Основные цели:
*Развитие умения читать выразительно, целыми словами, анализировать содержание текста по вопросам; выделять главную мысль;
*Совершенствование мыслительной деятельности: операции обобщения, сравнения;
*Подбор смысловых пар; установление причинно-следственных связей;
*Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель
Ход урока:
Рисунки детей к стихотворению С.Есенина «Береза»
Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
План урока:
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Береза»
3. Вступительная беседа.
4. Сообщение темы урока.
Уменья, навыки и знания
Показать вы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
Итак, я тему предлагаю
И план урока открываю.
Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.
Прежде чем начать ее читать, давайте вспомним, какие бывают сказки:
С чего начинается каждая сказка:
Зачин – начало сказки.
В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.
(На экране зачин сказки из фильма «Морозко».)
Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Пример:
Стали себе жить – поживать да добра наживать.
Сказке – конец, а мне меду корец.
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова.
Начало читает учитель, потом три ученика.
6. Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Запомните эти слова.
7. Фронтальная беседа после чтения сказки.
-Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
-Как жилось дочке старика?
-Почему старик повез свою дочь в лес?
-Почему Морозко пожалел девушку?
-Почему старуха отправила свою дочь в лес?
-Чему же учит нас сказка?
– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
Составление диаграммы Венна
ПАДЧЕРИЦА
ЛЕНИВИЦА
Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?
И что она получила от Морозко?
А какая была старухина дочь? И что она получила?
Инсценировка сказки.
Ведущий : В одном селе старик и баба жили
И дочерей двоих они растили.
Одна— дочь старика была родная,
Для бабки же родной была вторая.
Красива, скромна старика была дочь,
И всем и всегда торопилась помочь.
О трудолюбии ее в деревне знали
И даже рукодельницей прозвали.
Выходят Рукодельница, собака, кот.
Рукодельница садится на лавку – вяжет, кот и собака рядом
Ведущий : И бабкина дочь была тоже красива,
Но так уж сложилось— уж очень ленива.
Она никому помогать не хотела,
С утра и до ночи без дела сидела:
И нет тут совсем никакого секрета—
Ленивицей, люди прозвали за это.
Выходит Ленивица, потягивается, зевает.
Ленивица:
На тебя весь день смотрела,
Как мне это надоело!
У тебя все без труда
Получается всегда!
Хвалят все, твердят: «Как дивно!»
Даже слушать мне противно!
Ленивица садится, отворачивается. Выходит бабка.
Бабка.
Не плачь, моя красавица!
Не плачь, моя душенька!
Я кое-что придумала,
Иди ко мне послушай-ка!
(Шепчутся.)
Ведущий : Так сильно падчерицу бабка не любила,
Что без конечно придиралась и пилила.
И решила она с доченькой-бездельницей
Все ж избавится от бедной рукодельницы.
Бабка.
За дровами в лес бы ты сходила,
Да потом бы печку растопила.
Рукодельница.
Да что вы, маменька, ведь дров полным-полно,
Мы заготовили их с батюшкой давно.
Ленивица.
Иди же, иди! По быстрей собирайся!
Но только без хвороста не возвращайся.
Рукодельница набрасывает платок и уходит в лес.
Бабка
Ну, вот, и славненько
Ведущий : Вытолкали девочку за дверь,
Чтоб встретился в лесу ей дикий зверь.
Бедняжка не могла сопротивляться…
Пришлось ей в путь-дорожку собираться.
Ведущий : И в лес дремучий Рукодельница вошла.
Бродить устала, к старой елке подошла.
Присела на пенек, вздохнула тяжко,
Поежилась от холода, бедняжка!
И замерзать совсем уж стала…
Да песню вдруг внезапно услыхала.
Музыка «В лесу родилась елочка»
Морозко: обходит елки.
Ну, здравствуй, красна-девица!
Рукодельница.
Здоров будь ты, Морозушко!
Морозко :
Не мерзнешь ли ты, девица?
Рукодельница.
