихи, по и прозу)
- Прочитайте заглавие. Что теперь можете сказать? (Связь с заглавием)Если бы в конце заглавия стояло многоточие, то что могли бы сделать с заглавием? (продолжить)
- Давайте попробуем (Честное гусеничное слово)
- Как можно сказать по-другому, что делает гусеница? Подсказки ищите вокруг себя.: дает честное слово – обещает – клянется
- Кто дает честное слово? (гусеница)
- Гусеница дает честное слово, можете ли догадаться, какое произведение по жанру будем читать? (сказку) Почему? (только в сказке гусеницы могут говорить)
Рассматривание иллюстрации.
- Кто изображен на иллюстрации? (бабочка и девочка)
- А где же гусеница? (превратилась в бабочку)
- Судя по заглавию, гусеница дает честное слово. А кому из вас приходилось давать честное слово?
- Кому?
- Легко ли давать обещание?
-А легко ли его сдержать?
-Какие же вопросы возникают у вас по заглавию?
1. Какое обещание дает гусеница?
2. Кому дает обещание гусеница?
3. Сдержит ли гусеница свое слово?
- Что нужно сделать, чтобы ответить на возникшие вопросы?
- Какую цель поставим перед собой до того, как начнем читать? (ответить на вопросы)
2. Работа с текстом во время чтения.
Цель: достижение понимания текста на уровне содержания.
- Чтение сказки вслух.
- Читаем текст, ведем диалог с автором.
Валентин БЕРЕСТОВ
Честное гусеничное
Гусеница считала себя очень красивой и не пропускала ни одной капли росы, чтобы в неё не посмотреться. (Кто считает гусеницу красивой? Каким качеством она обладала?) самоуверенная
— До чего ж я хороша! — радовалась Гусеница, с удовольствием разглядывая свою плоскую рожицу и выгибая мохнатую спинку, чтобы увидеть на ней две золотые полоски. (Представили? Вам она кажется красивой?) — Жаль, что никто-никто этого не замечает. (Как вы думаете, почему?) неприметная
Но однажды ей повезло.(Что же могло случиться однажды? Ваши предположения) По лугу ходила девочка и собирала цветы. (Вот что случилось, она встретила человека)Гусеница взобралась на самый красивый цветок и стала ждать.(. В чем была уверена гусеница?)А девочка увидела её и сказала:
— Какая гадость! Даже смотреть на тебя противно! (Ожидала ли гусеница такой реакции? Чего она ждала?)
— Ах так! — рассердилась Гусеница. — Тогда я даю честное гусеничное слово, что никто, никогда, нигде, ни за что и нипочём, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах больше меня не увидит! (Серьезное обещание дает гусеница)
Дал слово — нужно его держать, даже если ты Гусеница. (Согласны со словами гусеницы?) И Гусеница поползла на дерево. Со ствола на сук, с сука на ветку, с ветки на веточку, с веточки на сучок, с сучка на листок. Вынула из брюшка шёлковую ниточку и стала ею обматываться. Трудилась она долго и наконец сделала кокон. (Какой предстает перед нами гусеница?) трудолюбивая
— Уф как я устала! — вздохнула Гусеница. — Совершенно замоталась. В коконе было тепло и темно, делать больше было нечего, и Гусеница уснула. Проснулась она оттого, что у неё ужасно чесалась спина. (Вы догадались, что происходит с гусеницей?)Тогда Гусеница стала тереться о стенки кокона. Тёрлась, тёрлась, протёрла их насквозь и вывалилась. (Каким качеством обладала наша героиня?) терпеливая Но падала она как-то странно — не вниз, а вверх. (Почему она так странно падает?)
И тут Гусеница на том же самом лугу увидела ту же самую девочку. «Какой ужас! — подумала Гусеница. — Пусть я не красива, это не моя вина, но теперь все узнают, что я ещё и обманщица. Дала честное гусеничное, что никто меня не увидит, и не сдержала его. Позор!» И Гусеница упала в траву. (Как вы думаете, что произойдет дальше?)
А девочка увидела её и сказала:
— Какая красивая! (Какой увидела девочка теперь нашу героиню?) красивая
— Вот и верь людям, — ворчала Гусеница. — Сегодня они говорят одно, а завтра — совсем другое. (Гусеница догадывается, в кого она превратилась?)
На всякий случай она погляделась в каплю росы. Что такое? (Автор задает вопрос. Как бы вы ответили на вопрос автора?)Перед ней незнакомое лицо с длинными-предлинными усами. Гусеница попробовала выгнуть спинку и увидела, что на спинке у неё появились большие разноцветные крылья.
— Ах вот что! — догадалась она. — Со мной произошло чудо. Самое обыкновенное чудо: я стала Бабочкой! Это бывает. (Хвастается ли своей красотой бабочка? Стала ли зазнаваться? Каким она качеством обладает?) скромная
И она весело закружилась над лугом, потому что честного бабочкиного слова, что её никто не увидит, она не давала.
Получилась схема:
Гусеница Кокон Бабочка
самоуверенная
трудолюбивая красивая
неприметная терпеливая скромная
3. Работа с текстом после чтения. Цель: достижение понимания на уровне смысла (понимания основной мысли, подтекста — «чтение между строк»)
-Давайте посмотрим, как преображается наша героиня на протяжении сказки. Из гусеницы она превращается в кокон, а из кокона в бабочку.
- Как выглядела наша героиня, когда была гусеницей?
- Изменилась ли она в конце сказки? Как?
- А как меняется ее внутренний мир?
- Как вы думаете, благодаря каким качествам она смогла измениться?
-Прочитайте последние слова бабочки. Что она называет «самым обыкновенным чудом»?(то, что она стала бабочкой)
- Где мы уже встречались с этими словами?(так называется наш раздел)
-Где происходят эти чудесные превращения? (в природе)
- Что вы сейчас можете назвать самым обыкновенным чудом? (природа способна творить чудеса)
- Прочитаем вместе.
- Вспомним, какие вопросы мы задавали до чтения сказки.
-Как мы ответим на них сейчас, после чтения?
- Что можем рассказать теперь о В. Берестове?
Физминутка.
- Давайте с вами превратимся в бабочек и будем порхать.
4. Творческая работа. Цель: продолжить обучение детей работать в группе
- Оказывается, если внимательно присмотреться, то можно заметить, что чудеса происходят вокруг нас постоянно. Сейчас мы с вами в этом убедимся. Предлагаю вам поработать в группах.
- Какое задание вы можете предложить?
1 группа – зерно в торт
2 группа – дерево в дом
3 группа – вода в ледяные фигурки
4 группа – овечка в варежку
- Бабочка совершила чудесное превращение благодаря труду и терпению. А благодаря чему происходили ваши превращения? (благодаря труду человека)
ΙΙΙ. Итог. Цель: способствовать формированию рефлексии.
- В начале урока вы
- Как вы думаете, могут ли подобные превращения происходить с характером человека? Попробуйте сочинить свою историю чудесного превращения человека. А может быть вы найдете еще какие-нибудь чудесные превращения вокруг себя.
Все ждали каких-то новых чудес. Оправдались ли ваши ожидания?
- Кто сделал открытие для себя?
-Кого произведение заставило удивляться?
- Оцените свою работу на уроке с помощью цветных кружочков.
ΙV. Домашнее задание.