Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. В.Берестов "Честное гусеничное" 2 класс»
Урок литературного чтения во 2-м классе («Школа - 2100»)
Тема: В. Берестов «Честное гусеничное»
Цель: развитие наблюдательности, понятия, что для счастья нужна красота; лишенные возможности видеть красивое – лишены счастья;
воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красивое в самом обычном;
расширение и пополнение знаний детей о бабочках - символе красоты;
совершенствование навыков чтения.
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
а) чтение по ролям;
б) творческие работы («Розы и шипы», «Огонь и вода», «Море и звезды»);
в) рефераты и сообщения о морских жителях.
2. Введение в тему урока
а) грамматическая арифметика:
гусь - ь + енот - от + лисица - лис = гусеница
б) загадки
Расту червяком, питаюсь листком,
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу,
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю.
Волосата, зелена, в листьях прячется она.
Хоть и много ножек, бегать все равно не может.
Шевелились у цветка все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел!
гусеница куколка бабочка
в) работа перед чтением текста
- Кто это? Представьте, что гусеница умеет говорить.
- Какое по жанру произведение будем читать? (сказку)
- Как можно продолжить название сказки? Добавьте подходящее по смыслу слово.
- Кто так мог сказать?
г) работа в тетрадях на печатной основе (стр. 49 № 1).
д) работа с иллюстрацией к тексту
- О какой героине мы узнали?
- Где живут гусеницы?
е) прогнозирование
- Предположите, чем могла закончить клятву гусеница: «Честное гусеничное слово, что …?»
3. Работа над текстом.
а) первичное восприятие текста (чтение по цепочке)
б) беседа
- Как закончила клятву гусеница?
- На кого она рассердилась?
в) чтение – рассуждение
- Чему радовалась гусеница? Какая она?
- О чем сожалела гусеница?
- В чем ей однажды повезло?
- Что ожидала она услышать? А что услышала?
- Обрадовали ли ее слова девочки? Согласны ли вы с девочкой?
- Что решила гусеница?
- Как гусеница держала слово?
- Легко ли было ей сделать кокон?
- Как она трудилась? (замоталась – игра слов)
- Что происходило с гусеницей в коконе?
- Почему она падала «вверх»?
- Почему девочка восхищалась бывшей гусеницей?
- Почему гусеница не поверила девочке?
- Какой увидела себя в капле росы гусеница?
- О чем, кроме превращений гусеницы в бабочку, вы узнали из сказки?
4. Деление сказки на части(тетрадь, стр. 49, № 2).
- Разделите так, чтобы части соответствовали загадке – отгадке:
гусеница куколка бабочка
5. Формулирование главной мысли сказки(тетрадь, стр. 49, № 3).
- Прочитайте самые последние слова бабочки.
- Что она называет «самым обыкновенным чудом»?
- Где вы уже встречали эти слова?
Как много чудес у нас в природе! Надо быть внимательнее и добрее, чтобы они тебе открылись. Сказка В. Берестова по идее напоминает сказку Андерсена «Гадкий утенок».
6. Экскурс в науку.
В мире 140 000 видов насекомых, 4 000 – зверей, 8 600 видов птиц. 200 видов насекомых России внесены в Красную книгу, находятся под угрозой исчезновения. Половина – бабочки!
Самая крупная бабочка живет в лесах Бразилии. Размах ее крыльев – 30 см. Самая крупная бабочка России – большой ночной павлиний глаз. Размах ее крыльев – 15 см.
Молодость бабочки – гусеница. Гусеница растет, за месяц удлиняясь в 30 раз, увеличиваясь в массе в 10-14 тыс. раз! У гусеницы 4 линьки.
Петр I увлекался коллекционированием гусениц и бабочек.
1 января 1981 года в нашей стране вышел «закон об охране и использовании животного мира». Новый закон взял под защиту и бабочек. Собирать бабочек могут только ученые – цитологи в научных целях.
7.Домашнее задание.
а) чтение сказки по ролям
б) нарисовать портреты героини, подписав словами из текста
в) буриме
8. Итог урока.
Для счастья человеку, кроме прочего, нужна красота. Не может быть счастливым человек, лишенный возможности видеть красивое. Значит, людям всегда будут нужны бабочки. Это ведь не просто красота, это нечто большее – символ красоты!