Да нет, тепло, Морозушко!
Морозко.
А что же ты в лесу зимой искала?
Рукодельница.
Да мачеха за хворостом послала.
Морозко.
Одну? В дремучий лес? В такой мороз?
Что это—шутка?! Или ты всерьез?
Тебе без помощи моей не обойтись!
Немного для меня лишь потрудись!
Рукодельница.
Готова просьбу твою с радостью услышать!
Что надо сделать?
Морозко
Да платочек вышить!
Рукодельница.
Платочек вышью дивной красоты!
Уверена, доволен, будешь ты! (начинает вышивать)
Рукодельница.
Морозко, вот платочек.
Морозко.
Спасибо, Рукодельница-красавица.
Платочек просто чудо! Как мне нравится.
Спасибо! Удружила! Подарок ты, конечно, заслужила!
Ведущий : Старикова дочка дорогие подарки везет.
А старухину дочку никто замуж не берет.
Бабка.
Кыш!!! Ишь, что придумали!
Выходит Рукодельница.
Бабка.
В нарядах вся! Я прям умру от злости,
Как будто бы не в лес ушла, а в гости!
Ленивица.
Ой, маменька! ну как же! Это что же!
Таких подарков хочется мне тоже!
Меня бы в лес ты проводила поскорее,
Наряды получу уж я покрасивее.
Бабка надевает платок, шубку на Ленивицу и отправляет в лес, сидит, ест
Ленивица.
Вот холодина! Вся окоченела!
Коль не подарки—дома бы сидела!!!
Появляется Морозко.- Музыка в лесу родилась елочка
Морозко
Здравствуй, здравствуй, девица!
Здравствуй, раскрасавица!
А хорошо ль в лесу зимой?
Ленивица.
Мне не терпится домой!
Ты мне дай подарков тоже,
Да по краше, по дороже.
Морозко.
Что же хочется тебе?
Ленивица.
Бус, колечек в серебре,
Платьев, шубку, рукавицы,
Да, побольше, чем сестрице.
Морозко.
Ты подарки заслужи,
Снегурке шарф скорей свяжи.
А что б было побыстрей
Дам в подмогу птиц, зверей.
Ленивица.
Да в своем ли ты уме?
Я вязать- то не умею!
Сам свяжи коли охота,
Не моя это забота!
Хватит! Я устала, так и знай!
Быстро мне подарки подавай!
Морозко.
Раз ты о гостинцах затужила,
Ты получишь все, что заслужила!
Уходят, Ленивица с сундуком.
Бабка.
Дочки долго нету что-то,
Вот прибавилось заботы!
А может так подарков много,
Что нужна сейчас подмога.
Появляются Ленивица и Морозко.
Ленивица.
Уморилась! Прям аж жарко!
Принесла сундук подарков.
(открывает сундук)
ну, дела!
Да, что же это?
Ведь подарков вовсе нету!
Морозко.
Нет подарков там богатых?
По работе и оплата!!!
Бабка.
Как сумел так поступить?!?
Морозко.
Ну-ка, хватит голосить!
А не то не пощажу!
Заморожу! Застужу!
Рукодельница.
Морозко! Ты уж не сердись!
И на них сейчас не злись.
Надо им исправиться,
Чтоб тебе понравиться.
Ленивица , Бабка:
Обещаем, лучше стать.
Шить, готовить, убирать!
Обещаем стать добрее,
Веселее и милее.
Морозко.
Так и быть, я вам поверю,
Через год приду, проверю.
Обманули— застужу!
Ни за что не пощажу.
9. Выделение главной мысли.
Как вы думаете, по заслугам они получили?
Так давайте же сделаем вывод. Какова основная мысль этой сказки?
Добро вознаграждается, а зло наказывается.
10. Итог урока.
– Что мы сегодня делали?
– Что запомнилось?
– Какие новые слова мы с вами узнали?
11. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение сказки и небольшой рассказ: как вы представляете себе падчерицу и старухину дочь (можно сделать рисунок).