*Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель
Ход урока:
Рисунки детей к стихотворению С.Есенина «Береза»
Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
План урока:
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Береза»
3. Вступительная беседа.
4. Сообщение темы урока.
Уменья, навыки и знания
Показать вы всем должны,
Результаты всех ответов
Очень для меня важны.
Итак, я тему предлагаю
И план урока открываю.
Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.
Прежде чем начать ее читать, давайте вспомним, какие бывают сказки:
С чего начинается каждая сказка:
Зачин – начало сказки.
В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.
(На экране зачин сказки из фильма «Морозко».)
Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Пример:
Стали себе жить – поживать да добра наживать.
Сказке – конец, а мне меду корец.
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова.
Начало читает учитель, потом три ученика.
6. Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Запомните эти слова.
7. Фронтальная беседа после чтения сказки.
-Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
-Как жилось дочке старика?
-Почему старик повез свою дочь в лес?
-Почему Морозко пожалел девушку?
-Почему старуха отправила свою дочь в лес?
-Чему же учит нас сказка?
– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
Составление диаграммы Венна
ПАДЧЕРИЦА
ЛЕНИВИЦА
Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?
И что она получила от Морозко?
А какая была старухина дочь? И что она получила?
Инсценировка сказки.
Ведущий : В одном селе старик и баба жили
И дочерей двоих они растили.
Одна— дочь старика была родная,
Для бабки же родной была вторая.
Красива, скромна старика была дочь,
И всем и всегда торопилась помочь.
О трудолюбии ее в деревне знали
И даже рукодельницей прозвали.
Выходят Рукодельница, собака, кот.
Рукодельница садится на лавку – вяжет, кот и собака рядом
*Развитие речи учащихся, обогащение и уточнение словаря.
Оборудование: телевизор, DVD-проигрыватель
Ход урока:
Рисунки детей к стихотворению С.Есенина «Береза»
Иллюстрации к русской народной сказке “Морозко”;
План урока:
1. Орг.момент.
2. Проверка домашнего задания.
Чтение наизусть стихотворения С.Есенина «Береза»
3. Вступительная беседа.
4. Сообщение темы урока.
Уменья, навыки и знания Показать вы всем должны, Результаты всех ответов Очень для меня важны. Итак, я тему предлагаю И план урока открываю.
Сегодня мы читаем с вами русскую народную сказку “Морозко”.
Прежде чем начать ее читать, давайте вспомним, какие бывают сказки:
С чего начинается каждая сказка:
Зачин – начало сказки.
В нем указывается место действия, которое всегда неопределенно, перечисляются действующие лица.
(На экране зачин сказки из фильма «Морозко».)
Концовка или развязка. Это благополучное решение тяжелой задачи возвращения домой, всегда завершаются шумным пиром, на котором иногда присутствует и сам рассказчик.
Пример:
Стали себе жить – поживать да добра наживать.
Сказке – конец, а мне меду корец.
Я там был, мед – пиво пил, по усам текло, да в рот не попало.
Приготовили карандаши, отмечаем непонятные слова.
Начало читает учитель, потом три ученика.
6. Словарная работа.
Какие слова были непонятны, кроме тех, что написаны на доске?
– Мачеха – не родная мать.
– Падчерица – не родная дочь.
– Затужил, заплакал – опечалился.
– Озноб – замерзла до дрожи.
– Окостенеть – замерзнуть до смерти.
– Сжалился – пожалел.
– Короб – круглая коробка, сделанная из бересты.
– Рогожа – грубая ткань, сплетенная из лыка.
– Заголосила – громко закричала, заплакала.
Запомните эти слова.
7. Фронтальная беседа после чтения сказки.
-Кто из героев вам больше всего понравился и почему?
-Как жилось дочке старика?
-Почему старик повез свою дочь в лес?
-Почему Морозко пожалел девушку?
-Почему старуха отправила свою дочь в лес?
-Чему же учит нас сказка?
– Найдите в сказке слова как жилось падчерице и старухиной дочери.
– Сравните, как вели себя в лесу падчерица и старухина дочь./Прочитайте/.
– Почему Морозко сжалился над падчерицей?
8. Сравнительная характеристика падчерицы и старухиной дочери.
Какие из этих слов можно отнести к падчерице, а какие к старухиной дочери?
Составление диаграммы Венна
ЛЕНИВИЦА
ПАДЧЕРИЦА
Добрая
Трудолюбивая
Вежливая
Ласковая
Терпеливая
Ленивая
Грубая
Вредная
Сварливая
Злая
Ребята, давайте обобщим, так какая же была падчерица?
И что она получила от Морозко?
А какая была старухина дочь? И что она получила?
Инсценировка сказки.
Ведущий : В одном селе старик и баба жили
И дочерей двоих они растили.
Одна— дочь старика была родная,
Для бабки же родной была вторая.
Красива, скромна старика была дочь,
И всем и всегда торопилась помочь.
О трудолюбии ее в деревне знали
И даже рукодельницей прозвали.
Выходят Рукодельница, собака, кот.
Рукодельница садится на лавку – вяжет, кот и собака рядом